Разработка цикла уроков биологии по теме Органические вещества клетки


Учебный модуль по теме «Органические вещества клетки. Липиды»
Уч.элементУчебный материал с указанием заданий Рекомендации по завершению заданий
УЭ - 0 Интегрирующая цель: познакомиться с особенностями строения и биологическими функциями липидов, углеводов; выяснить особенности строения белковых молекул, их свойства и биологические функции; познакомиться с различными видами нуклеиновых кислот и их функциями Внимательно прочитайте тему и цель урока.
УЭ – 1
Цель: Определить уровень знаний о химических элементах и неорганических веществах клетки.
Задание: Решите кроссворды (см.приложение 1,2) Работайте индивидуально, записывайте номер и ваш ответ.
Оценивание: 7б + 9б
УЭ - 2 Цель: работая с текстом учебника, познакомиться с общей характеристикой органических веществ.
Задание: Дополнить схему.
Органические вещества
? ?
Примеры: аминокислоты, ? ? липиды, Примеры: Примеры:
органические полисахариды белки, нуклеи-
кислоты новые кислоты Работа с учебником.
Работайте индивидуально, дополните схему и запишите ее в тетрадь.
Оценивание: 4 балла
УЭ - 3 Цель: Познакомиться с органическими соединениями – липидами, выяснить их состав, строение и биологические функции.
Выполните задания:
1. Запишите определение липидов, их общее содержание в клетке.
2. Состав и строение липидов. Роль строения.
3. Заполните кластер «Функции нейтральных жиров».? ?
Функции
? ? Работайте вместе с учителем.
Работайте вместе с учителем,
см. учебник рис.10 с.39
Самостоятельная работа с учебником с.39-40
Оценивание: 5 баллов
УЭ - 4 Цель: Познакомиться со строением и функциями липидов, не относящихся к жирам.
Задание: Заполнить таблицу.
Название Строение Функции
Воска:
- пчелиный
- растительный Жироподобные вещества:
А) фосфолипидыБ) холестерин В) жирораство-римые витамины
А, Д, Е, К ЛипопротеиныГликолипиды Работайте вместе с классом, заслушайте сообщение учащегося или заполните таблицу при использовании текста на с.40
Оценивание: 6 баллов
УЭ - 5 Критерии оценки.
«5» - 28-31 балл (Умница! Умник!)«4» - 23-27 балла (Еще немножко, еще чуть-чуть!)
«3» - 16-22 балла (Я верю в лучшее, будь внимателен)
«2» - 15 и ниже (Я думаю, что Вам стыдно)
Задание на дом: П.2.4, в.1-5; повт.п.2.2, 2.3 Подсчитайте количество баллов, которые вы набрали.
Поставьте себе оценку.
«Особенности химического состава клетки» Приложение 1

1. Элементы, количество которых составляет до 0,001% от массы тела.
2. Элементы, на долю которых приходится от 0,001 до 0,000001% от массы тела.
3. Элементы, содержание которых не превышает 0,000001% от массы тела.
4. Элемент, вызывающий задержку роста у людей и животных при недостатке в организме.
5. Элемент, стимулирующий кроветворение.
6. Зоб, развивающийся у человека при недостатке йода в организме.
7. Растения, накапливающие йод.
«Особенности химического состава клетки»

1. Элементы, количество которых составляет до 0,001% от массы тела.
2. Элементы, на долю которых приходится от 0,001 до 0,000001% от массы тела.
3. Элементы, содержание которых не превышает 0,000001% от массы тела.
4. Элемент, вызывающий задержку роста у людей и животных при недостатке в организме.
5. Элемент, стимулирующий кроветворение.
6. Зоб, развивающийся у человека при недостатке йода в организме.
7. Растения, накапливающие йод.
«Вода и её роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные вещества клетки» Приложение 2

1. Вещества плохо, или совсем не растворяющиеся в воде.
2. Вода, находящаяся в межклетных пространствах, сосудах, вакуолях, полостях организма.
3. Одно из самых распространённых веществ на нашей планете.
4. Раствор, содержащий смесь какой-либо слабой кислоты и её растворимой соли.
5. Кислота, входящая в состав желудочного сока, способствующая перевариванию белковой пищи.
6. Поверхностное состояние воды, которое возникает благодаря образованию водородных связей между молекулами воды и молекулами других веществ.
7. Способность воды, поглощать тепловую энергию при минимальном повышении собственной температуры.
8. Остатки этой кислоты способствуют выведению из организма нерастворимых в воде веществ.
9. Вещества, хорошо растворимые в воде.
«Вода и её роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные вещества клетки»

1. Вещества плохо, или совсем не растворяющиеся в воде.
2. Вода, находящаяся в межклетных пространствах, сосудах, вакуолях, полостях организма.
3. Одно из самых распространённых веществ на нашей планете.
4. Раствор, содержащий смесь какой-либо слабой кислоты и её растворимой соли.
5. Кислота, входящая в состав желудочного сока, способствующая перевариванию белковой пищи.
6. Поверхностное состояние воды, которое возникает благодаря образованию водородных связей между молекулами воды и молекулами других веществ.
7. Способность воды, поглощать тепловую энергию при минимальном повышении собственной температуры.
8. Остатки этой кислоты способствуют выведению из организма нерастворимых в воде веществ.
9. Вещества, хорошо растворимые в воде.
Учебный модуль по теме «Органические вещества клетки. Углеводы. Белки»
Уч.элемент Учебный материал с указанием заданий Рекомендации по завершению заданий
УЭ - 0 Интегрирующая цель: познакомиться с особенностями строения и биологическими функциями липидов, углеводов; выяснить особенности строения белковых молекул, их свойства и биологические функции; познакомиться с различными видами нуклеиновых кислот и их функциями Внимательно прочитайте тему и цель урока.
УЭ – 1
Цель: Определить уровень знаний о химических элементах, неорганических и органических веществах клетки.
Выполни задания (см.приложение) Работайте индивидуально, записывайте номер и ваш ответ.
Оценивание: 8 баллов
УЭ – 2 Цель: Познакомиться с органическими соединениями – углеводами, выяснить их состав, строение, свойства, классы и значение.
Выполните задания:
1. Запишите определение углеводов.
2. Состав и строение углеводов, содержание в клетке.
3. Дополните схему:
Классы углеводов
Название ? ? ?
Состав
Представители
(состав, значение) Лекция с записью схем на доске и в тетради, составление таблиц с использованием рис.11 – 13 в учебнике.
Оценивание:
1 – 1 балл
2 – 1 балла
3 – 9 баллов
Итого: 11 баллов
УЭ – 3 Цель: Познакомиться с функциями углеводов.
Заполните кластер «Функции углеводов».
? ?
Функции
? ? Работайте вместе с классом, заслушайте сообщение учащегося или заполните таблицу при использовании текста учебника.
Оценивание: 4 балла
УЭ – 4 Цель: Познакомиться с органическими соединениями – белками, выяснить их строение, состав, свойства и значение.
Задание: Заполнить таблицу.
Состав (рис.14) Состоят из ….
Строение (рис.15) ……
Уровни организации белковой молекулы:
А) первичная структура (рис.16)
Б) вторичная структура (рис. 16)
В) третичная структура
Г) четвертичная структура Свойства белка:
А) денатурация
Б) ренатурация Функции белков:
А) – З) Лекция с элементами беседы и заполнение по ходу лекции таблицы, работа с рисунками в учебнике.
Оценивание: 8 баллов
УЭ – 5 Критерии оценки.
«5» - 28-31 балл (Умница! Умник!)«4» - 23-27 балла (Еще немножко, еще чуть-чуть!)
«3» - 16-22 балла (Я верю в лучшее, будь внимателен)
«2» - 15 и ниже (Я думаю, что Вам стыдно)
Задание на дом: П.2.4, в.1-5; повт.п.2.2, 2.3 Подсчитайте количество баллов, которые вы набрали.
Поставьте себе оценку.
Приложение к уроку «Углеводы. Белки»
Выбери правильные утверждения.
А) К группе макроэлементов относятся фосфор, сера, калий, магний, натрий, кальций, хлор.
Б) Медь входит в состав витамина В12.
В) Микроэлементы широко используются в современном сельском хозяйстве.
Г) Молекула воды – диполь.
Д) Высокая интенсивность испарения воды обеспечивает восходящий и нисходящий транспорт веществ в растениях и движение крови в капиллярах.
Е) Органические вещества – это сложные углесодержащие соединения.
Ж) Липиды – высокомолекулярные органические соединения.
Выполни тест.
1. Главными компонентами всех органических соединений, выполняющих биологические функции, являются:
А) кислород, углерод, водород, азот
Б) кислород, водород, азот
В) кислород, углерод, водород, кальций
2. Особенность строения молекулы воды, определяющая ее свойства универсального растворителя
А) на одной стороне молекулы сосредоточен положительный заряд, а на другой – отрицательный
Б) это диполь В) верно А) и Б)
3. Функции жиров:
А) источник Е Б) источник метаболической воды
В) теплоизоляция Г) все ответы верны
4. К жироподобным веществам относятся:
А) фосфолипиды Б) воска В) липопротеиды
Приложение к уроку «Углеводы. Белки»
Выбери правильные утверждения.
А) К группе макроэлементов относятся фосфор, сера, калий, магний, натрий, кальций, хлор.
Б) Медь входит в состав витамина В12.
В) Микроэлементы широко используются в современном сельском хозяйстве.
Г) Молекула воды – диполь.
Д) Высокая интенсивность испарения воды обеспечивает восходящий и нисходящий транспорт веществ в растениях и движение крови в капиллярах.
Е) Органические вещества – это сложные углесодержащие соединения.
Ж) Липиды – высокомолекулярные органические соединения.
Выполни тест.
1. Главными компонентами всех органических соединений, выполняющих биологические функции, являются:
А) кислород, углерод, водород, азот
Б) кислород, водород, азот
В) кислород, углерод, водород, кальций
2. Особенность строения молекулы воды, определяющая ее свойства универсального растворителя
А) на одной стороне молекулы сосредоточен положительный заряд, а на другой – отрицательный
Б) это диполь В) верно А) и Б)
3. Функции жиров:
А) источник Е Б) источник метаболической воды
В) теплоизоляция Г) все ответы верны
4. К жироподобным веществам относятся:
А) фосфолипиды Б) воска В) липопротеиды
Учебный модуль по теме «Органические вещества клетки. Нуклеиновые кислоты»
Уч.эле
мент Учебный материал с указанием заданий Рекомендации по завершению заданий
УЭ - 0 Интегрирующая цель: познакомиться с особенностями строения и биологическими функциями липидов, углеводов; выяснить особенности строения белковых молекул, их свойства и биологические функции; познакомиться с различными видами нуклеиновых кислот и их функциями Внимательно прочитайте тему и цель урока.
УЭ – 1
Цель: Определить уровень знаний об углеводах и белках.
Выполни задания (см.приложение) Работайте индивидуально, записывайте номер и ваш ответ.
Оценивание: 8 баллов
УЭ – 2 Цель: Познакомиться с органическими соединениями – нуклеиновыми кислотами, историей их открытия.
Задания:
1. Запишите имя ученого и дату открытия нуклеиновых кислот.
2. Запишите определение нуклеиновых кислот и составьте схему «Виды нуклеиновых кислот».
3. Ответьте на вопросы:
А) Что представляют собой нуклеиновые кислоты?
Б) Что является мономерами нуклеиновых кислот?
В) Из чего состоит нуклеотид? (рис.20 с.48).
4. Выпишите значение нуклеиновых кислот (с.48). Работайте вместе с классом, заслушайте сообщение учащегося или рассказ учителя и выполни задания.
Оценивание:
1 – 2 балла
2 – 3 балла
3 – 3 балла
4 – 3 балла
Итого: 11 баллов
УЭ – 3
Цель: Познакомиться с органическими соединениями – нуклеиновыми кислотами, выяснить их строение, состав, функции.
Задание:
1. Прочитайте текст учебника с.48-51 и ответьте на вопросы:
А) Из чего состоит нуклеотид ДНК?
Б) Что представляет собой ДНК?
В) Какова закономерность расположения мономеров в цепи ДНК?
Г) Почему количество аденина равно количеству тимина, а количество цитозина равно количеству гуанина?
Д) Какие функции выполняет ДНК?
2. Заполнить таблицу «Характеристика РНК».
Признаки Их характеристики
Строение макромолекулы Мономеры Состав нуклеотида Свойства Местонахождение в клетке Функции 3. Чем отличаются ДНК и РНК по строению, составу, свойствам и функциям? Работайте индивидуально, если необходимо проконсультируйтесь с учителем.
Оценивание:
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Правильно заполненная таблица – 6 баллов.
Итого: 12 баллов.
УЭ – 5 Критерии оценки.
«5» - 28-31 балл (Умница! Умник!)«4» - 23-27 балла (Еще немножко, еще чуть-чуть!)
«3» - 16-22 балла (Я верю в лучшее, будь внимателен)
«2» - 15 и ниже (Я думаю, что Вам стыдно)
Задание на дом: П.2.6, в.1-5; повт.п.2.2 – 2.5 Подсчитайте количество баллов, которые вы набрали.
Поставьте себе оценку.
Приложение к уроку «Нуклеиновые кислоты»
Допишите:
Углеводы Состав Растворимость в воде Функция
Моносахариды:
- глюкоза Дисахариды:
- сахароза Укажите структурную и двигательную функцию белков.
___________________________________________________________________________________
Приложение к уроку «Нуклеиновые кислоты»
Допишите:
Углеводы Состав Растворимость в воде Функция
Моносахариды:
- фруктоза Полисахариды:
- крахмал Укажите функцию транспортных белков и белков-ферментов.
___________________________________________________________________________________
Приложение к уроку «Нуклеиновые кислоты»
Допишите:
Углеводы Состав Растворимость в воде Функция
Моносахариды:
- глюкоза Полисахариды:
- гликоген Укажите защитную и энергетическую функцию белков.
___________________________________________________________________________________
Приложение к уроку «Нуклеиновые кислоты»
Допишите:
Углеводы Состав Растворимость в воде Функция
Моносахариды:
- фруктоза Полисахариды:
- целлюлоза Укажите сигнальную и регуляторную функцию белков.