план конспект урока географии для 5 класса тема: Ориентирование на местности
Технологическая карта урока: Ориентирование на местности (1 час)
Учитель географии «Гимназия№22 г. Белгорода» Власова Г.А.
5 класс
Предмет география
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Знать определения понятий «ориентирование», «азимут»
Планировать учебную деятельность при изучении темы;
Использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов и потребностей.
Раскрывать существенные признаки понятия «румб»
Давать определения понятиям
Называть и объяснять способы ориентирования,
Владеть устной (письменной) речью
Называть алгоритмы работы с компасом и гномоном;
Строить монологическое высказывание
Уметь определять азимут по компасу на местности и по плану;
Уметь объяснять содержание совершаемых действий
Уметь ориентироваться на местности по сторонам горизонта
Уметь аргументировать свою точку зрения
Раскрывать роль аэрофотоснимков в создании планов местности
Формировать действия целеполагания
(в том числе преобразование практической задачи в познавательную)
Уметь планировать пути достижения цели
Самостоятельно оценивать правильное выполнения действия и вносить необходимые коррективы
Самостоятельно распределять свое время
Создавать и преобразовывать схемы для решения задач
Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач
Самостоятельно ставить новые учебные задачи и цели
Осуществлять саморегуляцию в учебной и познавательной деятельности
Диагностический инструментарий:
Тетрадь . «Мой тренажер» (задания1-4, с 16;20, 21, с 20-21;
Задание№7 на с.32;
Ресурсное обеспечение программы:
§8 учебника
Таблица «План и карта»
Таблица «Умение ориентироваться на местности»
Компасы ученические
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
1
2
3
4
5
6
7
Этап «Проверка ведения дневников наблюдений»
1.Проверяет ведение дневников наблюдений за погодой.
Сообщают информацию о погоде за прошедшие дни.
Умение правильно организовать наблюдение за погодой.
Взаимодействуют с учителем, одноклассниками во время сообщения информации о погоде.
Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника ответы.
Контролируют правильность ответов обучающихся
Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.
Этап «Проверка домашнего задания»
1. Повторяет
правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии.
Организует работу по контрольно-измерительными материалами по географии (тесты) (3мин.).
Географический диктант
Из 7 заданий 3 мин
Решают тесты. 5 заданий
Умение правильно заполнять ответы.
Взаимодействуют с учителем, одноклассниками во время повторения правил работы с КИМами.
Слушают учителя.
Контролируют правильность ответов обучающихся
Уметь слушать учителя.
Этап «Постановка цели и задачи урока»
1.Работает с рубриками перед параграфом – учитель задает вопросы.
-- А начнем мы с самого приятного. Сейчас я вам прочитаю отрывок одной из очень известной русской народной сказки.
Налево пойдёшь – коня потеряешь. Направо пойдёшь – себя потеряешь, прямо пойдёшь - Богатым будешь.
Узнали сказку? А мы с вами можем так же ориентироваться в городе – направо, налево, прямо
Вспомните
1.как человек ориентируется на незнакомой местности?
2. Какие местные признаки позволяют человеку ориентироваться на местности?
Вы узнаете
1. Что такое ориентирование.
2. что такое стороны горизонта и какие они бывают.
3.Зачем нужен компас и как с ним работать.
3. Подводит итог работы над рубриками.
4. Попробуйте сами назвать тему урока.
Учитель при необходимости уточняет: «Ориентирование на местности. Азимут».
Это тема нашего урока. Давайте откроем тетради и запишем тему урока.
Задача сегодняшнего урока
- научиться определять стороны горизонта и направления на плане и карте.
Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения
о теме урока
Выделяют существенную информацию из ответов на вопросы.
Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.
Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника ответы.
Контролируют правильность ответов обучающихся.
Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.
Этап «Работа по изучению нового материала»
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
1.Организует работу по изучению новой темы.
Как вы думаете (проблемный вопрос)
Можно ли ориентироваться без компаса?
- Объяснение
2.Организует работу по выделению главной мысли темы:
формирование представлений об ориентировании на местности, умений пользоваться измерительными приборами.
2. Предлагает: давайте запомним и запишем в тетрадь:
ориентирование, основные стороны горизонта, промежуточные стороны горизонта, румб, страны света, компас
3. Организация практической работы –
по формированию умений пользоваться компасом:
-изучить правила пользования компасом;
-работа с компасом в паре;
-решение заданий на определение сторон горизонта в учебном кабинете;
- обозначение на составленном плане кабинета
объектов, расположенных по сторонам горизонта
Учащиеся слушают
с целью:
-понимания ими содержания главной мысли новой темы представлений об ориентировании на местности
Учащиеся вслух произносят новые термины и записывают их в тетрадь: ориентирование, основные стороны горизонта, промежуточные стороны горизонта, румб, страны света, компас
Учащиеся знакомятся с алгоритмом работы с компасом
Решают задачи на определение сторон горизонта в учебном кабинете.
Результаты работы оформляют в виде таблицы.
Наносят на план кабинета объекты, согласно сторон горизонта.
Анализировать содержание нового материала с выделением главной мысли: об ориентировании на местности
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме для овладения алгоритмом по умению использования
Компасом.
Осознанно выполнять работу по заполнению таблицы.
Осознанно выполнять работу по нанесению объектов на план кабинета
Весь класс слушает объяснение учителя.
Все обучающиеся готовы ответить на вопросы.
Участвуют в изучении и овладении алгоритмом, помогают учителю.
Заполняют таблицу с учетом рекомендаций учителя и взаимопомощи.
Оформляют план кабинета с учетом рекомендаций учителя и взаимопомощи
Умение следить за объяснением учителя, понимать на слух содержание нового материала.
Умение заполнять таблицу по итогам наблюдений
Понимать на слух ответы обучающихся. Уметь формулировать собственное мнение и позицию. Уметь использовать речь для регуляции своего действия.
Уметь работать с таблицей.
Уметь работать с планом кабинета.
Учащиеся по ходу объяснения выделяют новые термины.
В ходе работы школьники контролируют правильность и полноту записи новых терминов.
По мере необходимости исправляют, уточняют записи.
В ходе заполнения таблицы обучающихся осуществляют самоконтроль понимания содержания таблицы.
Самоконтроль за действиями.
Учащиеся выбирают лучшие работы.
Делают записи в тетрадь новых терминов: ориентирование, основные стороны горизонта, промежуточные стороны горизонта, румб, страны света, компас.
Понимать и сохранять учебную цель и задачу. Обнаруживать неточности в ответах.
Осуществлять взаимоконтроль.
Адекватно воспринимать оценку учителя.
Понимать и сохранять учебную цель и задачу. Осуществлять самоконтроль.
Понимать и сохранять учебную цель и задачу. Осуществлять самоконтроль.
Оценивают работы.
Этап «Работа по закреплению нового материала»
1.Ставит цель на проверку знаний нового материала (вопросы с.32)
- Что такое ориентирование?
-Как называются основные стороны горизонта?
-Как называют прибор для определения сторон горизонта?
- Есть ли на Земле территории, на которых невозможно точное определение сторон с помощью компаса?
-Почему возникла необходимость введения промежуточных сторон горизонта?
Отвечают на вопросы учителя.
Делают обобщающий вывод в процессе ответов на вопросы.
Осуществляют анализ текста с выделением существенных и несущественных смысловых признаков.
Классом прилагают усилия по решению учебной задачи.
Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Учитывать другие мнения.
Осуществлять взаимоконтроль процесса выполнения задания.
Принимать и сохранять учебную задачу. Обнаруживать неточности в ответах.
Деятельность учителя
Определение направлений на плане и карте (работа с планом местности )
- Покажите направления на плане местности.
Как оно обычно показано?
В каком направлении от парома на реке Соть находится плотина на реке Луч?
Определите, как изменяется направление реки Соть.
Проблема- С или С-В?
--- Каждая сторона горизонта имеет не только свое название, но и цифровое значение-- азимут. Что же такое азимут?
Открываем учебники и прочитаем определение азимута.
Так что такое АЗИМУТ?
В основу работы с этим понятием положен УГОЛ, т.е, чтобы определить азимут, нужно определить угол.
А сейчас их обозначим на вашем первом рисунке.
90о, 180о, 270о, 360о
А как нужно ориентироваться на местности?
А ночью?
- по звёздам.
закрепление
Деятельность учителя
Давайте теперь поиграем и потренируемся в определении сторон горизонта.
Вы- пилоты. С Ростовского аэропорта отправляются рейсы Белгород –Сочи, Белгород - Москва, Белгород - Лондон, Белгород - Рио- де – Жанейро,
Какой курс должны держать пилоты, чтобы не сбиться с курса?
Учащиеся записывают объект и сторону горизонта направления полёта
Записывают задание на дом.
Этап «Рефлексия». Ответить на вопрос: понравился урок или нет? На интерактивной доске вставляют смайлики, соответствующие ответу.
Этап «Выставление оценок»: учитель выставляет оценки и комментирует их.
15