КОНСПЕКТ УРОКА БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ УСЛОВИЯ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН


Урок биологии 6 класс.


Тема: «Условия прорастания семян».


Цель: дать понятие о живом и мертвом зародыше семени, познакомить с условиями, необходимыми для прорастания.

Оборудование: таблицы, индивидуальные карточки, лото, пробирки с опытными семенами.

Проверка домашнего задания.

ИДИВИДУАЛЬНЫЙ ОПРОС.

А) Строение семени фасоли и пшеницы. Немые картинки (задание, которое указано на карточках – ПРИЛОЖЕНИЕ №1)
Б) Игра биологическое лото «Найди их родственников» (ПРИЛОЖЕНИЕ №2)
В) Работа с пробирками. Распределить пробирки с семенами однодольных и двудольных растений.
Группа А. Однодольные растения: пшеница, овёс, рис.
Группа Б.Двудольные растения: горох, бобы, фасоль, подсолнечник.

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС.

Какие вещества входят в состав семени?
(неорганические и органические)
2.Чем эти вещества отличаются друг от друга?
(органические горят, а неорганические не горят)
3.Где находятся питательные вещества у пшеницы и у фасоли?
(в эндосперме, в семядолях)
4.Как доказать наличие минеральных веществ в семени пшеницы?
(при сгорании органические вещества сгорят, а минеральные останутся)
Проверка выполненных заданий.

2.Изучение нового материала.

Семя-это зародыш, который имеет зачаточные органы и запас питательных веществ, необходимых зародышу при прорастании. Прорасти и дать начало новому растению могут только семена с живым зародышем. Зародыш семени может погибнуть от различных причин. У одних он гибнет от повреждения вредными насекомыми, или каким либо заболеванием. У других зародыш погибает, потому что семена плесневеют или пересыхают во время хранения. Иногда зародыш погибает от слишком долгого хранения. Семена с погибшим зародышем становятся невсхожими, они не могут прорастать. Прорастание семян начинается с их набухания.
-Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?
-Условия прорастания семян.
-Какая цель нашего урока?
-Дать понятие о живом и мертвом зародыше семени, познакомиться с условиями необходимыми для прорастания семян.
- Ребята на кружке закладывали опыт по выяснению условий прорастания семян. Послушаем, что у них получилось.
Учащийся №1. В стакане №1 было много воды. Семена (не проросли) загнили, т.к. нет воздуха. Стакан стоял в теплом месте.
Учащийся №2. Стакан №2 находился в холодном месте, была вода, воздух, но не было тепла, семена только набухли.
Учащийся №3. Стакан №3 находился в тепле, был воздух, но семена остались прежними потому что нет воды.
Учащийся №4. Стакан №4 стоял в теплом месте, был доступ воздуха, и было небольшое количество воды. В данном стакане семена проросли.
Самостоятельное заполнение таблицы «Условия прорастания семян».

№ стакана
вода
тепло
воздух
результат

№1
+
+
-
Семена загнили

№2
+
-
+
Семена набухли

№3
-
+
+
Не изменились

№4
+
+
+
Проросли


Проверка таблицы.
- Сделайте вывод об условиях, необходимых для прорастания семян.
Вывод: для прорастания семян необходимы три условия: тепло, вода и воздух.
Почему семена не прорастают без этих условий?
1.Значение воды (набухание кожицы)
2.Значение воздуха (дыхание зародыша)
3.Значение тепла (быстрее происходит движение питательных веществ)

3.Закрепление материала.

Самостоятельная работа с текстом учебника стр.170. Прочитать текст и ответить на предложенные вопросы ПРИЛОЖЕНИЯ №3.

1.Все ли семена требуют одинаковое количество воды и тепла для прорастания?
2.Почему семена гороха, бобов перед посевом замачивают?
3.Почему семена риса могут прорастать под толстым слоем воды, а пшеницы нет?
4. Назовите семена овощных растений, которые высевают весной в ранние сроки.

4.Рефлексия.

Мне было интересно Мне было трудно
Сегодня я узнал Я научился...
У меня настроение

Ну, а теперь подведём итог. Вы выберите начало высказывания и продолжите его.
Закончите предложения:

5. Домашнее задание.

Стр.166 П.38, составить кроссворд по данной теме.































ПРИЛОЖЕНИЕ №1
































ПРИЛОЖЕНИЕ №2 «Биологическое лото»

Делаем на листе прорези, в которые учащиеся вставляют соответствующие картинки.


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415






















[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] ПШЕНИЦА





















РИС












[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]





























[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]



ОВЁС ТЮЛЬПАН



























ГОРОХ















[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] БОБЫ



[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] ФАСОЛЬ

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] ПОДСОЛНЕЧНИК












































ПРИЛОЖЕНИЯ №3.

1.Все ли семена требуют одинаковое количество воды и тепла для прорастания?

2.Почему семена гороха, бобов перед посевом замачивают?

3.Почему семена риса могут прорастать под толстым слоем воды, а пшеницы нет?

4. Назовите семена овощных растений, которые высевают весной в ранние сроки.