Урок-дискуссия. Русский мат: за и против


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мужевская средняя общеобразовательная школа имени Н.В. Архангельского»







Урок- дискуссия
« Русский мат. За и против»

Автор работы: Рафальская Людмила Геннадьевна, учитель русского языка и литературы.





Мужи
2012
Эпиграф: « По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности» К. Паустовский.
«Словом можно убить, словом можно спасти» Вадим Шефнер.
«Слово-дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти»,- писал Л.Н.Толстой.
Цель: формирование коммуникативной и дискуссионной культуры, ценностных ориентиров. Задача: привлечь внимание учащихся к проблемам русского литературного языка, воспитывать чувство патриотизма, бережного отношения к слову.
Учитель. Сегодня мы будем говорить о русском языке и о нашем отношении к нему. Нам представится возможность посмотреть на известные явления в речи с разных позиций и задуматься над тем, имеем ли мы право так бездумно относиться к языку , позволять себе глумиться над ним. Русский язык велик и богат.(Слова Толстого.) Мысль великого классика нашла свое развитие в творчестве Вадима Шефнера. Слова обладают огромной силой воздействия на человека. ( В. Шефнера. «Слова».) В языке современного человека все меньше встречается божественных звуков классической поэзии , все больше мы слышим в речи фразы уличного мата. Сегодня нам нужно решить для себя , что такое нецензурная брань: хорошо это или плохо, норма повседневной жизни или оружие неуверенных в себе людей. Сказать русскому мату «да» или «нет».
Для начала предлагаю ответить на вопросы анкеты.
Содержание анкеты: 1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства?
2.Если ты используешь в своей речи мат, то объясни почему.
3.Как часто ты произносишь бранные слова?
4.В каких ситуациях это происходит?
5.Как ты думаешь , плохо это или нет?
6.Что ты чувствуешь, когда произносишь эти слова?
7. Как ты думаешь, что чувствуют люди, когда слышат твои ругательства?
8. Что чувствуешь ты, когда слышишь подобные слова?
9. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети употребляли в своей речи бранные слова? Почему?
10. Нужно ли с матом бороться?
2. А теперь давайте обратимся к информации по теме. ( материалы интернета).
Но прежде хочу предложить вам цветные шляпки. Это по методике «Шесть шляп мышления». Прочитав текст, выразите свое отношение к информации в соответствии с типом мышления, указанном на оборотной стороне шляпы определенного цвета.
Жёлтая шляпа. Положительное, позитивное мышление. Выделение положительных сторон и аргументирование. Что положительного, полезного..
Чёрная шляпа. Критическое мышление. Выявление противоречий, их причин. Что было неясно, проблематично.
Красная шляпа. Эмоциональное мышление. Связь изменения эмоционального состояния с рассматриваемыми явлениями. С какими явлениями связаны эмоции: грусть, обида, радость.
Зелёная шляпа. Творческое мышление. Поиск новых граней в материале. Что можно сделать иначе, усовершенствовать
Синяя шляпа. Философское мышление. Поиск обобщающих параллелей. Общие выводы
«Белая шляпа». Нейтральное мышление. Без эмоций, без субъективных эмоций. Только факты. События, даты, количество....
Пожалуйста, при обсуждении будьте корректны : не спорьте, не перебивайте друг друга, не давайте оценочных суждений, говорите по одному, начинайте высказывание с фразы «я считаю, что», «мое мнение »
..Но особенно поразила меня программа "Культурная революция", которую ведет Михаил Швыдкой. Как раз обсуждалась тема русского мата. Как всегда были изложены две точки зрения: в одной русский мат, очищенный и облагороженный в устах потомственного интеллигента, нашел оправдание и поддержку. Его оппонент резко выступил против, приведя свои аргументы. Все как всегда. Что же тут удивительного? Дело в реакции слушателей. Единогласно, с пеной у рта публика встала на защиту русского матерного слова. Какие спичи и дифирамбы пели ему профессора и журналисты, какие глубокие потаенные смыслы открывали они в "соромном языке"! Восторгу не было предела, в завершение разговора убеленный сединами ученый - лингвист в порыве откровения сказал такие проникновенные слова: "Как доказано наукой, русский мат лишен сакрального смысла, а потому вполне легитимен". Что в переводе на обычный разговорный звучит так: мат не наделен глубоким религиозным подтекстом и зашифрованным скрытым смыслом, он не имеет связей с темными силами магии, волшебства или наговора, значит, может быть использован в нашей речи. Эк, куда хватил, молодчина! Да если бы мат сохранил свой сакральный смысл, которым он, безусловно, когда-то обладал в древности, с его помощью русские давно поубивали бы друг друга или превратили в инвалидов, или закляли бы так, что и ругаться больше было бы некому. Почему-то вспомнился Чехов и его меланхоличная повесть "Ионыч". Переиначив чудесную фразу Антона Павловича , скажу: что если самые образованные и талантливые люди столицы так высказываются о мате, то что говорить о глубинке России. Чтобы убедиться во вреде мата, необходимо узнать, откуда исходят его корни. Как известно, какие корни, такие и плоды. Существуют люди, которые изучают происхождение слов. Один из профессоров пришел к выводу, что слова, которые мы называем матерными, произошли от языческих заклинаний, которые направлены на то, чтобы разрушить человеческий род, навлечь бесплодие на нацию. Недаром, все эти слова так или иначе связаны с детородными органами мужчин и женщин. То есть истинное назначение этих слов – проклятие своего рода. Другие ученые пришли к выводу, что постоянное произношение матерных слов ведет к гормональному дисбалансу в организме. Мужчинам это грозит ранней импотенцией, женщинам – чрезмерным количеством мужских гормонов в организме. И ещё одна группа независимых исследователей пришла к выводу, что мат вызывает мутацию молекул ДНК. Как видим, ученые, которые занимаются исследованием происхождения и свойства матерных слов , приходят к одному и тому же выводу – такая лексика обладает разрушительными свойствами, отрицательно влияет на здоровье человека и продолжение его рода. В заключение хочу высказать метафизическую гипотезу. Некое высшее существо, тот, имя которого нельзя произносить всуе, почему-то решил испытать избранные нации. Он вмонтировал, встроил в программы их развития разрушительные микробы, несущие смерть и гибель нации. Эти ядовитые микробы, разлагающие механизм прогресса - бранные слова. У одних наций прививка прошла легко, они переболели ею и живут себе дальше. У других - вызвала жестокие болезни, которым нет конца. Мат, в конечном итоге, это не просто мешающий нам жить мусорный спам, а коварный микроб, троянский конь в программе нашего компьютера, который выводит из строя всю жизненную систему.
После обмена мнением по методике «6 шляп мышления» детям предлагается определиться с позицией по теме «Русский мат. За и против».
4. Две позиции. Утверждающая и отрицающая. Выводы детей.
За.-- это «модный» язык, благодаря которому ты понятен окружающим тебя людям, это проявление независимости, символ взрослости. Можно с помощью мата быстро сбросить накопившееся эмоциональное напряжение, разгрузиться, расслабиться, даже выразить положительные эмоции. Это безобидная привычка, не влияющая на физическое и духовное здоровье человека.
Против.- это скудость ума, оружие неуверенных в себе людей, показатель примитивного мышления, низкой культуры. Человек, произносящий мат неприятен в общении, неинтересен. Мат- это неуважение к окружающим, к языку, трудности в самовыражении, в понимании сквернословящего человека окружающими.
Учитель. В заключение я предлагаю составить синквейн с ключевым словом нашего разговора.
Мат
Грубый, злой
Унижает, оскорбляет, отталкивает.
Каков разум, таковы и речи.
Невоспитанность.
Не забывайте, что мы носители великого русского языка, красивого, звучного. Что мы граждане России, государства с великой историей и огромной культурой. Мы должны помнить, что «по отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности»
Домашнее задание. Создание миниатюры « Русский мат. За и против»


















Как перестать ругаться матом
Нецензурные слова настолько заполнили лексикон русскоговорящего народа, что трудно найти место, где бы можно было спрятать свои уши от матершины. Дети и взрослые матерятся, когда ругаются и когда восхищаются чем-либо, не имея в своем лексиконе других слов, которые могли бы выразить эмоциональную окраску своего настроения. Так что такое мат? Часть современной культуры? Возможность казаться круче? Или же это зараза нашего общества?
Инструкция

1 шаг
Чтобы что-то перестать делать необходимо убедиться в том, что это не идет тебе на пользу или даже приносит вред. Итак, чтобы перестать ругаться матом надо осознать, что мат – это не просто смачные словечки, которые делают тебя круче, а что они являются “смертоносным оружием” против тебя самого.
2 шаг
Чтобы убедиться во вреде мата, необходимо узнать, откуда исходят его корни. Как известно, какие корни, такие и плоды. Существуют люди, которые изучают происхождение слов. Один из профессоров пришел к выводу, что слова, которые мы называем матерными, произошли от языческих заклинаний, которые направлены на то, чтобы разрушить человеческий род, навлечь бесплодие на нацию. Недаром, все эти слова так или иначе связаны с детородными органами мужчин и женщин. То есть истинное назначение этих слов – проклятие своего рода. Другие ученые пришли к выводу, что постоянное произношение матерных слов ведет к гормональному дисбалансу в организме. Мужчинам это грозит ранней импотенцией, женщинам – чрезмерным количеством мужских гормонов в организме. И ещё одна группа независимых исследователей пришла к выводу, что мат вызывает мутацию молекул ДНК. Как видим, ученые, которые занимаются исследованием происхождения и свойства матерных слов , приходят к одному и тому же выводу – такая лексика обладает разрушительными свойствами, отрицательно влияет на здоровье человека и продолжение его рода.
3 шаг
Теперь выбор за вами. Либо вы закрываете глаза на полученную информацию и продолжаете жить, как и раньше. Либо приложите усилия, чтобы очистить свой язык от пагубной привычки (или даже зависимости)

wђ Заголовок 1wђ Заголовок 2wђ Заголовок 315