Формирование навыков осознанного чтения учащимися младшего школьного возраста как средство активизации познавательной деятельности
Формирование навыков осознанного чтения учащимися
младшего школьного возраста как средство активизации
познавательной деятельности
В соответствии с приоритетными направлениями современной образовательной политики, изложенной в законе «Об образовании в РФ», в проекте закона «О специальном образовании», областном законе «О защите прав ребенка», «Об образовании в Свердловской области» определяющим принципом является гуманизация образовательного процесса, обращение к личности ребенка, к развитию его лучших качеств, формирование разносторонней и полноценной личности.
Гуманизация образования предполагает, прежде всего, преодоление порока старой школы, ее безличности, поворот школы к ребенку. Основным смыслом педагогического процесса становится развитие ученика.
В курсе начальной школы Литературное чтение выступает не только как предмет обучения. Это средство получения нужной информации, обогащения читательского опыта, формирования стойкого интереса к книге и потребности в чтении. Но главное - это средство разностороннего развития личности младшего школьника.
Первое, на что я обращаю внимание при планировании уроков чтения - это создание благоприятных условий для раскрытия и развития способностей и дарований ребенка.
В чем я вижу свою цель?Увлечь, приобщить, зажечь, заинтересовать ребят проблемой,обсуждаемой или предлагаемой для обсуждения на уроке.
Создать непринужденную атмосферу доверительно-свободногообщения.
• Учить слушать, мыслить, чувствовать, обобщить и всем вместе делать выводы о прочитанном.
Почему я так считаю?
Потому что живое общение, интерес - это важнейший стимул к расширению кругозора, приобретению знаний, активизации познавательной деятельности, обогащению интеллекта в целом, раскрытию внутренних потенциалов организма.
Проводя систематически свою работу по формированию навыка чтения, я использую специальную систему упражнений, заданий, с помощью которых создаю условия для активизации познавательной деятельности учащихся младших классов.
Например, эффективным приёмом считаю издание детьми собственной книга. Ребята накапливают материал по интересующей их теме, оформляют книгу и к концу учебного года проходит ярмарка - распродажа изданной литературы. Купить книгу можно, накопив жетоны. А жетоны дети накапливают, отвечая на
вопросы литературной викторины или участвуя в разных литературных конкурсах и играх.
Я убедилась, если учебный материал не удивляет, не восхищает ни ребенка, ни учителя, если он не дает возможности обогатиться опытом, который кроме как из книг почерпнуть очень трудно или вообще практически невозможно - урок чтения обречен на неудачу. Поэтому в каждый урок я стараюсь внести элемент удивления. Это оживляет урок, активизирует учеников.
Как правило, уроки чтения стоят первыми в расписании. А это значит, чтонадо помочь детям проснуться вместе с литературными героями, увлечьпутешествиями в страну сказок, подготовиться к схватке с врагом вместе сбылинными героями и др.<
Я уверена, что недоразвитие эмоционально-волевой сферы ребёнка усложняет процесс восприятия им лирических произведений, а также формирование личного отношения к читаемому. Поэтому я использую систему упражнений словесного рисования. В результате многие мои учащиеся могут создавать словесную зарисовку, описать настроение героя и рассказать о чувствах автора.
Продвижение обучающихся в начальном литературном образовании можно определить триадой: знаю, понимаю, могу. Любая активная творческая работа вызывает интерес, обеспечивает процесс самоконтроля и обратную связь в системе «учитель-ученик», способствует активизации познавательной деятельности младших школьников, дает зримый результат. Я понимаю, что добиться значимого результата у каждого ребенка за непродолжительный период обучения довольно сложно. Поэтому одной из своих главных задач я считаю отбор форм, средств, методов и приёмов организации учебной деятельности с учетом способностей и возможностей каждого ученика класса.
Я воспитываю вдумчивого читателя, любящего и умеющего работать с книгой, а значит социально компетентного, уверенного в себе и успешного ученика.
Пермякова О.Н.,
учитель начальных классов МБОУСОШ№49