Конспект урока по информатике Разветвляющиеся алгоритмы
Тема: «Разветвляющиеся алгоритмы», 8 класс.
Раздел программы: Программное обеспечение информационных технологий. Основы алгоритмизации.
Место урока в изучении раздела: четвёртый урок; учащиеся уже знакомы с понятием и свойствами алгоритмов, формами представления алгоритмов, понятием исполнителя алгоритмов, системами команд исполнителя; учащиеся получили первичные представления о трёх основных алгоритмических структурах (линейной, разветвляющейся и циклической), умеют исполнять алгоритмы линейной структуры.
Технологические особенности: Дидактическое оснащение урока и ТСО: компьютер учителя, проектор, рабочие листы учащихся, компьютеры учащихся для выполнения групповой работы, файлы на каждом ученическом компьютере «Квадратное уравнение».
Основные понятия: разветвляющийся алгоритм, ветвление, полное, неполное, многовариантное ветвление.
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения: традиционный урок.
Методы обучения: фронтальный, индивидуальный, групповой, наглядно-практический.
Приобретаемые навыки детей: применение знаний об алгоритмах разветвляющейся структуры к решению математических и других задач, создание алгоритмических моделей решения задач с ветвлением, развитие способностей алгоритмически мыслить, совершенствование умений работать самостоятельно и в группах.
Формы организации работы детей: индивидуальная, самостоятельная и групповая работа.
Задачи урока:
учебные:
Закрепить с учащимися понятия алгоритма, исполнителя, системы команд исполнителя, типы и способы представления алгоритмов.
Познакомить учащихся с многовариантной формой ветвления.
Сформировать умение применять многовариантную форму ветвления к решению математических задач.
развивающие:
Развивать способность учащихся анализировать, сравнивать, делать выводы.
Активизировать познавательную активность учащихся через мультимедийные средства обучения.
Развивать образное, критическое, дивергентное мышление.
воспитательные:
Повышение мотивации учащихся на уроке.
Достижение сознательного уровня усвоения материала учащимися.
Формирование чувства коллективизма и здорового соперничества.
Формирование алгоритмического мышления.
Структура урока:
№
п/п
Этапы урока
Время
Организационный момент
2 минуты
Актуализация знаний
10 минут
Изучение нового материала.
7 минут
Первичное закрепление изученного материала.
13 минут
Тестирование
6 минут
Итоги урока. Рефлексия.
5 минут
Инструктаж. Домашнее задание
2 минуты
Ход урока
Организационный момент. Уточнение отсутствующих. Сообщение темы и целей урока. (слайд1)
Актуализация знаний
Фронтальный опрос:
Верно ли утверждение:
Слайд2
Последовательность действий, строгое выполнение которой приводит к получению конкретного результата называется алгоритмом.
Исполнителем алгоритма может быть только человек
Алгоритмы могут быть линейными, разветвляющимися, циклическими
Слайд3
Один алгоритм может быть использован для решения целого класса задач
Алгоритм называется линейным, если ход его выполнения зависит от истинности условия
Слайд
Данные блок-схемы соответствуют
Ветвлению Циклу
условие
инструкция
ЕСЛИ
то
Задание 2Расположи условия и действия ветвления соответственно столбцам таблицы
Метод работы – перетаскивание объектов. У доски поочередно работают 6 учеников.
Изучение нового материала.
Учащимся предлагается познакомиться с конструкцией многовариантного ветвления.
Слайд 4
При многовариантном ветвлении проверяется более чем одно условие, групп действий будет на одно больше чем условий.
Логическая схема работы алгоритма соответствует следующим рассуждениям: Если условие1 истино, то выполнить действие 1иначе если истино условие 2 то выполнить действие 2,иначе если истино условие 3 то выполнить действие 3 иначе если не выполнено ни условие 1 ни условие 2 ни условие 3 то выполнить действие4.
Первичное закрепление.
Учащимся предлагается выполнить задание1 самостоятельно, затем поменяться работами с соседом по парте и выполнить взаимопроверку.
На экран выводятся результаты вычислений
Задание 2 предлагается выполнить в группах по 2 человека. Учащиеся выполняют задание, сидя за компьютерами и открыв файл Треугольник.doc.
Полученные алгоритмы демонстрируются через проектор на экран и анализируются
Задание 3
Составить алгоритм в виде блок-схемы, определяющий количество корней квадратного уравнения.
Задание учащиеся выполняют в тетрадях группами по 4 человека. В случае необходимости дается карточка-подсказка.
Тестирование с самопроверкой.
Вопрос №1
Основу какого алгоритма составляет структура ветвления?
Линейного
Циклического
Разветвляющегося
Вспомогательного
Вопрос №2 Выберите правильные ответы
Ветвления бывают
неполные
многочисленные
полные
многовариантные
Вопрос №3
Какой вид ветвления представлен блок-схемой?
Полное
Неполное
Многовариантное
Вопрос №4
Какое значение примет переменная после выполнения алгоритма?
1
2
3
4
Итоги урока. Рефлексия. С какими новыми понятиями сегодня познакомились? Чему научились?
Оценивание работы учащихся на уроке. К оцениванию работ привлекаются ученики класса.
Домашнее задание.
Составить блок-схему алгоритма решения квадратного уравнения;
Составить блок-схему алгоритма вычисления значения функции у(х) по формуле: х + а, при х<3
у= х – b, при х
·3
Заполните таблицу значений этой функции, если а=5 b=2, а
х принимает значения -1; 7; 3; 0.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
да
треугольник тупоугольный
один угол тупой
гуляй смело
сделал дело
|a| = - a
вода кипит
Действительных корней нет
a < 0
D < 0
to = 100o
да
нет
нет
D>0
Сообщить «один корень»
Сообщить
«два корня»
сообщить «корней нет»
D<0
D:=b^2-4*a*c
Введите a,b,c
кон
нач
Рисунок 36Рисунок 3Описание: http://infometresource.narod.ru/t_1.1.JPGРисунок 4Описание: http://infometresource.narod.ru/t_1.2.JPG[ђЗаголовок 215