Методические рекомендации на тему: «Развитие у обучающихся навыков письма. Сочинения разных жанров» (часть 1)


Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Крым
«Крымская гимназия-интернат для одаренных детей»
Методические рекомендации
на тему: «Развитие у обучающихся
навыков письма.
Сочинения разных жанров» (часть 1)

Составитель: Бессонова Е.Б.,
учитель русского языка и литературы
2016 – 2017 учебный год
Повышение уровня языкового развития учащихся – проблема современной школы. Развитие навыков связной речи учащихся, совершенствование таких умений и навыков, как умение писать на тему и раскрывать основную мысль сочинения, умение собирать и систематизировать материал, править написанное, строить сочинение в определенном жанре – вот содержание данной работы. Воспитывать у учащихся внимание к миру, который нас окружает, умение наблюдать. Развивать художественный вкус, образное мышление, творческое воображение.
Сегодня условием развития всех сфер общества является наличие компетентного, конкурентоспособного специалиста, умеющего работать с людьми, вести конструктивный диалог. Это предполагает овладение умением видеть ситуацию во всём её реальном многообразии и сложности, в том числе умение учитывать позиции своих оппонентов. Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства – и устно, и письменно. А развитие личности – необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач. Именно поэтому одной из важнейших задач современной школы является формирование коммуникативной культуры личности. Образовательная программа, входящая как основной компонент в структуру Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, относит обучение теории и практике написания сочинений разных жанров к тому необходимому содержанию, которое обеспечивает формирование коммуникативной компетенции школьников.
Коммуникативные умения формируются на основе выбора речевого жанра и соответствующих языковых средств, создание текстов с учетом компонентов речевой ситуации, норм построения высказываний, функционально-смысловых типов речи. Очевидным является и то, что обучение созданию разнообразных речевых жанров есть не столько одна из частных задач, которую следует решить в ходе формирования коммуникативной компетенции школьников, сколько средство, формирующее нравственные начала личности, совершенствующее ее интеллект, духовность, культуру, расширяющее кругозор, развивающее самостоятельность, инициативность, готовящее учащихся к успешной социализации в обществе. Кроме того, обучение созданию сочинений разных жанров является первостепенно важным для формирования социально и профессионально компетентной личности, способной сделать свой социальный и профессиональный выбор, нести за него ответственность, а также готовой отстаивать свои гражданские права.
Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной речи. Известный дореволюционный методист А. Д. Алферов писал, что сочинение – это «естественная и осмысленная работа над выражением собственной мысли, основанная на достаточных данных». Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
В современной школе большинство учащихся не любят писать сочинения, потому, что «они трудны», а «главное не пригодятся в будущем». Вместе с тем, как бы это не звучало парадоксально, но сочинение – это вид деятельности учащихся, который является одним из наиболее востребованных в современную эпоху коммуникаций. Ведь создание сайта, общение в сети с помощью чатов – то же сочинение, самостоятельное составление завершенных и логически, и композиционно текстов. И именно осознание того, что любая служебная бумага: отчет, справка, рекомендации, деловая записка – это тоже сочинение, и успех делового человека во многом зависит от умения создавать связный текст, вызывает у учащихся искреннее желание научиться создавать оригинальные тексты, грамотные и убедительные.
Развитие связной речи учащихся, написание сочинений разных жанров выделено в самостоятельный раздел методики преподавания русского языка с начала ХХ века. Содержание работы по развитию связной речи учащихся отражено в действующих стандартах, программах, учебниках по русскому языку. Таким образом, научить писать сочинение – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовался.
Подготовка к сочинению
Подготовку к написанию сочинения учитель должен начинать как можно раньше, с 5 класса. Развитие устной и письменной речи школьников – одно из стержневых направлений в методике преподавания русского языка и литературы. Как может учитель помочь школьникам, как может научить их отстаивать свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, излагать свои взгляды и убеждения в доказательной манере, нести ответственность за свои взгляды и убеждения? Поиски ответа на эти и подобные им вопросы и легли в основу данных рекомендаций. Вспомним некоторые требования к написанию сочинения. Обратимся к ним в определённой последовательности.
Цели подготовки к написанию сочинений:
подготовка обучающихся к итоговой аттестации по русскому языку и литературе;
гуманитарное развитие школьников; овладение учащимися свободной речью (и устной, и письменной);
развитие творческих способностей учащихся. Задачи подготовки к написанию сочинений:
формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, развитие языкового эстетического идеала;
формирование творческого воображения как направление интеллектуального и личностного развития ученика;
овладение нормами русского литературного языка;
обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
обучение работе над сочинением;
развитие коммуникабельности обучающихся;
воспитание заинтересованного читателя, способного воспринимать и оценивать мастерство художников слова.
Планируемый результат:
Обучающиеся должны:
уметь разъяснять основные жанрообразующие признаки сочинений;
на конкретных примерах видеть особенности каждого жанра сочинений, уметь отличать их друг от друга;
анализировать творческие образцы художественных произведений, работы самих учащихся и рецензировать их;
уметь создавать собственные творческие работы в различных жанрах;
обогащать собственный речевой багаж и уметь применять в различных формах выражения мысли всё лексическое богатство современного русского языка.
Написание сочинения
Первоначально напомним некоторые правила при написании сочинений:
1. Определить тему, проблему, позиции автора.
2. Уметь аргументировать выдвинутую мысль.
3. Не злоупотреблять цитатами, особенно цитированием больших отрывков. Необходимо пользоваться различными способами введения цитат в текст сочинения.
4. Нельзя смешивать прямую речь с косвенной.
5. Следует избегать повторяющихся слов, пользоваться синонимами.
6. Не следует употреблять слова и выражения, которые непонятны и малознакомы.
7. Важно следить за правильностью связи слов в предложении.
8. Не рекомендуется писать незаконченные предложения (в том числе и придаточные без главных).
Итак, прежде, чем писать сочинение, учащихся прочитывает его тему. Темы сочинения по своему характеру весьма разнообразны. Например, тема может быть сформулирована в виде вопроса: «"Что делать?" (По произведениям современной русской литературы и публицистики)».
Тема может быть представлена цитатой: «"Мир умирает каждый раз с умершим человеком" С. Маршак (По произведениям русской литературы XX века)».
Тема может предлагать сравнительную характеристику героев: «Обломов и Штольц (по роману И. Гончарова "Обломов")». Иногда тема требует обобщенной характеристики персонажей, например: «Женский характер в изображении Л. Толстого».
Тема может отсылать к общей характеристике произведения, например, «Идейно-художественное своеобразие рассказа А. Чехова "Ионыч"», а также охватывать творчество писателя в целом, например, «Русское купечество в произведениях А.Н.Островского». Существуют обзорные, "сквозные" темы. Например, «Образ странника в русской литературе второй половины XIX века» и т.п.
По формулировкам темы различаются на:
- темы-понятия или темы-обобщения («Тема власти денег в русской прозе 19 века»). Их раскрытие предполагает наличие размышлений, основанных на конкретных наблюдениях по поводу означенной темы и широких обобщений;
- темы-суждения («Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу» по произведениям А.С.Пушкина). Их раскрытие предполагает высказывание, в основе которого ряд тезисов, подтверждаемых примерами из текста. Формулировка темы сама определяет идею сочинения и указывает направление логики рассуждения;
- темы-вопросы или дискуссионные темы («Почему Грибоедов назвал «Горе от ума» комедией?»). Их раскрытие не предполагает наличие однозначных ответов на поставленные вопросы: надо обращать внимание на возможные противоречия в толковании темы, различные точки зрения исследователей, сравнивать их, размышлять, формируя, в конечном итоге, объединительную идею.
По материалу тема может оказаться:
- монографической - рассматривается один образ или одна проблема на материале одного произведения («Преступление и наказание Родиона Раскольникова»); - сопоставительной - сравниваются герои одного произведения или сопоставляется художественное решение одной проблемы в различных произведениях одного или нескольких авторов («Чацкий и Молчалин в комедии «Горе от ума»);
- обобщающей - содержит рассуждение обобщающего типа в рамках заявленной темы или проблемы («Лишние люди» в русской прозе первой половины 19 века»);
- собственно литературной (анализ в целом творчества писателя или поэта, анализ произведения, анализ образа литературного героя, анализ образа автора, анализ художественной формы и языка литературного произведения).
Одновременно почти каждая из названных тем может оказаться:
- исторической («Историзм прозы А.С. Пушкина»);
- этической («Нравственная проблематика в прозе последних лет»); - публицистической («Проблема добра и зла в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»).
При обдумывании темы необходимо:
- подумать и определить круг вопросов, затрагиваемых темой;
- подобрать критико-литературный материал по означенным вопросам, посмотреть его, сделав необходимые заметки;
- определить и продумать идею, которая будет развиваться в сочинении;
- определить жанр сочинения;
- составить план, соблюдая последовательность развития мысли, последовательно, глубоко и доказательно раскрыть тему.
Важнейший момент подготовки к написанию сочинения – составление плана работы над сочинением. В нем ясно, четко, конкретно, логично, последовательно и аргументировано должна быть раскрыта тема.
Напомним классическую структуру плана сочинения:
1. Вступление.
2. Основная часть.
3. Заключение.
Это традиционная композиция сочинения, которая состоит из трех обязательных элементов: вступления, основной части и заключения. Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки. Трудность вызывает написание вступления и заключения. Эти две части играют сходную роль в композиции сочинения. Функция вступления - ввести в тему, дать предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Задача заключения - подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, еще раз обратив внимание на самое главное.
Наиболее распространенные недостатки при написании вступления и заключения:
- изложение общих сведений, не имеющих прямого отношения к теме;
- выражение собственного восторженного отношения к произведению или автору, своего желания быть похожим на автора или героя;
- очень длинное, затянутое вступление.
Вступление не должно содержать все известные нам сведения об авторе и его произведении.
Предложим некоторые рекомендации по построению вступительной части сочинения. Это варианты, в которых
– сразу непосредственно определяется тема текста: «Настоящий текст о том, что память — творческий процесс, что с помощью памяти человечество преодолевает время и смерть, что совесть и память — тесно взаимосвязанные вещи»;
— вступление начинается с риторических вопросов или восклицаний, затрагивающих проблемы, которые поднимает автор исходного текста: «Что такое поэзия? От чего зависит содержательность стихов? Все ли слова годятся для поэзии? Что такое художественное слово? Важно ли, как звучат слова?»;
— излагается собственная позиция пишущего по тем вопросам, которые затрагивались автором в его тексте: «Я думаю, что в произведении А. Кондратова подняты исключительно важные проблемы: это влияние прошлого на осознание и осмысление настоящего, значение истории как науки в утверждении гуманистического взгляда на окружающий мир, роль исторической памяти в становлении и развитии личности, нации, человечества в целом»;
— дается краткая справка о писателе, являющемся автором предлагаемого произведения: о связи проблемы, затронутой в данном произведении, с обшей направленностью творчества писателя; «М.Зощенко — известный писатель-юморист, грустно-утонченно высмеивавший абсурдность своего времени. Ярким примером его индивидуально-авторского стиля является рассказ "Кошка и люди", написанный в 1928 году»;
— приводится лирическое отступление ученика: «Русская рябина! Это, несомненно, великолепный образ, сочетающий в себе яркую привлекательность ягод-огоньков и скромность ветвей, прогнувшихся под тяжестью полновесных гроздьев, омытых осенним дождем»; – используется цитата, взятая из приведенного или другого источника: «Жизнь сильнее смерти. И это не банальная фраза, а одна из вселенских истин...".
Во вступлении
может даваться краткая историческая справка о событии, которое описывается в произведении;
может быть дана ссылка или проведена параллель с другими произведениями русской и мировой литературы по данной теме;
может содержаться ответ на заданный в теме вопрос;
может быть представлено личное мнение учащегося, если в названии темы есть отсылка к его мнению;
может быть дан факт религиозно-духовного или фольклорного направления, если эти сведения имеют большое значение для последующего анализа текста и т.п.
Итак, нет однотипного, идеального, образцового вступления, которое подходило бы к любой теме. Вступление, как и все сочинение, пишется индивидуально.
Основная часть сочинения представляет собой анализ литературного произведения в аспекте, заданном темой. В основной части сочинения целесообразно использование сравнений (автора с автором, эпохи с эпохой, одного вида искусства с другим и т.д.), отстаивание и доказательство своего мнения, своей точки зрения, спор с воображаемым оппонентом, а также опора на свой собственный опыт, связанный с темой сочинения.
При написании любого сочинения обучающийся должен опираться на анализ текста литературного произведения, не подменяя этот анализ отвлеченными рассуждениями, никак не связанными с анализом литературного произведения (так называемыми рассуждениями о жизни). Таким образом, подготовка к написанию сочинения будет способствовать привлечению к чтению художественных произведений русской и мировой литературы. Главное, чего следует избегать при написании основной части, - это пересказа литературного произведения. Пересказ сюжетной истории вместо истолкования темы, подкрепленного отсылками к соответствующим эпизодам произведения, является недостатком содержания произведения и приводит к снижению оценки. Второй распространенный недостаток основной части - это уход от темы или незаметная для самого пишущего подмена темы. Чтобы избежать подобного недоразумения, надо внимательно осмыслить выбранную тему и ни на минуту не упускать ее из виду.
При написании основной части необходимо помнить:
• Не следует увлекаться рассмотрением или формы, или содержания в ущерб одного другому. В произведении искусства они неразделимы.
• Сочинение украшают и делают более содержательным сравнения и сопоставления (автора с автором, произведение одного автора между собой, произведения разных авторов, героев). Умение проводить параллели свидетельствует о глубине и обширности знаний, помогает лучше аргументировать выводы.
• Читающий сочинение может иначе смотреть на вещи, поэтому необходимо включать в свои рассуждения элементы «внутренней» полемики или полемики с воображаемым собеседником.
• Следует меньше декларировать, больше рассуждать.
• Следует избегать лишних проявлений эмоциональности в форме многочисленных лирических отступлений, прямых обращений к читателю, неумеренного пафоса.
• Не стоит «пересушивать» сочинение сугубо рационалистическим, лишенным всяких эмоций изложением материала, не следует забывать, что это сочинение, а не научный трактат.
• Следует избегать смешения стилей.
Заканчивается сочинение заключением.
Основное требование к заключению: оно не должно носить чисто формальный характер. Заключение должно быть органично связано с предыдущим изложением. Заключительная часть является обязательным компонентом, без которого текст сочинения не может считаться завершенным. В заключительной части сочинения подводится итог всему сказанному, делается обобщение. Желательно, чтобы заключение было связано со вступлением, т.е. в заключении автор как бы снова возвращается к вступлению, ссылается на ранее высказанное суждение и вновь подчеркивает основную мысль. В конце рассуждения может быть выражено личное отношение ученика к решаемой в тексте проблеме. В заключении иногда уместно дать обзор всех положений, осмысленных в основной части, особенно если тема требовала разнообразного материала или длинной цепочки доказательств. Некоторые темы предполагают возможную перекличку исторических эпох: какие-то десятилетия XIX века могут ассоциироваться с современностью. Тогда закономерным будет 6 выглядеть в заключении обращение через проблематику литературного произведения к современной действительности.
В заключении может быть выражено личное отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без аффектации, чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный определенный смысл, должно быть подготовлено материалом основной части. В противном случае от высказывания своего мнения следует воздержаться.
Заканчиваться сочинение может также и риторическим вопросом или риторическим восклицанием. В данном случае пишущий как бы предлагает читающему продолжить диалог и подумать над проблемой. Однако ведущими можно считать два основных вида заключения: Заключение-вывод – важная мысль, вытекающая из всего, ранее сказанного; она должна включать не только краткое повторение предыдущих умозаключений, но быть именно обобщением, нести в себе нечто новое.
Заключение-следствие – материал, «раздвигающий» рамки материала основной части, часто – литературно-исторические или общественно-исторические сведения о месте, занимаемом анализируемым произведением в литературном процессе, в творчестве автора, его влиянии на общественную ситуацию, на художественную деятельность современников. Для аргументации своего мнения в сочинениях учащимся постоянно приходится использовать цитаты (от лат. cito - вызываю, привожу). Такое дословное воспроизведение какого-либо отрывка из текста применяется для подкрепления излагаемой мысли, способствует образности, выразительности, емкости мысли.
В сочинении могут использоваться разные приемы цитирования:
– точное цитирование фрагмента из текста (оформляется грамматически как прямая речь): «Без памяти нет совести», — говорит Д. С. Лихачев);
– изложение содержания цитаты из текста (с органично-плавным включением в сочинение- рассуждение школьника — преимущественно в кавычках – отдельных слов и выражений из текста): «Истории известны случаи, когда целые нации, желая сбросить "груз прошлого с корабля современности", отвергали величайшие достижения мировой культуры...»;
– ссылки на цитату из авторского сочинения (в изложении автора рецензии): «Рассуждая о достоинствах древних произведений искусства (пещерной живописи времени палеолита, портрета Нефертити, африканской бронзы, монументальных памятников Древнего Египта, Греции, Рима), автор приводит убедительные аргументы об их значимости в поступательном развитии человечества». Следует отметить, что каждый фрагмент сочинения (вступление, раскрытие темы, анализ стилистических особенностей авторского текста, заключение с изложением собственного мнения) должен быть разделен на абзацы; это — общее требование к композиции экзаменационного текста.
Сочинению может предшествовать эпиграф. Это отрывок из художественного произведения, публицистической или критической статьи, пословица, поговорка, афоризм, точно характеризующие главную мысль сочинения. После написания эпиграфа необходимо назвать автора и произведение, из которого приведены данные строки.
Обязательно следует написать черновик сочинения, отредактировать его: убрать повторы, проверить наличие логической связи между частями, оценить соответствие написанного теме сочинения, самостоятельно несколько раз проверить черновик и только потом уже его переписывать для итогового оценивания. При этом не следует забывать, что и окончательный, переписанный, текст сочинения следует проверить.
Список использованной литературы:
1. Антонова Е.С. Методическая система формирования коммуникативной компетенции учащихся // Методика преподавания русского языка: Коммуникативно-деятельностный подход: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2007.
2 . Введенская Л.А. Риторика и культура речи: учеб. пособие. - Ростов н/Дону: Феникс, 2007. - 537 с.
3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М.: Просвещение, 2000.
4. Мещеряков В. Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебно- методическое пособие для студентов и учителей-словесников.3-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2001
5. Трунцева Т.Н. Как научиться писать сочинение-описание. Как научиться писать сочинение-рассуждение. Как научиться писать сочинение-повествование. Как научиться писать эссе: Серия книг. - М.: «Грамотей», 2007.