Развитие творческих способностей учащихся на уроках информатики и ИКТ
Итоговая работа (проект)по модулю вариативной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Развитие творческого потенциала личности в обучении»по теме:«Развитие творческих способностей обучающихся на уроках информатики и ИКТ»СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: с 17.02.по 21.02.2014 годаВыполнила: Воробьева Марина Николаевна, учитель информатики и ИКТ МБОУ ЛФПГ г.о. Самары
Паспорт проектаУчастник проекта: учитель по информатике и ИКТ – Воробьева Марина НиколаевнаСроки осуществления проекта: с 01.09.2014 г. по 31.12.2014 г.Проект среднесрочный и будет состоять из нескольких этапов:Первый этап (сентябрь 2014г.)- «Внедрение проекта» Второй этап - (октябрь 2014 г. – ноябрь 2014 г.) - «Реализация проекта» Третий этап - (декабрь 2014 г.) - «Рефлексивный» Место проведения: МБОУ ЛФПГ г.о. СамараВид проекта: по срокам – среднесрочный;по приоритетному виду деятельности - практический
Развитие детей с помощью работы на компьютерах, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, является одним из важных направлений современной педагогики. Актуальными становятся вопросы о формах и методах обучения детей. Задача современной школы: разработка и применение специальных методик направленных на развитие мышления и творческих способностей обучающихся. Актуальность темы проектаЕсли ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.Л.Толстой
Анализ ситуации, проведенныйдля выявления проблемы.Чему учить? Как учить? Как воспитать активную, творчески мыслящую личность, способную воплощать свои творческие идеи современными методами и способами? Как добиться от учащихся высокого уровня информационной культуры, умений оперативно, целенаправленно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства? Как научить ребёнка легко и непринужденно ориентироваться в калейдоскопе быстро развивающихся информационных технологий?
Постановка проблемы и анализ причин и последствий её осуществления. Не созданы условия для развития творческих способностей на уроках информатики;Не знание каких информационных технологий нужно использовать на уроках информатики и как они влияют на развитие творческих способностей обучающихсяНет стремления личности к творчеству, оригинальности, самовыражению.
Противоречиямежду требованиями современного общества к знаниям выпускников общеобразовательных школ в области информационных технологий и количеством учебного времени в школьных программах, отведенного на изучение информационных технологий;между стремлением личности к творчеству, оригинальности, самовыражению и обязательным единым планом и режимом общеобразовательной школы
Цели работыПриобщить учащихся к творческой работе; Прививать интерес к творчеству, поиску; Развивать навыки созидания, самореализации.
Задачи работы. Определить структуру творческих способностей; Определить комплекс показателей развития творческих способностей обучающихся; Выделить педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей обучающихся на уроках информатики с применением новых информационных технологий; Развивать информационную компетентность обучающихся – обладание компьютерной грамотностью, представлениями об информационной картине мира, умениями и навыками ориентироваться в мире информации; Создать систему обучения, направленную на раскрытие творческих способностей обучающихся посредством новых информационных технологий. Разработать комплекс заданий, наиболее эффективных для развития творческих способностей на уроках информатики; Выработать критерии оценки результатов творческой работы ученика; Формировать методическую папку (портфолио) учителя информатики.
Ожидаемые результаты проекта.Ожидаемыми результаты проекта являются:разработанный комплекс творческих заданий, на основе которых будет определена методика организации урока по развитию и закреплению творческих способностей обучающихся; подготовка обучающихся к жизни и деятельности в условиях современного информационного общества; получение обучающимися знаний, умений и навыков работы с новыми информационными технологиями; стремление личности обучающихся к творчеству, оригинальности, самовыражению.
Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. В основе понятия творчества лежит понятие «деятельность». Творчество – высшая форма активной и самостоятельной деятельности человека [1]. Творческой деятельностью называют такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке [4]. Творческий процесс – это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество [8]. Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся [5].
Нормативно-правовая база: 1. «Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одарённых ребят в каждой общеобразовательной школе. Старшеклассникам нужно предоставить возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильной подготовки. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, отработать механизмы учёта индивидуальных достижений обучающихся при приёме в вузы. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа": утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271. «О развитии системы поддержки талантливых детей»2. «Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:формирование и развитие творческих способностей учащихся;удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом…»«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва 3. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Статья 75 Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29 декабря 2012
Этап проектаМероприятиеТехнологииПромежуточные результатыВнедрение проектаДиагностика эмоционального и коммуникативного компонентовДиагностика эмоционального и коммуникативного компонентов содержала анкетирование, тестирование, изучение и анализ результатов работы с компьютерными технологиями, наблюдение в процессе занятий, беседы, отзывы учителей по другим предметам, классных руководителей.Так, тест на определение уровня творческого потенциала учащихся, позволяет оценить умение принимать нестандартные решенияВ результате тестирования выявилось, что у учеников 7 класса вполне нормальный творческий потенциал. Они обладают теми качествами, которые позволяют им творить, но у них есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, их потенциал позволит им творчески проявить себя, если они, конечно, этого пожелают.
Этап проектаМероприятиеТехнологииПромежуточные результатыРеализации проекта Обучающие семинары с применением различных творческих заданий и упражненийОбъяснение нового материала. Творческое задание:«Мозговой штурм».Повышение интереса
Этап проектаМероприятиеТехнологииПромежуточные результатыРефлексивный Результат исследований, подведение итогов.Создание Web-сайтовСоздание презентацийСоставление кроссворда и его разработкаопределение оригинальных и необычных способов решения поставленных задач, творческий подход к работе.
Оценка кроссворда.Требования к ученическим кроссвордам следующие:Максимальное число пересечений, то есть совмещающихся букв.Кроссворд должен содержать не менее 8 слов. Верхний предел не ограничен и зависит от способностей учащегося.Кроссворд должен быть представлен следующим образом: Сетка кроссворда.Вопросы по вертикали и горизонтали.Заполненная сетка (она позволяет ученику не допускать орфографические ошибки).При проверке кроссвордов применяется 100-балльная шкала.Критерии оценки кроссворда объявляются учащимся при выдаче задания. Ученик должен уметь объяснить значение использованных терминов, особенно тех, которые не были введены при изучении темы.Оценивается также красота кроссворда: оригинальность сетки, симметричность ее. За хорошую сетку начисляется 20 баллов.Оценка повышается, если пересечение слов не по одной букве, а на двух и более. За каждое слово с двумя пересечениями дается 3 балла, три пересечения - 8 баллов, четыре пересечения - 15 баллов, пять пересечений - 20 баллов.На оценку влияет количество слов, использованных автором.За каждое слово сверх заданного минимума оценивается в 10 баллов.За каждую фактическую ошибку в вопросах кроссворда начисляется по 10 штрафных баллов.
Критерии оценки Web-сайтовКритерии оценки СОДЕРЖАНИЕ Соответствие цели работы 5Полнота и подробность объяснения материала 20Соответствие гиперссылок 5Соответствие графики 5Грамотность научной лексики, наличие собственного словаря 20Внешний вид Ясность навигации 5Внешний вид заголовков 5Логичность ссылок 5Насколько легко читается текст и качество графики 5Соответствие фона 5Грамотность Орфография и синтаксис 20ОБЩИЕ БАЛЛЫ 100Перевод количественной оценки в качественнуюКоличественная оценка Качественная оценка90 - 100 баллов 570 -89 баллов 450 - 69 баллов 3менее 50 баллов 2
Оценка презентации. Критерии оценки СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ· Титульный слайд с заголовком 5· Минимальное количество - 10 слайдов 10· Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики) 10СОДЕРЖАНИЕ · Использование эффектов анимации 15· Вставка графиков и таблиц 10· Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных 10· Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов 10ОРГАНИЗАЦИЯ · Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы 10· Слайды представлены в логической последовательности 5· Красивое оформление презентации 10· Слайды распечатаны в формате заметок. 5ОБЩИЕ БАЛЛЫ 100Перевод количественной оценки в качественнуюКоличественная оценка Качественная оценка90 - 100 баллов 570 -89 баллов 450 - 69 баллов 3
Подводя итог, хочу сказать, что самая главная задача учителя - научить ребенка учиться, так как после школы этот процесс не заканчивается, а продолжается всю жизнь. Научить ребенка созидать, творить, получать от этого процесса удовольствие. Правильно определив способности учащегося, максимально раскрыть и развить его талант, направить весь его потенциал на созидание, на помощь другим. Реализую заявленную цель через использование:современных образовательных информационных технологий;различных форм организации познавательной деятельности учащихся (групповую - парную);методов и приёмов, максимально раскрывающих творческие способности учащихся (интерактивные методы);организацию учебного процесса на основе дифференцированного подхода, свободного выбора учащимся уровня сложности решаемых задач.Хочется отметить, что использование моего опыта работы требует от участников учебно-воспитательного процесса определенных временных и интеллектуальных затрат (постоянное изучение новой литературы, изучение новых сред и языков программирования, определение индивидуальной траектории развития каждого учащегося посредством педагогических средств, мониторинг уровня достижений учеников). Однако вложенный труд, время учителя компенсируются полученным результатом. Таким образом, опыт моей работы по развитию творческих способностей учащихся доступен для использования в тех учреждениях образования, где есть учитель, который ищет, творит, дерзает, горит.Заключение
Использованная литература1)Бабина, Н.Ф. Методическое обеспечение уроков технологии для развития творческих способностей учащихся (на материале обслуживающего труда) [Текст]: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук: 13.00.02 / Н.Ф. Бабина. - Воронеж, 2001.2)Бабанский, В.И. Журавлев, В.К. Розов и др.; под ред. В.И. Журавлева. - М.: Просвещение, 1988. - 239 с.3)Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 396 с.4)Гафурова, П.О. Проектный метод в изучении Power Point [Текст] / П.О. Гафурова, Е.Ю. Чурилова // ИНФО. - 2002. - № 9. - С. 27-30.5)Гнатко, Н.М. Проблема креативности и явления подражания [Текст] / Н. М. Гнатко / Рос. Акад наук. Ин-т психологии. - М, 1994. - 43 с.6)Давыдова, Е.В. Искусство разработки проектов [Текст] / Е.В. Давыдова // ИНФО. - 2005. - № 8. - С. 6-26.7)Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. - 2-е изд. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 368 с.8)Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Г. Захарова - М.: Академия, 2003. - 192 с.9)Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн - СПб.: Питер, 2001. - 720 с.: ил. - (Мастера психологии.)