Статья о воспитании экологической культуры школьника

Взаимодействие семьи и школы как фактор становления экологической культуры школьника
Н.В. Николаева, С.Б. Каткова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №20» г. Абакана, Республика Хакасия


В основу Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения от 06.10.2009 № 373 положен новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, школой [1].
Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако, только в ФГОС второго поколения определены результаты воспитания, которые предполагают становление отношений ребенка к своей семье, малой Родине, обществу, коллективу, к труду, к своим обязанностям и самому себе, и, соответственно развитие качеств патриотизма, толерантности, товарищества, нравственного отношения к действительности и глубокое уважения к окружающему миру.
Огромные потери, связанные с неправильным использованием природных благ должны быть не только осмыслены учеными и экологами, но и доведены до сознания подростков и их родителей путем формирования экологической культуры разных поколений [2]. При выяснении активности в природосберегающей деятельности, было выявлено: 54 учащихся среднего звена МБОУ СОШ № 20 г. Абакана (71% анкетируемых школьников) по собственной инициативе не проявляют активности в заботе об окружающей среде, 17 учащихся (22%) включаются в работу, желая участвовать в общем деле, 5 человек (7%) самостоятельно осуществляют заботу об окружающей среде, если возникает необходимость. Эти факты говорят о том, что необходима система работы, направленная на становление и развитие активной личности, через организацию совместной познавательной, природоохранной деятельности обучающихся и их родителей в осуществлении действенной заботы об окружающей среде.
Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Предлагаемая нами система основана на внеурочной деятельности в рамках ФГОС (утверждена приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373)..
Цель: создание условий взаимодействия учащихся и родителей, для формирования экологически целесообразного поведения, выражающегося в критическом отношении к получаемой информации, проявлению творческой активности, побуждающей личность к решению экологических проблем.
Учитывая особенности работы классного руководителя с коллективом родителей класса была апробирована система форм совместной работы учащихся и родителей.
Основное место в этой системе внеурочной работы отведено: часам открытых вопросов по экологии, проектам на основе поисковой деятельности по региональному материалу, научно-исследовательской работе, коллективно-творческим делам, где ученики и их родители могут постичь и почувствовать важность осмысленных, серьезных отношений человека к природе, определить свою моральную позицию, получив для этого соответствующие нравственные представления и понятия.
Принимая во внимание то, что 2013 год объявлен годом охраны окружающей среды (Указ Президента РФ № 1157 от 10 августа 2012 года «О проведении в Российской Федерации года охраны окружающей среды) [3] система внеурочной работы реализуется следующим образом.

Таблица
Тема
Форма проведения
Форма участия



учащиеся
родители

«Жить экологично: 10 советов на каждый день»
Коллективно-творческое дело
Участие в ролевых играх на природе

«Жизнь родного школьного сада»
Час открытого вопроса
Участие в дискуссии

«Я не бросаю мусор на улице! А ты?»
Акция
Участие в уборке мусора осенью и весной в городской зоне отдыха

«Прилетайте птицы с юга!
Городской флешмоб
Подготовка визитки
Информационная поддержка, изготовление плакатов, помощь в изготовлении гнездовий птиц

«Секретариат по окружающей среде»
Заседание членов Научного Общества Учащихся «Глобус»
Защита учебно-исследовательских работ
Участие в жюри

«Разрушительная сила природы: пожары»
Практикум
Участие в практикуме
Организация учений действиям в чрезвычайных ситуациях, родителями работающими в МЧС

«Разрушительная сила природы: наводнение»
Практикум
Участие в практикуме
Организация учений действиям в чрезвычайных ситуациях, родителями работающими в МЧС

«Экологический кампус Хакасии»,
Виртуальная экскурсия
Защита семейных мультимедийных презентаций «Уникальные озера Хакасии»


Все указанные формы совместной внеурочной работы учащихся, родителей, педагогов направлены на достижение планируемых личностных и метапредметных результатов, на непосредственные духовно-нравственные приобретения обучающимися, влияющими на весь процесс развития личности.
Реализуемая нами системы позволяет осуществлять качественный поворот в формировании экологической культуры школьников и их родителей, повысить творческую активность в ходе теоретического и практического решения экологических проблем.
Осуществление действенной заботы школьников об окружающей среде стало важным этапом социального становления и развития личности. Без формирования экологической культуры мы будем напоминать человека, который пилит не только сук, на котором сидит, но и само дерево жизни. А мы не в праве делать это, имея ввиду жизнь следующих поколений [4].
Используемая литература:
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения от 06.10.2009№ 373.
Иванова И. С. Экология для тебя. Москва, Просвещение, 2004. С. 4.
http://nevcbs.spb.ru/portal/pochitaem/fakti/993-2013-ekologicheskii-kalendar
Инкен Херциг. Жить экологично // Германия, 2009,5. С. 56-57.
15