Защита проекта Мои жизненные планы и профессиональная карера

конспект открытого урока по технологии в 11 классе по теме: Защита проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера» Цель урока: Обобщение знаний по разделу «Технология профёссионального самоопределение и карьеры» в систему . Активизация процесса профессионального самоопределения молодёжи, оказание действенной помощи учащимся 11-х класса в осознанном выборе профессионального пути. Задачи: 1.Образовательные (дидактические ) Формирование и обобщение знаний по планированию профессионального пути у старшеклассников , их реалистического самовосприятия и уровня притязаний, представлений о мире профессий и их требованиях, предъявляемых человеку; формирование навыков самоконтроля, готовности к профессиональному самоопределению 2 Развивающие (Психологические ) - Развитие у учащихся знаний о методах самопознания и самовоспитания , - развивать необходимые знания по планированию профессионального и жизненного пути и помочь им в применении этих знаний на практике, - предоставить старшеклассникам возможность «заглянуть в будущее» с учётом полученных знаний 3 Воспитательные Воспитание трудовой мотивации молодёжи, помочь ориентироваться в мире профессий Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся Учащиеся должны знать: - свой уровень готовности к профессиональному самоопределению; - значение и потенциал проектов в становлении профессионального самоопределения личности; - порядок подготовки и оформления творческого проекту и построения личного профессионального плана. Учащиеся должны уметь: - осуществлять самоконтроль готовности к профессиональному самоопределению; - корректировать свои профнамерения, - соотносить требования профессии к человеку с собственными личными интересами, склонностями и способностями; - проводить профессиограммный анализ профессий; - уметь выполнять проектной работы, уметь ее презентовать. Основные требования к использованию метода проектов Наличие значимой (социально или личностно) проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска решения. Теоретическая, практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов). Использование исследовательских методов (определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотез для их решения, обсуждение методов исследования, оформление результатов, анализ полученных данных, выводы. Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний. Вид учебных занятий: семинар, конференция, круглый стол. Методы обучения:- метод проектов.(Под методом проектов понимается организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий – проектов) - проблемный метод :перед учеником поставлена проблема – выбор будущей профессии - исследовательский метод :данному року предшествовала огромная работа: разноплановые анкетирования, в форме дом задания- - метод применения интерактивных средств обучения Оснащение урока: магнит доска, карточки -опросники, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, стенгазета «Профориентационная работа в школе », проекты учащихся по теме урока , презентация Power Point , магнитофон, микрофон, чайник, чашки, кулинарная выпечка, тонометр, белый халат, и др Надписи на доске : -Эпиграф из стихотворения «кем быть?» В.В.Маяковский -Тема : Презентация творческого проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера». - вопросы: 1,2,3.. - кроссворд ( см ниже ) -дом задание (нарисуйте себя через 10 лет , бумага) План урока : 1. Организационный момент .определить посещаемость и готовность уч-ся к уроку (наличие проектов и спец. оснащения по каждому проекту ) . 2. Вступление (3 мин )- актуализация знаний: - В жизни каждого молодого человека рано или поздно всегда возникает вопрос: кем стать и куда пойти для этого учиться? Вы, ребята, еще не став самостоятельными, не имея достаточного жизненного опыта, опыта принятия решений, уже сейчас должны определиться в столь важном вопросе. Выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь его в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе. Есть два способа выбора профессии.: Первый - это метод «проб и ошибок»: человек ищет вслепую, пробуя себя в различных сферах, пока не найдет то, что будет приносить ему и средства для того, чтобы достойно существовать, и удовлетворение от процесса работы. Но это может быть очень трудный и длительный процесс, ведь существуют десятки тысяч профессий . В настоящее время насчитывается более 40000 профессий, при этом 500 из них ежегодно исчезают ( лакей, цирюльник, кучер) и почти столько же появляется новых. Приведите примеры? (марчендайзер, маркетолог, программист )- Многие профессии безвозвратно уходят в прошлое, другие же настолько меняются по своему содержанию, составу операций, что тоже становятся новыми, требующими от работника значительной переподготовки, постоянного повышения квалификации. (Например : профессия учителя требует умения и желания постоянно учится, овладевать новыми техническими средствами обучения – компьютерами, оргтехникой, не только не отставать от учеников в знании техники но и идти впереди. ) Возможен другой путь: прежде всего, необходимо изучить самого себя, все то, что делает каждого из нас единственным и неповторимым: свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, особенности нервной системы. Далее надо ознакомиться с миром профессий, узнать, какие требования предъявляет профессия кчеловеку, и только после этого соотносить их со своими личностными особенностями. Только тогда выбор профессии будет вёрным и удачным. Этот второй путь надо каждому пройти осознанно, разобраться в самом себе, ответив на вопросы: «Что у меня лучше получается? К чему я сам больше склонен? Где бы я хотел реализовать себя? Как я понимаю успех?» Следовательно, чтобы овладеть профессией, необходимо, во-первых, ориентироваться в мире профессий и знать о требованиях, которые она предъявляет к человеку, и, во- вторых, знать себя, свои индивидуальные особенности, интересы, возможности и способности. С этой целью мы выполнили множество разноплановых тестирований - и рукописных и компьютерных (цветовой тест Люшера).Результаты данных тестов мы с вами обсудили , проанализировали и вы их отразили в своих планах, в разделе «Карта самопознания» . Итак, вы сегодня защищаете каждый свой творческий проект «Мои жизненные планы и профессиональная карьера».Этот план должен помочь вам разобраться в своих профессиональных предпочтениях, наметить программу действий по самоопределению профессионального и жизненного пути. 3. Обсуждение домашнего задания (4-5 мин) - Для начала вспомним основные используемые в речи термины: на магнитной доске прикреплены карточки с терминами – дайте каждому термину определение. выходи
·те по одному человеку к доске и берете по 1 карточке. - Что означает слово Проект ? - слово иноязычное, происходит оно от латинского слова proect. Буквальный перевод означает «брошенный вперед». В современном русском языке слово «проект» имеет несколько значений: - во-первых, совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых, -это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец, третье значение - какой-либо замысел или план. Карьера ? - это активное достижение человеком успехов в профессиональной деятельности. Какие блага подразумевает карьера? (профес. рост, получении более высокой зарплаты, улучшение жилищных и бытовых условий, продвижение по служебной лестнице, занятие постов и личная удовлетворенность профес. деятельностью ) – дополнение: Хотя в России существует своя традиция употребления данного слова с негативным оттенком - Карьеризм (стремление достигать своей профес. цели любыми путями ) Профессия - род деятельности, требующий специальных знаний и опыта (врач, учитель, инженер и т.д.) Специальность - более узкая область приложения физических и духовных сил в рамках той или иной профессии. Например: Врач - терапевт, невропатолог и др.; учитель - учитель истории, математики и др.; инженер – механик , электрик. Жизненный план - - представление человека о желаемом образе жизни(соц., профес. и семейный статус) Профессиональный план – обоснованное представление об избираемой профессии и перспективах профес. роста. - Хорошо, Достаточно. - Вы все в качестве домашнего задания выполнили проект «Мои жизненные планы и профессиональная карьера».Приступим непосредственно к защите проектов:Подведение итогов. Обобщение единичных знаний учителем. Самоанализ урока 1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Его связь с предшествующими уроками? По плану на учебный предмет «Технология» в 11 отводится 68 час На раздел :Технология профессионального самоопределения и карьеры – отведено 20 ч. Данный урок - заключительный в разделе, который обобщает знания учащихся в систему. Все предшествующие уроки в этом разделе направлены на определение психологических личностных качеств ученика, готовности к проф выбору, определение профессионально –значимых качеств уч-ся и помощи учителя в выборе профессии помощью разнообразных тестов, анкет и анализа полученных данных. 2Какие особенности класса были учтены при планировании урока При планировании открытого урока я учитывала следующие особенности класса : 11 кл – выпускной и перед старшеклассниками как никогда остро стоит проблема выбора профессии и дальнейшего жизненного пути 3. Какие задачи планировалось решать на уроке? Чем обосновывался такой выбор задачи? Цель урока: Обобщение знаний по разделу «Технология профёссионального самоопределение и карьеры» в систему . Активизация процесса профессионального самоопределения молодёжи, оказание действенной помощи учащимся 11-х класса в осознанном выборе профессионального пути Я считаю что цель урока достигнута: ребята свободно владеют терминами, научились работать в проектной области (выполнены 2 проекта : 1 «Мое личное дело или бизнес – план.»2. Мои жизненные планы и профессиональная карьер ) , в ходе урока были обобщены и закреплены знания АО всему разделу «технология профессионального самоопределения » Задачи: 1.Образовательные (дидактические ) Формирование и обобщение знаний по планированию профессионального пути у старшеклассников , их реалистического самовосприятия и уровня притязаний, представлений о мире профессий и их требованиях, предъявляемых человеку; формирование навыков самоконтроля, готовности к профессиональному самоопределению 2 Развивающие (Психологические ) - Развитие у учащихся знаний о методах самопознания и самовоспитания , - развивать необходимые знания по планированию профессионального и жизненного пути и помочь им в применении этих знаний на практике, - предоставить старшеклассникам возможность «заглянуть в будущее» с учётом полученных знаний 3 Воспитательные Воспитание трудовой мотивации молодёжи, помочь ориентироваться в мире профессий 4. Чем обосновывался выбор структуры и типа урока? Тип урока - Урок обобщения и систематизации знаний. Вид учебных занятий: семинар (или конференция) так как данный вид учебных занятий предполагает обобщение единичных знаний в систему. и подготовку учащихся заранее: сообщение заранее темы (проблемы), вопросов, литературы. Вооружение учащихся во время обобщающей деятельности на уроке необходимым материалом: таблицами, справочниками, наглядными пособиями, обобщающими схемами, фрагментами фильмов. Самое главное в методике обобщения - включение части в целое. Обобщение единичных знаний в систему (самими учащимися) Подведение итогов.5. Чем обосновывался выбор содержания, форм и методов обучения (по элементам урока)? - проблемный метод - исследовательский метод - метод применения интерактивных средств обучения - Основной метод : - метод проектов. Под методом проектов понимается организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий – проектов. Основная цель проекта – способствовать развитию творческой активной личности формированию интеллектуальных и трудовых ЗУН учащихся . ) Возник во 2 половине 19 века сельскохозяйственных школах США, подробно освещено в трудах американ. ученых Дж.Дьюи, Э Коллинза и др Основные требования к использованию метода проектов Наличие значимой (социально или личностно) проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска решения. Теоретическая, практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов). Использование исследовательских методов (определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотез для их решения, обсуждение методов исследования, оформление результатов, анализ полученных данных, выводы. Работа над проектами позволила полнее раскрыть творческий потенциал учеников. 8. Какие условия (учебно-материальные, гигиенические, морально- психологические, эстетические и временные) были созданы на уроке? На уроке были соблюдены и доступны уч-ся все учебно-материальные, гигиенические, морально-психологические, эстетические и временные условия, 9. Были ли отклонения от плана урока? Почему? Какие именно? К чему они привели? 10. Как можно оценивать результаты урока? Решены ли его задачи? Не будет ли перегрузки учащихся? 11..Какие выводы на будущее можно сделать из результата урока?
15