Рабочая программа по элективному курсу «Проектно-исследовательская деятельность» для учащихся 8 класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Граховская средняя общеобразовательная школа имени А.В. Марченко»




Рабочая программа
по элективному курсу
«Проектно-исследовательская деятельность»
для учащихся 8 класса


Составитель: учитель ИЗО
Холстинина Ольга Ивановна


с. Грахово, 2016 г.



Пояснительная записка
В основу разработки данной программы положены следующие нормативные документы:
Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №3273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. N 1089.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» 2004.
Положение о рабочей программе.
Формирование исследовательских компетенций, как освоение учащимися способов деятельности провозглашено одной из целей преобразования российской системы и директивно зафиксировано в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». Ведущим методом обучения в школе должна стать проектно-исследовательская деятельность. На первый план выступает ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, принимать решения. Элективный курс «Проектно-исследовательская деятельность» проводится в 8-ом классе во II полугодии, по 1 часу в неделю, т.е. 17 часов.
Актуальность проблемы, определяется:
1. Реализация метода проекта в методику преподавания изо, для достижения нового результата образования.
2. Формирование информационной компетентности школьников на основе организации проектной и исследовательской деятельности учащихся послужила основанием для использования метода проекта в урочной системе и внеурочное время в работе с одарёнными детьми.
Цель проектного метода: Развитие исследовательских умений и художественных способностей, способствующих воспитанию личности, подготовленной к жизни в современном обществе.
Задачи проектного метода:
- использование информационно-коммуникативных средств в обучении и поисковой деятельности учащихся;
- формирование информационной грамотности учащихся через активизацию их языковой компетентности в области изобразительного искусства;
- воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала;
- овладение практическими умениями и навыками  в проектной художественно творческой деятельности;
- формирование устойчивого интереса к достижениям мировой культуры, к искусству народа России, к его художественным традициям;
- воспитание духовности, нравственности, патриотизма и гражданственности
Ожидаемые результаты.
1. Самоопределение учащегося в различных видах и формах  проектной деятельности.
2. Самооценка и рефлексия  процесса и результата собственной художественной деятельности.
Е.С. Полат определяет метод проектов как «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (учащимися), которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом».
Основные компоненты проектной деятельности учащихся как дидактического метода:
- наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической (работа над проектом – это разрешение данной проблемы);
- реализация первого этапа работы над проектом как планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – проектирования самого проекта;
- обязательное присутствие деятельности по поиску информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы;
- наличие значимого продукта (выхода проекта) как результата работы над проектом;
- представление (презентация) продукта и его социальной значимости на последнем этапе работы над проектом.
Использование метода проекта на уроках одна из актуальных проблем школьного художественного образования. Использование метода проекта позволят сделать урок современным, более увлекательным и интересным для учащихся. Это позволяет перейти на новый, более высокий уровень обучения, направленный на творческую самореализацию развивающейся  личности, развитие её интеллектуальных и художественно-творческих способностей. Метод проектов повышает интерес к уроку, влияет на качество обучения, развивает  познавательные  навыки  учащихся, помогает учащимся ориентироваться в информационном пространстве, дает возможность развития творческих способностей каждого ребенка, расширяет возможности учащихся в их исследовательской деятельности, повышает интерес к искусству,  развивает творческое мышление, фантазию, практические умения и навыки. Практика показала, что метод проекта применим на уроках общеобразовательной школы, вызывает интерес и живую реакцию детей. Особенностью системы выполнения творческого проекта является возможность совместной творческой и исследовательской работы учителя и учащихся. Метод проектов и использование информационных технологий  способствует воспитанию личности, подготовленной к жизни в современном обществе.
Учебный план. 8 класс
1 час х 17 недель = 17 часов


Наименование разделов


Содержание разделов

Общее
кол-во часов
Дата проведения
Кол-во
уроков
обобщения и систематизации знаний
Кол-во уроков – практикумов


Кол-во уроков контроля уровня усвоения ЗУН





план

факт




1
Что такое проектно-исследовательская деятельность. Классификация работ. Формы, значение проектно-исследовательской деятельности.
1
12.01. 2016


1


2
Алгоритм написания исследовательской работы, ее структура. Терминологический словарь.
1
19.01



1

3
Постановка проблемы. Выбор тем исследования.
1
26.01



1


4
Поиск возможных вариантов решения проблемы. Анализ литературных источников.
1
02.02

1



5
Работа над введением. Формулирование целей и задач, объекта и предмета исследования, гипотезы исследования.
1
09.02


1


6
Структура и содержание введения исследовательской работы. Индивидуальные консультации.
1
16.02

1



7
Структура и содержание главы «Обзор литературных источников». Индивидуальные консультации.
1
01.03


1



8
Отбор методик исследования. Структура и содержание главы «Методика исследования»: индивидуальные консультации.
1
15.03



1

9
Проведение исследований.
3
22.03;
05.04;
12.04


3


10
Структура и содержание главы «Анализ полученных результатов». Индивидуальные консультации.
1
19.04

1



11
Работа над заключением. Обобщение и анализ проделанной работы.
1
26.04


1



12
Общие требования к созданию компьютерных презентаций.
1
03.05

1



13
Требования к защите исследовательских работ. Подготовка тезисов докладов.
1
10.05


1


14
Предварительная защита исследовательских работ.
1
17.05


1


15
Выступление с определенными темами на классных часах.
1
24.05



1


ИТОГО
17


6
8
3




Учебно-тематический план
1 час x 17 недель = 17 часов
№ и тема урока
Главные знания
Главные умения
Виды контроля уровня усвоения ЗУН
Тип учебного занятия и форма его организации
Оборудование
Содержание домашнего задания

1. Что такое проектно-исследовательская деятельность. Классификация работ. Формы, значение проектно-исследовательской деятельности.
Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной  деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Проект может быть: исследовательский; ролевой; творческий; поисковый; прикладной и др.
Формирование мотивации к выполнению проекта. Умение слушать и слышать. Распознавать виды проекта. Умение определять направление работы.
Опрос – повторение.
Занятие -практикум
Ручка, бумага, компьютер тетрадь для записей.
Найти дополнитель-ную информацию по проектам в Интернете.

2. Алгоритм написания исследовательской работы, ее структура. Терминологический словарь.
Этапы проекта: 1. Информационный; 2. Плановый этап; 3. Поисковый этап; 4. Обобщающий этап; 5. Этап представления и защиты проекта; 6. Аналитический этап. Структура исследовательской работы.
Знание терминологического словаря и алгоритма действия при написании проектно-исследовательской работы.
Фронтальный опрос.
Контроль уровня усвоения ЗУН
Ручка, тетрадь для записей.
Найти дополнитель-ную информацию по проектам в Интернете.

3. Постановка проблемы. Выбор тем исследования.
Проект, обмен идеями (“круглый стол”, “мозговой штурм” и др.). Цели, задачи, структура и форма индивидуальных и групповых проектов. Условия для реализации проекта. Поле деятельности. План работы.

Умение обсуждать проект. Определять цели, задачи, структуру и форму проекта. Обдумывать условия, необходимые для реализации проекта. Определять поле деятельности проекта. Составлять план работы.
Опрос-обсуждение.
Занятие -практикум
Ручка, тетрадь для записей.
Найти дополнитель-ную информацию по проектам в Интернете.

4. Поиск возможных вариантов решения проблемы. Анализ литературных источников.
Комплекс необходимых данных. Способы сбора информации.

Умение выбирать способов сбора информации.
Фронтальный опрос.
Обобщение и систематиза-ция знаний
Библиотеч-ный фонд, интиернет
Найти дополнитель-ную литературу для написания проекта

5. Работа над введением. Формулирование целей и задач, объекта и предмета исследования, гипотезы исследования.
Введение. Формулировка целей и задач, объекта и предмета исследования, гипотезы исследования.
Умение формулировать цели и задачи проекта. Определять объект и предмет исследования. Составлять гипотезу исследования.
Опрос-обсуждение.
Занятие -практикум
Ручка, тетрадь для записей.
Корректиров-ка цели и задач проектной деятельности

6. Структура и содержание введения исследовательской работы. Индивидуальные консультации.
Структура проектно-исследовательской работы.
Умение самоопределяться и контролировать свою работу.
Индивидуальные консультации.
Обобщение и систематиза-ция знаний
Интернет
Сбор информации.

7. Структура и содержание главы «Обзор литературных источников». Индивидуальные консультации.
Литературные источники.

Умение обрабатывать полученную информацию.
Индивидуальные консультации.
Обобщение и систематиза-ция знаний
Библиотеч-ный фонд, интиернет
Нахождение литератур-ных источников.

8. Отбор методик исследования. Структура и содержание главы «Методика исследования»: индивидуальные консультации.
Методики исследования.
Умение интерпретировать факторы, делать выводы, формировать собственное суждение. Уточнять и корректировать структуру исследования.
Индивидуальные консультации.
Контроль уровня усвоения ЗУН
Библиотеч-ный фонд, интиернет.
Ручка, тетрадь для записей.
Нахождение методик для исследова-ний.

9-11. Проведение исследований.
Работа с методиками исследования.
Умение работать и распределять деятельность в группе и быть ведущим. Уточнять и корректировать структуру исследования.
Самостоятельная работа.
Занятие -практикум
Ручка, тетрадь для записей.
Корректиров-ка исследова-ний.

12. Структура и содержание главы «Анализ полученных результатов». Индивидуальные консультации.
Анализ полученных результатов.
Умение оформлять исследования с помощью компьютерных программ.
Индивидуальные консультации.
Обобщение и систематиза-ция знаний
Ручка, тетрадь для записей.
Корректиров-ка анализа полученных результатов.

13. Работа над заключением. Обобщение и анализ проделанной работы.
Заключение. Подведение итогов работы. Анализ совместной деятельности.
Умение анализировать свою деятельность. Подводить итоги деятельности своей работы.
Опрос-обсуждение.
Обобщение и систематиза-ция знаний
Ручка, тетрадь для записей.
Работа над заключением

14. Общие требования к созданию компьютерных презентаций.
Компьютерные презентации.
Умение пользоваться компьютерными технологиями.
Опрос-обсуждение.
Обобщение и систематиза-ция знаний
Интернет
Работа над презентаци-ей.

15. Требования к защите исследовательских работ. Подготовка тезисов докладов.
Защита исследовательских работ. Тезисы выступления.
Умение формулировать тезисы по проекту.
Самостоятельная работа.
Занятие -практикум
Ручка, тетрадь для записей.
Корректиров-ка тезисов проекта. Оформление проектно-исследова-тельской работы.

16. Предваритель-ная защита исследовательских работ.
Демонстрация приобретенных знаний и умений, анализ проблемы, определение перспектив дальнейшей работы в проектно-исследовательской работе.

Умение договариваться, умение распределять роли. Представлять и защищать свои проекты, демонстрировать приобретенные знания и умения, анализировать проблемы, определять перспективы дальнейшей работы.
Выступление перед товарищами. Дискуссия.
Занятие -практикум



17. Выступление с определенными темами на классных часах.
Результаты работы над проектами. Самоанализ.

Умение анализировать результаты работы над проектом. Умение
Творческое выступление на классных часах.
Контроль уровня усвоения ЗУН





Литература 1.    Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996. 2.    Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000. 3.    Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180. 4.     Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 1995, № 6, с.34-47. 5.    Селевко Г.К.Современные образовательные технологии: Учебное пособие.-М.: Народное образование,1998.-256с. 6.    Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.



15