Открытый урок математики 1А класс Тема: «Табличное сложение с переходом через десяток. Закрепление»


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа №611
Курортного района Санкт-Петербурга
Открытый урок
математики 1А класс
Тема: «Табличное сложение с переходом через десяток. Закрепление»
Учитель: Матяш Е.Н.
г. Зеленогорск, апрель 2014 г.
ФИО (полностью) Матяш Екатерина Николаевна
Место работы ГБОУ НОШ №611 СПб
Должность Учитель начальных классов
Предмет Математика
Класс 1 класс
Тема и номер урока в теме «Табличное сложение с переходом через десяток. Закрепление»
Базовый учебник Математика. Моро М.И. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 частях/ М.И.Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. – М.: Просвещение , 2011
Цель урока: создать условия для закрепления знаний таблицы сложения; развитие навыков счёта.
Планируемые результаты (предметные)
-знать таблицу сложения;
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные:
- уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знаковом учебном материале;
- выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану;
- самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи изученного вида.
Коммуникативные:
- уметь слушать и вступать в диалог;
- участвовать в групповой работе.
Познавательные:
-уметь выполнять логические действия;
-анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
-устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
-выстраивать логическую цепь рассуждений.
Личностные:
- формировать интерес к изучению математики;
- повышать уровень мотивации учебной деятельности;
- формировать уважение к мыслям и настроениям другого человека и доброжелательное отношение к людям.
Тип урока: Урок – игра по математике, закрепление изученного.
Методы и формы работы учащихся: практический; фронтальная и индивидуальная, работа в парах, в группах.
Необходимое оборудование:
1) Тетрадь, учебник 2) Интерактивная доска
3) Раздаточный материал: программка, карточки с заданиями.
4) Веер цифр, сигнальные карточки.
1. (Организационный момент) Мотивирование к учебной деятельности
- Дорогие ребята!
В школу мы пришли учиться,
В жизни это пригодится!
Тот, кто хочет много знать,
Должен сам все постигать!
− Выделите главное слово в последних двух строках и объясните свой выбор.
(Слово «сам», так как мы учимся тогда, когда сами понимаем, что мы не знаем, и сами открываем новое знание.)
-Но чтобы наше путешествие в мир математики было увлекательным и успешным, нам понадобятся некоторые качества. Какие?
-Трудолюбие, доброта, настойчивость, терпение, взаимовыручка, вера в свои силы.
- И, конечно же, хорошее настроение! Давайте улыбнемся друг другу! И начнём наш урок с хорошим настроением. А чтобы узнать, куда мы отправимся, запишите в тетрадь эти числа, расположив их в порядке возрастания
14 3 7 2
Проверка: 1 чел. у доски:
Поднимите руку, кто ошибся? Исправьте. (переворачиваю карточки)
Прочитайте карточки с буквами.
Ц и р к
Дети читают слово «ЦИРК»
- Куда мы сегодня с вами отправимся? Ответы детей.
- Что такое цирк? Кто работает в цирке?
Цирк (от лат. circus — круг) — вид зрелищного искусства, по законам которого строится развлекательное представление. Также цирком называется и само специальное здание для проведения этих представлений.
- Отгадайте, кто нас приглашает на цирковое представление?
Загадка
В цирке он смешнее всех.У него – большой успех.Только вспомнить остаётся,Весельчак тот как зовётся? Клоун
Как вы догадались?

2. Постановка учебной задачи
Работа учителя направлена на создание   у учащихся мотивации к постановке учебной цели.
Вместе с артистами цирка нам предстоит выполнить задания по тому материалу, который мы прошли ранее, повторить то, чему мы научились на предыдущих уроках.
-Сформулируйте тему урока. Тема: « Повторение и закрепление изученного»
Цель: повторить всё чему научились на прошлых уроках: Решать примеры с переходом через десяток.
Каждому их вас клоун вручил программку, в которой перечислены номера сегодняшнего представления. В этой программке вы будете делать отметку после каждого задания.
УСТНЫЙ СЧЕТ

СОСТАВ ЧИСЛА

РЕШЕНИЕ ПРИМЕРОВ

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
-Прочитайте в программке, какие математические умения понадобятся нам сегодня?
3. Закрепление, обобщение знаний и способов действий.
- Представление начинается. Кто же появится на арене цирка?
Отгадайте загадку
Вот так лошадка!
Воскликнул Андрейка,-
Словно большая тетрадка в линейку!
Зебра
(Показ картинки зебры)
- Как ты догадался?...- Где можно увидеть зебру? (зоопарк, цирк, …)-И ещё на дороге (показ разметки пешеходного перехода).
-Почему эту разметку так называют?
-Как правильно переходить улицу?
- Молодцы! А теперь МАТЕМАТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА, которую предлагает нам зебра – артистка цирка. Взяли веер.
1. Какое число при счёте предшествует 18?
2. Какое число меньше чем 14 на 1?
3. Какое число следует при счёте за числом 16?
4. К какому числу прибавили 5, если получили 15?
5. Какое число стоит при счёте между 18 и 20?
6.Чему равна сумма 7 и 4?
7.Уменьшаемое равно 12, вычитаемое равно 6, чему равна разность?
Молодцы!!! Задания выполнили!!! Аплодисменты зебре.
- Теперь давайте в программке отметим свои успехи в строчке «устный счет». Кто без ошибок- закрасьте зеленый кружок , 1-2 ошибки – желтый, 3 и более ошибок - красный).
УСТНЫЙ СЧЕТ
СОСТАВ ЧИСЛА

РЕШЕНИЕ ПРИМЕРОВ

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ

ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
- Поднимите руку, у кого зеленый кружок? Красный? Желтый?
Молодцы, хорошо справились с заданием, и клоун дарит вам зелёный шарик. (в коробочку положим шарик…)
- Настало время выступления следующего артиста?
Отгадав загадку, узнаете, кто появится на арене.
Кто в лесу глухом живёт,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд.
А зимой сосёт он лапу.
Медведь
Как вы догадались?
На доске появляется рисунок двух медведей. Медведь не один, их двое, и они работают в паре.
-Медведи предлагают вам тоже поработать в паре. Необходимо вспомнить состав числа 10 и заполнить таблицу на карточке, дополнив число до 10.
На карточках задание «Дополни до 10»
Дополни до 10
3 7 2 4 5 1 8 6 9
- 1 вариант – вы учитель, 2 вариант – ученик. (карточка двойная, чтобы не просвечивала, на обороте точно такая же карточка, только с выделенными ответами, первый вариант держит её заданиями к соседу, а ответами к себе/
- 1 вариант, оцените работу товарища нарисуйте в его программке на строчке «Состав числа» кружок: без ошибок- зеленый, 1-2 ошибки – желтый, много ошибок - красный).
УСТНЫЙ СЧЕТ

СОСТАВ ЧИСЛА

РЕШЕНИЕ ПРИМЕРОВ

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ

ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
-Кто бы хотел похвалить своего соседа за прекрасное знание состава числа? /ответы детей/
- Поднимите руку, у кого зеленый кружок? Красный? Желтый?
-Ребята 1 варианта ставят себе зелёный кружок – за работу учителем.
Вы хорошо справились с заданием медведей, клоун дарит в вашу коробочку еще один шарик.
- На арене следующий артист.
Загадка
Очень много силы в нём,
Ростом он почти что с дом.
У него огромный нос,
Будто нос лет тыщу рос.
Слон
Как ты догадался?
Слон хочет научиться решать примеры с переходом через десяток. Давайте его научим.
На доске 9+3
- Чтобы решать такие выражения, что мы должны знать? (состав чисел) Особенно состав числа 10. Проговорите этот пример, пусть кто-нибудь объяснит.
- А теперь нужно объяснить, как нашли значение этого выражения.(самостоятельно в тетрадях)
Сравним образец решения выражения. Как вы решили. И как показано в образце.
(показываю образец решения)
- У кого также покажите сигнальным флажком (красный – нет, зеленый – да)
Большинство согласны, поэтому клоун дарит еще один шарик в коробочку.)- Слон на арене выполняет различные трюки и предлагает вам сделать математические трюки, решить примеры разного уровня сложности. Зеленая карточка – не сложные, желтая – чуть сложнее, красная – самые сложные. Выберите себе карточку, которая вам по силам.
                    
8 + 4 =              4 + 8 – 2 = 12 – 10 + * = 11
6 + 5= 9 + 5 -10 = 10 – 4 + * = 13
9 + 3= 7 + 8 – 5 = 8 + 8 - * = 10
7 + 7 = 6 + 6 – 12 = 6 + 7 + * = 14
                         - Посмотрите на доске ответы, проверьте свое решение, исправьте ошибки.
- Поднимите руки у кого нет ошибок?
- Отметим свои результаты в программке в строчке «решение примеров».
УСТНЫЙ СЧЕТ

СОСТАВ ЧИСЛА

РЕШЕНИЕ ПРИМЕРОВ

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ

ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
- У кого зеленый кружок? Красный? Желтый? Клоун дарит нам в коробочку два шарика (за решение и за выбор карточки).
- Кто решал примеры на красной карточке, закрасьте себе еще один кружок.
Антракт (физминутка)
- объявляется антракт. Пока готовится к выступлению следующий артист, мы с вами отдохнём и вместе с клоуном проведём физминутку. А физминутка будет математическая – научим клоуна писать цифры /в воздухе разными частями тела, например, носом пишем два, правым плечом – 3, ногой – 8, одной рукой – 1, а другой - 0 и т.д., /
- Кто будет выступать следующим?
Загадка
 Это что за озорницаНа лиане веселится?На хвосте качается,Скачет и кривляется?
Обезьяна
Почему ты так решил?
-Обезьянка жонглёр считает себя самой ловкой, самой умной.
-Красиво ли это? есть такая пословица:
«Не хвали себя сам, подожди, пока другие похвалят»
- Давайте докажем обезьяне, что не одна она такая, что мы тоже умные и умеем хорошо решать задачи.
- Открываем учебник на странице 77, задача 14.
- Прочитали условие.
- Поднимите руку, кто может сразу решить задачу? Решайте, если решите раньше всех остальных – у вас есть дополнительный материал на карточке.
- Остальные ребята вместе со мной разбираемся в задаче. Для этого сделаем краткую запись.
- О ком идет речь в задаче? Сколько волчат? Сколько лисят – неизвестно, но сказано, что на 2 меньше ? Запишем.
В. – 5.
Л. - ? на 2 меньше, чем волчат
- Что нужно узнать в задаче?(Сколько лисят? Сколько всего волчат и лисят?)- Кто теперь может самостоятельно решить задачу? Решайте. С остальными мы будем решать вместе.
- Сколько будет действий в решении задачи?
- Что мы узнаем в первом действии? Сколько лисят?
- Теперь мы можем ответить на вопрос задачи?
Проверка: - Сколько волчат и лисят на площадке?
- У кого другой ответ?
- Поднимите руку, у кого были ошибки в решении задачи? Теперь разобрались? Молодцы.
Отмечаем свои результаты в программке в строчке «решение задачи».
УСТНЫЙ СЧЕТ

СОСТАВ ЧИСЛА

РЕШЕНИЕ ПРИМЕРОВ

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ

ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Поднимите руку, у кого зелёный …, жёлтый. Оценка работы класса по задаче, Клоун дарит вам еще шарик в общую коробочку.
- Поднимите руку, кто решал дополнительную задачу? Закрасьте себе еще один кружочек, а правильность решения я проверю на перемене.
- Клоун дарит нам шарики, а давайте и мы ему сделаем сюрприз. На коробочке клоуна стерся рисунок. Перед вами в конвертах разноцветные геометрические фигуры, сделайте рисунок для коробочки клоуна, за своей партой в паре.
- А посмотрите, что у меня получилось?

Из каких геометрических фигур состоит рисунок на коробочке?
Сколько треугольников?
Сколько всего четырёхугольников?
Сколько прямоугольников?
Как называется синяя фигура?
Кто согласен сигнализирует сигнальной карточкой.
Отмечаем свои результаты в программке в строчке «геометрическое задание».
УСТНЫЙ СЧЕТ

СОСТАВ ЧИСЛА

РЕШЕНИЕ ПРИМЕРОВ

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ

ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Кто отвечал без ошибок? У кого одна-две ошибки? Клоун дарит еще один шарик и свою волшебную коробочку нам за хорошо проведенное время.
4.Подведение итогов.
- Цирковое представление подошло к концу. Подведём итоги.
- Какие математические умения нам сегодня понадобились? (см.программку)
- Посмотрите в свои программки, посчитайте, сколько зеленых кружков вы заработали?
- Поднимите руку, у кого все шарики зелёные? Молодцы.
- Посмотрите какие задания у вас вызвали затруднения?(жёлтые и красные кружочки). Что помогло нам преодолеть трудности?
Универсальные учебные действия, которые помогали вам преодолевать трудности. Давайте посмотрим, какие это умения? (см.слайд):
Итог: - Вот, сколько умений понадобилось сегодня на уроке.
5.Рефлексия учебной деятельности
А давайте посмотрим сколько шариков нам подарил клоун за наши знания, пусть они лежат в этой волшебной коробочке и с каждым днём эти знания прибавляются. (Пусть эти шарики все разноцветные, но я вижу, что у вас хорошее настроение, на ваших лицах – радость.)
Урок окончен. Всем спасибо за работу.