Программа воспитания и социализации обучающихся с учетом воспитательные компоненты
МБОУ «Войковская СОШ имени Олега Стуколова »
Рассмотрено
Руководитель
МО классных руководителей
_______________________
________/______________/
ФИО
Протокол №_______
от «___» __________2016 г
Согласовано
Заместитель
директора по ВР
_________/____________/
ФИО
«___» ___________2016 г
Утверждаю
Директор школы
__________/_____________/
ФИО
Приказ №__________
от «___» ___________2016г
«Программа
воспитания и социализации
обучающихся с учётом
Воспитательной компоненты»
«Мы - вместе»
Составитель: Жумагалиева Гульнара Сагинбаевна
классный руководитель 6 класса
Воспитание – великое дело: им решается судьба человека. В. Белинский
1.Пояснительная записка
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования МБОУ «Войковская СОШ имени Олега Стуколова» (далее Программа) разработана в соответствии с:
1. Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации),
2. Законом РФ «Об образовании».
3.Международной конвенцией «О правах ребенка» 1989 г.,
4 .«Всеобщей декларацией прав человека»,
5. Гражданским кодексом РФ,
6 «Основами законодательства РФ о культуре» и другими законодательными актами и нормативными документами, касающимися сфер образования и культуры.
7.Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования
8. Примерной программы социализации обучающихся на ступени основного общего образования
9. Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4).
Все эти юридические документы утверждают гарантии прав ребенка получать знания и воспитываться в соответствии с теми культурно-историческими традициями, которые являются для него родными.
Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал, что, прежде чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ. Воспитание должно быть культуросообразным, тогда только можно сформировать гражданина своей страны, нравственно развитую личность.
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования учитывает цель Программы развития школы - создание целостной образовательной среды, стимулирующей саморазвитие личности и обеспечивающей достижения обучающимися уровня развития ключевых компетентностей в интеллектуальной, духовной, нравственной, правовой, коммуникативной, информационной сферах, позволяющих им успешно адаптироваться в конкурентном и изменяющемся мире.
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовнонравственного и правового долга.
Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебновоспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее - ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование.
2.
Цель Программы:
-Обеспечение каждого ученика коллектива определенный минимум знаний и умений, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни.
Участники программы:
Программа предусмотрена для учащихся 5 – 9 классов.
Задачи Программы:
Направлять работу на развитие ценностных представлений и отношений учащихся.
Способствовать созданию благоприятной психологической обстановки для вхождения учащихся в новую учебную ситуацию, оказывать помощь в процессе адаптации в средней школе.
Способствовать раскрытию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию навыков коллективного взаимодействия посредством организации эмоционально насыщенной деятельности классного коллектива.
Развивать навыки самоорганизации, самообслуживания, способствовать формированию сознательной дисциплины.
Привлекать родителей к процессу выработки стратегии воспитания, а также организации жизнедеятельности класса.
Воспитываем в классном коллективе чуткость, внимательность, честь, долг и др.
Организовать профориентационную работу с учащимися.
Организовать работу по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни школьников.
Для классного руководителя:
создание условий для воспитания и социализации нравственной личности, готовой к активной, творческой и инициативной деятельности через организацию совместной деятельности детей и взрослых, управление процессом развития личности, взаимодействием всех участников воспитательного процесса.
Для учащихся и родителей:
создание условий для проявления активной жизненной позиции детей и родителей, индивидуального и коллективного творчества, коммуникативных навыков, самореализации, через организацию совместной деятельности детей и взрослых.
Формы реализации задач:
изучение психологических особенностей учащихся (наблюдение, индивидуальные и групповые собеседования с учащимися и родителями, анкетирование, мини исследования);
систематическое посещение уроков с программой наблюдения с последующим анализом на классных и родительских собраниях;
дискуссии, диспуты, викторины, КВН, интеллектуальные марафоны;
ролевые, деловые, образовательные игры, «круглые столы», ток-шоу, брейн-ринги;
экскурсии, походы;
соревнования;
викторины, КВН, интеллектуальные марафоны;
3.Концептуальные основы
Программа призвана формировать актуальность и развитие коммуникативной культуры учащихся, мотивацию творческого самовыражения, является регулятором общения, обеспечивает такие условия и содержание деятельности, которые в наибольшей степени способствуют сплочению классного коллектива.
Большое значение в данной программе имеют досуговые мероприятия. Это походы в театр, кино, на экскурсии, классные огоньки, вечера и праздники с родителями. Такие совместные встречи позволяют формировать мировоззрения учащихся, нравственную и этическую культуру, развивают интеллектуальную сферу, влияют на формирование взглядов, вкусов, привычек человека, способствуют сплочению коллектива, налаживанию контакта с родителями, и во многом определяют его отношение к жизни. Кроме того, такие методы и формы реализации программы позволяют лучше узнать учащихся, понять особенности их характера.
3.1.Подходы к воспитанию
В основе программы воспитания и социализации учащихся 6 класса «Мы вместе» и организуемого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат
три подхода:
- аксиологический
Воспитание, по существу, представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку.),
- системно-деятельностный
Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами.
- развивающий
Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы, знаемы) и принимаемы (применимы ребенком как минимум в одной практической ситуации).
3.2.Идеи программы
В связи с этим основной идеей программы воспитания и социализации становится идея создания воспитательной системы, которая имеет многовариантные компоненты, позволяющие каждому учащемуся и его родителям построить индивидуальный воспитательный маршрут, удовлетворяющий индивидуальным склонностям, способностям, интересам и возможностям, совместно реализовать его и оценить эффективность.
Обоснованием актуальности основной идеи программы «Мы вместе» считаю:
- необходимость создания воспитательных условий, обеспечивающих не только выявление склонностей, способностей, интересов детей, но и их развитие для реализации потенциальных возможностей с целью успешной социализации;
- необходимость организации сотрудничества и согласование усилий многих социальных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.
3.3.Принципы построения воспитательной системы.
В основе Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего и организуемого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат перечисленные ниже принципы.
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру – ведущий метод нравственного воспитания. Пример – это модель выстраивания отношений ребенка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершенного значимым другим. Принцип диалогического общения. Диалогическое общение школьника со сверстниками, родителями, учителем и с другими взрослыми играет большую роль в формировании ценностных отношений. Выработка собственной системы ценностей невозможны без диалогического общения ребенка со взрослым.
Принцип идентификации (персонификации) Идентификация – устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы - яркие, эмоционально-привлекательные образы людей. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребенка.
Принцип полисубъектности воспитания. Школьник включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности. Национальный воспитательный идеал, система базовых национальных ценностей должны быть приняты всеми субъектами развития и воспитания обучающимися
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Один из основателей системно-деятельностного подхода – А.Н. Леонтьев, определял воспитание как преобразование знания о ценностях в реально действующие мотивы поведения. Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами.
План поэтапной реализации программы воспитания.
Программу предполагается реализовать в несколько этапов:
2015-2016 – подготовительный, включающий диагностическую, прогностическую и организационную деятельность:
- обобщение и анализ существующего опыта работы по выявлению условий и диагностики оснований дифференциации, учащихся в процессе воспитания с целью успешной социализации;
- изучение теоретических аспектов проблемы, осмысление противоречий и предпосылок развития предыдущей программы воспитания;
- совершенствование материально-технического обеспечения программы, работа с документацией.
2016-2019 – запуск программы и этапы реализации:
- приведение основных компонентов воспитательной деятельности в соответствие с параметрами программы;
- совершенствование системы к требованиям реализуемых компонентов программы, в том числе налаживание связей с психологической службой сопровождения;
- разработка и апробация годового цикла дел, направленных на проявление и развитие творческих и практических способностей учащихся;
- организация мониторинга изучения потребностей и интересов учащихся, их родителей, исследование эффективности образовательного процесса.
2019-2020- заключительный– аналитико-коррекционный этап:
4.Основные направления в развитии воспитательной компоненты
Данная Программа развития способствует реализации следующих направлений воспитательного процесса:
Гражданско-патриотическое воспитание;
Нравственное и духовное воспитание;
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству;
Интеллектуальное воспитание;
Здоровьесберегающее воспитание;
Социокультурное и медиакультурное воспитание;
Культуротворческое и эстетическое воспитание;
Правовое воспитание и культура безопасности;
Воспитание семейных ценностей;
Формирование коммуникативной культуры;
Экологическое воспитание
1. Гражданско-патриотическое
Цель: Прививать любовь к Родине, приобщать их к социальным ценностям – патриотизму, гражданственности исторической памяти долгу; формировать основы национального самосознания.
Задачи:
- воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине;
- усвоение ценности и содержания таких понятий как «служение Отечеству», «правовая система и правовое государство», «гражданское общество», об этических категориях «свобода и ответственность», о мировоззренческих понятиях «честь», «совесть», « долг», «справедливость» «доверие» и др. ;
- развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье;
- развитие компетенции и ценностных представлений о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии и межкультурном взаимодействии;
Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает:
- формирование у обучающихся представлений о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа, развитие мотивации к научно-исследовательской деятельности, позволяющей объективно воспринимать и оценивать бесспорные исторические достижения и противоречивые периоды в развитии российского государства;
- повышение уровня компетентности обучающихся в восприятии и интерпретации социально-экономических и политических процессов, и формирование на этой основе активной гражданской позиции и патриотической ответственности за судьбу страны;
- увеличение возможностей и доступности участия обучающихся в деятельности детских и юношеских общественных организаций, обеспечивающих возрастные потребности в социальном и межкультурном взаимодействии;
- развитие форм деятельности, направленной на предупреждение асоциального поведения, профилактику проявлений экстремизма, девиантного и делинкветного поведения среди учащейся молодёжи.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Мероприятия, проводимые в рамках этой программы, реализуются на практике и становятся традиционными.
Патриотическое воспитание и воспитание толерантности осуществляется через изучение культуры народов Оренбуржья, приобщения к опыту народного миропонимания, краеведение, знакомство с разнообразными культурами, расширение и углубление этих знаний.
Нравственное воспитание рассматривается как формирование моральных отношений: к политике нашего государства, к родине, другим странам и народам; к людям; к себе; к труду на общее и личное благо; заботы о сохранении и умножении общественного достояния.
Соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганда идей его оптимизации, активная деятельность по изучению и охране природы своей местности, расширение и углубление экологических знаний – основа экологического воспитания.
Все направления гражданского воспитания осуществляются через урочную деятельность и внеурочную деятельность, а также систему разнообразных форм организации внеклассной деятельности учащихся. Большую консолидирующую роль в реализации этого направления играет школьный историко-краеведческий музей . Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности являются программы внеурочной деятельности «Юный патриот», факультативного курса, « Краеведение».
Формы деятельности: урок, общешкольные и классные мероприятия, Военно-спортивные соревнования, смотры строя и песни, конкурсные программы, посещения музеев и библиотек, конкурсы чтецов, рисунков, сочинений, стенгазет, оформление стендов, митинги, классные часы, встречи с ветеранами ВОВ и участниками локальных войн, конкурс социальных проектов, организация праздников народного календаря; народные игры; изучение народных ремесел на уроках технологии и изобразительного искусства, и занятиях кружков, экскурсии в природу, конкурсы поделок; научно-практические конференции, экскурсии в сельскую и районную библиотеки, музеи, посещение выставок.
Основные направления работы:
Воспитательные задачи
Ключевые дела
воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства;
формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служению Отечеству и его вооруженной защите;
формирование гражданского отношения к Отечеству;
воспитание верности духовным традициям России;
развитие общественной активности, воспитание сознательного отношения к народному достоянию, уважения к национальным традициям.
День флага;
День народного единства;
классные часы, посвященные Международному Дню толерантности;
конкурс инсценированной военнопатриотической песни ;
участие в районных соревнованиях «А ну-ка, парни»
участие в военно-спортивной игре «Зарница»
месячник гражданско-патриотического воспитания;
уроки мужества, посвящённые Дню вывода Советских войск из Афганистана;
День космонавтики;
акция «Ветеран живет рядом» (поздравление ветеранов Великой Отечественной войны и труда);
уроки мужества «Ты же выжил, солдат!»;
День России;
Интеллектуальные игры
Планируемые результаты:
В школе создана система гражданско-патриотического воспитания, способствующая осознанию детьми их принадлежности к судьбе своего Отечества, ответственных за себя и окружающую действительность, готовых и способных строить жизнь, достойную современного человека.
В школе формируется личность, осознающая себя частью общества и гражданином своего Отечества, овладевающая следующими компетенциями:
ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родному языку, народным традициям, старшему поколению;
знания об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
опыт социальной и межкультурной коммуникации;
знания о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
2. Нравственно – духовное воспитание
Цель направления – развитие обучающегося в контексте всестороннего развития,
обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
Основными задачами являются:
формирование общечеловеческих ценностей в контексте формирования у обучающихся гражданской идентичности;
воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России;
приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы;
сохранение базовых национальных ценностей российского общества;
последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование основы культуры межэтнического общения;
Решение этих задач достигается путем включения школьников в следующие виды деятельности общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по сбережению материальных ценностей и охране природы, общения с другими людьми, которые осуществляются через ряд мероприятий общешкольного и внутриклассового характера, а также через уроки и занятия дополнительного образования.Данное направление реализуются посредством следующих программ « Хотите быть успешным? Говорите правильно!»Воспитательная работа по формированию нравственности учащихся представляет формирование следующих моральных отношений:
к политике нашего государства: понимание хода и перспектив мирового развития; правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии и свободе народов;
к родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине; нетерпимость к национальной и расовой неприязни; доброжелательность ко всем странам и народам; добросовестный труд на общее и личное благо; соблюдение дисциплины труда; забота о сохранении и умножении общественного достояния, бережливость, охрана природы;
к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность, взаимное уважение, забота о семье и воспитании детей;
к себе: высокое сознание общественного долга; чувство собственного достоинства,принципиальность, сохранение своего здоровья.
Нравственное воспитание в процессе обучения включает в себя следующие компоненты:
использование воспитательных этических моментов, включенных в содержание учебных предметов;
учитель, как пример и образец отношения к своим обязанностям, культуры внутренней и внешней, умеющий организовать свой труд и труд детей, как пример выдержки, такта и выполнения этических норм.
Используемые формы деятельности: урок, внеклассные занятия, беседы, диспуты, круглый стол, посещение районных культурных учреждений, библиотек, музеев.
Задачи: получение знаний
о базовых национальных российских ценностях;
различия хороших и плохих поступков;
о правилах поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах, на природе;
о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
уважительного отношения к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
установления дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
бережного, гуманного отношение ко всему живому;
правил этики, культуры речи;
стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;
представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь, достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре..
Основные направления работы
Воспитательные задачи
Ключевые дела
формирование духовнонравственных ориентиров;
формирование гражданского отношения к себе; воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности;
формирование потребности самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств; развитие самосовершенствования
личности
День Знаний;
День пожилого человека;
День Учителя;
День матери;
урок Доброты, посвященный Декаде инвалидов;
КТД «Новогодний праздник»;
акция милосердия «От сердца - к сердцу»;
мероприятия ко Дню защитника Отечества;
праздничные мероприятия, посвященные 8 марта;
совместные мероприятия с библиотекой (праздники, творческая деятельность, встречи с интересными людьми)
беседы с обучающимися «Правила поведения в общественных местах», «Как не стать жертвой преступления, мошенничества» и т.д.;
вовлечение учащихся в ДОО «Планета детства», объединения, секции, клубы по интересам.
Планируемые результаты:
знания о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
уважительное отношение к традиционным религиям;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству
Цель: вооружение у учащихся совокупности определенных общеобразовательных, политических, общетехнических знаний умений, навыков необходимых для участия в производственном труде,, а также воспитания трудолюбия как нравственной черты.
Профориентационная работа в школе строится на:
трудовом воспитании; профессиональном просвещении – ознакомление школьников с различными видами труда в обществе, разнообразием профессий, тенденциями их развития, потребностями страны и региона и т.д.;
предварительной профессиональной диагностике – выявление профессионально-значимых свойств; профессиональной консультации;
организации работы педагогических работников школы по профессиональной ориентации школьников;
оказании помощи учащимся в выборе профессии с учетом его интересов, склонностей, способностей и потребностей государства в профессиях;
воспитании психологической и практической готовности учащихся к труду.
Развитию трудовых навыков подчинена работа дополнительного образования, уроки трудового обучения, процесс дежурства по уборке территорий и помещений, работа в летнем трудовом лагере. Трудовая деятельность и трудовое воспитание сочетаются с профориентационной работой, главными направлениями которой является:
предоставление максимума информации о профессиях, специальностях, необходимых в регионе;
вооружение информацией о порядке и условиях поступления в учебные заведения;
помощь учащимся в выборе профессии на уровне социально-психологической консультации;
организация экономического образования.
Формы деятельности: урок, субботники, генеральные уборки в классе, выставки поделок, посещения библиотек села,округа, экскурсии на производство, встречи с людьми разных профессий, консультации, тестирование, тренинги, классные часы, озеленение кабинетов и школьной территории, ремонт учебников, трудовые десанты, экскурсии в Центр занятости, библиотечные часы.
Задачи: получение знаний
о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
об основных профессиях;
ценностного отношения к учебе как виду творческой деятельности;
элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
умение соблюдать порядок на рабочем месте;
бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.
Ценности: уважение к труду; целеустремленность и настойчивость; бережливость.
Основные направления работы
Воспитательные задачи
Ключевые дела
формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу;
стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
воспитание сознательного отношения к учебе, труду;
развитие познавательной активности, участия в общешкольных мероприятиях;
формирование готовности школьников к сознательному выбору профессии.
Операция «Урожай»
субботники по благоустройству территории школы;
акция «Мастерская Деда Мороза»;
оформление класса к Новому году;
экскурсии на производство;
выставки декоративно-прикладного творчества
конкурсные, познавательно- развлекательные, сюжетно-ролевые и коллективно-творческие мероприятия
вовлечение учащихся в детские объединения, секции, клубы по интересам.
Реализация социального проекта «В гостях у сказки»
Участие в муниципальных конкурсах
Планируемые результаты:
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
ценностное и творческое отношение к учебному труду;
знания о различных профессиях;
навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, взрослыми;
осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
потребности и умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
4. Интеллектуальное воспитание
Цель: развитие и формирование интеллектуальных способностей.
Данное направление призвано обеспечить достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования. Особенно важным является формирование у школьников отношения к образованию как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе обучающихся к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни. Организуется проведение специальных занятий по информационной безопасности обучающихся, по развитию навыков работы с научной информацией, максимально используются возможности школьного научного общества и других сообществ, центров и кружков, специализирующихся в сфере интеллектуального развития детей и подростков.
Основными задачами являются:
формирование навыков научно-интеллектуального труда;
развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;
формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;
овладение навыками универсальных учебных действий обучающихся и метапредметными умениями.
В рамках этого направления разрабатываются и реализуются программы и проекты, направленные на повышение познавательной активности обучающихся, на формирование ценностных установок в отношении интеллектуального труда, формирование представлений об ответственности за результаты научных открытий (например, в рамках научно-исторических центров и клубов для детей и юношества, дискуссионных клубов и т.п.). Используются возможности интеллектуальной деятельности и интеллектуального развития личности в ходе проведения предметных олимпиад, интеллектуальных марафонов и игр, научных форумов и т.д.
Большие возможности интеллектуального воспитания заложены в содержании программ внеурочной деятельности: «Я-исследователь», «Умники и умницы», программы элективных курсов по предметам.
Формы деятельности: конкурсы, выставки, защита проектов и их демонстрация.
Задачи: получение знаний
Организация работы с одаренными детьми и подростками, на развитие их научно- исследовательской и инженерно-технической деятельности в рамках специализированных кружков, центров, отделений вузов, малых академий и т.д.
Повышение познавательной активности обучающихся, на формирование ценностных установок в отношении интеллектуального труда, представлений об ответственности за результаты научных открытий.
Создание системы олимпиад, конкурсов, творческих лабораторий и проектов, направленных на развитие мотивации к обучению в различных областях знаний для обучающихся, развитие системы ресурсных центров по выявлению, поддержке и развитию способностей к различным направлениям творческой деятельности подрастающих поколений
Организация работы с одаренными детьми и подростками, на развитие их научно- исследовательской и инженерно-технической деятельности в рамках специализированных кружков и т.д.
Повышение познавательной активности обучающихся, на формирование ценностных установок в отношении интеллектуального труда, представлений об ответственности за результаты научных открытий
Создание системы олимпиад, конкурсов, проектов, направленных на развитие мотивации к обучению в различных областях знаний для обучающихся, развитие системы ресурсных центров по выявлению, поддержке и развитию способностей к различным направлениям творческой деятельности подрастающих поколений
Ценности: стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость; бережливость.
Основные направления работы
Воспитательные задачи
Ключевые дела
формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу;
воспитание сознательного отношения к учебе;
развитие познавательной активности, участия в общешкольных мероприятиях;
конкурсные, познавательно развлекательные, сюжетно-ролевые и коллективно-творческие мероприятия
вовлечение учащихся в детские объединения, секции, клубы по интересам.
Участие в муниципальных исследовательских конкурсах
Планируемые результаты:
ценностное и творческое отношение к учебе;
осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
потребности и умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
4. Здоровьесберегающее воспитание
Цель: Формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья детей, пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.
Основными задачами являются:
формирование позитивных жизненных установок и ценностных ориентаций у детей и подростков;
формирование стремления к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей;
пропаганда здорового образа жизни.
В качестве приоритетных в данном направлении выделяются следующие направления:
организация механизма взаимодействия с учреждениями округа (объединение усилий районных служб);
организация взаимодействия школы с семьей (формирование культуры здоровья родителей средствами информационного воздействия и вовлечения в совместную работу через выявление запросов и степени удовлетворенности родителей деятельности школы, организацию психолого-педагогического просвещения; организацию психологического консультирования, привлечение родителей к совместным мероприятиям; изучение рейтинга ценности здоровья);
организация деятельности с учащимися (изучение рейтинга ценности здоровья; пропаганда здорового образа жизни; привлечение учащихся к оздоровительным мероприятиям; просвещение в вопросах медицины и ведения здорового образа жизни; популяризация спорта и мотивации учащихся к ЗОЖ через деятельность ученического самоуправления; формирование социально-психологического климата в школьном коллективе).
Направление решает проблемы сохранения здоровья ученика, позволяет детям сделать правильный выбор и проанализировать влияние вредных привычек, происходит формирование у школьников социально ответственное отношение к своему здоровью как одной из самых значимых жизненных ценностей. Этому способствуют программа внеурочной деятельности «Подвижные игры», и образовательные программы по дополнительному образованию детей работа военно- патриотического клуба «Русич».
Основные формы деятельности: урок, спортивные мероприятия, походы, прогулки на свежем воздухе, Дни Здоровья, динамические паузы, физминутки, классные часы, беседы, встречи с медицинскими работниками, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, подвижные игры, посещения библиотек, тренинги, проводимые работниками учреждений здравоохранения, библиотеки, музеев, мероприятия спорткомитета района.
Задачи: получение знаний
о здоровом образе жизни и опасностях, угрожающих здоровью людей;
овладение комплексами упражнений, разнообразными навыками двигательной активности, спортивных игр, а также понимание их смысла, значения для укрепления здоровья;
понимание устройства человеческого организма, способы сбережения здоровья;
влияние слова на физическое и психологическое состояние человека («слово может убить, слово может спасти»);
получение опыта укрепления и сбережения здоровья в процессе учебной работы;
осмысленное чередование умственной и физической активности в процессе учебы;
регулярность безопасных физических упражнений, игр на уроках физической культуры, на перемене;
опыт ограждения своего здоровья и здоровья близких людей от вредных факторов окружающей среды;
соблюдение правил личной гигиены, чистоты тела и одежды, корректная помощь в этом младшим, нуждающимся в помощи;
составление и следование здоровьесберегающему режиму дня - учебы, труда и отдыха;
отказ от вредящих здоровью продуктов питания, стремление следовать экологически безопасным правилам в питании, ознакомление с ними своих близких;
Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социальнопсихологическое.
Основные направления работы
Воспитательные задачи
Ключевые дела
создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья учащихся;
воспитание негативного отношения к вредным привычкам;
пропаганда физической культуры и здорового образа жизни.
День Здоровья;
система профилактических мер по ПДД и ОБЖ;
профилактическая программа «За здоровый образ жизни», «Профилактика наркомании»;
всероссийская акция «Спорт вместо наркотиков», «Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам»;
участие в муниципальном конкурсе ЮИД
беседы врача с обучающимися «Здоровый образ жизни», «Профилактика простудных заболеваний»;
участие в массовых мероприятиях «День памяти жертв ДТП», «День защиты детей»
акция «Внимание - дети!» по профилактике дорожно-транспортного травматизма;
мероприятия, посвященные Всемирному дню борьбы со СПИДом
вовлечение учащихся в детские объединения, секции, клубы по интересам.
Планируемые результаты:
В школе создана предметно-развивающая среда, способствующая повышению уровня физического, психического и социального здоровья обучающихся; соблюдается оптимальный режим учебного труда и активного отдыха детей. Дети, родители и педагоги осознанно относятся к своему здоровью как основному фактору успеха на последующих этапах жизни в современном гражданском обществе.
Формируемые компетенции:
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
знания о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
знания о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
6. Социокультурное и медиакультурное воспитание.
Цель направления - Воспитание терпимости к другим, чьи вкусы, привычки, взгляды отличаются от собственных. Воспитание уважения к себе и другим что будет способствовать толерантному отношению к людям разных национальностей и культур.
В основу работы по данному направлению положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.
Основными задачами являются:
формирование психологической культуры и коммуникативой компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме;
формирование основы культуры межэтнического общения;
формирование отношения к семье как к основе российского общества.
Разрабатываются и реализуются программы и проекты, направленные на организацию мероприятий (цикла мероприятий), посвященных теме межнационального согласия и гражданского мира.
У обучающихся формируются представления о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», развитие опыта противостояния таким явлениям как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм» (например, на этнической, религиозной, спортивной, культурной или идейной почве).
Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть программы и проекты, направленные на обеспечение межпоколенческого диалога, на развитие социального партнерства, на предупреждение социальной агрессии и противоправной деятельности при использовании Интернета (например, при обучении работе с информацией в рамках деятельности кружков информатики, в рамках проведения тематических классных часов, деятельности школьных дискуссионных клубов, школы юного педагога, юного социолога, юного психолога).
Формы занятий: учебные занятия, конкурсы, ролевые игры, деловые игры, социальные проекты, круглые столы, дебаты.
Задачи: получение знаний
о душевной и физической красоте человека;
формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
интерес к занятиям художественным творчеством;
стремление к опрятному внешнему виду;
отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.
Основные направления работы
Воспитательные задачи
Ключевые дела
раскрытие духовных основ отечественной культуры
воспитание у школьников чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных способностей, идеалов;
формирование понимания значимости искусства в жизни каждого гражданина;
формирование культуры общения, поведения, эстетического вкуса
День знаний;
выполнение творческих заданий по разным предметам;
Последний звонок;
организация экскурсий по историческим местам села,района;
участие в творческих конкурсах, проектах, выставках декоративно-прикладного творчества;
совместные мероприятия с библиотекой
7. Культуротворческое и эстетическое воспитание
Цель: Формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.
Система художественно-эстетического воспитания школьников реализуется в учебно-воспитательном процессе, осуществляемом как на уроках, так и во внеучебное время. Все учебные предметы, наряду с передачей детям основ наук, своими специфическими средствами решают задачи эстетического воспитания. Они имеют своей главной целью всестороннее развитие и нравственно-эстетическое воспитание школьников.
Основными задачами данного направления являются:
воспитание способности восприятия и понимания прекрасного в действительности и в искусстве;
развитие эстетических взглядов и чувств, потребности и способности создавать прекрасное;
формирование эстетического отношения к жизни;
развитие творческих способностей, творческой инициативы и активности.
Внеучебная деятельность – это не только внутришкольная жизнь, но и внутриклассная деятельность классных коллективов. Развитие творческих способностей, эстетических взглядов и потребности создавать прекрасное осуществляется классными руководителями через систему разнообразных мероприятий.
Учебный процесс закладывает основы понимания красоты действительности и искусства, формирования эстетического отношения к жизни. Творческая деятельность учащихся получает дальнейшее развитие в процессе внеклассной и внешкольной работы. Во внеурочное время, на основе добровольного выбора занятий по интересам, продолжается углубленное формирование у детей эстетического отношения к искусству и действительности; духовное обогащение их личности; организация свободного времени; регулирование восприятия влияние средств массовой информации.
Особую роль в воспитании личности и эстетическом развитии играет художественная самодеятельность. Она является для детей одним из деятельностных способов отражения и познания мира, предоставляет условия для самовыражения и самоутверждения личности.
Для более полного удовлетворения своих индивидуальных интересов и потребностей, расширения и углубления художественного образования в школе используются программы внеурочной деятельности «Шахматы». Успешно решают задачи этого направления программы по дополнительному образованию художественно-эстетической направленности хореографического кружка «Танцевальный» , реализуемые с целью создания условий для мотивации ребенка на достижения в различных сферах деятельности.
Используемые формы деятельности: урок, конкурсы рисунков, поделок, сочинений, выставки работ декоративно-прикладного искусства, конкурсные программы, КВН, экскурсии в районные культурные учреждения, библиотеки, музеи и т.д.
Задачи: получение знаний
о душевной и физической красоте человека;
формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
интерес к занятиям художественным творчеством;
стремление к опрятному внешнему виду;
отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.
Основные направления работы
Воспитательные задачи
Ключевые дела
раскрытие духовных основ отечественной культуры
воспитание у школьников чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных способностей, формирование эстетических вкусов, идеалов;
формирование понимания значимости искусства в жизни каждого гражданина;
формирование культуры общения, поведения, эстетического вкуса
День знаний;
выполнение творческих заданий по разным предметам;
посещение учреждений культуры;
КТД эстетической направленности;
Последний звонок;
Участие в районном конкурсе «Радуга талантов»
организация экскурсий по историческим местам района;
участие в творческих конкурсах, проектах, выставках декоративно-прикладного творчества;
совместные мероприятия с библиотекой
вовлечение учащихся в детские объединения, секции, клубы по интересам
Планируемые результаты:
умения видеть красоту в окружающем мире;
умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
знания об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
опыт эмоционального постижения народного творчества,этнокультурных
традиций, фольклора народов России;
опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.
8. Правовое воспитание и культура безопасности
Цель: Совершенствование правовой культуры и правосознания обучающихся
Одним из важных направлений воспитательной деятельности является формирование у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности; развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе; формирование представлений об информационной безопасности, о девиантном и делинкветном поведении, о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодёжных субкультур.
Основные задачи направления:
разработка и внедрение школьных программ воспитательно-профилактической направленности;
диагностика учащихся, процесса и условий их развития;
организация взаимодействия с заинтересованными городскими службами;
правовое воспитание учащихся;
социально-педагогическое и медико-психологическое сопровождение;
формирование (внедрение и развитие) профилактической системы школы.
В школе реализуется программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, работы с детьми групп «риска», которая направлена на создание в школе необходимых условий для успешного обучения и воспитания учащихся; охранно-защитную деятельность; предупреждение правонарушений и отклоняющегося поведения учащихся, негативного семейного воспитания; пропаганду здорового образа жизни, профилактику наркомании в различных ее проявлениях (курение, употребление алкоголя, токсикомания, употребление наркотических препаратов).
Деятельность по реализации программы предполагает:
составление списков детей групп «риска»: «имеющие проблемное поведение», «дети из неблагополучных семей», «имеющие трудности в общении», «подверженные стрессу», «частоболеющие дети»;
организация социально-педагогического взаимодействия по профилактике и преодолению последствий конфликтных ситуаций с учащимися групп «риска»: взаимодействие классного руководителя, социального педагога, психолога, заместителя директора по ВР, директора школы, родителей);
проведение мероприятий по выявлению учащихся, склонных к правонарушению, курению, употреблению алкоголя, наркотических и психотропных средств;
участие в операции «Подросток»;
диагностика детей групп «риска», включение их во внеурочную деятельность в соответствии с их склонностями и интересами;
организацию интересного и полезного каникулярного отдыха учащихся;
проведение тематических классных часов, бесед, мероприятий, родительских собраний, лекториев;
помощь в решении вопросов трудоустройства и занятости несовершеннолетних;
выявление и постановку на учет неблагополучных семей;
социальную защиту и помощь детям, оставшимся без попечения родителей или самовольно покинувшим свои семьи;
систематическую работу психолога района с детьми, имеющими проблемное поведение.
Возможные формы деятельности: беседы с учащимися, классные часы, тренинги, лекции, Совет Профилактики, общешкольные и классные мероприятия, посещения на дому, беседы с родителями, наблюдение КДН, встречи с работниками инспекции по делам несовершеннолетних, ОВД.
Задачи: получение знаний
о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
о символах государства - Флаге, Гербе России, о государственных символах Оренбургской области, Сорочинского района;
об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
о правах и обязанностях гражданина России;
о правах и обязанностях, регламентированных Уставом школы, Правилами для учащихся;
интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
умение отвечать за свои поступки;
Ценности: любовь к России, правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Основные направления работы:
Воспитательные задачи
Ключевые дела
формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служению Отечеству и его вооруженной защите;
развитие общественной активности, воспитание уважения к закону
классные часы, посвященные Международному Дню толерантности;
месячник правовой культуры «Я - человек, я - гражданин!»;
историко-патриотическая молодежная акция «Я - гражданин», посвященная Дню Конституции;
месячник гражданско-патриотического воспитания;
День России;
Беседы с инспектором КДН;
Профилактика»Вредные привычки»
Планируемые результаты:
В школе создана система гражданско-патриотического и правового воспитания, способствующая осознанию детьми их принадлежности к судьбе своего Отечества, ответственных за себя и окружающую действительность, готовых и способных строить жизнь, достойную современного человека.
В школе формируется личность, осознающая себя частью общества и гражданином своего Отечества, овладевающая следующими компетенциями:
ценностное отношение к России, своему народу государственной символике, законам Российской Федерации, родному языку;
знания об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
опыт социальной и межкультурной коммуникации;
знания о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
9. Воспитание семейных ценностей
Цель: Cоздание условий для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся; формирования у детей и родителей позитивных семейных ценностей; преодоление негативных тенденций в воспитании учащихся в отдельных семьях.
Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и учащимися, школой и семьей в целом. Первой социальной средой для ребенка является его семья. Она играет важнейшую и во многом решающую роль в воспитании детей. Семья обуславливает усвоение ребенком основных правил и норм поведения, вырабатывает стереотип отношения к окружающему миру.
Направления работы:
ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса;
психолого-педагогическое просвещение: общешкольные лектории, просвещение родителей класса, осуществляемое классным руководителем на основе задач воспитания, изучения учащихся и классного коллектива, содержания и методики воспитательного процесса;
вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность: участие во всех формах внеурочной деятельности, организуемой в классе; участие родителей в подготовке общешкольных традиционных форм работы; участие в профориентационной работе школы: встречи с учащимися, экскурсии на предприятия; участие в работе классных и школьного родительского комитетов, Управляющего совета; оказание помощи в реализации различных классных и школьных дел;
корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся: оказание психолого-педагогической помощи в организации семейного воспитания различных категорий детей (одаренных); оказание психолого-педагогической помощи родителям в решении трудных проблем семейного воспитания; индивидуальная работа с неблагополучными семьями учащихся;
взаимодействие с общественными организациями родителей: организация работы с родительским активом и взаимодействие с общественными организациями родителей;
аналитическая деятельность: проведение мониторинга с использованием различного диагностического материала.
В школе организованы родительские комитеты классов с целью содействия в работе педагогического коллектива школы по совершенствованию образовательно-воспитательного процесса; оказания помощи учреждению в проведении оздоровительных и развивающих мероприятий; содействию в укреплении материально-технической базы школы.
Наряду с родительскими комитетами осуществляет свою деятельность Управляющий Совет, в состав которого входят родители учащихся.
Используемые формы деятельности: беседы, встречи, родительские собрания, «День открытых дверей», «Веселые старты», программа «День матери», «День семьи», родительский патруль, дежурство на мероприятиях в вечернее время, благоустройство классных кабинетов и территории школы.
10. Формирование коммуникативной культуры
Цель: формирование у обучающихся навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми.
Включение в систему требований к результатам обучения знаний о средствах коммуникации и безопасности общения позволяет актуализировать задачи формирования у школьников коммуникативной культуры.
Основные задачи направления:
формирование у обучающихся ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире;
формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию;
формирование у обучающихся ответственного отношения к слову как к поступку.
Действенными программами и проектами в развитии данного направления воспитательной деятельности могут быть:
программы и проекты, направленные на развитие речевых способностей обучающихся, на формирование конструктивной коммуникации между ровесниками, на повышение риторической компетенции молодых граждан (например, в рамках деятельности школьных кружков и клубов юного филолога, юного ритора, школьных дискуссионных клубов для старшеклассников, использования технологии дебатов на межпредметном уровне и т.д.)
программы и проекты, направленные на развитие школьных средств массовой информации (выпуск тематических газет, сайты);
программы и проекты, направленные на организацию мероприятий (цикла мероприятий), связанных с проведением курсов, лекций и семинаров по проблемам коммуникативной компетенции обучающихся с привлечением специалистов (например, психологов, филологов и др.), проведение олимпиад, праздников родного и иностранных языков и т.д.
11. Экологическое направление
Цель: Формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.
Задачи:
развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
элементарный опыт природоохранительной деятельности;
бережное отношение к растениям и животным.
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Основные направления работы
Воспитательные задачи
Ключевые дела
воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом, природой;
воспитание гуманистического отношения к людям;
формирование эстетического
отношения учащихся к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей
воспитание экологической грамотности
тематические классные часы, посвященные проблемам экологии;
экологическая акция «Убери свой участок»;
организация экскурсий по историческим местам района;
Акция «Школьный дворик»
Акция «Зеленая планета»
экологические субботники;
организация и проведение походов выходного дня;
участие в экологических конкурсах;
дни экологической безопасности;
День птиц
День земли
участие в муниципальных, региональных конкурсах проектно-исследовательских работ по экологии;
конкурс «Домик для птиц»;
вовлечение учащихся в детские объединения, секции, клубы по интересам.
Планируемые результаты:
ценностное отношение к природе;
опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
5.Мониторинг результатов воспитательной деятельности класса
Учебный год
Название мероприятия
Результат
2014-2015
Всероссийский конкурс «В гостях у сказки» номинация-рисунок
2 место в районном этапе
Написание исследовательской работы «Цвета, на которые мы обращаем внимание»
3 место в школе
Выпуск стенгазеты «Здоровый образ жизни»
1 место в школе
Конкурс рисунков на асфальте ко Дню Детства
1 место
Конкурс рисунков, посвященном 70-летию Победы
1 , 2 место в школе
Конкурс-выставка «Пасхальный перезвон»
участие
2015-2016
Школьный конкурс рисунков в рамках проведения Дня Науки
2 место
Туристические соревнования, посвященные международному дню туризма
3 место в школе
Школьный конкурс рисунков в рамках проведения Дня Отечества
2 место , 3 место
Фотовикторина «Люби и знай свой край»
участие в муниципальном этапе
Муниципальная акция «Письмо солдату»
2 место
Творческий конкурс детских рисунков «Безопасность труда и я»
Участие в муниципальном этапе областного конкурса
Муниципальный этап Областного конкурса детских рисунков «Безопасность труда и я»
3 место
Первенство школы по футболу
3 место в школе
Познавательная игра по математике «Форт Боярд» среди 5 классов.
1 место
Муниципальный этап спортивных соревнований «Президентские состязания» среди 5 классов
1 место
Конкурс плакатов к 55- летию человека в космосе
2 место в школе
2016-2017
Конкурс математических газет в рамках недели математики в школе
1 место в школе
Конкурс математических презентаций «Математика в нашей жизни»
2 место в школе
Муниципальный экологический конкурс
3 место
Муниципальный этап соревнований по лыжам
1 место
Заголовок 1Заголовок 215