Основы комплексного анализа текста Программа курса. 5 класс


Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного курса «Основы комплексного анлиза текста» составлена на основе федерального закона "Об образовании", ФГОС ООО. ООП ООО и Учебного плана МОУ «Новохоперская СОШ №2», в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40937Программа направлена на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов, реализацию системно-деятельностного подхода в организации образовательной деятельности как отражение требований ФГОС. с методическими рекомендациями А.Б.Малюшкина, автора дидактических пособий по русскому языку для 5-11 классов,
Комплексный анализ текста позволяет качественно подготовиться к выпускным экзаменам в формате ОГЭ и ЕГЭ. Учебно-исследовательская деятельность учащихся на занятиях поможет им выразить свою позицию по теме, предложенной на экзамене, привести аргументы, подтверждающие их точку зрения.
Программа тесно связана с основным курсом обучения русскому языку. Анализ текста начинается с заданий, связанных с речевым развитием школьников: выразительное чтение, определение темы и идеи, типа и стиля, составление плана, затем даются вопросы, проверяющие грамматические умения и навыки. В систему вопросов для анализа текста включаются вопросы по орфографии и пунктуации, отвечая на которые, ребенок должен использовать знания, полученные в 5 – 9 классах, возможно, переосмыслив их, систематизировав или заполнив существующие «пробелы», то есть освоив новый для себя материал. Кроме того, исследуя предложенный текст детально, кропотливо и вдумчиво и пытаясь охарактеризовать его как единое целое, работая то с отдельными словами, то с предложениями, а то и с целым листом печатного материала, ученик тренирует свою внутреннюю зрительную память, а значит, развивает орфографическую и пунктуационную зоркость. Польза слияния обучения языку и речи несомненна: занимаясь комплексным лингвистическим анализом текста, учащийся учится видеть и понимать отдельные языковые явления и их место в системе языка в целом, учится наблюдать за «жизнью» слова в лексическом контексте, интерпретировать текст.
Место курса в базисном учебном плане МОУ «Новохоперская СОШ №2»
Место учебного курса « Основы комплексного анализа текста» в учебном плане относится к обязательной части ООП, входит в образовательную область «Филология». По учебному плану МОУ «Новохоперская СОШ №2» на изучении курса в 5 классе отводится 0,5 часа в неделю, всего 19 часов , 19 учебных недель, во II полугодии. Учебный курс «Основы комплексного анализа текста» относится к части, формируемой участниками образовательных отношений.
Цель учебного курса - повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся.
Задачи учебного курса:
- познакомить с принципами организации текста;
- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей и текстов с разным типовым значением;
- формировать и развивать умение определять тему и идею текстов, формулировать главную мысль (определять авторскую позицию);
- совершенствовать и развивать умение выделять главное и второстепенное, сравнивать языковые явления, включать их в собственный текст;
- совершенствовать и развивать умение находить соответствующие языковые средства и явления, свободно ориентируясь в незнакомом тексте;
- повторить темы различных разделов языкознания;
- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- применять полученные знания в определенной речевой ситуации;
- воспитать личность, бережно относящейся к слову как неотъемлемой части русской национальной культуры.
Формы обучения:
1) индивидуальные консультации учителя, работа в группе;
2) практикумы, проектно-исследовательская деятельность.
Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися путем выполнения заданий, содержащих:
примеры из текстов, разных по стилю и типовому значению, насыщенных соответствующими языковыми средствами и явлениями;
высказывания выдающихся людей, размышляющих о языке;
лингвистические справки о происхождении терминов;
определение новых понятий.
Методические принципы построения курса:
нелинейность (каждая тема в определенной степени самодостаточна и автономна, учащиеся могут усвоить или повторить тему разными способами);
избыточность предлагаемого материала; проблемность заданий;
минимизация репродуктивности, необходимой, тем не менее, для алгоритмизации учебного процесса, за счет усиления творческого и рефлексивного начала;
равноразделенная ответственность учителя и обучающихся за достижение поставленных целей.
Курс носит практико-ориентированный характер. Обучающиеся вовлекаются в различные виды деятельности (практическая, творческая, исследовательская), что способствует развитию и совершенствованию навыков самостоятельной работы.
Работа по данной программе обеспечивается учебно-методическим комплектом, включающим
рабочую тетрадь;
методические рекомендации к отдельным занятиям, включающие методику проведения практических и лабораторных занятий, темы творческих заданий;
тексты для анализа с перечнем заданий.
Программа снабжена списком рекомендуемой литературы, которая окажет учителю дополнительную методическую помощь.
В программу включен пример планирования работы с обучающимися по курсу, где определены основные понятия, обозначена аналитическая и речевая деятельность учащихся, указано примерное распределение учебного времени.
Критерии эффективности программы.
Сочинение.
Создание проектов и их защита.
Практикумы.
Составление опорных конспектов, интеллект - карты.
Тестирование.
Комплексный анализ текста.
Ожидаемый результат
На занятиях курса «Основы комплексного анализа текста» через нетрадиционные формы занятий обучающиеся научатся понимать текст, его основную мысль, делать переходы от одной части своего сочинения к другой, вводить аргументы, находить языковые средства и явления, соответствующие условиям заданий.
Такие умения явятся хорошей подготовкой к выпускному экзамену и учебе в вузе. Программа курса предполагает выход за рамки учебной программы по русскому языку, поэтому ребята познакомятся с  текстами, разными по стилю и типу, различными видами их разбора (лингвистический, стилистический, композиционный). Занимаясь по программе данного курса, ученики приобретут навык создания на основе чужих текстов собственного, при этом логично выстроенного. Данный курс поможет развить у школьников  общеучебные,  исследовательские, коммуникативные умения и навыки.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты обучения:
- жизненное, личностное, профессиональное самоопределение;
- действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно - смысловой ориентации учащихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделить нравственный аспект поведения
и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами),
а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.
Метапредметные результаты обучения:
- умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную
и внеурочную (включая внешкольную) деятельность; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии
в трудных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской
и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность
и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться вразличных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
- владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов
и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты обучения:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной
и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости
от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса
и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения
в зависимости от цели;
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
- определение основной и второстепенной информации;
- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.).
2. Содержание курса
Повторение в начале года. (1ч)
Звук, слово, речевое общение. Языковые признаки. Текст, виды текста
Синтаксис и пунктуация. (2ч)
Основные единицы синтаксиса (предложение и словосочетание) и их признаки. Словосочетание. Текст. Тема текста. Второстепенные члены предложения ( определение, обстоятельства, дополнение).Предложение, его виды по цели высказывания( повествовательные, побудительные, вопросительные), по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные
Фонетика. Орфоэпия (2 ч)
Обобщение сведений о звуках русского языка и их классификация: гласные(ударные/ безударные), согласные(твёрдые/мягкие, глухие/звонкие). Парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по мягкости и твёрдости. Особенность словесного ударения в русском языке: силовое, разноместное, подвижное. Словесное ударение и логическое ударение (смысловое выделение слова в речи). Особенности произношения безударных гласных, некоторых согласных звуков и их сочетаний. Оглушение и озвончение парных согласных звуков. Правильное произношение некоторых групп согласных. Допустимые варианты произношения и ударения.  Орфоэпический словарь : его назначение, структура, содержание словарной статьи.
Лексика (2 ч) Основные способы объяснения лексического значения: краткое толкование значения слова, подбор синонимов, антонимов, подбор ближайшего однокоренного слова . Толковый словарь: его назначение, структура, содержание словарной статьи.
Морфемика (2 ч) Морфема - значимая часть слова. Отличия морфемы от звука (буквы) и слога.
Корень, приставка, суффикс и окончание- морфемы, передающие информацию о слове: его лексическом значении, грамматических свойствах, стилистической принадлежности. Морфемы словообразующие и формообразующие.
Морфемная модель как схема морфемного построения слов определённой части речи, имеющих общность в значении, строении и грамматических признаках.
Имя существительное (3 ч)
Имена существительные одушевленные и неодушевленные Имена существительные собственные и нарицательные (обобщение изученного). Склонение имён существительных. Род имён существительных (повторение изученного). Существительные общего рода. Род несклоняемых существительных. Число имён существительных (обобщение изученного).
  Имя прилагательное (3 ч)
Имя прилагательное как часть речи. Роль имён прилагательных в речевом высказывании. .Краткие и полные прилагательные; особенности их значения, изменения.
Глагол (3 ч)
Инфинитив, его грамматические особенности. Приставочный способ образования глаголов в русском языке. Роль приставки в изменении лексического значения глагола. Знакомство с некоторыми группами словообразовательных значений глаголов. Возвратные и невозвратные глаголы. Спряжение глаголов. Употребление глаголов несовершенного вида в форме трёх времён.  Изменение глагола прошедшего времени по родам и числам. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по числам и лицам. Безличные глаголы. Чередование гласных и согласных в корнях при образовании слов и их форм.
Повторение в конце года (1)
Самостоятельные части речи. Морфологические признаки самостоятельных частей речи.
Тематическое планирование

№ п-п Тема раздела Количество часов
1 Повторение в начале года 1
2 Синтаксис и пунктуация 2
3 Фонетика и орфоэпия
2
4 Лексика 2
5 Морфемика..2
6 Морфология. 10
7 Имя существительное
3
8 Имя прилагательное. 3
9 Глагол.
3
10 Повторение в конце года. 1
Итого 19
Учебно-методическое и материально техническое обеспечение .Литература для учителя. 1.Малюшкин А.Б. « Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5 класс.» –.» Москва.: Творческий Центр «Сфера», 2012 г.
2. «Русский язык. Новые тесты в новом формате» 5 класс. Н. А. Сенина Легион Ростов – на – Дону 2013 г. Литература для обучающихся. 1.Малюшкин А.Б. « Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь.» 5 класс. – Москва.: Творческий Центр «Сфера», 2012.
2.Малюшкин А.Б. « Русский язык в таблицах.» Москва.: Творческий Центр «Сфера», 2012 г.
Календарно-тематическое планирование
№ п/пТема занятия Коли-чество часов Дата Формы контроля/ деятельности учащихся
1 Анализ научного текста «Типологические особенности текста».
1 Рабочая тетрадь.
Составление текстов
с учётом
его типологических особенностей.
2 Анализ научного текста «Структура текста-рассуждения. Разновидности рассуждения». 1 Рабочая тетрадь.
3 Авторская позиция: способы и средства её выражения. 1 Составление таблицы, работа
с текстом.
4 «В гостях у цитаты».
Задача автора рассуждения - как можно убедительнее обосновать свою точку зрения. Для этого необходимо приводить как можно больше доказательств, располагая их в определённой последовательности.
А.А. Аверинцев. 1 Сочинение- рассуждение.
5 Соблюдение языковых и речевых норм при написании сочинения-рассуждения. 1 Редактирование сочинений.
6 Практикум «Типы речи». 1 Составление интеллект-карт.
7 Анализ научного текста «Фонетика. Орфоэпия. Фонетические процессы». 1 Рабочая тетрадь. Тестирование.
8 «В гостях у цитаты». Фонетика не сознаётся носителем языка до тех пор, пока он не захотел научиться писать. Г. А. Золотова 1 Сочинение- рассуждение.
9 Анализ научного текста «Функциональные стили речи: общие стилевые черты и жанровые особенности». 1 Лабораторная работа.
10 Анализ научного текста «Функциональные стили речи: лексические средства выразительности». 1 Рабочая тетрадь.
Сочинение
по цитате.
11 Практикум. Языковые явления: синонимия, антонимия, омонимия. 1 Составление
интеллект-карт.
Рабочая тетрадь.
12 «В гостях у цитаты». Целенаправленный, внимательный отбор синонимов делает речь яркой, художественной. И.Б.Голуб1 Сочинение- рассуждение.
13 Орфография: правописание корневых гласных. 1 Тестирование. Лингвистическое сочинение (Лингвистическая сказка).
14
Анализ научного текста «Функциональные стили речи: средства выразительности, характерные
для публицистического
и художественного стиля».
1
Рабочая тетрадь. Составление таблицы.
15 «В гостях у цитаты». Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».
Александр Иванович Горшков 1 Сочинение-рассуждение.
16 Анализ научного текста «Функциональные стили речи: морфологические особенности». 1 Рабочая тетрадь: анализ текста.
17 Орфография: Н-НН в разных частях речи. 1 Рабочая тетрадь. Тестирование.
18 Анализ научного текста «Омонимичные части речи: правописание». 1 Рабочая тетрадь. Тестирование.
19 «В гостях у цитаты». Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей».
Лев Николаевич Толстой 1 Сочинение
по цитате.
20 Практикум. Морфологический разбор знаменательных
и служебных частей речи. Культура речи: соблюдение морфологических норм.
1
Рабочая тетрадь.
«Конвейер».
21 «В гостях у цитаты». Отношение пишущего к сообщаемому часто может выражаться с помощью "маленьких" слов, слов, которые принято считать служебными, - частиц и союзов. И.Г. Милославский 1 Сочинение
по цитате.
22 Орфография: правописание приставок, суффиксов, окончаний. Морфемика. Словообразование. 1 Тестирование. «Конвейер».
23 «В гостях у цитаты». Общий смысл слова всегда складывается из значений всех его составных элементов. А. И. Тихонов 1 Сочинение
по цитате.
24 «В гостях у цитаты». Изучение и знание законов словообразования, состава слова необходимо для прочного усвоения правил правописания. (А. И. Тихонов) 1 Сочинение
по цитате.
25 Анализ научного текста «Функциональные стили речи: синтаксические особенности». 1 Рабочая тетрадь: анализ текста.
26 «В гостях у цитаты». Что же в языке позволяет ему выполнить его главную роль-функцию общения? Это синтаксис.
Александр Александрович Реформатский 1 Сочинение
по цитате.
27 Практикум. Синтаксическая синонимия. 1 Составление
опорных конспектов.
28 Один словарный состав без грамматики еще не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение.
Лев Васильевич Успенский 1 Защита проектов.
29 Практикум. Синтаксический разбор предложений. 1 Рабочая тетрадь.
30 Анализ научного текста «Пунктуация в простом предложении». 1 Рабочая тетрадь.
«Конвейер».
31 Анализ научного текста «Пунктуация в сложном предложении». 1 Составление
опорных конспектов.
32 «В гостях у цитаты».
...В пунктуации всякая ошибка приводит в той или иной мере к искажению смысла.
А. Б. Шапиро 1 Сочинение
по цитате.
33 Орфография: слитное, раздельное и дефисное написания слов. 1 Рабочая тетрадь.
Тестирование.
34 Итоговая работа. Комплексный анализ текста. 1 Всего - 34 часа Литература
Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5 - 11 классы. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н., Нарушевич А.Г. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ГИА-2013: учебно-методическое пособие/ Под редакцией Н.А.Сениной. - Ростов –на-Дону: Легион, 2012.
Селезнёва Л.Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритмы и упражнения: учебное пособие / Селезнёва Л.Б. - М.: Дрофа, 2006.
Сборник упражнений по современному русскому языку: Учебное пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «Филология» / Лекант П.А., Леденёва В.В., Маркелова Т.В., Тузова М.Ф.;
Под ред.Леканта П.А. - М.: Дрофа, 2000.
Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Филологический анализ текста. Практикум / Под ред. Бабенко Л.Г. - М.: Академический проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
Розенталь Д.Э. Русский язык. 10-11 кл.: Учебн. Пособие для общеобразовательных учебных заведений / Розенталь Д.Э. - М.: ООО «Издательский дом «Оникс 21 век»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2003.
Розенталь Д.Э. 750 упражнений по русскому языку с ответами для поступающих в вузы / Розенталь Д.Э. - М.: ООО «Издательский дом «Оникс 21 век»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2003.
Коновалова Л.Ф. Русский язык Большой справочник для подготовки к Единому государственному экзамену / Коновалова Л.Ф. - 2-е изд., с ипр. - М.: Айрис - пресс, 2007.
Кайдалова А.И., Калинина И.К. Современная русская орфография: Учебн. Пособие для вузов по спец. «Журналистика». - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 1983.
Современный русский язык: Ч.1. Лексика и фразеология. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Словообразование. Морфология: Учебник для вузов / Под ред. Д.Э. Розенталя; авторы: А.Б.Аникина и др. - 3-е изд., испр. - М.: Высш. школа, 1979.
Современный русский язык: Ч.2. Синтаксис: Учебник для вузов / Под ред. Д.Э. Розенталя; авторы: А.Б.Аникина и др. - 3-е изд., испр. - М.: Высш. школа, 1979.
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика / Розенталь Д.Э. - М.: ООО «Издательский дом «Оникс 21 век»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2004.
Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Под ред. И.Б.Голуб. - 9 –е изд. - М.: Айрис - пресс, 2004.
Голуб И.Б. Стилистика русского языка. - 2-е изд., испр. - М.: Рольф, 1999.
Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. - 3-е изд., испр. - М.: Рольф, 2001.
Экзаменационный материал по русскому языку для 6 - 9 классов.