Родительское собрание Моя семья -моя радость
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
«МОЯ СЕМЬЯ - МОЯ РАДОСТЬ».
Подготовила учитель индивидуального обучения на дому
ГОУ ТО «Тульский областной центр образования»
ЦЕЛЬ: 1.Показать родителям развитие личности ребенка, обратить их внимание на неиспользованные возможности развития его познавательных сил и способностей.
Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.
Воспитывать чувство любви и гордости за свою семью, уважения к родителям.
ФОРМА: Деловая игра. Звучит тихая музыка.
УЧИТЕЛЬ: Добрый вечер, дорогие друзья!
Мы очень рады видеть Вас. Рады тому, что Вы, отложив все свои многочисленные хлопоты и заботы, несмотря ни на что, пришли сюда вместе со своими детьми. Сегодня мы предлагаем Вам деловую игру, которая поможет и Вам, и нам разобраться в некоторых сложных ситуациях, возникающих и в вашей семье, и в школе, и на улице. Каждый ребенок - личность, не похожая друг на друга.
Знаем ли мы друг друга? Да, наш мир состоит из взрослых и детей. А умеем ли мы иногда понять друг друга, пожалеть, посочувствовать? Давайте послушаем, что пишут дети о своих семьях.
«Мне очень нравиться моя семья. Я люблю свою семью», «Мне хочется, чтобы мама поменяла работу. Папа перестал курить. У сестры были бы хорошие друзья» «Я хотел бы, чтобы вернулся папа. Мама ты мила и хороша как прекрасная роза. Я тебя очень люблю ,какая бы ты не была». «Мама, желаю тебе побольше здоровья и папе тоже» «Я хочу, чтобы в моей семье всегда было всё хорошо» Я желаю, чтобы бабушка выздоровела, а мама и папа обратили бы на меня внимание» «Мама у меня очень добрая. Я хочу, чтобы папа не пил, а мама не курила и была бы здоровая» Есть и такие «Бабушка самый любимый человек, как жаль, что тебя нет со мной. Я хочу, чтобы ты вернулась», «Мне нечего сказать» или сдан пустой листок.
Семья - колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между её членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребёнка - всё это создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности. Скудность, однообразие, монотонность эмоционального опыта в раннем детстве могут определить характер человека на всю жизнь. Как много сердечного тепла бывает загублено из-за неспособности, понять другого и самого себя! Сколько больших и малых драм не происходило бы, обладай их участники и окружающие умением сочувствовать, прощать, любить. Любить тоже надо уметь, и это умение не дается матерью природой. Самый большой дефицит, который испытывают наши дети это дефицит ласки. Родители не находят времени, забывают или, может быть, даже стесняются приласкать ребёнка просто так, повинуясь какому то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей, особенно мальчиков, заставляет отца и мать быть чрезмерно суровыми с детьми.
Славнова Светлана Анатольевна
Дети глубоко и трагически страдают от того, что у взрослых нет времени. Возникла проблема детей как обузы, «лишних детей», шире стали применяться физические воздействия.
Атмосфера семьи определяется её прочностью, её нравственными идеалами. Дальними и близкими целями, эмоциональным складом. И, чем больше положительных эмоций получает в семье ребёнок, тем лучше. Только преобладание оптимизма, взаимной нежности и дружбы над раздорами, унынием, скукой создаёт то, что можно назвать семейным очагом. Он собирает и сплачивает вокруг себя людей, связанных родственными узами, согревает, даёт пищу чувствам и отдых душе. Семья при всех свойственных ей заботах, хлопотах, огорчениях и даже несчастьях должна приносить человеку радость. Недаром А.С. Макаренко писал: «Хотите, чтобы были хорошие дети - будьте счастливы».
Причины детской неуправляемости.
Причина первая - борьба за внимание родителей.
Непослушание - это тоже возможность привлечь к себе внимание, заявить о себе, если о тебе забыли взрослые. Внимание необходимо любому человеку для эмоционального благополучия, а тем более - ребёнку.
Причина вторая - борьба за самоутверждение.
Ребёнок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Он ждет доверия к себе. Он хочет решать сам. Это заложено в его природе - нельзя прожить жизнь на опыте старших.
Причина третья - жажда мщения окружающему миру, взрослым.
Ребёнок мстит за:
-неверие в его способности и возможности. Это относится и к педагогом, в том числе: «Ты не мог решить эту задачу! Ты списал!»
-сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сестрами;
-за унижение друг друга в кругу семьи;
-за потерю одного из родителей в результате развода;
-за появление в доме нового члена семьи, который становится более значимым, чем сам ребёнок;
-за несправедливость по отношению к себе и невыполненные взрослыми обещания;
-за родительскую ложь и хамелеонство;
-за чрезмерное проявления взрослыми любви друг к другу;
Причина четвёртая - неверие в свой успех.
Причинами неверия в собственный успех могут стать: низкие школьные результаты вне зависимости от приложенных ребёнком усилий, низкая самооценка, поощряемая педагогами и семьёй, плохие взаимоотношения в классе со сверстниками, откровенная изоляция ребёнка, отсутствие возможности проявить себя, свои способности и умения.
-Ваши дети учатся в 3-м классе. Всегда ли Вы находите время поговорить с ними о школьных делах? Сколько минут в день вы уделяете своему ребенку? Никогда не спрашивайте: «Как ты себя вел? Двойку получил?», а лучше спросите: «Что было сегодня интересного в классе?»
-Когда ребенок совершит дурной поступок, как вы его наказываете? Его мучает совесть, но вы наказываете его, и совесть замолкает. Великий педагог Корчак - виноватого или оправдывал, или прощал. А как в Вашей семье?
-Бить или не бить? - вот в чем вопрос. Парламент в Англии решил - бить. Для этого даже специальные ремни выпускают. В Европе не модно даже ставить в угол. А как у Вас в семье?
-Если Ваши дети сильно увлечены телевизором, компьютером, потеряли друзей, то телевизор должен сломаться хотя бы на один месяц. Вы спросите: «А как же взрослые?» Отвечу. Воспитание требует жертв. Как Вы решаете эту проблему?
Музыкальная пауза. Дети поют песню на мотив «Песенки о хорошем настроении».
Если вы нахмурясь выйдете из дома,
Если вам не в радость солнечный денек.
Мы вам улыбнемся, счастья пожелаем Мы споем, стихи расскажем - все это для вас!
И улыбка, без сомненья вдруг коснется ваших глаз,
И хорошее настроение не покинет больше вас!
УЧИТЕЛЬ: Продолжаем наш деловой разговор. Итак, знаем ли мы друг друга?
1.Вопрос взрослым и детям.
Какой подарок ко дню рождения оказался бы самым лучшим для вашего ребенка?
2. Ваш ребенок не убрал постель свою. Как Вы поступите: уберете сами, заставите его убрать, или поступите как-то иначе. (Дети говорят вслух, родители пишут.)
3.Ласковое обращение мамы к ребенку или как обычно называете ребенка дома. (Мамы пишут, дети говорят вслух.)
Стихотворная пауза. Ребенок читает стихи
Я в своей родной квартире Как на службе строевой Командир на командире,
Я один здесь рядовой.
Всем я должен подчиняться По приказу одеваться,
По приказу умываться,
Ровно заправлять постель,
По команде есть, садиться,
По режиму спать ложиться,
По будильнику вставать.
Теперь вам ясно, почему Начал огрызаться:
Конец терпенью моему Де-мо-би-ли-за-ци-я.
У ребенка появились карманные деньги, которые вы ему не давали. Как вы поступите?
Вас постоянно избивают ваши одноклассники. Что вы станете делать?
УЧИТЕЛЬ: Не знаю, каким равнодушным должно быть сердце, если не содрогнется оно от этих детских слов. Неужели наша душа так остыла и очерствела, что не найдется у нас немного теплых, добрых слов для ребенка. А всего-то и надо побыть с ним, а не «бежать» от его проблем. А каково ваше мнение... (Выступают родители).
Иногда Вы говорите родителям неправду. Вас не мучает совесть в дальнейшем? Ваш ребенок не сделал домашнее задание.
Как Вы к этому относитесь?
Чему Вы отдадите предпочтение: телевизору или книгам?
Какую книгу Вы сейчас читаете?
К родителям. Много ли читают Ваши дети? Почему? (Кто-то из родителей выступает.)
А часто ли вас самих ребенок застает с книжкой в руках? Напишите ответ на листочке.
Стихотворная пауза. Ребенок читает стихи.
Дорогие мои дети!
Очень трудно жить на свете!
Всюду папы или мамы Непослушны и упрямы.
Ходят бабушки и деды И рычат, как людоеды.
И куда вы не пойдете - Всюду дяди или тети.
И везде учителя Ходят, взоры веселя,
Ходят, кашляют, следят:
Кто бойчее из ребят?
А заметят: мальчик боек,
Так ему наставят двоек.
Дорогие мои дети!
Тяжелы порядки эти!
УЧИТЕЛЬ: Мы продолжаем наш разговор и попробуем ответить на вопрос: «Часто ли Вы жалеете друг друга?». Нет большого секрета в том, что именно близкие родственники наиболее язвительно порой обижают друг друга. Ребята,
а вы попробуйте пожалеть друг друга, не раздражайтесь сегодня на бабушек и дедушек, выслушайте старших.
Попробуйте ответить на вопрос: «Что такое равнодушие?» О равнодушии, душевном безразличии нельзя не говорить сегодня. Об этом с нами поговорит школьный психолог, (доклад психолога)
-Вы, дети, из всех слов, которые на доске написаны, выберите слова, которые ассоциируются со словом «равнодушный»: хороший, нехороший, добрый, безразличный, отзывчивый, черствый, бездушный.
Назовите эти слова и объясните их
Вспомните стихи:
«Уронили мишку на пол...»
«Зайку бросила хозяйка...»
- В каком из этих стихотворений речь идет о равнодушии?
Вопросы детям:
Считаете ли Вы своих родителей друзьями? (Выслушиваем несколько ответов). А вот что
думают другие ребята.
УЧИТЕЛЬ: Есть одно правило жизни: чтобы поняли тебя, должен и ты понять другого. А поэтому, дети, старайтесь жить так, чтобы в семье было все хорошо. Помогите родителям по дому, выполняйте задания учителей, и Вы увидите, что Ваши родители буду чаще улыбаться. А Вам, дорогие мамы и папы, хочется сказать: будущее принадлежит только детям. Делайте все, чтобы детство и будущее Ваших детей были прекрасными. Я желаю Вам счастья в семье, в той, в которой Вы живете сегодня, которую сами создадите завтра. Пусть под крышей Вашего дома всегда царят взаимопомощь и взаимопонимание, пусть жизнь Ваша будет богата и духовно, и материально.
Ученик читает стихи:
Всякий знает - дети любят сласти,
Поэтому для каждого так просто Взять и подарить кусочек счастья Человеку маленького роста.
Ну, а взрослым? Им ведь тоже надо,
Чтобы кто-то, раз уж боли много.
В жизни иногда дарил бы радость,
Пусть не часто, пусть не очень много!
Люди страдают от боли и страсти,
Так нужны им ласка и участье!
Человек не может жить без счастья,
Человек не должен жить без счастья
Если ты сегодня не умножил
Хоть на каплю чью-то радость в мире
То считай, что день напрасно прожил,
Как ленивый гость в чужой квартире.
Закончить собрание песней дети поют с родителями.
МОЯ РОДИНА Милые с детства места Мамы родное лицо,
Родиной мы зовем. Любящий, нежный взгляд Это моя семья, Низенькое крыльцо,
Это мой отчий дом. Гроздья рябин висят Припев:
Детства чудесный край, Улочка ты моя,
Вечно цветущий май. Сосны во всей красе Детства мой добрый друг, Ивы и тополя,
Радостный сердца стук. Веточки помним все.
В старом уютном дворе Припев Пышные клены растут.
Детские голоса Звонко слышны и тут.
Припев.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Считаете ли Вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
Говорят ли с Вами дети «по душам», советуются ли по «личным делам»?
Интересуются ли они вашей работой?
Знаете ли Вы друзей ваших детей?
Участвуют ли дети вместе с Вами в хозяйственных заботах?
Проверяете ли Вы, как они учат уроки?
Есть ли у Вас общие с ними занятия и увлечения?
Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?
А «детские праздники» - предпочитают ли ребята, чтобы Вы были с ними, или хотят проводить их «без взрослых»?
Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?
А телевизионные передачи и фильмы?
12. Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?
Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, туристских походах?
Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с детьми в прогулках, поездках?
За каждое «да» родители получают 2 балла, за каждое «отчасти», «иногда» - 1 балл, за «нет» - 0.
Более 20 баллов. Ваши отношения с детьми в основном можно считать благополучными.
От 10 до 20 баллов. Отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Вам следует подумать, как они должны быть улучшены и чем дополнены.
Менее 10 баллов. Ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.
15