Особенности национальной и региональной (этнокультурной) специфики в гражданско-патриотическом образовании в сельской школе


Особенности национальной и региональной (этнокультурной) специфики в гражданско-патриотическом образовании в сельской школе
Одной из важнейших тенденций реформирования образования является его регионализация, которая органически сочетается с другим процессом развития образования - федерализацией.
Эти два встречных направления, характерных для современной российской образовательной системы, позволяют комплексно решать задачи как закрепления целостности и единства образовательного пространства России, так и формирования региональной образовательной политики и развития региональных программ образования.
Краеведение в максимальной степени позволяет реализовать ведущие тенденции развития отечественного образования Гуманизация образования, реализуемая через культурологический и личностно-ориентированный подходы, предполагает, прежде всего, ориентацию на интересы ребенка, на возможности развития личности, на постоянное взаимодействие человека и конкретной культурно-образовательной среды. Само введение краеведческого компонента, признание его серьезного значения - знамение нашего времени, проявление того, что российская образовательная система переходит от общего образования гражданина вообще, независимо от его места жительства, к образованию представителя конкретного территориального социокультурного сообщества и человека со всеми его индивидуальными особенностями и способностями. Образование сегодня призвано помочь конкретному человеку адаптироваться к жизни в конкретных условиях. Именно в этом авангардная роль такого курса, как краеведение, в развитии российского и регионального образования.
Главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Образовательные задачи:
формирование представления о различных сторонах жизни своего населенного пункта и края и его населения, показ его сложной структуры;
- изучение проблем развития края (населенного пункта),
- развитие умения сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия конкретной местности.
Воспитательные задачи:
развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
укрепление семейных связей:
заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и их родителей;
наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;
изучение жизни края (населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов;
общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры;
совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье).
Развивающие задачи:
развитие стремления знать как можно больше о родном крае, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;
- формирование видения своего места в решении этих проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края.
адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы.
В нашей области построение регионального содержания строится на принципах:
- региональности (ориентация на учет особенностей региона во всем учебно-воспитательном процессе);
- гуманизации (широкое включение в региональное содержание знаний о человеке, формирование гуманистического мировоззрения, создание условия для самореализации развивающейся личности);
- историзма (раскрытие исторической обусловленности тех или иных явлений, процессов);
- комплексности и интегративности (объединение различных аспектов содержания в единое целое).
В концепции краеведения Ульяновской области представлены 4 модели включения регионального содержания в образовательный процесс.
1 модель – полипредметная базовая.
Предполагает обязательное включение регионального содержания в базовое путем равномерного распределения его по таким учебным предметам, как география, история, биология, литература, музыка.При таком построении программ региональный материал используется для расширения и углубления основных тем и разделов базового содержания. Обобщенные идеи, понятия, законы, закономерности обосновываются с помощью конкретных знаний. В процессе такого обучения реализуются установки, характерные для краеведческого принципа: следовать от частного к общему и от общего к частному, вести учащихся от доступных непосредственному наблюдению объектов к глубоким выводам и обобщениям.
Изучение предмета с опорой на специфику среды обитания, ее обычаи, традиции вызывает у учащихся желание показать историю, культуру своего народа и, следовательно, формирует нравственные ценности школьника. Систематическое и целенаправленное включение регионального материала повышает эффективность учебно-воспитательного процесса, уровень знаний и познавательной активности учащихся.
2 модель – полипредметная повышенная.
Реализуется в базовых курсах повышенного уровня и предполагает изучение регионального содержания за счет выделения дополнительных часов. Вопросы регионального компонента рассредоточены по разным темам.
3 модель – монопредметная углубленная.
Представляет собой углубленное изучение регионального содержания, которое реализуется на специально отводимых уроках, факультативах; часы выделяются из вариативной части базисного плана.
4 модель – монопредметная интегративная.
Ориентирована на подготовку комплексных курсов, в которых все аспекты регионального содержания находится во взаимосвязи.
В содержании Базисного учебного плана МОУ Лаишевской СОШ отведены часы на изучение следующих дисциплин:
Один час регионального компонента (7 класс) используется для введения исторического краеведения. Факультатив «Народная культура Поволжья» углубляет изучение культуры народов России, социально-экономическое развитие Поволжского региона. Позволяет расширить кругозор школьников и обеспечивает межпредметные связи (истории, литературы, изобразительного искусства).
В качестве регионального компонента введены спецкурсы по литературе: «Край сказок и сказочников» (5класс), « Мир детства» (7 класс);
Жизнь и творчество наших знаменитых земляков – благодатный материал для глубокого познания родного края, воспитания любви к «тихой Родине», а также пример самоутверждения для подрастающего поколения.
Пятиклассникам предлагается познакомиться с богатым наследием русских народных сказок и преданий Симбирщины, сказками, вышедшими из – под пера писателей – наших земляков.
7 класс – возраст, когда в центре внимания подростка – его сверстники, он сам, взаимоотношения его с окружающим миром. Поэтому основу курса составляют произведения наших земляков, посвященные детству, рассказывающие о формировании юной личности в разные исторические эпохи.
Содержанием программы элективного курса «К родным истокам» (5 класс) является изучение школьниками истории своей семьи, своих родовых корней, истории своего родного края, знакомство с традициями, обычаями своего народа, что позволит детям понять следующее: их жизнь тесно связана с жизнью их близких, что силен человек своими корнями, традициями и обычаями своего народа.Уже несколько лет многими учителями литературы нашей области используется сквозная программа (5-11 классы) «Литературное краеведение Ульяновской области», разработанная учителем-словесником Сабакеевской средней школы Мелекесского района Коровкиной Г.Л. под редакцией Л.Н.Курошиной и Т.В.Васильчиковой.
В 11 классе совместно с учителем истории подготовлен цикл интегрированных уроков, которые дали возможность нашим ученикам приобрести опыт активного освоения культурного и исторического наследия России.
Тема Умения и навыки
«Судьба русской интеллигенции в начале ХХ века» -анализ источников, определение степени достоверности;
-сопоставление разных версий и оценок событий и личностей.
«Отражение исторической правды в романе М.Шолохова «Поднятая целина» -постановка проблемных вопросов при соотнесении различных источников;
- сопоставительный анализ событий и явлений.
«Великая Отечественная война в судьбе и творчестве советских писателей» - синхронизация, сопоставитель-ный анализ событий и явлений;
- выявление общего и различного.
«Тоталитарный режим и судьба российской интеллигенции» - сопоставление разных версий и оценок личностей;
- постановка проблемных вопросов при анализе источников,
литературных произведений.
«Трудный путь российской деревни:
ХХ век» -проведение сопоставления через составление диаграмм и таблиц;
- анализ источников и степень достоверности описания событий и явлений в литературных произведениях.
Соотношение регионального и местного материала в учебной программе по русскому языку
Класс Раздел федеральной программы Региональный компонент Местный материал
5 Лексика.
- слово и его лексическое значение
- синонимы
Слова общеупотребительные и ограниченные (территориально) в употреблении.
Местные названия старинной одежды, названия продуктов и кушаний
«Местные» слова как аналоги общеупотребительных Синонимы (местные) к общеупотребительнымсловам, обозначающим качества человека
Имя сущестит.
- большая буква в географич.
названияхПонятие о топонимах. Знакомство с историей названий села Лаишевка (Лебяжья слобода Лаишевских переведенцев, Лаишево, Воскресенское, Лаишевка6 Лексика и фразеология
- диалектные слова
- заимств-еСлова
- фразеология Начальные сведения по диалектологии Ульяновской области.
Знакомство с работой В.Ф.БарашковаДиалектные слова, употребляемые в наших селах.
Особенности говоров Каменки и ЛаишевкиНачальные сведения о языках народов Поволжья.
История заселения Средневолжья разными народами. Языки народов Поволжья.
Русскоязычные и заимствованные топонимы Ульяновской области Из истории заселения сел представителями разных национальностей;
национальный и языковой состав наших сел
Этимология названий «Свияга», «Волга», «Ишеевка»
Местные устойч.выражения: уйти в Арзамас, без каляку, надур делать и др.
Фонетика
Звуковые особенности каменского и лаишевских говоров
(оканье и аканье), особенности произношения шипящих и свистящих
Морфология
- имя существит.
- прилагат-е- местоимен.
числительное
- глагол
Местные особенности склонения существительных
Местные особенности склонения прилагательных. Склонение кратких прилагательных
Местные особенности склонения мест-йОбобщающией урок «Заочное путешествие по родному краю
Местные особенности спряжения глаголов
(стяженные формы)
Развитие связной речи
Сочинение-описание пейзажа Подготовка к сочинению пейзажной зарисовки. «Мой любимый уголок природы»
7 Русский язык как развивающ.
Явление
Территориальная неоднородность структуры русского языка как следствие множественности факторов его развития.
Загадки топонимики.
История возникновения топонимов СИМБИРСК и УНДОРЫ Топонимические находки учащихся нашей школы
ГАРАНКИНО, ЧЕРТОВО ОЗЕРО, БУХВАЛКА
Морфология
- наречия
Особенности словообразования наречий
Развитие связной речи Сочинение-рассуждение по прочитанному (повесть А.Неверова «Ташкент – город хлебный») 8 Развитие связной речи Сочинение-описание памятника Н.М.Карамзину
Сочинение публицистического характера «Вот эта улица, вот этот дом…»
9 Общие сведения о языке
- язык как развивающ.
явление Загадки Симбирской топонимики
Имена и их значения. Значение топонимов, имеющих нерусское происхождение.
Систематизация изученного о языке, речи и правописании Фонетические особенности говоров Ульяновской области
Морфологические особенности говоров Ульяновской области
Фонетические особенности говоров наших сел
Морфологические особенности говоров наших сел
Развитие связной речи Сочинение публицистического характера
«Мои земляки в годы
Великой Отечественной войны(в годы первых пятилеток и т.п.)
Для освоения содержательных модулей курса краеведения необходимо использовать богатый потенциал края. При этом возможны несколько дополняющих друг друга вариантов работы различного профиля (исторического, географического, культурного плана, технического и градоведческого характера):
исследовательская экспедиция (автономная или в составе научной вузовской)
В нашем учебном заведении (МОУ Лаишевской СОШ г.Ульяновска) исследовательские экспедиции проводятся по заказу переданного сельским советом в школу «Музея истории села Лаишевки»
Система исследовательской работы
направления исследовательской деятельности


Работа в фондах опросы старожилов
сельского села
краев. музея
работа в фондах
областного архива
АНАЛИЗ и СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПОЛУЧЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ


НАПИСАНИЕ и ЗАЩИТА РЕФЕРАТА, ВЫПОЛНЕНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

ПЕРЕДАЧА СОБРАННОГО МАТЕРИАЛА И РЕФЕРАТА В ФОНДЫ
СЕЛЬСКОГО (на сегодня школьного) КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЛУЧЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ ПРИПОДГОТОВКЕ СМЕННЫХ ВЫСТАВОК, СООБЩЕНИЙ, ПРОВЕДЕНИИ
ЛЕКТОРИЕВ И ДР. МЕРОПРИЯТИЯТИЙ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ
В процессе поиково- исследовательской деятельности у учащихся формируется не только устойчивая положительная мотивация к самостоятельной познавательной деятельности, но желание сберечь и передать другим найденную информацию.
Кто участвует в исследовательской работе?
Таким кропотливым трудом невозможно заниматься по принуждению или только ради хорошей оценки. Историческое исследование будет успешным в том случае, если объект изучения значим для ребенка, а сам процесс исследования для него не только интересен, но и доступен.
Поэтому мы начинаем готовить своих юных исследователей еще в 5-7 классах.
В течение учебного года для ребят этой возрастной группы организуем такие формы работы как:
фото вернисаж «История моей семьи в фотографиях»;
сочинение «Мои родные и близкие в годы Великой Отечественной войны»;
выставка «Наша семейная реликвия»;
выставка «Из нашего семейного архива»
акция «Историческая находка года» и др.
Почему именно такие темы? Мы считаем, что для ребенка открытие родины, ее исторической памяти начинается с истории его семьи, с того, что ему наиболее близко и дорого.
На этом этапе и выявляются самые пытливые и любознательные, в каждом классе их набирается 4-6 человек. Наша задача – помочь им в их маленьких исследованиях, увлечь этой работой, постепенно, усложняя задачи, развивать аналитические способности.
На уроках истории, русского языка и литературы они являются лидерами учебных микро-групп при работе с документами и др. историческими источниками.
В 8-11 классах задачи для ребят усложняются: теперь они получают определенные темы для исследования, а результаты работы оформляют в виде рефератов или презентаций для отдельных уроков. И в этом случае мы стараемся подобрать ребенку такую тему, чтобы она была значимой для него (с исследуемым периодом связана история его семьи и т.д.).
Материалы, собранные в процессе этой работы, послужили основой для написания учащимися рефератов, конкурсных творческих работ по краеведческой тематике, презентаций и временных выставок в местном музее.
Эти ребята становятся активом в кружке «Музейное дело », являются членами лингвистической и исторической секций школьного НОУ «Поиск». Из этих частей состоит объединение «Летопись малой родины», которое существует в нашей школе с 1999 года.
Задачи , которые решаются в процессе деятельности объединения:
- сформировать умения и навыки поисково - исследовательской деятельности;
- развивать способность осмысления исторического прошлого через изучение событий и явлений, связанных с историей своей семьи, родного села и нашего края.
Но наш коллектив не является замкнутым: в зависимости от направлений и форм работы в его деятельность вовлекаются и другие учащиеся (кто-то временно, у кого-то появляется устойчивый интерес к краеведению), так, постепенно и происходит смена поколений наших поисковиков-исследователей.
С 2004 г. в фондах Государственного архива Ульяновской области были исследованы::Ф 99- Директора народных училищ Симбирской губернии(1869-1917г.г..) Ф 176 – Симбирской уездной земской управы (1867-1918г.г.)
ф 217- Сельдинской волостной управы (1913- 1917г.г.)
Ф Р-266 Симбирского уездного исполкома (1918- 1928г.г.)
Ф Р-328 – Сельдинского волисполкома Совета рабочих и
крестьянских депутатов (1918-1928г.г.)
Ф Р-345 - Ульяновской уездной земской управы (1917- 1928г.г.)
Ф Р- 629 Подгородно- Каменского сельского совета (1919- 1932 г.г.)
Журналы Симбирской уездной земской управы (1903-1911г.г.)
«Симбирские губернские ведомости» (1871- 1890 г.г.)
Зерцалов А.Н. «Материалы для истории «Синбирска и его уезда»
Газета «Пролетарский путь» 1928-1936г.г.
Темы исследований учащихся
С 2004 года успешно идет работа исторической и лингвистической секций НОУ школы «Поиск» по изучению истории малой родины.
Особенностью нашего учебного заведения является его местоположение в пригородной зоне. Это уже не село, но еще и не город. И не только в связи с недостаточностью инфраструктуры, но и в связи с некоторыми особенностями, которые можно назвать языковой традицией. Здесь еще, как и в любом отдаленном населенном пункте, остались носители живого русского языка с фонетическими, морфологическими, лексическими отклонениями от литературной нормы. Они живут рядом с нашими учащимися, их язык ассимилируется в речь молодежи, в речь приезжих людей. И проектную технологию мы опробовали именно на местном языковом материале, так как он вызывает несомненный интерес для изучения «поисковиками-лингвистами».
План работы по этому направлению представляет собой поэтапную реализацию проектов:
2004-2005 – Изучение топонимики сел Лаишевки, Каменки, Протопоповки;
2006-2007– Исследование языковых особенностей сел Лаишевки, Подгородной Каменки и деревни Пропотоповки;
2007-2008 – Изучение фольклора. Русская частушка;
2008-2009 – Изучение фольклора. Обрядовая поэзия наших сел. Святочные увеселения;
2009-2010 – Изучение фольклора. Свадебные обряды наших бабушек.
Целью этой работы стало:
Формирование у учащихся устойчивого интереса и бережного отношения к языковой культуре своей малой родины, к ее традициям и обычаям.
Задачи проекта:
- Формирование у учащихся чувства сопричастности родной земле через изучение языковых и культурных традиций малой родины;
- развитие познавательных интересов, творческой активности;
- привлечение учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовных, нравственных ценностей народа;
- социализация учащихся.
Проекты реализуют члены лингвистической секции школьного НОУ «Поиск». Учащиеся нашей школы проживают на территории 3-х населенных пунктов: в Лаишевке, Каменке, деревне Протопоповке. Поэтому создаются три поисковые группы. Какой бы проект мы ни реализовывали, нам интересен материал, собранный в каждом населенном пункте, тем более что каждый из них исторически имел «собственное лицо» и, как выяснилось, «собственный» язык.
Наш школьный музей работает в тесном контакте с областным краеведческим музеем, с областным архивом, сотрудничает с областным центром туризма.
В нашем учебном заведении практикуется организация «Дня музея в школе», когда приглашаются работники областного краеведческого музея для проведения лекций по истории, литературе, биологии, географии и др.
А в школьном «Музее истории села Лаишевки» экскурсии разрабатываются членами двух основных секций – исторической (обзорные экскурсии, экскурсии, посвященные становлению советской власти, колхозов в трех окрестных селах, истории сел в годы Великой Отечественной войны, в послевоенные годы, посвященные истории нашего учебного заведения и т.д.) и лингвистической (экскурсии, посвященные быту наших земляков, истории предметов быта, одежды и т.д.). Важнейшей формой работы с культурным наследием своего города и областного центра является посещение специализированных учреждений культуры
- музеев (краеведческих, исторических, художественных и т.п.) в сопровождении педагогов и родителей, организация специальных учебных экскурсий по экспозициям музеев, посещение лекций, организуемых музейными работниками для учителей и/или учащихся по материалам деятельности конкретного музея (как в музейных лекториях, так и в самой школе);
В нашей области реализуется программа «Воспитай патриота». Проект направлен на преодоление негативной тенденции нашего времени – массового снижения уровня краеведческой культуры среди молодежи.
Проект координирует работу различных учреждений и организаций, заинтересованных в развитии системы краеведческого и патриотического образования среди школьников.
Проект предполагает личное участие в нем Губернатора и представителей Администрации Ульяновской области, необходимое для придания ему соответствующего статуса и организации системы патриотического образования, эффективно использующей огромный «музейный» потенциал области.
Проект предлагает школьникам увлекательные музейные программы, экскурсии, туристические маршруты, практические занятия и праздники, соединяющие в себе образовательные и досуговые формы изучения истории своего региона.
Проект рассчитан на долгосрочную перспективу. В случае его реализации к 2011 г. все школы города должны быть вовлечены в систему краеведческого и патриотического образования, базирующуюся на опыте работы музеев города.
Цели проекта:
1.Создать систему организации регулярного и массового посещения музеев города школьниками всех возрастов.
2.Способствовать эффективному взаимодействию музеев и школ, направленному на воспитание патриотизма у подрастающего поколения города и области.
3.Способствовать развитию внутриобластного детского туризма.
Задачи проекта:
1.Стимулировать школьников к изучению краеведения, как средства развития характера будущего хозяина своего края, работника и творца.
2.Воспитать чувство гордости за деятельность выдающихся земляков.
3.Включить детей всех возрастов в различные виды деятельности по изучению традиций культуры и ремесленничества Симбирской губернии.
4.Стимулировать развитие творческих способностей школьников.
5.Сформировать потребность в посещении музея как форме интеллектуального досуга.
6.Способствовать социализации подростков.
7.Ввести в практику систему музейного абонемента.
В нашем учебном заведении каждый класс в обязательном порядке посещает выбранные с сентября 2010 года музеи: Краеведческий, музей-заповедник имени Ленина, Художественный и т.д. Кроме того, учителем истории и обществознания организовано ежегодное участие наших ребят в «Семейном музейном марафоне».
С членами лингвистической секции нашего школьного НОУ «Поиск» мы посещали театрализованные представления музея Городского быта по темам : «Святочные вечера», «Душа ль ты моя, Масленица»
библиотек (школьных, детско-юношеских, вузовских, научных, публичных и др.),
имеющих краеведческие фонды;
Краеведческие фонды в нашем городе имеют библиотека имени С.Т.Аксакова, научная библиотека имени Ленина, городская библиотека имени Гончарова, а также подобного рода литературу содержат все районные библиотеки. В краеведческом отделе научной библиотеки часто приходится работать нашим учащимся при подготовке различных викторин и конкурсов по краеведению, которые ежегодно предлагают нам городские и областные учреждения культуры.
С удовольствием участвуют учащиеся среднего и старшего звена в мероприятиях, проводимых библиотекой имени Гончарова. Это конкурсные задания к юбилейным датам, праздники, в сценарий которых вплетаются исследовательские работы учащихся школы (праздник «Планета Карамзин»). Руководство библиотеки и методисты разрабатывают викторины на краеведческие темы по типу игры «Золотое руно». Аксаковская библиотека ежегодно проводит с учащимися школ занятия, связанные с историей города, знакомит школьников с его знаменитыми земляками. Слушателями таких заочных экскурсий по городу, виртуальных знакомств с земляками становятся ученики школы, начиная с начального звена.
архитектурных заповедников;
Со своими учащимися мы посещаем музей архитектуры города Симбирска, а также неизменно пользующийся у школьников архитектурный комплекс «Симбирская засечная черта». Работники музея разрабатывают для учащихся театрализованные представления, связанные с образованием города.
выставок и мастерских местных художников;
Большим потенциалом обладают Художественный музей при Краеведческом музее и музей ИЗО имени А.Пластова. Кроме того, своих учащихся мы вывозим в Прислониху, где жил и писал свои работы Аркадий Пластов.
театров, концертных залов, кинотеатров и т.п.;
В нашем городе три театра – Кукольный театр имени В.Леонтьевой, «НЕБОЛЬШОЙ»
театр (ТЮЗ) и Областной драматический театр им.И.А.Гончарова. Со всеми тремя
театральными площадками мои учащиеся хорошо знакомы. Совсем недавно (в днишкольных каникул) нам удалось посмотреть один из фестивальных спектаклей
Дмитровоградского областного драматического театра имени А.Островского.
Включение школьников в работу по охране памятников природы, истории и культуры, вреставрационную деятельность.
В прошлом учебном году мой ученик принимал участие в областной конкурсной краеведческой викторине и в номинации «Архитектура и градостроительство» занял 1 место. Другая ученица выступала с результатами своей работы «Памятники города Ульяновска» на 1 областной конференции «История семьи в истории Отчизны». Обе работы были высоко оценены. Кроме того, учащиеся нашей школы ухаживают за обелисками, находящимися на территории Лаишевки и Протопоповки.
При изучении памятников культурного наследия желательно использовать творческие методы работы, предполагающие самостоятельный (под руководством учителя) сбор материалов и документов, связанных с теми или иными объектами и историческими местностями. Полученная информация используется при написании конкурсных рефератов, организации и участии в краеведческих олимпиадах, викторинах, играх, конкурсах, для устройства силами учащихся краеведческих и историко-культурных школьных выставок.
Мои учащиеся постоянно участвуют в подобных конкурсах, и интерес к краеведческой тематике позволяет им занимать призовые места.
В качестве более сложных форм - при успешном ходе краеведческой работы - возможна организация школьных или местных краеведческих музеев, разработка постоянных экскурсионных маршрутов по историческим местностям и подготовка публикаций, съемка кино-, видео- и слайд-фильмов.
Возможны и иные формы работы, но в любом случае главным должно оставаться стремление к комплексному использованию информационного, эстетического и воспитательного потенциала городского культурного наследия.