Статья на тему Работа с учащимися группы риска при подготовке к ОГЭ
Работа с учащимися «группы риска» при подготовке к ОГЭ.
Учитель математики: Рыбакова Е.А.
Не секрет, что начиная учебный год с учащимися 9 класса перед каждым учителем встает очень важная задача: подготовить учеников к предстоящей итоговой аттестации. Вопрос не только в успешной подготовке знаний по предмету, но еще и в обеспечении сохранности психологического и физического здоровья обучающихся.
Предстоящая работа состоит из нескольких этапов:
Практический этап
Данный этап включает в себя работу по подготовке учащихся к ОГЭ-9:
знакомство учащихся с процедурой проведения ОГЭ-9;
знакомство учащихся со структурой и содержанием КИМов;
знакомство учащихся с кодификатором элементов и требований к уровню подготовки обучающихся по предметам;
работа по КИМам;
индивидуализация процесса обучения (разноуровневое обучение);
обучение учащихся заполнению бланков;
проведение диагностических работ и пробных экзаменов по всем предметам;
развитие навыков самоанализа и самоконтроля.
Организация разноуровневого обучения
Диагностика уровня остаточных знаний и степени усвоения программного материала по математике учащимися 9-х классов проводится с помощью входного контроля и административных тренировочно-диагностических работ, для этого разработана система разноуровневого обучения и обобщающего повторения по предмету. Метод разноуровневого обучения и обобщающего повторения обеспечивает достижение следующих целей:
повышение уровня обученности учащихся и качества знаний;
установление уровня остаточных знаний по основным темам, изученным на данный момент времени, для последующей корректировки поурочных планов, направленной на ликвидацию выявленных пробелов в знаниях учащихся.
Для организации разноуровневого обучения и обобщающего повторения класс делится на три группы:
Группа «риска» - учащиеся, которые могут не набрать минимальное количество баллов, подтверждающие освоение основных общеобразовательных программ основного и среднего (полного) общего образования.
Группа «слабоуспевающих»– учащиеся, которые при добросовестном отношении могут набрать минимальное количество баллов, подтверждающее освоение основных общеобразовательных программ основного и среднего (полного) общего образования.
Группа «сильных» – учащиеся претенденты на получение высоких баллов.
Учитывая степень обученности и мотивацию к учению каждой группы учащихся, я планирую свою работу по подготовке к ОГЭ-9 как в урочное, так и во внеурочное время. Для слабоуспевающих учащихся организую дополнительные занятия по предметам. Подготовка учащихся «группы риска» находится на персональном административном контроле.
После проведения входного контроля в 9 классе и диагностических работ по математике параллельно с изучением нового материала я даю задания на отработку заданий вызвавших сложности.
Для учащихся «группы риска» составляю индивидуальные планы на месяц. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, даю слабоуспевающему ученику посильные индивидуальные задания. Самостоятельная работа обучающего характера для разных групп проводится на различных этапах урока: пока группа «сильных» учащихся выполняет задания повышенного уровня, с остальными учениками разбираю задания базового уровня; во второй части урока слабоуспевающие учащиеся работают самостоятельно, в то время как с сильными учениками рассматриваю и анализирую выполненные задания.
Работая с учениками «группы риска», необходимо помнить, что им свойственно быстрое забывание невостребованных знаний и умений, и следовательно для них необходимо готовить задания по принципу накопления умений: если ученик начал правильно выполнять задание по определенным темам, то в последующих индивидуальных работах на эти темы необходимо предусматривать хотя бы по одному заданию базового уровня сложности и включать задания из другой, еще не усвоенной темы. Таким образом, отрабатываем с учениками в течение месяца от 2 до 4 заданий.
Анализируя результаты проверочных работ, пробных экзаменов, я планирую деятельность на следующий период. К февралю, проанализировав диагностические карты слабоуспевающих учеников, выявляю у каждого из них несколько тем, по которым наблюдается положительная динамика. На этой основе составляю индивидуальные планы подготовки по отработке заданий на данные темы. Особое внимание уделяю обучению учащихся элементам самоконтроля, различным способам выполнения одного и того же задания.
Вся работа по подготовке учащихся к ОГЭ отслеживается администрацией МБОУ " Лицей". В рамках внутришкольного мониторинга качества образования в течение года ежемесячно ставятся на контроль вопросы подготовки к государственной (итоговой) аттестации.