Исследовательская работа «Храм Преображения Господня села Шумашь»


Районный конкурс по школьному краеведению
«Рязанская земля. История. Памятники. Люди»
Секция «Духовное наследие»
Тема «Храм Преображения Господня села Шумашь»
Категория: исследовательская работа
Научный руководитель: Горемыкина М.В.,
учитель русского языка и литературы
«Шумашская основная школа» филиал
муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Варсковская средняя школа»
 
Шумашь, 2016
Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc465706405 \h 31Из истории православных храмов на Руси PAGEREF _Toc465706406 \h 52История храма Преображения Господня с. Шумашь PAGEREF _Toc465706407 \h 8Заключение PAGEREF _Toc465706408 \h 11Список литературы PAGEREF _Toc465706409 \h 13Приложение PAGEREF _Toc465706410 \h 14
ВведениеТы войдёшь однажды в Божий храм,Не поняв, что это сердца зов.Без молитвы, без креста, но сам…Постоишь, не скажешь нужных слов.
Перед ясным образом ХристаТы свечу затеплишь: вдруг спасёт?Ты ещё не знаешь, что насталОбращенья к Богу твой черёд.
Долгим эхом в Небе прозвучалСамый важный шаг в твоей судьбе:Перед Богом чистая свечаВ тихом храме плачет о тебе.[8]
История Русской земли тесно связана с судьбой Русской Православной Церкви. Церковь всегда выступала помощником государства в вопросах духовности, морали и нравственности. Православные ценности издревле составляли духовную основу русского человека. Церковь способствовала воспитанию человека благочестивого, образованного, добропорядочного и трудолюбивого, искренне любящего свое Отечество. Ведь патриотические чувства начинаются с уважения к православным святыням.
В настоящее время идет возрождение церковной культуры. Восстанавливаются и реставрируются старые церкви, активно строятся новые. Это свидетельствует о том, что люди, пытаясь разрешить противоречия современной действительности, вновь обращаются к своим духовным истокам.
Каждый день по дороге в школу я прохожу мимо церкви Преображения Господня. Этот храм включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия. Однако это старинное здание сейчас находится далеко не в лучшем состоянии: штукатурка отваливается, кирпичи осыпаются, стены постепенно разрушаются. Но даже это не портит величественную красоту, присущую старинному православному храму нашего села. Меня, как и многих местных жителей, волнует его судьба, ведь Храм – это отображение духовно-нравственного состояния общества.
Именно поэтому я решил выбрать в качестве темы исследовательской работы историю храма Преображения Господня.
Объектом исследования является Преображенская церковь села Шумашь. В качестве предмета исследования рассмотрены историческая судьба храма в аспекте духовной ценности для современного человека.
Обращением к русским духовным основам и традициям обусловлена актуальность моего исследования.
Целью работы является изучение истории храма Преображения Господня в селе Шумашь, осмысления исторической значимости храма в жизни села и людей.
Для достижения выше обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
Осмыслить значение православных храмов на Руси;
Изучить историю села и проследить историю существования в нем храма;
Выявить особенности отношения жителей села к храму.
При написании работы мной были использованы материалы школьного музея, библиотеки им. М. Горького, а также интернет ресурсы.
В своей работе я предпринял попытку углубить свои знания об истории родного села и, пожалуй, самой знаковой его достопримечательности – храма Преображения Господня.
Из истории православных храмов на РусиПри написании этого параграфа я опирался на учебник «Православная культура России» православной гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского г. Новосибирска [7].
Храм являлся центром церковной жизни и православной культуры на Руси. Именно в храме послы великого князя Владимира убедились в красоте православия, а церковная служба стала для них верным свидетельством истинности православной веры [7].
Со времени Крещения Руси храмостроительство на нашей земле приобретает первостепенное значение. На месте будущего поселения, города в первую очередь создается церковь. В церковь на богослужение в воскресные дни и в великие церковные праздники приходили все или почти все жители села или города. В храме, как правило, совершалось крещение новорожденных, здесь же бывало венчание новобрачных, в храме отпевали умерших православных христиан. В храме также совершались проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь. Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческогобытия [7].
Поскольку храм на Руси занимал исключительное по важности место в жизни православного человека, то созданию и украшению храмов отдавалось все самое лучшее: лучшие силы, лучшие таланты,а также жертвовались наибольшие средства. Храм обычно строился на возвышенном, «красном» месте (т.е. самом лучшем, красивом) и служил основой всего градостроительного плана. Если жителям какого-нибудь города или селения приходилось менять место своего жительства, то первой заботой их было сооружение храма, и желательно такого, какой они имели на прежнем месте жительства [7].
Храм на Руси всегда служил самым ярким свидетельством соборности православной культуры. Он в буквальном смысле собирал граждан и, благодаря единому церковному календарю, упорядочивал всю церковно-общественную жизнь. В храмах оглашались царские указы, совершалось избрание митрополитов, помазание царей на царство. В храмах проходили церковные соборы, решения которых во многом определяли развитие отечественной истории и культуры [7].
Наконец, храм на Руси в течение многих веков являлся и первой школой. Здесь всегда были книги, так как церковное богослужение не совершается без книг. При храме всегда были грамотные люди, которые обучали грамоте и различным церковным искусствам взрослых и детей. При храмах и монастырях устраивались скриптории (мастерские по переписке книг), архивы и библиотеки, основывались училища, а с XIX века — церковно-приходские школы [7].
Церковные песнопения помогали усваивать и запоминать очень многое из книг: книги громогласно читались, молитвы пелись, многие элементы службы часто повторялись и, благодаря этому, усваивались важнейшие положения веры и жизни [7].
Храмы на Руси всегда были сокровищницей святынь народа. Древняя Русь не знала музеев: все поистине ценное и прекрасное хранилось в храмах или монастырях — многочтимые иконы, останки святых (мощи), старинные рукописи, иногда древние документы и различные реликвии. Таким образом, храм на Руси является главным хранителем православной культуры [7].
Храмы на Руси во все времена отражали духовно-нравственное состояние общества. Во время войн и общественных нестроений храмы зачастую разрушались. В периоды духовного подъема и национального возрождения возрождались и храмы [7].
Для православного человека храм — всегда особое, святое место. «В храме стояще славы Твоея, на небесистояти мним», — говорится в одной церковной молитве (т.е., находясь в храме, мы находимся как на небе). И действительно, купола православных храмов всегда устремлены к небу [7].
«Церковные здания, мозаики, росписи, иконы, утварь, облачения священников, обряды таинств, песнопения, литургические тексты — все эти элементы входили в состав культа, являвшегося грандиозным художественным ансамблем, задача которого сводилась к тому, чтобы одновременно давать эстетическое наслаждение и возносить душу верующего к небесам», – пишет В.Н. Лазарев [7].
История храма Преображения Господня с. ШумашьСело Шумашь расположено на живописном берегу озера Маринка, в бывшей старице реки Оки, напротив Рязани. В разное время село именовалось Шумош, Шумаш, Шумошь и Шумашь.
Как населенный пункт Шумашь впервые встречается в «Отрывке розыскного дела о бегстве из Москвы рязанского великого князя Ивана Ивановича», датированным 1521 годом. Село принадлежало влиятельному роду рязанских дворян Кобяковых. Именно сюда бежал из Москвы последний рязанский князь Иван Иванович, воспользовавшись паникою и суматохою, царившей в столице в июле 1521 года при нападении на нее войск крымского храма Магмет-Гирея. Место было выбрано не случайно. Отсюда князь Иван мог легко установить связь с крымским ханом, а в случае неудачи беспрепятственно бежать в Литву [6]. По старинной легенде именно от этих событий и произошло название села, в котором собирались рязанские отряды преданных бояр – «стал производить шум» [2].
В писцовых книгах Окологороднего и Старорязанского станов переписи К.С. Воронцова-Вельяминова 1628-29 годов Шумашь числится в поместье за Иваном Ивановым сыном Можарова, как пожалованное ему из государевых дворцовых сел по ввозной грамоте 1625 года. В селе упоминалась деревянная церковь Преображения Господня [5].
Вместо деревянной церкви в 1793 году помещиком Андреем Ивановичем Кобяковым была построена новая каменная [1]по проекту губернского архитектора Ивана Григорьевича Сулакадзева. Одной из самых знаменитых работэтого градостроителя стал ансамбль Городских торговых рядов на улице Хлебной, ныне площади Ленина.
С архитектурной точки зрения Храм Преображения Господня представляет собой образец раннего классицизма. Основной объем – четверик со срезанными углами, перекрытый сводом с люкарнами и главкой. С востока к нему примыкает алтарь, с севера и юга пониженные объемы Успенского и Никольского приделов, с запада притвор с колокольней под широким шпилем.
Во времена Павла I село принадлежало двум помещикам и описывалось следующим образом: «На левой стороне Спасского залива, церковь каменная во имя Преображения Господня с двумя приделами Николая Чудотворца и Успения Пресвятой Богородицы…» [10].
По данным окладных книг 1676 года в приходе церкви Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа значились «двор вотчинников, да двор помещиков, да крестьянских 80 дворов, да бобыльских 11 дворов».Вместо деревянной церкви помещиком Андреем Ивановичем Кобяковым в 1793 году была построена новая каменная Преображенская церковь существующая и поныне. В ней было два придела: в честь Успения Пресвятой Богородицы и во имя святителя Николая Чудотворца.
В приходе числились село Шумашь и деревня Александровка. В разное время к Преображенскому приходу были приписаны жители сел Поляны и Голенищево.
Сохранились данные о некоторых священниках, проводивших богослужения в храме: Шумовский Иван Иванов (1799-1846), Малинин Василий Евграфов (1846-1869), Леонов Иван Евдокимов (1869-1878), Кавалеров Николай Васильев (1878-?). В настоящее время настоятелем храма является протоиерей Василий Шацков.
К сожалению, информации об истории храма крайне мало. В «Кратких летописях приходов Рязанской епархии 1865-1879 годов» (по данным «Рязанских епархиальных ведомостей»), часть 7-я (Т-Я) о Преображенской церкви сообщается следующее:
1869 – При освящении местного храма ктитор дворянин Дмитрий Кобяков от лица всех прихожан преподнес образ бывшему священнику села Шумош, ныне члену Рязанской духовной консистории, священнику Воскресенской церкви г. Рязани Василию Малинину, на котором написано; «Достоуважаемому отцу Василию Евграфовичу Малинину от бывших прихожан в память его 22-летнего служения. 1869 года августа 6» (1869/70, №7)1872 – Крестьянин деревни Александровка Василий Макаров пожертвовал 2 иконы: Преображения Господне и Успения Пресвятой Богородицы стоимостью 175 рублей (1871/72, №22)
1877 – Преподано благословение св. Синода без выдачи грамоты за пожертвования в пользу церкви крестьянину деревни Давыдово Акиму Семенову (1877, б/н, 01.12).
В 1938 году Преображенский Храм постигла участь тысяч других православных святынь – он был разорен и разграблен. Однако здание церкви не было разрушено, оно использовалось как склад, а позднее в качестве клуба. Отремонтирован храм был лишь спустя 55 лет в 1993 году на средства жителей села и возобновил свою работу [3].
Исстари храмы строились в самых красивых местах – на берегах рек и озер. В таком месте, откуда его всегда видно. Русские люди во все времена старались посвящать Богу все самое лучшее из того, что они имеют. Так построен и наш храм. Его величественное здание расположено в самом центре села, на холме около озера.
Голубые купола храма, без которого когда-то не мыслилась жизнь нашего села, больше не сияют на солнце, а терпеливо ожидают реставрации. Колокольня,лишенная колокола,понемногу разрушается, стены частично осыпаются, но церковь еще стоит. И по настоящий день храм Преображения Господня является действующим. Однако его двери открыты не каждый день, а лишь по праздникам.
ЗаключениеХрам Преображения Господня, расположенный в центре села, и по сей день приковывает взгляды местных жителей и гостей Шумаши.
Церковь, чья история насчитывает несколько столетий, постепенно разрушается. А ведь когда-то она была центром жизни нашего села. Многие жители Шумаши воспринимают этотхрам как символ села, его духовное основание. И та запущенность, что царит в нем, в некотором роде отражает духовные поиски не только местных жителей, но и многих наших соотечественников.
Очень жаль, что это красивейшее когда-то здание переживает сейчас не лучшие времена. Мне бы очень хотелось, чтобы наша церковь была отреставрирована, чтобы как можно больше людей имели возможность познакомиться с этим древним памятником истинной христианской веры. Ведь именно православный храм –оплот духовной жизни русского человека.
Обращение к прошлому своей страны, своего родного села позволяет осознать проблемы современности и искать пути к их решению. А в наше время вопросы духовности, нравственности и морали как никогда актуальны.
Наше общество когда-то утратило национальную идею, отказалось от своих традиций, от христианских моральных норм. Этот отказ, обусловленный историческими событиями, привел к появлению людей абсолютно безнравственных, бездуховных. Постепенно люди осознали всю губительность такого положения, и в настоящее время все чаще стали задумывать о возрождении утраченных в прошлом духовных ценностей.
Воспитание человека как гражданина, патриота своей страны, начинается с углублённого познания своей малой Родины, её святых мест. Собирать, сохранять и делать известными жизнеописания праведников, историю храмов и обителей – наш долг перед людьми и Богом. Народ, который не помнит своего прошлого, не вправе надеяться на будущее.
В каждый храм, при построеньи, Бог по Ангелу дает,
И находится в служеньи в новом храме Ангел тот.
Он, бесплотный и незримый до скончанья века тут,
И, крылом его хранимы, люди Богу воздают.
И молитвы, и обряды, и причастий благодать -
Под его небесным взглядом, хоть его и не видать.
Даже если храм разрушен-кирпичи да лебеда,
Воли Божией послушен, Ангел будет здесь всегда.
И на месте поруганья, где безбожник храм крушил,
Слышно тихое рыданье чистой ангельской души.
И в мороз, и в дождь, и в слякоть, все грядущие года,
Будет бедный Ангел плакать, вплоть до Страшного Суда.
Н. Мельников «Русский крест» [4]
Список литературыДобролюбов И.В. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии. Т.I. Зарайск. 1884.
Иловайский Д.И. История Рязанского княжества. М., 1884.
Краткие летописи приходов Рязанской епархии 1865-1879 годов» (по данным «Рязанских епархиальных ведомостей»), часть 7-я (Т-Я) сайт: Культура, история и традиции Рязанского края.http://www.history-ryazan.ru/node/6418Мельников Н. «Русский крест». Глава 4. http://www.nmelnikov.ru/poema-russkiy-krestПамятная книжка Рязанской губернии на 1914 год.
Писцовые книги Рязанского края. Рязань. 1900.
Православная культура России: Учебное пособие для учащихся старших классов школ, гимназий и лицеев. Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2002.– 150 с. Электронная версия учебника: http://pkr.orthgymn.ru/textbook/p13.html
Протоиерей Алексий Зайцев. «Ты войдешь однажды в Божий храм…». http://www.stihi.ru/2016/06/13/10131Рязанская область. Административно-территориальное деление. Справочник. Рязань. 1997.
См.: РГВИА ВУА № 18981 Л. 37.

Приложение