План-конспект открытого урока по мокшанскому языку в 3 классе Учимся считать по-мокшански
13 EMBED PowerPoint.Template.12 1415
Конспект открытого урока по мокшанскому языку в 3 классе на тему
«Учимся считать до 20»
Цель: Пробудить интерес и стремление к общению на мордовском языке.
Задачи урока:
Практические:
· Тренировка в устной и письменной речи лексики по теме «Учимся считать» от 1 до 20;
Развивающие:
· Развитие навыков монологической речи, чтения;
· Развитие логического мышления, воображения, памяти;
Общеобразовательные:
· Знакомство и тренировка чтения;
Воспитательные:
· Повышение мотивации к изучению мокшанского языка;
· Воспитание положительного отношения к республике изучаемого языка.
Оборудование к уроку для учителя:
Учебно-методическое обеспечение:
1. А. И. Исайкина: Программы и методические рекомендации по изучению мокшанского языка во 2-4 классах школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся;
2. Мокшанский язык. 3 класс: Второй год обучения: учебник для русскоязычных учащихся / А. И. Исайкина, М. И. Малькина. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2014. – 144с.;
Оборудование для учащихся:
3. Авторский медиапродукт (наглядная презентация учебного материала);
4. Раздаточный материал: карточки для устного счета, карточки с самостоятельной работой для первичного закрепления.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Тонафтысь: Шумбратада, шабат!
Тонафнихне: Шумбратада, Дарья Викторовна!
Тонафтысь: Озада! Кодама тячи числась?
Тонафнись: Тячи комсь вейхксоце октябрьста.
Тонафтысь: Кие тячи аш класса?
Тонафнись: Класса аш Сапожников Влад.
(Классонк тячи сембе.)
2. Повторение пройденного материала.
Тонафтысь: Мезе ульсь максф куду?
Тонафнись: Куду ульсь максф нилеце упражнениясь.
Тонафтысь: Что нужно было сделать вам?
Тонафнись: Нам нужно было записать предложения, цифры заменит словами и перевести.
Тонафтысь: Хорошо! 1 предложение - Влад, 2 предложение - Ольга, 3 предложение – Артем, 4 предложение – Леша.
Тонафнихне:
Влад: 1. Ялга молезь ломанць етай фкя частти вете вайгяльбет. (За 1 час человек проходит пешком 5 километров.)
Тонафтысь: Спасиба, лац, озак!
Ольга: 2. Кафта шит пиземсь мольсь апак лотксек.
(Дождь лил 2 дня не переставая.)
Тонафтысь: Спасиба, лац, озак!
Артём: 3. Школать ваксс озафтоме кемонь келунят и кафкса ушторнят. (У школы посадили 10 березок и 8 кленов.)
Тонафтысь: Спасиба, лац, озак!
Леша: 4. Кота шит тонафнетяма, фкя ши вайматама. (6 дней учимся, 1 день отдыхаем)
Тонафтысь: Спасиба, лац, озак!
3.Речевая разминка. ( показ слайдов с рисунками)
Тонафтысь: - Давайте с вами повторим цифры от 1 до 10.
Тонафнись: Фкя, кафта, колма, ниле, вете, кота, сисем, кафкса, вейхкса, кемонь.
Тонафтысь: Посмотрите, пожалуйста, на рисунки и скажите, сколько предметов изображено на них.
Тонафнись: Фкя пиненя
Тонафтысь: Спасиба, лац, озак!
Тонафнись: Кафта катонят
Тонафтысь: Спасиба, лац, озак!
Тонафнись: Колма лопат
Тонафтысь: Спасиба, лац, озак!
Тонафнись: Ниле куярхт
Тонафтысь: Спасиба, лац, озак!
Тонафнись: Вете марьхть
Тонафтысь: Спасиба, лац, озак!
Тонафнись: Кота калхт
Тонафтысь: Спасиба, лац, озак!
Тонафнись: Сисем нармотть
Тонафтысь: Спасиба, лац, озак!
Тонафнись: Кафкса пачат
Тонафтысь: Спасиба, лац, озак!
Тонафнись: Вейхкса панчфт
Тонафтысь: Спасиба, лац, озак!
Тонафнись: Кемонь сурхт
Тонафтысь: Спасиба, лац, озак!
5.Физкультминутка.
Тонафтысь: Давайте немного отдохнем и вспомним нашу физкультминутку
Стяда.
Фкя, кафта –
Пилькнень ладяйть тяфта.
Колма, ниле, вете –
Кяттнень вяри кепотть.
Ниле, вете, кота, -
Фкя аськолкста потак.
Сисем, кафкса, вейхкса –
Цяпайть кяттнень вельхкссот.
- Фкя, кафта –
Комотнеда тяфта.
Тонафтысь: Спасиба, шабат, озада!
6. Актуализация темы урока.
Тонафтысь: Мы с вами научились считать до 10, а теперь давайте продолжим знакомство с цифрами. Как вы думаете, какие числа мы сегодня будем с вами изучать?
Тонафнись: От 10 до 20.
Тонафтысь: Хорошо. Давайте попробуем назвать тему нашего урока?
Тонафнись: Учимся считать до 20. (Луфтама комозти молем)
Тонафтысь: Нам пришло письмо. Давайте прочтем, что там написано и кто нам его прислал.
13 EMBED PowerPoint.Template.12 1415
Тонафтысь:Ребята, полезный ли совет дал вам Незнайка?
Тонафнись:
Тонафтысь: Очень хорошо, ребята, что вам не пригодился совет Незнайки и что вы понимаете, необходимость знаний.
7. Введение новых слов и грамматических конструкций.
Тонафтысь: Ребята, на слайде записаны слова, обратите внимание, по какому принципу образуются цифры от 11 до 20.
10+1=11 Кемонь и фкя – кефкие
10+2=12 Кемонь и кафта – кемгафтува
10+3=13 Кемонь и колма – кемголмува
10+4=14 Кемонь и ниле – кемнилие
10+5=15 Кемонь и вете – кеветие
10+6=16 Кемонь и кота – кемготува
10+7=17 Кемонь и сисем – кемзисемге
10+8=18 Кемонь и кафкса – кемгафксува
10+9=19 Кемонь и вейхкса – кевейхксые
10+10=20 Кемонь и кемонь – комсь
8.Работа по теме урока.
Тонафтысь: Что перепутал Незнайка? Помогите ему. Напишите предложения правильно.
1. Кизоть эса кемнилие шит.
2. Ковса кефкие шит.
3. Кафта недяляса кемгафтува ков.
4. Тялонь каникуласта минь вайматама ниле недялят.
5. Класса колма кофт.
6. Кизонь каникуласта вайматама кемготува стулнят.
Тонафнихне:
Кизоть эса кемгафтува ков.
Ковса ниле недялят.
Кафта недяляса кемнилие шит.
Тялонь каникуласта минь вайматама кефкие шит.
Класса кемготува стулнят.
Кизонь каникуласта вайматама колма кофт.
Тонафтысь: Открыли страницу 35 учебников. Нашли текст про Сему Нолина. Обратите внимание на слайд, некоторые слова для вас уже переведены, давайте прочтем их.
Тонафнихне:
Вальмава – в окно
Кулхцондость – послушайте
Тонафнихне – ученики
Озафтсть – посадили
Шуфтонят – деревья
Варси – ворона
Сембе – все
Рахазевсть – засмеялись
Тонафтысь: Переходим к тексту. Читаем с интонацией, голосом выделяем вопросы, читаем по одному предложению и сразу переводим его.
Тонафтысь: Давайте поможем Незнайке преобразиться. На каждом карандаше и Незнайке указан номер, вы должны правильно сопоставить цвет и цифру и разукрасить Незнайку.
13 EMBED PowerPoint.Template.12 1415
9.Закрепление пройденного материала.
а) работа в тетрадях.
Тонафтысь: Найдем упражнение 3 на странице 19. Нужно найти начало и конец предложений.
(Ребята по цепочке выполняют упражнение у доски и самостоятельно в тетрадях).
10.Итог урока.
Тонафтысь: О чем мы с вами говорили на уроке?
Тонафнись:
Тонафтысь: Какие новые слова вы узнали на уроке?
Тонафнись: 13 EMBED PowerPoint.Template.12 1415
Тонафтысь: Что на уроке вам особенно понравилось, что вам было не понятно?
Тонафнись:
Тонафтысь: Домашним заданием будет упр. 4, стр. 35 и выучить новые слова и числа от 10 до 20.
Вижу, что урок цели достиг, и вы усвоили новый материал.
Работали на уроке сегодня все очень хорошо, «5» получают , «4» получают.
Стяда. Сембонди Спасиба! Няемозонк шабат.
Тонафнихне: Няемозонк, Дарья Викторовна!
Root Entry