Урок биологии на тему: Условия прорастания семян (6 класс)
Урок «Семя. Влияние условий существования на прорастание семян»
Цель: изучить строение семян; познакомить учащихся с условиями прорастания семян; развивать умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи; применять полученные знания на практике, развивать навыки самостоятельной работы с учебником; воспитывать бережное отношение к растениям.
Оборудование: таблица «Прорастание семян», «Строение семени».
Тип урока: урок-исследование.
Ход урока.
Организационный момент
(тема, цель урока)
Отгадайте загадку: Лежало на свету,
Бросилось в темноту
Да и там покоя нет
Как бы вырваться на свет!
Изучение нового материала
1. Строение семени пшеницы, фасоли.
2. Пока семя находится в состоянии покоя, процессы жизнедеятельности протекают в нём вяло и их очень трудно заметить, но стоит семени попасть в благоприятные условия, как они активизируются, и семя прорастает и даёт жизнь новому растению.
3. Условия прорастания семян. (Беседа по результатам опытов по выявлению условий, необходимых для прорастания семян, заложенных заранее.)
Отчеты уч-ся: Наша группа «Вода» выясняла вопрос: Нужна ли для прорастания семян вода?Чтобы получить ответ мы взяли два стакана. На дно стаканов положили 10 семян фасоли. В первом стакане семена оставили сухими. Во второй на дно налили немного воды. Через три дня в стакане, где была вода, семена проросли. В стакане без воды семена не изменились.
Вывод: вода – необходимое условие прорастания семян.
Учитель: Для прорастания семян растений требуется различное количество воды. Например, семена гороха поглощают воды в полтора раза больше своей массы. Зерновкам кукурузы воды требуется в два раза меньше их массы, а для засухоустойчивого злака, просо, – четвёртая часть от массы высеваемых зерновок.Вода, проникнув в семя, вызывает его набухание. Семя увеличивается в объёме. Переходят в растворимое состояние запасные питательные вещества, находящиеся в эндосперме и семядолях. Они разжижаются и становятся доступными к использованию живым зародышем. Питательные вещества обеспечивают первоначальное питание зародыша.
Отчет уч-ся: группа «Воздух» выясняла вопрос: Нужен ли семенам кислород для прорастания?Чтобы получить ответ в два стакана поместили 10 семян фасоли. Первый стакан до краёв наполнили кипячённой охлаждённой водой. Во втором стакане семена лишь смочили. Стаканы прикрыли стеклом и поставили в тёплое место. Через три дня в стакане с небольшим количеством воды семена проросли. В стакане, наполненном водой, семена набухли, но не проросли. Здесь вода вытеснила из стакана воздух, необходимый семенам для дыхания.
Вывод: кислород воздуха важное условие прорастания семян и развития проростка.
Учитель: Семенам разных растений необходимо различное количество воздуха. Семена риса и тимофеевки прорастут даже под водой при очень малом количестве воздуха, растворённого в ней. Семена большинства цветковых растений нуждаются в обилии воздуха и под водой не прорастают.
Отчет уч-ся: Наша группа определяла, влияют ли температурные условия на прорастание семян. Для этого взяли два стакана с семенами фасоли. На дно каждого стакана налили немного воды, чтобы семена могли прорасти. Один стакан поместили в тёплое место, другой – на холод, в холодильник. Когда семена, помещённые в тёплое место, проросли, сравнили их с семенами, выставленными на холод. Мы увидели, что на холоде семена не проросли.
Вывод: Прорастающим семенам необходимо тепло.
Учитель: Если семенам достаточно воды и воздуха, но не хватает тепла, они не прорастут и в конце концов погибнут. Семена большинства растений прорастает только при температуре 10 –15°С и выше. Температурные условия прорастания семян:Одним растениям для прорастания их семян нужно много тепла, другим мало. Растения, семена которых при прорастании требуют высокой температуры, называют теплолюбивыми, а прорастающие при низких температурах, называют холодостойкими.а) теплолюбивые (+15°С +25°С) – огурец, тыква, перец, фасоль, кукуруза.б) холодостойкие (+2°С +5°С) – горох, редис, лук, петрушка, пшеница, рожь.
Отчет уч-ся: Нужен для прорастания семян свет?Чтобы получить ответ на вопрос мы взяли два стакана, и в каждый поместили 10 семян фасоли. Затем один стакан поместили в темноту ( в шкаф), другой – оставили на свету. Через четыре дня получили ответ. Семена, которые содержались в темноте, развивались лучше и проросли их больше, чем на свету.Вывод: Для прорастания семян свет не нужен.
И так: Для прорастания семян необходимы вода, воздух и тепло.4. Всхожесть семян, глубина заделки семян
Способность семян к прорастанию называется всхожестью.
– Как определить всхожесть семян?
Ученик: Для определения всхожести семян я отсчитал 100семян пшеницы подряд, без выбора, разложил на мокрой фильтровальной бумаге. Через 4 дня и через 10 дней подсчитал число проросших семян. Первый учёт показывает, на сколько дружно прорастают семена, второй – какова их окончательная всхожесть. Всхожесть оценивается в процентах, подсчитывая число проросших семян из 100 посеянных, приняв 100 посеянных семян за 100%.
1-я проба – посеяно 100 шт., проросло 942-я проба – посеяно 100 шт., проросло 95Средний процент всхожести: 94%
Умения определять всхожесть семян необходимы для подготовки к посеву семян. Всхожесть определяет хозяйственную годность семян.
Учитель: Глубина заделки семян зависит от их размеров семян. Чем семена крупнее, тем глубже их заделывают в почву. В крупных семенах достаточно питательных веществ и ростки не погибают, пробиваясь с большой глубины в течение долгого времени.Глубина заделки семян зависит также от качества почвы.
Закрепление
– Расшифровка ребус а
Итог урока
Я считаю работу на уроке успешной и результативной. Эти результаты будут учтены при выставлении оценок. А сегодня урок окончен спасибо за работу.
V. Домашнее задание: изучить §21, ответить на вопросы.