Урок окружающего мира 1 класс Православные праздники на Руси
Тема урока: Православные праздники на Руси. Пасха.
Цель:
создать условия для обогащения знаний учащихся о традициях празднования православных праздников на Руси на примере праздника Пасха.
Задачи:
1.Познакомить учащихся с историей возникновения Пасхи.
2.Помочь понять, как отмечают Пасху в разных странах.
3.Показать возможность творческой деятельности на практике.
4.Организовать проверку и самооценку учащимися работы на уроке.
Тип урока: Решения частных задач.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая; словесный, наглядный, практический.
Планируемые предметные результаты:
Познакомятся с традициями празднования Пасхи в России и в Европе.
Планируемые результаты (универсальные учебные действия):
Личностные УУД:
- положительное отношение к школе и учебной деятельности;
- интерес к учебному материалу.
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
- уметь выполнять учебные действия в устной, письменной речи и в уме на первоначальном уровне;
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск нужной информации;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- анализировать объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков;
- проводить сравнение изученных объектов по заданным основаниям (критериям);
- обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).
Коммуникативные УУД:
- принимать участие в работе группами;
- допускать существование различных точек зрения;
- договариваться, приходить к общему решению;
- использовать в общении правила вежливости.
Ход урока.
I. «Наблюдаю мир вокруг меня». Слайд
Познавательные УУД: общеучебные - осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебной задачи; выполнение учебных действий; логические - умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, явлении.
Регулятивные УУД: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
- Кто сегодня хочет поделиться своими необычными, удивительными наблюдениями? Мы послушаем с большим интересом.
Оценка: гости могут вручить звезду.
II. Обобщение и систематизация знаний
Личностные УУД: наличие познавательных интересов, мотивов достижения социального признания; имеют представление о границах собственного знания и «незнания»; дают оценку своих поступков.
Познавательные УУД: общеучебные - понимание вопроса, в соответствии с ним построение ответа; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной письменной форме; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения учебных задач; структурирование знания; логические - осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков, синтеза как составления целого из частей, сравнения, сериации и классификации по заданным критериям; установление причинно-следственных связей; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование; постановка и решение проблем - самостоятельное создание способов решения проблем.
Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи, соответствующей этапу обучения; адекватное восприятие оценки учителя; выполнение учебных действий в материализован-
" -
ной, громкоречевой и умственной форме.
Коммуникативные УУД: формулирование собственного мнения; понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентация на позиции партнера в общении и взаимодействии; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах,
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ ... Слайд
н Кончаловская
-Перед вами несколько высказываний. Если они верны обведите – да, если не верны – нет.
Индивидуальные карты.
1. Нашими предками были восточные славяне?
да нет
2.В прошлом наше государство называлось Россия?
да нет
3.Славяне жили по берегам реки Днепр?
да нет
4.Рубежи Руси охраняла полиция?
да нет
5.Женщины славянки носили сарафаны и длинные рубашки?
да нет
6.Пищу варили в глиняных горшках в печи?
да нет
7.Крепкие мужчины ходили на охоту с топорами, луками и копьями?
да нет
8. В праздник надевали одежду красного цвета?
да нет
-Сверти ответы с эталоном. Слайд Оцените себя.(+-)
III. Актуализация опорных знаний. Постановка цели урока.
Личностные УУД: наличие познавательных интересов, учебных мотивов.
Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи. - Уточните лексическое значение слова надевали, праздник.
Праздник - из словаря Словарь Ожегова Слайд
1) Праздник - Выходной, нерабочий день2) Праздник - День радости и торжества по поводу чего-нибудь 5 День игр, развлечений
3) Праздник - День торжества, установленный в честь или в память кого или чего-нибудь
4) Праздник - День, особо отмечаемый обычаем или церковью.
- Какие бывают весенние праздники? Составим кластер. Разделите на группы
праздники Семейные
День рождения
Свадьба
Юбилеи Православный
Пасха
Благовещенье
Вербное воскресенье Государственные
1 Мая День труда
8 Марта
9 Мая День Победы
1 апреля День смеха
- Какой важный православный праздник будет в мае?
- О чем мы будем говорить сегодня.
Тема нашего урока. Православный праздник Пасха. Слайд
IV. Усвоение новых знаний и способов действий.
Познавательные УУД: общеучебные - использование знаково-символических средств для решения учебных задач; осуществление поиска нужной информации в учебнике; понимание вопроса, в соответствии с ним построение ответа; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические - осуществление анализа объекта; осуществление классификации по заданным критериям. Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи, соответствующей этапу обучения; планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Коммуникативные УУД: формулирование собственного мнения. 1.Презентация проектных работ.
- Мы готовились к этому уроку.
1-ая группа искала информацию о Пасхе на Руси.
2-ая группа о празднике Пасхе в Европе.
3-ая группа о символе Пасхе – яйце.
4-ая группа собирала стихи, песни, сценки.
- Что еще хотели бы узнать об этом празднике? Слайд
Вопрос Как в России? Как в Европе (в Германии, Австрии, Италии и т.д)?
Как называется? Православная Католическая
Когда празднуют? История возникновения. Что является символом? Пасха относится к числу так называемых «переходящих» церковных праздников, дата которых меняется в зависимости от года. В григорианской и юлианской традиции имеется расхождение между датами расчёта Пасхи, которое иногда может достигать даже пяти недель! Чаще всего католическая Пасха празднуется на неделю раньше православной, иногда разница между ними может составлять 4 недели, иногда, как было уже сказано выше – 5 недель. Эта разница обусловлена разницей между григорианским и юлианским солнечными календарями, из-за чего православные и католики в разное время начинают отсчет времени, оставшегося до Пасхи от первого весеннего новолуния.
Яйцо имевшее ранее значение жизни и плодородия, в христианстве стало символом новой жизни и нового завета. В Германии яйца стали освящать примерно с IV века, и уже тогда их красили в разные цвета (в основном - в красный). Другой символ немецкой Пасхи - пасхальный заяц. Он также позаимствован из древнегерманских культов и, по народным поверьям, несет праздничные яйца (считается, что их не могут нести обычные куры). Накануне праздника Воскресения Христова заяц прячет от ребятишек в траве, в саду, в лесу пасхальные яйца, которые дети к удовольствию родителей в дни праздника с рвением ищут.
В 2013 году, например, в Германии Пасху отмечают - 31 марта, в то время как в России Пасха в этом году – 5 мая
В большинстве европейских стран Страстная неделя и неделя после Пасхи являются школьными и студенческими каникулами.
Начиная с пасхальной ночи и последующие сорок дней (до отдания Пасхи) принято христосоваться, то есть приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!», при этом троекратно целуясь.
Пасха
Говорят, что пасху раньшеОтмечала вся страна.На качелях сидя, дружноУлыбалась детвора.Молодёжь теперь не знает,Как же Пасху отмечать:Яйца красить, кулич стряпатьИ гостей к столу встречать.Заглянули в старину мы-Будто дождь омыл сердца.И сегодня вам расскажем О Воскресении Христа.
Оценивание.
Физминутка Слайд
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
2. Презентация индивидуальных работ.
- Какие символы Пасхи Вы приготовили? Расскажите о своей поделке.
Красный цвет – символ жизни, силы природы, воскрешения;белый – чистоты, безгрешной жизни;желтый – цвет солнца, достатка, богатства;голубой – символ неба, воды, здоровья, божественности;зеленый – цвет весны, единства мира растений и животных;коричневый обозначал мать-землюПоказ слайдов. Работ.
Оценивание.
3. Изготовление подставки (работа в парах)
- Давайте изготовим поделку – подставку для яиц. Слайд
Яйцо символ жизни. Оно должно лежать в гнезде – подставке.
Сейчас инструктор пояснит вам, как выполнить эту работу.
План.
Выбери пару и соедини нити.
Неплотно намотай пряжу на ладонь.
Сними с ладони и закрути в форме гнезда.
Оценивание.(инструктор)
- Вы умницы. Кто из вас сможет выступить с рассказом о Пасхе перед другим классом?
3.Работа с текстом. Составление инструкций.
- Что делают дети на праздниках?
О праздничных угощения мы поговорим позже.
- Прочтите текст в котором описывают пасхальную игру. Составьте инструкцию. Научите играть других.
Пасхальное гнездышко. Слайд• Это забавная игра-эстафета. Дети делятся на две команды. На одной стороне комнаты лежат яйца. На другой стороне ведерко. Дети переносят по очереди в него все яйца в ложке. Кто справится быстрее, тот и выиграл.
•Это забавная игра-эстафета. Дети делятся на две команды. Нужно с яйцом в ложке обогнуть стульчик и вернуться бегом к своей команде, передав яйцо следующему игроку по команде. Кто справится быстрее, тот и выиграл.
Оценивание.
V. Подведение итогов. Рефлексия. Слайд
Познавательные УУД: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого вы-
сказывания в устной форме.
Регулятивные УУД: осуществление контроля по результату.
Коммуникативные УУД: умение формулировать свое мнение и позицию.
- Наш урок подходит к концу. Был ли он интересен? Полезен?
- Узнали ли вы что-либо новое?
- Что из услышанного сегодня на уроке вам больше всего запомнилось ?
- Что вас удивило?
- Почему то, о чем мы сегодня говорили на уроке, важно для каждого человека и страны?
Оценивание.
- оцените себя, товарища, гости оценят вас.
VI. Домашнее задание
- Пополнить свое портфолио фотографиями поделок.