План-конспект урока технологии в 9 классе по теме: Защита проекта Мои жизненные планы

конспект
урока по технологии в 9 б классе по теме:
Защита проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера»

Цель урока: Обобщение знаний по разделу «Профессиональное образование и самоопределение» в систему. Активизация процесса профессионального самоопределения молодёжи, оказание действенной помощи учащимся 9-б классе в осознанном выборе профессионального пути.
Задачи:
1. Образовательные:
Формирование и обобщение знаний по планированию профессионального пути у девятиклассников, их представлений о мире профессий и их требованиях, предъявляемых человеку; формирование навыков самоконтроля, готовности к профессиональному самоопределению
2. Развивающие:
- Развитие у учащихся знаний о методах самопознания и самовоспитания,
- развивать необходимые знания по планированию профессионального и жизненного пути и помочь им в применении этих знаний на практике,
- предоставить девятиклассникам возможность «заглянуть в будущее» с учётом полученных знаний
3. Воспитательные:
Воспитание трудовой мотивации молодёжи, помочь ориентироваться в мире профессий

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся
Учащиеся должны знать:
- свой уровень готовности к профессиональному самоопределению;
- значение и потенциал проектов в становлении профессионального самоопределения личности;
- порядок подготовки и оформления творческого проекта и построения личного профессионального плана.

Учащиеся должны уметь:
- осуществлять самоконтроль готовности к профессиональному самоопределению;
- корректировать свои профнамерения,
- соотносить требования профессии к человеку с собственными личными интересами, склонностями и способностями;
- проводить профессиограммный анализ профессий;
- уметь выполнять проектной работы, уметь ее презентовать.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Методы обучения:
- метод проектов. (Под методом проектов понимается организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий – проектов)
- проблемный метод: перед учеником поставлена проблема – выбор будущей профессии
- исследовательский метод: данному уроку предшествовала огромная работа: разноплановые анкетирования, в форме дом задания, поиск информации о учебных заведениях, где можно получить дальней шее образование
- метод применения интерактивных средств обучения
Оснащение урока: магнит доска, карточки - опросники, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, проекты учащихся по теме урока, презентация Power Point ,
Надписи на доске:
-Эпиграф из стихотворения «кем быть?» В.В.Маяковский
-Тема: Презентация творческого проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера».
- вопросы: 1,2,3..8 (в подведение итогов, после представления презентации)
- кроссворд (см. ниже )
- дом задание (нарисуйте себя через 10 лет, бумага)

План урока:
«Профессиональное образование и самоопределение»
Организационный момент: определить посещаемость и готовность уч-ся к уроку (наличие проектов и спец. оснащения по каждому проекту) – 2 минуты

Формулировка целей урока (целеполагание) - обучающие формулируют тему занятия самостоятельно, вспоминают, что было пройдено, чего нового узнали и чему научились (3 минуты)
.
Вступление (35 минут)- актуализация знаний:

- В жизни каждого молодого человека рано или поздно всегда возникает вопрос: кем стать и куда пойти для этого учиться? Вы, еще не став самостоятельными, не имея достаточного жизненного опыта, опыта принятия решений, уже сейчас должны определиться в столь важном вопросе.
Выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь себя от возможных ошибок, выбрать дело по душе.
Есть два способа выбора профессии: Вспомните и назовите пожалуйста какие это методы?
Первый - это метод «проб и ошибок»: человек ищет вслепую, пробуя себя в различных сферах, пока не найдет то, что будет приносить ему и средства для того, чтобы достойно существовать, и удовлетворение от процесса работы. Но это может быть очень трудный и длительный процесс, ведь существуют десятки тысяч профессий.
В настоящее время насчитывается более 40000 профессий, при этом 500 из них ежегодно исчезают ( лакей, цирюльник, кучер) и почти столько же появляется новых. Приведите примеры? (марчендайзер, маркетолог, программист)
Многие профессии безвозвратно уходят в прошлое, другие же настолько меняются по своему содержанию, составу операций, что тоже становятся новыми, требующими от работника значительной переподготовки, постоянного повышения квалификации.
(Например: профессия учителя требует умения и желания постоянно учится, овладевать новыми техническими средствами обучения – компьютерами, оргтехникой, не только не отставать от учеников в знании техники, но и идти впереди)
Возможен другой путь: прежде всего, необходимо изучить самого себя, все то, что делает каждого из нас единственным и неповторимым: свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, особенности нервной системы. Далее надо ознакомиться с миром профессий, узнать, какие требования предъявляет профессия к человеку, и только после этого соотносить их со своими личностными особенностями. Только тогда выбор профессии будет вёрным и удачным.
Этот второй путь надо каждому пройти осознанно, разобраться в самом себе, ответив на вопросы: «Что у меня лучше получается? К чему я сам больше склонен? Где бы я хотел реализовать себя? Как я понимаю успех?»
Следовательно, чтобы овладеть профессией, необходимо, во-первых, ориентироваться в мире профессий и знать о требованиях, которые она предъявляет к человеку, и, во-вторых, знать себя, свои индивидуальные особенности, интересы, возможности и способности. С этой целью мы выполнили множество разноплановых заданий – составление и заполнение таблиц, ознакомление с классификатором профессий ЯО, .. Результаты данных таблиц мы с вами обсудили, проанализировали и вы их отразили в своих презентациях, в разделах: «Я в мире профессий», «Этапы проекта»,»План конкретных мероприятий», «Формулы профессий», «Требование к профессиям» и другие.
Итак, вы сегодня защищаете каждый свой творческий проект «Мои жизненные планы и профессиональная карьера». Этот план должен помочь вам разобраться в своих профессиональных предпочтениях, наметить программу действий по самоопределению профессионального и жизненного пути.

Обсуждение домашнего задания (4-5 мин)
- Для начала вспомним основные используемые в речи термины: на магнитной доске прикреплены карточки с терминами – дайте каждому термину определение.
выходите по одному человеку к доске и берете по 1 карточке.
Профессия - род деятельности, требующий специальных знаний и опыта (врач, учитель, инженер и т.д.)
Специальность - более узкая область приложения физических и духовных сил в рамках той или иной профессии. Например: Врач - терапевт, невропатолог и др.; учитель - учитель истории, математики и др.; инженер – механик , электрик.
Жизненный план - представление человека о желаемом образе жизни (соц., профессии и семейный статус)
Профессиональный план – обоснованное представление об избираемой профессии и перспективах профессионального роста.

Берут по одной карточке и отвечают на вопрос.

4. Презентация творческих проектов осуществляется по плану (25 мин)

1) теоретическая часть: а) вы должны аргументировать свой профессиональный выбор, раскрыть особенности избранной профессии, ответить на вопросы учителя и присутствующих членов жюри
б) жизненный план (кратко)
2) показать практическую часть будущей профессии (либо это будет показ фрагмент вашей будущей профессии виде фото, ситуаций или презентация ваших достижений на пути к выбранной профессии)
3) Ваше выступление будет оценивать уважаемое жюри, которое состоит из присутствующих на уроке учителей технологии в баллах, на специальных бланках – теоретическая и практическая часть проекта.

Критерии оценивания выступления обучающихся

Теоретическая часть проекта
Практическая часть проекта

Аргументация результатов профессионального выбора
На сколько раскрыта тема
Ответы на вопросы учителя, присутствующих
Качество представления результатов
Достижения на пути к выбранной профессии
Ответы на вопросы учителя, присутствующих


- Временной критерий - не более 5 минут. Хотелось бы, чтобы вы защищали свой выбор так активно и обоснованно, чтобы нам всем захотелось сменить профессию.
Начинаем:
Хрящева Ольга - компьютерная презентация
Порсова Анастасия - компьютерная презентация
Добрягина Анна - компьютерная презентация
Новикова Кристина - компьютерная презентация
5. Подведение итогов (5 мин)
Вопросы для учащихся по проекту:
1. К какому типу принадлежит выбранная тобой профессия? (ПТЧХЗ), какие еще профессии относят в этот тип?
2. При выборе профессии и жизненного пути какой мотив был главным, доминирующим? (социальные, моральные, эстетические, познавательные, творческие материальные, престижные)
3. Опишите пожалуйста запасной вариант профессионального плана?...
4. Что было наиболее сложным и наиболее легким при выполнении задания?
5. О чем заставило задуматься его выполнение? - О необходимости более тщательной подготовки к сдаче экзаменов, о выборе учебного заведения.
6. Что нового я узнал о себе? – Работа над проектом помогла распознать индивидуальные особенности характера, общие и специальные способности, черты характера
7. Чему вас научила эта работа? – планировать в дальнейшем серьезные шаги в жизни.
8. Что означает правильный выбор профессии?
Выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: человека с его индивидуальными особенностями, которые выражены в его физическом развитии, интересах, склонностях, характере, темпераменте и способностях, с теми требованиями, которые профессия предъявляет к человеку. При правильном выборе это должно быть совпадение индивидуальных особенностей человека с требованиями профессии.
9. Скажите, а какие ошибки вы могли или боялись совершить при выборе профессии? Варианты ответов:
А) выбор профессии за компанию
Б) плохое различение школьного учебного предмета с профессией
В) отношение к некоторым важным для общества профессиям как к недостойным
Г) перенос отношения к человек на его профессию – подражание отцу, старшему товарищу, брату, знакомому.


6. Отметки за урок зависят от суммы баллов, которую вам выставило жюри (присутствующие на занятии): максимально набравшие баллы – 5, чуть меньше – 4 , отрицательных отметок не будет.
7. Домашннее задание:
Итак, вы выбрали будущую профессию. Нарисуйте себя через 10 лет и подпишите свои рисунки: «Каким я вижу себя через 10 лет»

Чем полезен сегодняшний урок для вашей дальнейшей жизни? Ответы учащихся.
Урок окончен. Спасибо вам за вашу работу. Спасибо всем присутствующим за внимание!












P.S. Если останется время
Дополнительное задание на доске:
Практическая работа
1. Ответьте на вопросы кроссворда.


у

ч

и
Т


е

л

ь







2


а

г
Р


о

н

о

м







3

б

У

х

г
а

л

т

е

р








4

Д

е

к

о

р

а

т
о

р


1. Профессия типа "человек - человек", связанная с высокой моральной ответственностью.
2. Профессия типа "человек - природа", требующая от специалиста глубоких знаний и высокого уровня квалификации.
3. Распространенная профессия типа "человек - знаковая система".
4. Профессия типа "человек - художественный образ".
5. Назовите профессию типа, не указанного в кроссворде.(человек – техника )
-
Вопросы присутствующим:
Чтобы заполнить образовавшуюся паузу можно провести игру:
“Знаешь ли ты, кем были по профессии ниже перечисленные известные личности?”
А.П. Гайдар командир полка Краевой Армии. 2. Н.В. Гоголь - канцелярский чиновник в департаменте (1829г.) 3. А.С. Грибоедов глава Русского посольства в Персии. 4. А.С. Грин был учеником на пароходе; работал в рыбачьей артели; был добытчиком золота на Урале; был рядовым пехотного полка. 5. Н.М. Карамзин историк. 6. М.Ю. Лермонтов офицер гвардейского гусарского полка, участвовал в военных действиях на Кавказе в войне с горцами. 7. М.М. Пришвин агроном, работал на опытной сельскохозяйственной станции, много путешествовал.

Девочки, наш урок подошел к концу. Чем полезен сегодняшний урок для вашей дальнейшей жизни? Ответы учащихся.
Спасибо вам за вашу работу. Спасибо всем присутствующим за внимание!










Самоанализ урока
Основные требования к использованию метода проектов
Наличие значимой (социально или личностно) проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска решения.
Теоретическая, практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
Самостоятельная (индивидуальная) деятельность учащихся.
Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
Использование исследовательских методов (определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотез для их решения, обсуждение методов исследования, оформление результатов, анализ полученных данных, выводы.

1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Его связь с предшествующими уроками?
По плану на учебный предмет «Технология» в 9 б отводится 68 час. На раздел: «Профессиональное образование и самоопределения и карьеры» – отведено 20 ч.
Данный урок - заключительный в разделе, который обобщает знания учащихся в систему. Все предшествующие уроки в этом разделе направлены на определение психологических личностных качеств ученика, готовности к профессиональному выбору, определение профессионально – значимых качеств учащихся и помощи учителя в выборе профессии помощью разнообразных тестов, анкет и анализа полученных данных.

2. Какие особенности класса были учтены при планировании урока
При планировании открытого урока я учитывала следующие особенности класса : 9 б класс –коррекционный класс, выпускной и перед старшеклассниками как никогда остро стоит проблема выбора профессии и дальнейшего жизненного пути. Особенно если учесть, что 50 % учащихся из класса дети сироты, а для них проблема самоопределения наиболее актуальна.

3. Какие задачи планировалось решать на уроке? Чем обосновывался такой выбор задачи?
Цель урока: Обобщение знаний по разделу «Технология профессионального самоопределение и карьеры» в систему. Активизация процесса профессионального самоопределения молодёжи, оказание действенной помощи учащимся 9-х класса в осознанном выборе профессионального пути
Я считаю, что цель урока достигнута: ребята свободно владеют терминами, научились работать в проектной области (выполнены 4 проекта, в ходе урока были обобщены и закреплены знания по всему разделу «Технология профессионального самоопределения »
15