Методическая разработка классного часа « Я и моя профессия «Продавец, контролер-кассир»
КГАПОУ «Пермский торгово- технологический колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Классного часа
« Я и моя профессия «Продавец, контролер-кассир»
Разработала Левкина Л. В.
Пермь, 2016
Цель: способствовать развитию интереса к выбранной профессии, воспитание любви к профессии, чувства гордости за труд продавца, развитие интереса, инициативы, мышления, получение дополнительных знаний о профессии.
Задачи:
- развить понимание сущности профессии продавца, контролера - кассира;
- повысить интерес к выбранной профессии, актуализировать ее значение;
- развивать способность к анализу, оценке и коррекции своей собственной деятельности и деятельности членов своей команды;
- воспитывать толерантность, умение работать в команде, эффективно общаться с коллегами.
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами
Форма проведения: Беседа с элементами конкурса
Техническое оснащение:
- мультимедийная установка
- презентация
Оформление:
- предметы для аукциона
- определение профессии
Предварительная подготовка:
1. Составление презентации.
3. Подборка пословиц и поговорок со словами хлеб и яблоко.
4. Формирование двух команд по 5 человек. Команды придумывают название, девиз, выбирают капитана, готовят домашнее задание. Жюри формируется из студентов других групп колледжа.
Ход мероприятия
Окна разинув,
стоят магазины.
В окнах продукты:
вина, фрукты.
От мух кисея.
сыры не засижены.
Лампы сияют:
«Цены снижены».
В. Маяковский
1. Мизансцена.
Ученик 1:
Кто на стульчике сидел,
Кто на улицу глядел.
Дима пел,
Сергей молчал,
А Тимур ногой качал.
Ученик 2:
Дело было вечером,
Делать было нечего.
Галка села на забор,
Кот забрался на чердак.
Ученик 3:
Тут сказал ребятам Дима
Просто так:
“Я хочу стать программистом, ну а вы?”
Ученик 1:
Программистом – это клёво!
Ну а я не знаю, кем.
Все профессии нужны,
Все профессии важны!
ведущий
Только выбрать вам придется окончательно - одну!
Ученик 2: Тут вмешался в разговор наш Тимур.
Ученик 4:
А сегодня в нашем классе разговор пойдет серьезный
О профессиях таких,
Перспективных, деловых!
Ученик 1:
От школьного порога дорог уходит много
На стройки, на заводы, в полет за облака.
И мне уже 16, и надо бы решаться,
Где работать мне и как, чем заниматься?
Ученик 2:
Да, ученье хорошо,
А богатство лучше,
В менеджеры я б пошел,
Пусть меня научат!
Я рубли бы добывал,
Доллары и центы,
А для школы отчислял
Крупные проценты!
Ученик 3:
Да, богатство хорошо,
Ну а свой банк лучше,
Я банкиром бы пошел,
Пусть меня научат.
Ультиматум предъявил бы
Я своим родителям:
Чтоб учиться хорошо,
Вы за то платите мне!
Ученик 4:
Ой, банкиром хорошо,
А известность лучше,
Я б актрисой бы пошла,
Пусть меня научат.
Ах, родной киноэкран,
Фильм растянут на года,
Санта-барбарские страсти не угаснут никогда.
Лучше фильмов счастья нет,
Без кино не мил мне свет.
Ученик 5:
Не шофером, не гипнотизером,
Не шахтером, на худой конец,
Нет, мечтал быть с детства прокурором.
Я, худой, веснушчатый малецПредставлял, как строгий, неподкупный,
Я сижу, затянутый в мундир,
Повергая в трепет мир преступный,
Да и прочий, заодно уж, мир
Ведущий:
Я рада вас видеть на конкурсе, который посвящен профессии "Продавец, контролер-кассир". Современное общество требует все более качественного обслуживания и сервиса. Продавец должен быть эрудированным, всесторонне развитым человеком. Сегодня вы поближе узнаете друг друга, оцените знания, полученные вами за период обучения профессии, возможно, кто-то восполнит пробелы в своих знаниях. Также вы сможете расширить свой кругозор, эрудированность и смекалку.
Студент 1
Во все времена магазины привлекали к себе внимание. Трудно без них представить нашу жизнь и сейчас. Сфера торговли огромна и сложна. И очень большая роль в ней отведена продавцу.
В мире, пожалуй, нет другой профессии, с работниками которой мы встречались бы так часто. Они не только нужны, они просто необходимы всегда и всюду – в любом обитаемом уголке Земли, даже в море и небесах. Сотни миллионов встреч в масштабе страны происходят ежедневно между продавцами и покупателями.
Студент 2
История торговли имеет древние корни. Давным-давно торговые люди прокладывали караванные пути и пускались в плавания за тридевять земель. Шли «из варяг в греки», отправлялись на многие годы в странствия в «края несметных богатств». Тверской купец Афанасий Никитин и новгородские торговые люди не только вели торг с иностранцами, но и расширяли границы знаний. Торговля вольно или невольно способствовала развитию прогресса, расширению связей между странами и народами. Привычное ныне слово «магазин» пришло издалека, с Арабского Востока, вместе с караванами заморских купцов, а «универмаг» − родилось во Франции чуть более 200 лет назад. Предшественниками универмагов на Руси были гостиные дворы, ведь иностранных купцов звали гостями.
Студент 1
Торговое ремесло появилось тогда, когда были придуманы первые деньги, и людям необходимо было обменять товар на товар или товар на деньги. Однако слово "продавец" пришло в наш обиход лишь в конце 19 века, когда в России стали появляться крупные торговые предприятия и универмаги. До этого люди, занимавшиеся торговлей, назывались по-разному. Долгое время центральной фигурой в торговле оставался купец. Он разъезжал по городам, продавал, покупал, перепродавал. Другой видной фигурой в русской торговле после купца был прасол - скупщик. Он ездил по деревням и скупал сельские продукты, скот, рыбу, а затем формировал из них партии и выгодно перепродавал более крупным торговцам.
Ведущий: В наше время профессия «Продавец, контролер-кассир» востребована в любой торговой точке: в небольшом магазинчике или супермаркете, магазине продуктов или промышленных товаров. Продавец, контролер-кассир владеет такими умениями и навыками, о которых купцы и понятия не имели.
Студент 2
В современных магазинах расчёт между покупателем и продавцом проводится с помощью электронной кассы, выдающей чек. Продавец может вводить стоимость товара вручную. В крупных магазинах работу облегчают ручные сканеры для считывания штрих - кодов на товаре. С помощью штрих-кода определяется цена, и кассиру нужно только сложить стоимость покупок, объявить покупателю и распечатать чек. А затем взять деньги и положить их в кассу, а покупателю отдать сдачу.Если покупатель хочет расплатиться банковской картой, кассир проводит эту операцию с помощью специального электронного устройства.
Некоторым кажется, что несложное это занятие: стоять в торговом зале, показывать товары, отвечать на вопросы.
Найдётся кто-нибудь, возможно,
Кто скажет правде вопреки:
Ну что в торговом деле сложно,
Торговля – это пустяки!
На первый взгляд всё просто вроде:
Подай, да денежки прими;
Но в продавцы не каждый годен,
Ведь мы работаем с людьми.
Студент 1
Сейчас трудно работать в торговле. Необходимо знать свойства товаров, уметь дать консультацию, показать товар лицом. Продавец должен уметь предложить изделие и показать его в действии, вести беседу с покупателями, быть активным в общении, внимательным, выдержанным, вежливым, заботливым, вызывать желание сделать покупку и прийти в магазин ещё раз.
= Привести примеры фраз, которыми можно поблагодарить покупателя за покупку.
Работа в магазине требует больших знаний и навыков, эстетической культуры, знания психологии покупателей. Продавцу всегда надо помнить, что к прилавку подходит не среднеарифметический покупатель, а конкретный человек с его неповторимой индивидуальностью. Продавцу нужно знать приёмы общения, умело пользоваться ими в зависимости от психологического склада людей, их характеров. С профессией продавца несоизмерима грубость.
Необходимый принцип работы:
Продавец! К усталому покупателю отнесись как можно внимательнее;
к раздражённому – как можно мягче;
к обидчивому – особенно тактично;
к грубому – сдержанно, вежливо.
= Инсценировка: очередь разных покупателей в магазине.
Продавец – профессия многогранная. Он и психолог, и учёный, и учитель, и артист.
Продавец – это слово особое.
Не сравню с продавцом ничего.
Это что-то почётное, важное.
Больше всех люблю в жизни его.
Продавец, ведь, профессия тонкая,
Многогранная очень она.
Сколько много всего интересного
Открываю я в ней для себя!
Узнаю о новинках, о технике
И общаюсь с людьми много я.
Мне приятно встречать покупателей,
Помогать подобрать им товар,
Посоветовать сделать выбор свой.
Относиться к работе с душой!
Труд продавца почётен. Он завершает дела многих производственных профессий: хлеборобов, пекарей, животноводов, швейников и так далее. От продавца часто зависит настроение людей. Хороший продавец, как психолог, сможет сделать так, что даже пришедший в плохом расположении духа человек, уйдёт из магазина с хорошим настроением.
Труд продавца – это не столько работа с товарами, сколько – с людьми, которых нужно культурно обслуживать.
Девиз: Каждому покупателю высокое качество обслуживания гарантируем!
Ведущий
А с чего начинается культура торговли?
С улыбки продавца, с чистоты и порядка, большого ассортимента товаров. Покупателю приятно, когда для него создаются красивые интерьеры, когда его встречают как желанного гостя. Значение имеет и размеры ценника, и внешний вид упаковки, и наличие сопутствующих товаров, и умение объяснить свойства, качества и предназначение товара. Современный покупатель хочет знать, сколько калорий содержится в изделии, качество товара, долго ли прослужит чудо-печка и где её ремонтировать, а также многое другое. И всё это продавец должен знать, чтобы стать настоящим мастером своего дела.
Справедлива поговорка: «Товар продаётся с разговором».
Продавец не имеет права быть равнодушным сторожем при товарах. Покупатель должен видеть в нём защитника его покупательских интересов, а не купца, во что бы то ни стало желающего сбыть с рук товар и получить прибыль.
= Какими качествами должен обладать продавец?
7. Считается, что процветание магазина , фирмы напрямую зависит от имиджа сотрудников. Что такое имидж современного продавца? Что он в себя включает?
На этом основан наш последний конкурс, который так и называется
«Имидж современного продавца» - 5 баллов
Командам даётся несколько минут, чтобы нарисовать и записать на ваш взгляд самые главные качества, которыми должен обладать современный продавец ( общий портрет)
= Что положим в копилку качеств продавца: выбрать (честность, точность, бережливость, наблюдательность, самообладание, доброжелательность, вежливость, любовь к профессии, уважительность, обаятельность, культура речи, образованность, внимательность, сдержанность, терпеливость, эстетический вкус, равнодушие, потребительство (вещизм), грубость, обсчитывание, раздражительность). Составление портрета продавца
Ведущий: Выберите 6 наиболее важных способностей и качеств профессионального продавца, обоснуйте свой выбор.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности продавца
Способности
Личностные качества, интересы
и склонности
грамотная, краткая, выразительная, понятная речь;
оперативность;
хорошая память;
развитое обоняние / тактильная чувствительность / зрительная чувствительность (в зависимости от специфики отдела или магазина);
хороший глазомер;
развитое воображение;
большой объем, концентрация, распределение и переключение внимания;
выдержка;
артистичность.
общительность;
самоконтроль (умение управлять собой - эмоциями, поступками, поведением);
терпение;
выдержка;
снисходительность;
ровное и спокойное отношение к людям;
эмоциональная устойчивость;
оперативность;
расторопность;
внимательность;
ответственность;
честность;
доброжелательность;
наблюдательность;
умение убеждать.
= Продолжить фразы:
Чтобы продать товар, надо …
Говори о товаре, а думай о …
Если можешь угадать, не …
Как можно скорее переходи от слов …
Продавец всегда в почёте.
Мы утверждаем вам, друзья.
Только нужно больше думать о работе
И непременно честно торговать.
Описание деятельности продавца
Ведущий: Выберите 3 доминирующих вида деятельности профессии продавца, объясните свой выбор.
Виды деятельности профессии продавец:
проверка наличия товара в отделе до начала рабочего дня;
подготовка товара к продаже (расположение, оформление продукции, расположение ценников);
подготовка в подсобном помещении тележек и контейнеров с товаром для предотвращения перебоя в торговле;
6 . Продавец имеет дело с людьми. Он должен считаться с тем, что у людей бывают недостатки, и быть к этим недостаткам, особенно физическим, терпимым и снисходительным. Проверка людей, желающих работать в торговле , на милосердие и бережное отношение к покупателям – совершенно необходимое условие.
Соревнования команд
Поэтому мы предлагаем вам следующие ситуации, из которых вы должны найти правильный выход: (5 баллов)
1 команда
Вы не справедливо , сгоряча сказали покупателю резкое слово. Не ловкая пауза . Вам стыдно. Что вы скажете ,как поступите ?
2команда
Покупатель повысил голос ,уверяет,что вы ,кассир не дали ему сдачу .На самом деле он сдачу получил .В кассу стоит большая очередь ,Что вы сделаете?
2. Разминка (ромашка) 1 балл за правильный ответ
1) Отличие киоска от палатки
Ответ: Киоск – оснащённый торговым оборудованием, без торгового зала. Рассчитан на одно рабочее место, на площади которого размещается товарный запас
Палатка – легко возводимая сборно -разборная конструкция, оснащённая прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест, на площади которого размещён товарный запас на один день.
2) Какие бывают пищевые отравления?
- бактериального происхождения, не бактериального происхождения
3) Какие органические вещества содержатся в продуктах питания?
- белки, жиры, углеводы
4) Для каких товаров применяется выставочная планировка
Её используют при продаже тканей, обоев, телевизоров, стиральных машин
5) Перечислите типы темпераментов:
флегматика, меланхолика, сангвиника, холерика
6) Что такое бактерии?
-это большая группа микроорганизмов многие из которых одноклеточные
7) Что относится к нестационарной торговой сети?
Палатки, автомагазины, автоприцепы, автоцистерны и т.д8) Какие заболевания передаются через продукты? –
дизентерия, вирусный гепатит, туберкулез ,сибирская язва.
9) Результат сложения
Сумма
10) Промежуток времени длиною в сто лет
Век
11) Что ищет тот, кто решает задачу?
Ответ
12) Без чего не состоялась бы теорема Пифагора?
Без катета и гипотенузы
13)что тяжелее пуд железа или пуд пуха –
Одинаковый
14) какое физическое явление скрыто в пословице или поговорке ?
- яблоко от яблони не далеко падает ? (проявление силы тяжести )
-не пойманная рыбка всегда больше кажется . (преломление света на границе двух сред.)
1команда
Объясните выражение - лучше напрягать мышцы ,чем нервы .
2команда
Отправляясь в магазин на что рассчитывает покупатель ?
Задание 2.Эрудит
Вопросы для группы 1:
1. Режим работы магазина с 9 до 18 часов. В 18.00 продавец вежливо просит выйти из магазина покупателей, не успевших сделать покупку. Прав ли продавец?
(не прав)
2. Назовите основные санитарно-гигиенические требования к продавцу продовольственных товаров.
(сан. книжка, чистота рук, тела, волос, одежды, носить головной убор и форму)
3. Какой бывает приемка товара?
(по количеству и качеству)
4. Назовите несколько наименований из ассортимента кисломолочных товаров.
(сметана, творог, кефир, ряженка, варенец, простокваша)
Вопросы для группы 2:
1. Разрешается ли продажа моющих средств продовольственном отделе магазина?
(Нет, не разрешается)
2. Назовите несколько наименований из ассортимента хлебобулочных изделий
(хлеб, булочки, сайки, батоны, калачи, лепешки, хлебцы, баранки)
3. Назовите основные виды выкладки товаров.
(вертикальная, горизонтальная)
4. Если по правилам торговли запрещается то, о чем просит покупатель, какими словами вы ему откажете?
(мне жаль, к сожалению.)
Задание 3. Аукцион
Ведущий: Аукцион - это публичная распродажа вещей, имущества или других ценностей, которые в данном случае называются "ЛОТ". Сейчас очень модно проводить такие аукционы, проведем его и мы. Разыгрываются лоты: ЯБЛОКО и ХЛЕБ. Чтобы приобрести лот, вы должны назвать как можно больше пословиц, поговорок, прибауток. Получит лот тот, кто последним назовет цену. Опишите полученный ЛОТ.
Мудрые мысли о труде
1. "Без труда не может быть чистой и радостной жизни". (А.П. Чехов)2. "Всю мою жизнь я видел настоящими героями только тех людей, которые любят и умеют работать". (М- Горький)3. "Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока, нужды". (Ф. Вольтер)4. "Чем выше культура, тем большим почетом пользуется труд". (В.Ромэр)5. "Устают, изнемогают не только от того, что много работают, а от того, что плохо работают". (Н. Введенский)6. "Если не можешь делать то, что тебе нравится, пусть тебе понравится то, что ты делаешь" (английская пословица).7. "Если есть в жизни человека что-то судьбоносное, так это выбор профессии". (Н. Чернышевский)8. "Труд - отец голода, дед пищеварения , прадед здоровья.". (Сафир)9. " Долг человека - трудиться и, по мере сил, превращать землю в небеса". (Р. Браушенг)10. "Свобода может быть у того, кто сам выбирает свое дело". (Восточная мудрость)11. "Жизнь есть настоящий труд, и только тот понимает ее вполне, кто смотрит на нее с этой точки зрения" (Д. П. Писарев)12. "Нет ничего более невыносимого, чем безделье". (Ч. Дарвин)13. "Будем трудиться, потому что труд - это отец удовольствия". (Стендаль)14. "Чтобы дойти до цели, нужно прежде всего идти". (О. Бальзак)
Использованные сайты:
http://www.ruthenia.ru/sovlit/j/3268.htmlhttp://www.docme.ru/doc/903102http://900igr.net/prezentacija/fizika/pole-chudes-206873/veduschij-auktsion-eto-publichnaja-rasprodazha-veschej-imuschestva-ili-13.html