Конспект урока по русскому языку в 1 классе на тему Развитие умения находить однокоренные слова, выделять в них корень
Тема урока: Развитие умения находить однокоренные слова, выделять в них корень
Цель урока:
повторить корень слова;
закрепить умения находить однокоренные слова и выделять в них корень.
1.Организационный момент (положительный настрой на работу):
Мы гостей сегодня ждали,
И с волнением встречали.
Хорошо ли мы умеем
И читать, и отвечать?
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного!
-Ребята, сегодня на нашем уроке присутствует гость. И мы, как гостеприимные хозяева, вначале окажем нашему гостю внимание. Повернитесь к гостю и поприветствуйте его. А теперь тихо садимся.
-Сегодня на уроке нам потребуется ручка, простой карандаш, тетрадь по русском языку, учебник, дневник. Проверьте, все ли у вас на месте. Лишнее с парты уберите. Кто приготовился к уроку, поднимаем на меня глазки.
2.Минутка чистописания:
-Ребята, посмотрите на доску. Знакома ли вам эта буква? (да) Какой звук обозначает эта буква? (гласный) Докажите (можно петь, тянуть, нет преграды).
Письмо в воздухе: сначала на интреактивной доске показывается правильное написание гласной буквы а, далее- письмо в воздухе под счет (иии раз иии два иии). Повторили несколько раз. Такая же работа проводится с заглавной буквой А (раз иии два иии)
-Спишите, найдите закономерность. (А а А аа А ааа)
3.Сообщение темы урока:
Семьи из слов живут на Земле.
По корню узнаешь о близком родстве..Не надо их сходства, дружок, нарушать
И корни- близняшки с ошибкой писать.
-Ребята, о каких словах пойдет речь на уроке? (однокоренные, родственные слова)
-Что такое родственные слова? ( это слова родственные слова, имеющие общее значение и одинаковый корень)
-Что такое корень? (это общая часть родственных слов).
Приведите примеры однокоренных слов.
-Ребята, предположите, какова тема нашего сегодняшнего урока?
4.Актуализация знаний:
-Прочитайте запись на доске. (мы, снеговика, из, слепили, снега, большого) Это предложение? (нет) Докажите.
-Что такое предложение? (слова, связанные между собой по смыслу). Составьте из данных слов предложение. Запишите его. (Мы слепили из снега большого снеговика.)
-Ребята, есть ли в этом предложении однокоренные слова? (да) Какие? (снег, снеговик) Почему эти слова являются однокоренными? (одинаковая часть, схожее значение) Какой корень в этих словах? (снег-) Выделите его.
5. Закрепление полученных знаний.
Словарная работа:
На доске:
В огороде растет лу_.
Бабочки прилетели на зеленый лу_.
-Прочитайте предложения. Какие буквы нужно вставить на месте пропусков? Как вы догадались? (по смыслу) Произнесите парами слова с пропущенными буквами. (прут-пруд, лук- луг). Эти слова являются однокоренными? (нет) Почему? (разное значение, нет общей части).
-Чем отличаются эти слова? (парными согласными на конце слова) Какая трудность возникает в написании этих слов?
-К каждому слову с пропущенной буквой запишите однокоренные слова и выделите в них корень.
(Лук, луковый, луковица.Луг, луга, луговой) 6. Физкультминутка
7.Работа на карточке:
На каждой парте находится карточка со словами. Детям необходимо соединить линией однокоренные слова.
-Соедините пары однокоренных слов.
-Проверка.
7.Работа с учебником:
-Ребята, откройте учебник на странице 43. Найдите упражнение 49. Прочитайте задание. (читают) Что нам нужно выполнить в этом упражнении?(списать слова, выделить корень).
-Устная проверка. Какой мы можем сделать вывод? ( корень в однокоренных словах пишется одинаково).
8. Рефлексия:
-Ребята, что такое корень слова? (общая часть однокоренных слов)
Возможно ли это?
Родственники.
-Вы кто такие?
- Я Гусь, это – Гусыня, это наши Гусята. А ты кто?
-А я ваша тетя – Гусеница.
-Ребята, возможно ли такое? Почему?
Молодцы. Наш урок закончен.
1756410240030плод
00плод
-438150243205плодовое
00плодовое
10515606985Дорогая
(машина)
00Дорогая
(машина)
263461593980дорога
00дорога
-3365593980лес
00лес
124333054610лесокк00лесокк
Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, декабрь.
На какую тему все эти слова? (зима)
И это не случайно, ведь красавица-зима уже наступила. Скоро она махнет своим рукавом и отправит в поход свою свиту. Вьюги и метели занесли сугробами города и села. Одела зима деревья в пушистые снеговые шубы, и уснула природа прекрасным сном. Много у зимы помощников.
- А теперь внимание. Сформулируйте задание, которое нам предстоит сделать? (распределить слова на 2 группы). Прежде чем сделать запись в тетрадь, обсудите в парах. Проверим, как вы распределили слова на 2 группы.
(пока дети будут писать, перевернуть слова на доске, затем дети прикрепляют слова к снежинкам)
4. Сообщение темы и целей урока.
Попробуйте определить нашу тему и цель урока? (Научиться…) Что бы я хотел узнать? Что у вас вызвало затруднение? (родственные слова)
5. Построение проекта и выхода из затруднения.
- А кому знакомо слово родственники, кто они такие?
- Скажите, кого вы считает родственниками? (мама, папа …)
- Это люди, которые произошли от одного рода, из одной семьи. Очень часто они бывают похожими между собой. Их называют родственниками. Где в жизни встречается слово родственники и нужно ли оно?
– В русском языке есть тоже такое понятие родственные слова. Слайд № 10
- Как вы думаете, какие слова можно назвать родственными? (близкие по смыслу). Щелчок
6. Реализация построенного проекта.
- Сейчас вернемся к нашему «зимнему» заданию. Докажите, что те слова, которые вы выписали близки по смыслу.
Зимушка – так ласково называют зиму.
Зимовать – значит проводить где-нибудь зиму.
Зимний – тот, который бывает зимой (зимний день). Можно сказать, что у них общее значение. (щелчок)
- Но ведь снег и мороз тоже бывают зимой, а декабрь – зимний месяц.
- Значит эти все слова родственные, ведь они связаны по смыслу (да – нет?).
– Тогда должно еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными.
- Давайте посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на их написание.
- Что увидели (в некоторых словах есть общая часть).
- Назовите эту общую часть. (Зим).
- Выделим эту общую часть дугой. (Я на доске - дети в тетрадях карандашом).
- А кто из вас знает, как называется такая общая часть у слов? (корень) щелчок
- Теперь взгляните на нашу схему и попробуйте сформулировать, какие слова называются родственными. (Ответы детей)
Родственными называются слова, которые имеют общее значение и имеют одинаковый корень.
Теперь перечислите еще раз родственные слова, которые мы выписали. (Зима, зимушка, зимовать, зимний).
- Какое новое понятие вы сейчас еще узнали? (корень слова)
- Попробуйте, опираясь на схему, сформулировать правило, что же такое «корень слова». (Общая часть родственных слов).