Конспект «Народное декоративно-прикладное искусство в творчестве детей»
Конспект праздника для родителей детей подготовительной группы по декоративно-прикладному искусству
«Народное декоративно-прикладное искусство
в творчестве детей»
Программное содержание.
Продолжать учить детей пониманию содержания произведений народного искусства и выделять средства выразительности, характерные признаки, присущие разным видам (пластика формы, связь назначения предмета и его украшения, элементы узора, колорит, композиция.).
Познакомить детей с новым видом народно-прикладного искусства - росписью жостовских подносов,
Учить детей самостоятельно выбирать полюбившийся вид росписи; создавать композицию узора, элементов росписи, придерживаясь характерных особенностей.
Способствовать развитию фантазии.
Воспитывать самостоятельность и творчество.
Совершенствовать навыки работы с гуашью и кистью.
Материал: Предметы народно декоративно-прикладного искусства (городецкие доски, хохломская и гжельская посуда, дымковские игрушки, жостовские подносы).
Глиняные игрушки, деревянные ложки (для росписи), гуашь, кисти, палитра, салфетки, баночки с водой. Дидактические игры: « Художественные часы», «Узнай элементы узора». «Угадай часть, какого изделия?».
(Просмотр слайдов с изображением жостовских подносов). Аудиозапись русской народной музыки.
Предварительная работа: Знакомство с народными промыслами и их историей появления.
Чтение книг, рассматривание иллюстраций, предметов, игрушек, лепка дымковских игрушек из глины. Знакомство с декоративными приемами рисования. Заучивание стихов, потешек.
Ход занятия
1.Водная часть
Звучит русская народная музыка.
Дети в костюмах вместе с воспитателем входят в зал.
Воспитатель: В течение года мы с вами совершали путешествия в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. Сегодня мы вспомним те виды декоративно-прикладного искусства. С которыми знакомились в течение года.
Входит Коробейник:
Солнце яркое встает
Спешит на ярмарку народ
А на ярмарке товары:
Продаются самовары.
Покупают люди сушки,
И отличные игрушки.
Воспитатель: Вы знаете, кто к нам пришел? (ответ детей),
Воспитатель: Правильно Коробейник, он ходит по ярмаркам продает товары.
Коробейник: Я на ярмарку, спешу вот и вас хочу пригласить, только мне сначала надо товар собрать. Вы мне поможете?
Дети с радостью соглашаются.
Коробейник: А, вы знаете народные декоративно-прикладные изделия?
Воспитатель: конечно знаем.
Коробейник: А вот мы сейчас проверим. (Показывает «Художественные часы»).
(это крутящийся диск со стрелкой, на диске картинки, с изображениями изделий декоративно-прикладного искусства разных промыслов. На каком изделии остановится стрелка, про тот промысел дети рассказывают.) 2. Основная часть
Коробейник: Надо «завести» «часы» и назвать промысел, на котором остановится стрелка.
(Стрелка останавливается на Дымковской игрушке). Если вы угадаете, то мы с вами окажемся там, где находится этот промысел.
Дети называют изделие и промысел, его возникновение.
1.Ребенок:
Мягко падает снежок
Вьется голубой дымок
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали и село большое
«Дымково» назвали.
Подходим к домику, выходит Мастерица, показывает дымковские игрушки «Здравствуйте гости дорогие. Милости просим»
Вечера зимою длинные
Лепит мастер здесь из глины
Все игрушки не простые
А волшебно - расписные:
Кружочки клеточки полоски,
Простой казалось бы узор,
А отвести не в силах взор.
- А вы узнали Дымковские игрушки?
Дети: Узнали.
Воспитатель: как они называются?
Дети перечисляют элементы росписи (кружочки, прямые и волнистые линии точки и т.д.) и называют цвета, которые используются при росписи дымковской игрушке.
Воспитатель: А как, по - вашему, веселые это игрушки или грустные?
Ответы детей (веселые, нарядные, праздничные).
Мастерица дарит игрушку, и все уходят к «часам»
2..Коробейник крутит «часы» и дети называют промысел (Хохлома)
Дети называют название изделия, его промысел.
Подходим к домику с хохломскими изделиями. Выходит мастерица.
Проходите гости дорогие. Много гостей – хозяину радость.
Роспись хохломская словно колдовская
В сказочную песню просится сама.
И не где на свете нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней наша хохлома
Воспитатель: Из чего же делают эту красоту?
Дети называют виды деревьев, цвета, которые используют мастера для росписи изделий, какими узорами расписывают изделия.
Мастерица дарит ложки.
Воспитатель: Что, глядя на них хочется делать? Конечно поиграть.
Дети играют на ложках под народную музыку.
Музыкальная пауза «Игра на ложках»
3. Коробейник крутит «часы».
Воспитатель: На каком изделии остановилась стрелка?
Дети называют изделие, промысел, и его возникновение.
Дети находят домик с городецкими изделиями.
Выходит мастерица. «Здравствуйте гости дорогие милости просим.»Посмотрите на роспись
Сочность красок манит.
Городецкая роспись
Душу нам веселит.
Дети рассматривают изделия, описывают их, перечисляют элементы узора.
Воспитатель: Посмотрите, роспись яркая, живописная, цветы нарисованы близко друг к другу. Как будто соединены веточкой, листья расположены симметрично с двух сторон.
Мастерица дарит Городецкую ложку.
Воспитатель: ребята давайте мы с вами поиграем.
Игра «Узнай узор к изделиям»
(Цель: учить узнавать и подбирать элементы росписи к изделиям разных видов народных промыслов. Раздаются детям по несколько карточек с элементами росписи разных промыслов и дети прикладывают их к изделиям данного промысла.)4. Коробейник крутит часы.
Воспитатель: Как называется это изделие? (Чайник)
Воспитатель: Какой росписью расписан? (гжелью)
Куда мы с вами отправимся? (Деревню под названием «Гжель» Московской области)
Дети подходят к домику, выходит мастерица.
Мастерица: Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь
Известно всем в народе ее названье – Гжель
Давным-давно жили там веселые да умелые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать. Нашли они в своей сторонушке белую глину и решили лепить из нее посуду. Стал каждый мастер свое умение показывать. Один слепил чайник, носик в виде головки петуха; другой соусницу в виде сказочной рыбки. Дивная получилась посуда. Мастера не только лепили, но и расписывали свою посуду. Они перенесли на свои изделия голубое небо, синие леса и белый снег.
Воспитатель: какой любимый узор в гжельской росписи?
Дети: гжельская роза
Воспитатель: какие элементы росписи используются ? (круги , завитки, дуги, точки, травинки и т.д.)
Мастерица дарит тарелку.
6. Воспитатель: Вот еще одно село на пути придется и сюда зайти.
Это село называется « Жостово» недалеко от Москвы. А это жостовские подносы которые делают на фабрике декоративной росписи
Одни мастера штампуют из металла подносы разной формы (круглые, овальные, квадратные, фигурные, гитарные). Другие мастера покрывают их черным лаком, хотя бывают подносы: красные, зеленые, синие, На каждом подносе нарисованы красивые цветы, это может быть букет в середине подноса. Гирлянда или веточка, слева или справа.
Воспитатель: Назовите цветы, на какие они похожи?
Дети: Розы, ромашки, маки, ирисы, незабудки.
Воспитатель: Покажите травку, листья.
Воспитатель: Кроме цветов рисуют фрукты, ветки рябины, сюжетные композиции - пейзажи, чаепитие.
О жостовских подносах написаны песни и стихи.
(Просмотр слайдов с изображением жостовских подносов)
Ребенок: Черный фон сияет лаком
А на нем цветов краса.
Алых, желтых, с красным маком
Это просто чудеса.
Вот тебе коробейник еще и жостовский поднос для игршек.
А сейчас давайте поиграем.
Дидактическая игра: «Угадай, часть какого изделия?» (Показать детям часть картинки с изделием какого- то промысла и дети должны узнать это изделие и назвать, каких мастеров).
Практическая часть.
Ну, что Коробейник пойдем на ярмарку продавать изделия?
Коробейник: У меня беда. Пока мы по городам и селам ходили, все узоры на изделиях дожди смыли.
(Сидит, горюет)
Воспитатель: Не печалься, коробейник, мы твоему горю поможем, дети не только промыслы знают, но и сами умеют по разному расписывать.
Ну что выручим коробейника?
(Под музыку дети расписывают дымковские игрушки и ложки)
Коробейник: Вот спасибо ребята выручили меня. Успеем еще на ярмарку.
(Дети расхваливают свой товар, показывают гостям)
Ставит все изделия на жостовские подносы.
Итог занятия:
Ребята вам понравилось путешествовать?
О каких народных изделиях вы хотели бы знать больше?
Изделия, какого промысла вам больше нравится?
Какую игрушку вы хотели бы слепить и расписать?
За ваши добрые сердца и золотые руки вам сюрприз. (Угощаем сушками).