Занятие из коррекционно – развивающей программы «Формирование навыков общения у детей младшего школьного возраста» для детей с нарушениями социально – коммуникативных умений поведения.
Занятие из коррекционно – развивающей программы «Формирование навыков общения у детей младшего школьного возраста»
для детей с нарушениями социально – коммуникативных умений поведения.
Педагог – психолог I категории
ГБУ ЦППМСП «Личность» г.о. Тольятти
Цель программы: Формирование и развитие социально – коммуникативных умений поведения.
Задачи:
Сформировать знания у детей о нормах межличностных отношений;
Сформировать у детей представление о самом себе, как личности;
Обучить детей эффективным методам успешного коммуникативного общения;
Создать эмоционально – благоприятную атмосферу в группе.
Объект: дети 8-10 лет
Субъект: ОУ на базе, которого будет осуществляться данная коррекционно – развивающая программа.
Занятие «Я и другие. Приемы активного общения».
Цель: развитие сплоченности, формирование умения выражать свои чувства, умение передавать свои положительные эмоции.
План занятия:
№ Содержание
1 Вступление. Настрой на работу
2 Упражнение «Ты мне нравишься!»
3 Упражнение «Зум»
4 Упражнение «Аппаратчики»
5 Упражнение «Здравствуй, ты представляешь?»
6 Упражнение «Испорченный телефон»
7 Упражнение « Ищу друга»
8 Упражнение «Объятие»
9 Завершение занятия. Подведение итогов.
Упражнение «Ты мне нравишься!»
Цель: способствует развитию хороших отношений между детьми. Некоторые дети легко могут выражать свои эмоции, для других это – проблема. В этой игре все участники получают реальную возможность развить этот важный навык.
Материалы: мяч.
Инструкция: ведущий просит детей сесть в один общий круг. Далее предлагает детям принять участие в одной очень интересной игре: « Каждый из нас сейчас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим одноклассникам. Тот, к кому попадает мяч должен посмотреть на своего соседа «добрым взглядом» и сказать: «Ты мне нравишься, потому что…», назвав его по имени».
Ведущему необходимо внимательно проследить затем, чтобы в ходе игры все дети получили мяч и сказали добрые слова. Для этого необходимо объяснить детям, что мы любим не только своих самых близких друзей, но и каждого кто в данной группе. Ведь в каждом есть что – то такое, что достойно уважения и любви. Эти мысли очень важно постоянно повторять и подчеркивать в современном обществе, наполненном конкурентной борьбой за место под солнцем. Важно обратить внимание на детей, которым сложно произнести фразу «ты мне нравишься…», и позволить им заменить ее словами «мне понравилось, как ты…».
В конце упражнения ведущий предлагает детям рефлексию:
Легко ли вам было говорить приятные слова другим детям?
Кто вам уже говорил что – нибудь приятное до этой игры?
Достаточно ли дружен ваш коллектив (группа)?
Почему каждый из нас достоин любви?
Что – нибудь удивило вас в этой игре?
Упражнение «Зум»
Цель: создание благоприятной обстановки в группе детей, повысить положительно – эмоциональный настрой.
Инструкция: ведущий предлагает детям сесть в круг и объясняет правила игры. «Мы сейчас попали на трассу, где с огромной скоростью проносятся машины. А едем мы так: я резко поворачиваю голову к правому соседу и передаю ему звук «зум», он передает его своему соседу справа и так далее. Если кто – то хочет притормозить или остановиться, то он немного отклоняется назад и издает звук тормозов. А «зум» передается в обратном направлении».
Это упражнение эффективно использовать в том случае, когда вам нужно создать из отдельных членов группы «единый организм». Оно проходит на достаточно высоком эмоциональном уровне, поэтому не рекомендуется использовать его перед серьезными занятиями.
Упражнение «Аппаратчики»
Цель: сформировать у детей умение действовать сплоченно, дружно.
Инструкция: из группы вызываются 3 человека – это механики – аппаратчики. Все остальные участники – роботы. Задача механиков – аппаратчиков сделать так, чтобы роботы не сталкивались друг с другом и не ломались. Задача роботов двигаться по комнате только по прямым линиям в указанном механиками, направлении, в том случае, когда они натыкаются на стену или другого робота, они ломаются и начинают громко пищать. Направлять их в другую сторону может только механик – аппаратчик. Секрет работы механиков – аппаратчиков состоит в том, что им необходимо образовать импровизированный треугольник (встать на трех вершинах) и направлять роботов по его граням. Но ведущий не говорит об этом участникам, они сами стараются догадаться, найти правильную стратегию.
В конце упражнения психолог предлагает детям рефлексию:
Что вы чувствуете после выполнения этого упражнения?
Удалось ли вам справиться с заданием?
Что вы сделали для того, чтобы эффективно выполнить задачу игры?
Какую роль играл каждый участник – аппаратчик?
Что мешало вам при выполнении задания?
Как можно было бы выполнить это задание по – другому?
Упражнение «Здравствуй, ты представляешь?»
Цель: сформировать у детей умение передавать положительные эмоции друг другу.
Инструкция: ведущий поворачивается к участнику слева от него и весело говорит: «Здравствуй! Ты представляешь…», а затем сообщает ему какую – нибудь новость, рассказывает смешную историю или анекдот. Задача участника – внимательно выслушать и порадоваться вместе с ведущим. Затем повернутся к соседу слева и тоже радостно произнести: «Здравствуй! Ты представляешь…» и заканчивает фразу уже своей новостью. В процессе игры можно изменить задание, например, попросить детей пересказывать одну и ту же новость. Ведущему необходимо проследить за тем, как изменяется первоначально сообщенная информация.
Упражнение «Испорченный телефон»
Цель: сформировать у детей умение правильно передавать сообщение или какую – либо информацию.
Инструкция: дети садятся в круг так, чтобы каждый мог шепнуть на ухо своему соседу то, что услышит от предыдущего участника. Ведущий придумывает слово и говорит его на ухо первому участнику, тот передает его второму, второй – следующему и так до последнего игрока. Затем ведущий обращается к последнему ребенку и спрашивает, что он услышал. Почти всегда с загаданным словом происходит интересное превращение. Например, слово «красавица» превращается в «впшик» или еще что – что интересное и короткое. Важно чтобы ведущий изначально предупредил детей, что нельзя намеренно искажать услышанное и переспрашивать.
Упражнение « Ищу друга»
Цель: формирование у детей представления, о себе по каким – либо характерным чертам характера.
Материалы: листы бумаги, ручки, скотч.
Инструкция: каждый участник группы пишет на листе объявление о поиске друга. При этом ограничений в тексте и четкого алгоритма написания нет. Главное – не подписывать листок. На это отводится достаточное количество времени, например 8 – 10 минут. Эти объявления расклеиваются по всей комнате. Затем все участники прогуливаются по комнате, читают их и выбирают максимум 2-3 объявления, на которые они откликнулись бы, и ставят на них подпись. Потом все объявления собираются, и подсчитывается количество откликов. Можно обсудить, почему то или иное объявление набрало определенное количество откликов, с чем это связано.
В конце упражнения ведущий предлагает детям рефлексию:
Что вы чувствуете после выполнения этого упражнения?
Чем вы руководствовались, когда выбирали объявление, на которое откликнулись?
Сколько времени вам понадобилось, чтобы выбрать подходящее для вас объявление?
Сколько объявлений вы выбрали, и сколько бы вам хотелось выбрать?
Сколько человек откликнулось на ваше объявление?
Что было важного в вашем объявлении: описание себя или предъявление требований к новому другу?
Изменили бы вы сейчас свое объявление и почему?
Ведущий должен вывести свою группу на обсуждение отношений между людьми, на то, что является важным в их собственных отношениях, предъявлений требований и ожиданий чего – то от других или предложение всего того, что есть в них самих. Ведущий должен подвести детей к тому, чтобы они самостоятельно могли дать обратную связь друг другу о том, что они чувствуют и думают в ответ на ту или иную позицию, которая им наиболее приемлема.
Упражнение «Объятие»
Цель: развитие сплоченности у детей через тактильный контакт.
Эта игра помогает детям физически выражать свои положительные чувства, тем самым способствуя развитию в группе сплоченности. Стеснительным детям эта игра помогает более близко общаться с другими. Данное упражнение можно проводить как вначале занятия, так и в конце.
Инструкция: ведущий предлагает детям сесть в один большой круг и задает вопрос: «Кто из вас помнит, что он делал со своими мягкими игрушками, чтобы выразить свое хорошее отношение к ним? Правильно, вы их брали на руки и обнимали. Мне бы очень хотелось, чтобы наша группа была очень дружная, независимо от того, были ли у вас разногласия или споры между собой. Я хочу, чтобы вы выразили свои дружеские чувства к остальным ученикам, обнимая их. Я начну с более легкого , совсем маленького объятия и надеюсь, что вы мне поможете превратить это объятие в более крепкое и дружеское. Когда объятие будет доходить до вас, любой из вас может добавить в него энтузиазма и дружелюбия, чтобы мы все сделали наши хорошие взаимоотношения еще более крепкими. Важно убедиться, что каждый ребенок хочет, чтобы его обняли.
В конце упражнения ведущий предлагаем детям рефлексию:
Понравилась ли вам эта игра?
Почему так важны объятия?
Как вы себя чувствовали, когда вас обнимали и когда вы обнимали другого?
Обнимают ли вас дома и как часто это бывает?
В конце занятия ведущий подводит итог рефлексией по всем заданиям:
Какое упражнение вам больше всего понравилось или запомнилось и почему?
В какую игру вы поиграли дома с родственниками?
Кто был самым активным из детей?
Кто был пассивным?
Есть ли среди вас, кому не понравились игры на занятии и почему?
Важно, чтобы каждый из детей высказался о своих чувствах, настроении после занятия.