Конспект урока по русскому языку на темуВиды обстоятельств

Тема: «Виды обстоятельств»
Цели:
1. сформировать у учащихся представление о видах обстоятельств по значению; научить выделять обстоятельства в предложениях и определять их вид по значению;
2. развивать самостоятельность мышления учащихся, а также их творческие способности;
3. воспитывать самостоятельно мыслящую личность.
Формы и методы: самостоятельная работа в группах, самостоятельная исследовательская
работа в парах, работа с учебником, индивидуальная работа;
частично поисковый метод, анализ языкового материала,
выступление-представление по теме урока, творческая работа.
Оборудование: оформленная доска, карточки для самостоятельной работы в парах,
ответы для самопроверки

Ход урока: 
I. Оргмомент.
Сегодня мы продолжаем наш с вами разговор о второстепенных членах предложения. Но прежде чем я конкретизирую тему урока, предлагаю вам повторить ранее изученный материал. 
II. Повторение домашнего задания. 
- записать предложение, найти определённый второстепенный член предложения в нём, доказать свою точку зрения.
(По одному ученику с каждого ряда выходит к доске, выполняет задание; дополнительное задание – орфографический, пунктуационный, фонетический разборы – предлагаются учащимся такого-то ряда, правильность же ответа определяют ученики соседней группы-ряда.)
 
1 ряд: найти определение в предложении «Любимая няня читала ему вслух и рассказывала сказки»
- укажите в данном предложении орфограммы-согласные 
2 ряд: найти дополнение в предложении «Однако, лёжа в постели в окружении игрушек, он никогда не испытывал скуки»
- объясните постановку запятых в предложении 
3 ряд: найти обстоятельство в предложении «Он почти не ходил в школу и не играл со сверстниками»
- назовите слово(а), в которых букв больше, чем звуков 
III. Основная часть. Работа по теме «Виды обстоятельств»  
1. Актуализация знаний 
какой из второстепенных членов предложения имеет несколько видов по значению?
!определите значение обстоятельств в третьем предложении!
как вы это сделали?
только ли значение образа действия, места имеют обстоятельства? существуют ли другие виды обстоятельств по значению? 
2. Цели и задачи урока 
Итак, цель сегодняшнего урока, выяснить, какие виды обстоятельств существуют в языке. (Записываем тему урока.) Построим мы с вами свою работу в виде исследования, которое будет проводиться в парах. Каждая из пар получит карточку с практическим заданием. В результате проделанной работы у вас должно сложиться чёткое представление о том, какие бывают виды обстоятельств по значению и как определить вид обстоятельства. 
3. Изучение нового материала 

·        Класс делится на пары по уровню знаний. Каждая пара выполняет задания по своей карточке и в конце урока знакомит нас с выводами по данной теме, сделанными на основе наблюдений и заданий по своим карточкам.
Для сильных.
Сгруппируйте предложения с обстоятельствами, относящимися к одной группе. Для этого найдите главное слово, поставьте от него вопрос к обстоятельству, определите его группу по значению (в случае затруднения обращайтесь к учебнику). Укажите, чем выражено обстоятельство. 
Лошади бежали дружно.
В России всюду растёт самое красивое дерево – берёза.
Сегодня ты пришёл рано.
По неосторожности я уронил книжку.
Мы пришли вам помочь.
Смотрела она, не мигая.
Заливаются на деревьях певчие дрозды.
На другой день проснулся я с головной болью.
За давностью лет не сохранилось никаких документов.
Недавно нас уже звали на помощь. 
В ходе исследования заполните следующую таблицу
Виды обстоятельств

 
 
 
 
 
 

вопросы
 
 
 
 
 

примеры
 
 
 
 
 

какой частью речи выражены
 

  
Для средних.
В предложениях каждой группы найдите обстоятельства. Для этого найдите главное слово, поставьте от него вопрос и определите вид обстоятельства (при затруднении используйте таблицу учебника). Укажите, чем могут быть выражены обстоятельства.
I.
1. Лошади бежали дружно.
2. Смотрела она, не мигая.
II.
В России всюду растёт самое красивое дерево – берёза.
Заливаются на деревьях певчие дрозды.
III.
Сегодня ты пришёл рано.
На другой день проснулся я с головной болью.
IV.
По неосторожности я уронил книжку.
За давностью лет не сохранилось никаких документов.
V.
Мы пришли вам помочь.
Недавно нас уже звали на помощь.
 В ходе исследования заполните следующую таблицу
Виды обстоятельств

 
 
 
 
 
 

вопросы
 
 
 
 
 

примеры
 
 
 
 
 

какой частью речи выражены
 

 
Для слабых.
В каждой группе подчёркнуты обстоятельства. К какому слову они относятся? На какой вопрос отвечают? Чем выражены обстоятельства в приведённых предложениях? Найдите по таблице группу обстоятельств по значению.
I.
Лошади бежали дружно.
Смотрела она, не мигая.
II.
В России всюду растёт самое красивое дерево – берёза.
Заливаются на деревьях певчие дрозды.
III.
Сегодня ты пришёл рано.
На другой день проснулся я с головной болью.
IV.
По неосторожности я уронил книжку.
За давностью лет не сохранилось никаких документов.
V.
Мы пришли вам помочь.
Недавно нас уже звали на помощь.
 
В ходе исследования заполните следующую таблицу
Виды обстоятельств

 
время
образ действия
место
причина
цель

вопросы
 
 
 
 
 

примеры
 
 
 
 
 

какой частью речи выражены
 

 

·        По окончании работы начинаем проверку: ученики из разных групп представляют свои результаты: сильные называют виды обстоятельств по значению, слабые – вопросы к каждому виду, средние приводят примеры, один из сильных подводит итог, сообщая, чем могут быть выражены обстоятельства.

·        После предлагается обобщающая таблица для самоконтроля
 
Виды обстоятельств

 
время
образ действия
место
причина
цель

вопросы
Когда?
Как долго?
Как?
Каким образом?
Где?
Куда? Откуда?
Почему?
По какой причине?
Зачем?
С какой целью?

примеры
Сегодня ты пришёл рано.
Смотрела она, не мигая.
Заливаются на деревьях певчие дрозды.
По неосторожности я уронил книжку.
Мы пришли вам помочь.

какой частью речи выражены
 
Наречия, существительные с предлогом и без предлога, деепричастия, глаголы в форме инфинитива, цельные словосочетания

 
какие возникли вопросы?
 
IV. Закрепление.
Осталось только проверить, насколько теоретические ваши знания подкреплены практическими знаниями и умениями. 
Выписать из теста все обстоятельства, определить их виды по значению. 
Добежал медведь до леса (место), едва (образ действия) дышит. А тут девушки пришли по грибы (цель).
Выскочил медведь на поляну (место), девушки завизжали и так (образ действия) грохнули палками по бидону, что медведь упал. Он ткнулся мордой в сухую траву (место) и затих. Девушки убежали.
Медведь стонал-стонал, а потом (время) съел какой-то гриб, отдышался, вытер лапами пот и пополз на брюхе в своё логово (место). 
- взаимопроверка, оценивание;
- комментирование ответов 
Индивидуальное задание (для 2 – 3 сильных): составить и записать шуточный рассказ с использованием разных видов обстоятельств по шаблону. 
(Обстоятельство времени) два зайца отправились (обстоятельство цели) (обстоятельство места). Но (обстоятельство места) не попали (обстоятельство причины). (Обстоятельство образа действия/степени) неудачная получилась вылазка. 
- слушаем составленные тексты (шаблон выведен на экран), анализируем правильность выполнения, выбираем лучший рассказ 
V. Контроль. Тест-пятиминутка 
1. Какой второстепенный член предложения обозначает, при каких обстоятельствах и как происходит действие?
а) определение б) дополнение в) обстоятельство г) подлежащее
2. В каком из вариантов ответа правильно указано обстоятельство в предложении
«К твёрдым убеждениям нужно относиться с уважением»?
а) к убеждениям б) нужно в) относиться г) с уважением
3. Определите вид однородных обстоятельств от жары и духоты по значению в предложении
« От жары и духоты книзу клонятся цветы»:
а) место б) время в) образ действия г) причина
4. Определите вид обстоятельства напиться по значению в предложении
« Ягнёнок в жаркий день пришёл воды напиться»:
а) цель б) время в) образ действия г) причина
5. Определите вид обстоятельства гораздо по значению в предложении
« Ожидание счастливых дней бывает иногда гораздо лучше самих этих дней»:
а) цель б) место в) образ действия г) причина
6. Какое обстоятельство употреблено правильно в данных словосочетаниях?
а) обратно опечалился б) опять приехал
 VI. Итог урока.  
- какой член предложения мы называем обстоятельством?
- какими частями речи может быть выражено обстоятельство?
- с какими видами обстоятельств мы с вами сегодня познакомились?
- на какие вопросы они отвечают?
 VII.   Оценки за урок. 


15