Проект Моя семья — моя радость



Проект
«Моя семья - моя радость!»

г. Пермь,2014г.
Семья-это слово нам многое скажет.Семья нам с рожденья в путь жизни покажет.И каждый, какой бы с ней не был момент,Волшебней, роднее моментов и нет.Семья с нами рядом всегда и везде,Она много значит в каждой судьбе.
Название проекта: «Моя семья - моя радость!
Классификация проекта: по срокам реализации проект краткосрочный, по тематике — информационный, по составу участников — групповой
Продолжительность проекта: месяц, с 1.03.15 г.- 31.03.14 г.
Состав проектной группы: дети, родители, педагоги ДОУ.
Место проведения: МАДОУ «Детский сад №321» г. Перми
Возраст участников: дети 4-5 лет
Актуальность темы
 В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. «Семья – это та самая среда, в которой человек учится, и сам творит добро» - говорил В. А. Сухомлинский.
Проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско-родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.
Цель: формирование у детей понятия «семья» и повышении роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.
Задачи по работе с детьми:
Направление «Познавательное развитие»
Дать представления о понятиях «род», «родители», «родословная», «семья», «родные», «близкие»
Формировать первоначальные представления о родственных отношениях в семье (сын, дочь, мама, папа и т.д.)
Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейный традиций и обычаев;
Расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях;
Расширять представления детей о семье через организацию разных видов деятельности,
Направление «Художественно-эстетическое развитие»
Развивать творческие способности взрослых и детей в процессе совместной деятельности;
Направление «Социально-коммуникативное развитие»
Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, т.е. потребность к формированию семейных ценностей;
Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным;
Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, уважение к труду и занятиям членам семьи.
Направление «Речевое развитие»
Обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений;
Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающим;
Продолжать учить слушать и понимать художественное слово по теме «Семья».
Направление «Физическое развитие»
Продолжать развивать двигательную активность детей в подвижных и малоподвижных играх.
Накопление и обогащение двигательного опыта у детей;
Формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Задачи по работе с родителями:
Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта;
Повысить компетенцию родителей в вопросах изучения истории своей семьи, через изучение литературы по данной проблеме, проведения устных и оформления стендовых консультаций, проведения тематических родительских собраний;
Привлечь родителей принять непосредственное участие в совместной практической деятельности с детьми, тем самым сблизить интересы детей и родителей.
Соединять усилия родителей и педагогического коллектива для полноценного и всестороннего развития детей
Установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка.
План-график реализации проекта «Моя семья - моя радость!»
Этапы проекта Содержание Сроки проекта
1.Подготовительный - опрос детей «Что я знаю о семье?» изучение особенностей семейного взаимодействия; донести до участников проекта важность данной темы; создание развивающей среды: подобрать материалы, игрушки, атрибуты, для игровой, театрализованной деятельности, дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «Семья»; подбор материала для продуктивной деятельности; составление перспективного тематического плана, разработка содержания конспектов занятий, разработка информационно-диагностической карты по выявлению знаний у детей о своей семье. 24.02. - 28.02.14 г.
2.Основной Организация бесед с родителями, консультаций, оформление информационных стендов по проблемам воспитания детей в семье; проведение занятий с детьми, направленных на формирование представлений о семье, родственных связях в разных видах деятельности, сюжетно-ролевых игр, а также обогащение детско-родительского взаимодействия через организацию совместных занятий, развлечений 03.03- 07.03.14 г.
Содержание работы с детьми НОД из цикла «Я и моя семья»
Художественно-эстетическое развитие
Рисование «Мамочка любимая»:
-продолжать учить рисовать портреты людей, соблюдая приблизительные пропорции и правила написания портрета; передавать приблизительное сходство с портретом своей мамы; приучать правильно, располагать части лица, туловища; воспитывать чувство любви к матери через приобщение к произведениям искусства 06.03.14 г.
Формирование элементарных математических представлений, конструирование
«Гараж для папиной машины»:
-продолжать учить различать цвета и формы деталей (кубик, кирпичик, пластина, призма) в процессе создания простейших построек; ставить сюжетно-игровые задачи, инициирующие конструирование объектов с учетом их функциональности (строить гараж для стоянки автомобиля); учить самостоятельно, строить простейшие конструкции по образцу и объединять их в разные сюжеты; развивать зрительную память; воспитывать у детей интерес к выполнению коллективных построек и совместной игре с ними, воспитывать чувство привязанности к своей семье. 07.03.14 г.
Речевое развитие
«Традиции в нашей семье»:
- формировать правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата; закрепить представление о трудовых обязанностях членов семьи; упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов; воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи. 10.03.14 г.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора
«Мама с папой – моя родня, нет роднее родни у меня»
- сформировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; углублять представления детей об их правах и обязанностях дома; воспитывать желание заботиться о своих близких; 11.03.14г.
Художественно-эстетическое развитие
Лепка «Приглашаем всех на чай»:
-закреплять умение лепить из соленого теста печенье и пряники; закреплять умение договариваться о размерах поделок и характере оформления; вызывать интерес к работе; развивать мелкую моторику и глазомер; воспитывать усидчивость, аккуратность, навыки сотрудничества и сотворчества 12.03.14 г.
Формирование элементарных математических представлений, конструирование
«С дедушкой на рыбалку»:
- формировать у детей умение группировать предметы по двум признакам (форме, цвету); упражнять в назывании геометрических фигур я(круг, квадрат, треугольник); развивать внимание, память, воображение; воспитывать чувство привязанности к дедушке. 12.03.14 г.
Речевое развитие
«Семейный альбом»:
- углублять представление детей о семье (ее членах, родственных отношениях (сын, дочь, мама, папа, и т.д.); познакомить детей с профессиями родителей; активизировать словарь детей на основе углубления знаний детей привычного им ближайшего окружения; совершенствовать диалогическую речь; воспитывать внимательное отношение к близким. 13.03.14 г.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора
«Моя любимая семья»:
- формировать у детей представление о семье, закреплять умение называть членов своей семьи; ввести в активный словарь детей имена существительные (семья, родители, сын, дочь, брат, сестра, взрослый, ребенок); воспитывать заботливое отношение к членам семьи, радость и гордость за то, что у них есть семья. 14.03.14 г.
Игровая деятельность
Дидактические игры «Как мы помогаем родным», «Кем быть», «Кем работают мои родители», «Чьи детки», «Кто старше», «У кого сегодня день рожденье», «Кто ты для бабушки», «Огорчиться ли мама, если…», «Как мы отдыхаем», «Кто старше», «Кто младше», «Родственные отношения», «Назови как тебя дома ласково называют», «Едем в гости к бабушке», «Радость или огорчение», «Собери портрет из деталей», «Праздник в доме», «Составь семью из фигурок», «Кем ты приходишься своим родителям». 03.03.14 г.- 31.03.14 г
Речевое развитие Чтение художественной литературы Е. Благинина «Посидим в тишине», Л.Толстой «Бабушка и внучка», Я.Ким «Моя родня», В.Драгунский «Моя сестра Ксения», И.Баруздин «Мамина работа», А.Барто «Купание», «Младший брат», «Разговор с дочкой», «Мама», «Как Вовка бабушек выручил» , , Г.Виеру «Мамин портрет», И.Ивенсен «Каждый по своему маму поздравит», К.Ибряев «Мама», М.Матвеева «Синяя чашка»,Е.Пермяк «Мамина работа», К.Паустовский «Теплый хлеб», В.Белов «Мамина дочка», К.Ушинский «Косточка», Л.Толстой «Старый дед и внучек», «Отец приказал сыновьям», В.Крючкова «Моя мама»,Т.Шорыгина «Похищенное имя», «Крошечка-хаврошечка», «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», В.Вересаева «Братишка», Н.Носов «Заплатка» 03.03.14 г.- 31.03.14 г
Познавательное развитие Мультфильмы «Цветик-семицветик», «Мешок яблок», «Жили-были дед и баба», «Если бы я был моим папой», «Непослушная мама», «Встречайте бабушку», «Дедушка и внучек», «День рожденье бабушки», , «Непослушная сестренка», «Брат и сестра», Лунтик-серии «Семейный портрет», «Внук», «Сюрприз для бабы Капы», «Старший брат», Смешарики –серии «Няньки», «Эффект бабушки», Барбоскины – серии «Дедушкины истории», «Как в семье Барбоскиных помогают друг другу», «Фото на память» 03.03.14 г.- 31.03.14 г
Игровая деятельностьСюжетно-ролевые игры «Семья», сюжет «Построим дом для мамы», «Починим машины для папы», «На рыбалку с дедушкой», «Поможем бабушке постряпать пирожки», «Новоселье», «Больница», «Дочки-матери», «Встречаем гостей», «Ремонт квартиры», «Готовим обед», «Дедушка папин папа», «Бабушка и внучка», «Магазин», сюжет «Подарки для близких», "Кафе", сюжет "Отдыхаем всей семьей", «Почта», сюжет «Посылка от бабушки», «Больница» сюжет «С мамой на прививку» 03.03.14 г.- 31.03.14 г
Речевое развитие Ситуативный разговор, беседа «Какая у меня семья», «Мы должны беречь друг друга», «Рядом или врозь», «Хорошо играть всем вместе», «Бабушкины руки», «Как я помогаю дома», «Моя мама- самая лучшая», «Папа- лучший друг», «Как мы отдыхаем», «Что такое генеалогическое дерево моей семьи», «Мамины помощники», «Моя сестренка и брат», «Бабушка и дедушка-мои лучшие друзья», «Мой дом- моя крепость», «Я и мое имя», «Что любит моя мама», «Как росли мои родители», «Мои родители- строители, врачи, водители», «Как я помогаю маме», «Опиши своих родителей», «Всей семьей на природу», «На кого я хочу быть похожим», «Мое имя», «Мои обязанности по дому», «Культура общения». 03.03.14 г.- 31.03.14 г
Содержание работы с родителями Консультации: «Воспитание любовью», «Роль отца в воспитании ребенка», «Права ребенка в семье», «Что такое генеалогическое древо», «Родословная –старинная русская традиция» 03.03.14 г.- 31.03.14 г
Анкетирование:
«Семейные традиции, праздники, увлечения».
Фотогазета «Моя семья». Выставка «Генеалогическое древо моей семьи». 03.03.14 г.- 31.03.14 г
3.Заключительный Семейный праздник «Моя семья- моя радость!» 28.03.14 г
Ожидаемые результаты:
В результате реализации данного проекта все его участники – дети, родители – приобретут определенные знания.
Дети будут знать:
имена дедушек, бабушек;
прошлое своей семьи;
происхождение своей фамилии;
смогут составить рассказ о членах своей семьи, семейном гербе, родословной, реликвии;
пополнят словарный запас;
приобретут представления об общечеловеческих ценностях;
осознание собственного статуса в семье;
научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям труда;
у них будет развито чувство гордости за свою семью.
Родители
приобретут знания о семейных и народных традициях, праздниках;
знать свою родословную, минимум до третьего колена;
откуда произошли их фамилии;
проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса
выход на позиции партнеров.
заинтересованность родителей в продолжение сотрудничества с детским садом.
совместная деятельность будет способствовать укреплению детско-родительских отношений.
Фотоотчёт проекта «Моя семья – моя радость».