Разработка урока Свойства вычитания 1 класс. УМК Начальная школа 21 века
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 21 »
Разработала и провела
учитель начальных классов
Пештерян Светлана Николаевна
г. Нижневартовск
Технологическая карта изучения темы «Свойства вычитания»
Тип урока: освоение новых знаний (технология деятельностного метода)
Урок составлен к учебнику В.Н. Рудницкая «Математика» ч. II к УМК «Начальная школа XXI век»
Автор: Пештерян Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ «№ 21»
Тема
Свойство вычитания
Цели
Образовательные:
направить действия учащихся на выведение правила о невозможности перестановки чисел при вычитании, учить выполнять вычитание двух однозначных чисел по правилу: из меньшего числа нельзя вычесть большее. Совершенствовать умение решать задачи.
Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, групповой работе
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
-Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемый результат
Предметные:
Понимать, что значит вычитать числа.
Умения различать ситуации, когда нельзя выполнить вычитание чисел.
Уметь решать задачи.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
работать по коллективно составленному плану;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД
уметь оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им
Познавательные УУД
уметь ориентироваться в своей системе знаний:
отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Основные понятия
Свойство вычитания
Межпредметные связи
Математика
Ресурсы:
В. Н. Рудницкая «Математика ч.2»
Е. Э. Кочурова Рабочая тетрадь № 3 к учебнику
Организация пространства
Парная работа, индивидуальная работа, групповая работа
Ход урока
Технология проведения
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
УУД
I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин)
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- установить тематические рамки;
- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.
Проговаривают правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.
Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Устанавливает тематические рамки.
Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.
Громко прозвенел звонок
Начинается урок
Садитесь. Вспомним правила поведения ученика на уроке.
2. Великий математик Джордж Пойа сказал: «Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому».
- Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)
- А чтобы узнать что-то новое, мы должны?...(вспомнить то, что уже знаем).
- А для чего нам пригодятся наши знания? (Чтобы открыть новое.)
Сегодня весь урок с нами будет мудрый филин. Он хочет посмотреть чему вы научились за это время, а так же помочь в затруднительных ситуациях.
Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).
Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (10 мин)
Цели:
- организовать актуализацию умений решать математические выражения, задачи на нахождение целого или частей;
- организует выполнение учащимися пробного учебного действия;
- организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения.
Выполняют задание.
Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю).
Организует актуализацию умений решать задачи на нахождение целого или частей.
Организует обобщение актуализированных знаний.
Предлагает задание для пробного действия.
Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.
Организует фиксирование индивидуального затруднения.
Устный счет:
Индивидуальная работа:
У доски работают 3 человека с «вычислительными машинами»
+1 -2 -1
4 9... 3
5 2 4
6 7 5
2 4 8
1 5 6
Фронтальная работа:
1. Арифметический диктант (дети показывают результаты с помощью «ромашек» с цифрами)
- Какое число при счете следует за числом 7?
- Покажи соседей числа 1, 4, 6
- Покажи число, следующее за числом 2.
- Какое число меньше на 1 числа 5?
- Увеличь 7 на 1 и еще раз на один
- Увеличь 6 на 1
- Уменьши 9 на 1 и еще раз на 1
2. Решение задач:
- Было 15 грибов. Все грибы пожарили и съели. Сколько грибов осталось?
- Придумать задачу по рисунку, чтобы в ответе получилось число 0
- Закончи предложение:
Если из какого-нибудь числа вычесть это же число, то
Проверка индивидуальной работы.
3. Сколько фигур изображено?(6). На какие группы можно разделить данные фигуры (плоские и объёмные). Какие фигуры попадут в группу «плоские фигуры»? Какие в группу «объёмные»? Фигур какой группы больше? На сколько? Как узнали? (составили пары и узнали, скольким фигурам пары не хватило) У нас появились числа 2 и 4 . Придумайте задачу с этими числами и фигурами.
Фиксация индивидуального затруднения.
У вас на партах лежат листочки. На них я написала все возможные математические выражения с этими числами. Выполните вычисления.
2+4= 4Ч2=
2-4= 2Ч4=
4+2= 4:2=
4-2=
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).
III. Выявление места и причины затруднения
(2 мин)
Цели:
- выявить место (шаг, операция) затруднения;
- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
Под руководством учителя выявляют место затруднения.
Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.
Организует выявление места затруднения.
Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.
- Поднимите руку те, кто решил все примеры.
- Где возникло затруднение? (не смогли решить пример 2-4).
- Почему возникло затруднение? (Не знаем, можно ли переставлять числа при вычитании).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).
IV. Построение проекта выхода из затруднения
(5 мин)
Цели:
- организовать постановку цели урока;
- организовать составление совместного плана действий;
- определить средства.
С помощью учителя ставят цель урока.
Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.
Называют средства.
Организует постановку цели урока.
Организует составление совместного плана действий.
Организует определение средств.
-Назовите примеры на сложение (2+4 и 4+2)
- Что значит прибавить число?
- Какой секрет мы знаем про сложение чисел? (складывать числа можно в любом порядке)
Назовите примеры на вычитание (4-2 и 2-4)
- Что значит вычесть число?
- Какую цель поставим? (узнать, можно ли переставлять числа при вычитании, и из меньшего числа вычитать большее).
Наметим наш план действий:
1. Сами попробуем выполнить задание: составим модель с линейки.
2. Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя.
3. Устраним затруднение.
4. Применим новое знание.
- Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель)
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Физкультминутка для глаз
V. Реализация построенного проекта
(10 мин)
Цели:
- реализовать построенный проект в соответствии с планом;
- зафиксировать новое знание в речи и знаках;
- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;
- уточнить тему урока.
Под руководством учителя выполняет составленный план действий.
Отвечают на вопросы учителя.
Фиксируют новое знание в речи и знаках.
Под руководством учителя формулируют тему урока.
Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организует подводящий диалог.
Организует фиксирование нового знания в речи и знаках.
Организует уточнение темы урока.
Предлагаю провести исследование. Согласны?
-Тогда начнём. Исследовать – это значит понять, установить. Предлагаю превратить наш класс в научно-исследовательскую лабораторию. Каждый из нас – сотрудник этой лаборатории, учёный-исследователь Мы все равны. Мы – коллеги. Коллеги – это товарищи по работе. Как будем работать? (дружно, старательно, внимательно, с уважением)
Работа в группах. Каждая группа получает карточки с числами. Все получают план работы и образец рассуждений
1.Составьте два примера на вычитание.
2. Выполните вычисления с помощью линейки..
3. Сделайте вывод.
4. Подготовься к ответу по плану
Образец рассуждений
У нас получились примеры.
Мы заметили, что (из меньшего числа нельзя вычесть большее)
-Наш вывод (Числа при вычитании переставлять нельзя. Из меньшего числа нельзя вычесть большее.)
Проверим правильность нашего вывода по учебнику с.17
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (5 мин)
Цель:
- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.
Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
Учебник с. 18 №7-8
Алгоритм рассуждения:
1-2=
1) определяю, какие числа даны
2) сравниваю числа
3) смотрю, какое из чисел (меньшее или большее) стоит на первом месте
4) применяю правило
Уметь вычитать числа, используя правило.
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по алгоритму (7 мин)
Цели:
- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
- организовать самопроверку по эталону, самооценку;
- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
Выполняют задание самостоятельно в тетради.
Выполняют самопроверку по эталону.
Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки.
Выполняют самооценку
Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.
Организует самопроверку по эталону.
Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
Самостоятельная работа с самопроверкой
Тетрадь №4, 5 с.12-13; №9 с.14
Проверка выполненных заданий.
Алгоритм самопроверки.
- У меня всё правильно?
- У меня есть ошибки?
- В каком месте ошибки?
- В чём причина?
Уметь вычитать числа, используя правило.
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке
Уметь выполнять работу по предложенному плану. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(3 мин)
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Отвечают на вопросы учителя.
По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Организует фиксирование нового содержания.
Организует рефлексию.
- мы хорошо потрудились и теперь подводим итог работы на уроке.
- Какую цель ставили? Достигли цели?
Расскажите, чему научились на уроке.
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
15