Рабочая программа внеурочной деятельности (общекультурное направление) Волшебный пластилин- Пластилинография (1 класс)
Программа
внеурочной деятельности
« Волшебный пластилин»
(общекультурное направление)
1 класс
Составитель:
Юдина Надежда Геннадьевна,
учитель начальных классов
2016 г.
№ п/п
Содержание
стр.
1
Пояснительная записка
3-6
2
Содержание курса
7-9
3
Тематическое планирование
10
4
Используемая литература
11
Пояснительная записка
Программа курса «Волшебный пластилин» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции УМК «Школа России», по материалам программы Давыдовой Г.Н. для обучения детей школьного возраста и опыта реализации воспитательной работы. Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей.
Данный курс предусматривает занятия по изобразительной и художественной деятельности с детьми младшего школьного возраста. В основу каждого занятия положено использование нетрадиционной техники работы с пластилином – пластилинографии: создании лепных картин с изображением полуобъёмных предметов на горизонтальной поверхности. Представлен тематический цикл по ознакомлению детей с анималистической живописью. Занятия составлены с учётом возрастных физиологических, психологических и познавательных особенностей детей младшего школьного возраста. На каждом занятии решаются практические и воспитательно – образовательные задачи, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребёнка, его творческие способности, воображение. Дети получают знания, умения, навыки, учатся познавать мир и осознавать себя и своё место в нём, единство человека и природы, расширяются возможности изобразительной деятельности детей.
Занятия позволяют детям удовлетворить познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Программа включает в себя не только обучение пластилинографии, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике пластилинографии.
В данном курсе представлен тематический цикл: «Ознакомление детей младшего школьного возраста с анималистической живописью посредством пластилинографии».
Цель программы: раскрытие творческого потенциала учащихся художественно изобразительными средствами.
Задачи программы:
- развитие воображения, фантазии, художественного вкуса;
- расширение методов познания окружающей действительности;
- формирование культуры личности ребёнка во всех проявлениях;
- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально – ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
- активизация творческого воображения, эмоциональной отзывчивости учащихся, их умения оценивать и строить жизнь по законам красоты.
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования являются:
- умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
- умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении обучающих целей;
- умение доносить информацию доступно, в эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
В процессе изучения курса учащиеся достигнут следующих личностных результатов:
в ценностно-эстетической сфере:
- эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и окружающей жизни;
- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;
в трудовой сфере:
- навыки использования пластилина для работы, стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и их украшения;
- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
в познавательной сфере:
- способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
- умение познавать мир через образы и формы.
Метапредметные результаты проявляются:
- в умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, дизайн, скульптура);
- в развитии художественно-образного, эстетического типа мышления;
- в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
- в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений;
- развитие композиционных навыков, цветовосприятия;
- в способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты проявляются в следующем:
- в познавательной сфере:
- понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства;
- привитие детям основы экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе;
- в ценностно-эстетической сфере:
- умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного материала); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;
- в коммуникативной сфере:
- способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
- в трудовой сфере:
- умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности;
- развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомера.
Формы и методы обучения
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, конкурсы, соревнования.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:- словесный (устное изложение, тематическая беседа, рассказ);- наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу); - практический;
- игровой.Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию; - репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;- групповой – организация работы в группах;- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
К концу обучения дети должны
знать:
- правила и приёмы работы с пластилином;
уметь:
-передавать свои наблюдения за живой природой в художественно-изобразительной деятельности посредством пластилинографии;
-лепить объекты из отдельных деталей, используя навыки работы с пластилином на горизонтальной плоскости, передавая полуобъёмное изображение предметов;
-составлять композицию по замыслу, проявлять творчество.
Формы подведения итогов реализации программы
- Составление альбома лучших работ.- Проведение выставок работ учащихся в классе, в школе. - Участие в ежегодной районной выставке детского прикладного и технического творчества «Души и рук прекрасное творенье»;- Участие в районных и городских выставках.
Содержание программы
I год обучения: Учащиеся в доступной форме знакомятся со свойствами пластилина, с основными понятиями, с историей возникновения искусства пластилинографии: овладевают различными приемами и способами работы с пластилином такими как: скатывание, расплющивание, примазывание, деление на части с помощью стеки, прищипывание, оттягивание, сглаживание границ соединения. В течение первого года обучения дети выполняют простейшие композиции из пластилина на горизонтальной плоскости, передавая полуобъёмное изображение предметов.
Содержание занятий
Тема 1. Знакомство с искусством пластилинографии. Свойства пластилина (1час). Беседа о значении и распространении данного вида искусства. Знакомство со свойствами пластилина.
Тема 2. Змейка. (1час). Лепка из пластилина двух цветов посредством перекручивания между собой. Жанр изобразительного искусства – анималистическая живопись.
Тема 3. Живые яблочки на веточках. (2часа.) Знакомство с миром птиц, беседа об охране птиц и заботе о них. Зимующие птицы. Знакомство с приемами и способами работы с пластилином такими как: скатывание, расплющивание, примазывание, деление на части с помощью стеки.
Тема 4. Петушок с семьёй. (1 час). Домашние птицы. Сказка "Петушок и бобовое зернышко". Закрепить навыки работы с пластилином на горизонтальной плоскости, передавая полуобъёмное изображение предметов. Отработка технических приёмов изображения птиц способом пластилинографии.
Тема 5. Лебеди. (1час). Знакомство с миром птиц, беседа об охране птиц и заботе о них. Г.Х.Андерсен "Гадкий утенок". Отработка приёмов и способов работы с пластилином: скатывание, расплющивание, примазывание, деление на части с помощью стеки, сглаживание границ соединения.
Тема 6. Пингвины на льдине. (1 час.) Знакомство с представителями животного мира самой холодной зоны. Способы работы с пластилином: скатывание, расплющивание, примазывание, деление на части с помощью стеки, сглаживание границ соединения.
Тема 7. Белые медведи. (1 час). Знакомство с представителями животного мира ледяной зоны. Способы работы с пластилином: скатывание, расплющивание, примазывание, деление на части с помощью стеки, сглаживание границ соединения.
Тема 8. Кашалотик, кашалот. Дельфины. Акулы. (2часа) Игра «Морские приключения». Приемы и способами работы с пластилином: расплющивание, примазывание, деление на части с помощью стеки, прищипывание, оттягивание, сглаживание границ соединения.
Тема 9. Совушка-сова – большая голова. (1час.) Беседа о лесной птице – сове, об её особенностях внешнего облика, образе жизни. Создание композиции из отдельных деталей способами скатывания, расплющивания, деления на части с помощью стеки, прищипывания.
Тема 10. Разные коты. (1 час) Беседа о кошке и её значении в жизни человека. А. Дмитриева «Бездомная кошка». Рассказы детей о своих домашних животных. Создание композиции из отдельных деталей способами скатывания, расплющивания, деления на части с помощью стеки, прищипывания. Смешивание пластилина разного цвета для получения нового оттенка.
Тема 11. Собака – верный друг. (1 час). Беседа о четвероногом друге человека. С.Михалков "Мой щенок". Смешивание пластилина разного цвета для получения нового оттенка.
Тема 12. Мишка косолапый. (1 час). А.Коваленков «Почему медведь зимой спит». Приемы и способами работы с пластилином: расплющивание, примазывание, деление на части с помощью стеки, прищипывание, оттягивание, сглаживание границ соединения.
Тема 13. Павлин (1 час). Комбинированные способы работы с пластилином. П.Ершов «Конёк-Горбунок».
Тема 14. Цветы и звёзды на морском дне. Осьминог. Краб. Медузы(3 часа). Г.Снегирёв «Домик осьминога». Беседа о представителях морского дна. Комбинированные способы работы с пластилином. Отработка приёмов и способов работы с пластилином: скатывание, расплющивание, примазывание, деление на части с помощью стеки, сглаживание границ соединения.
Тема 15. Аквариум (2 часа). Русская народная сказка "По щучьему велению". Отработка приёмов и способов работы с пластилином: скатывание, расплющивание, примазывание, деление на части с помощью стеки, сглаживание границ соединения.
Тема 16. Жираф. (1 час). Б.Заходер «Жираф», Ю.Энтин «Песенка про жирафа». Отработка приёмов и способов работы с пластилином: скатывание, расплющивание, примазывание, деление на части с помощью стеки, сглаживание границ соединения.
Тема 17. Слон. (1 час). Беседа о представителях жарких стран. Г.Горбовский «Розовый слон». Комбинированные способы работы с пластилином.
Тема 18. Зоопарк. (2 часа). Беседа о представителях зоопарка. Приемы и способами работы с пластилином: расплющивание, примазывание, деление на части с помощью стеки, прищипывание, оттягивание, сглаживание границ соединения.
Тема 19. Цветочная поляна. (1 час). Разнообразие насекомых на лесной полянке. Передача формы, цвета, изображения мелких деталей.
Тема 20. Три поросёнка. (1 час). Беседа о домашних животных. Р.Фахади «Чумазый поросёнок». Отработка приёмов и способов работы с пластилином: скатывание, расплющивание, примазывание, деление на части с помощью стеки, сглаживание границ соединения.
Тема 21. Панда. (1 час). Беседа о представителях тропических лесов. Закрепить навыки работы с пластилином на горизонтальной плоскости, передавая полуобъёмное изображение предметов. Отработка технических приёмов изображения птиц способом пластилинографии.
Тема 22. Жили – были динозавры и не только они. (3 часа). Беседа о представителях животного мира миллионов лет до нашей эры. Комбинированные способы работы с пластилином.
Тема 23. Прилетайте, птицы! (1 час). Беседа об охране птиц и заботе о них. Закрепить навыки работы с пластилином на горизонтальной плоскости, передавая полуобъёмное изображение предметов. Отработка технических приёмов изображения птиц способом пластилинографии.
Тема 24. Обобщение изученного за год. Выставка работ учащихся. (1час)
Тематическое планирование занятий
курса «Волшебный пластилин»
1 класс, 33 занятия в год (1 раз в неделю)
№
Темы занятий
Кол-во
часов
Дата
проведения
1
Знакомство с искусством пластилинографии.
Свойства пластилина.
1ч
2
Змейка.
1ч
3
Живые яблочки на веточках. Зимующие птицы.
2ч
4
Петушок с семьёй.
1ч
5
Лебеди.
1ч
6
Пингвины на льдине.
1ч
7
Белые медведи.
1ч
8
Кашалотик, кашалот. Дельфины. Акулы.
2ч
9
Совушка-сова – большая голова.
1ч
10
Разные коты.
1ч
11
Собака – верный друг.
1ч
12
Мишка косолапый.
1ч
13
Павлин.
1ч
14
Цветы и звёзды на морском дне. Осьминог. Краб. Медузы.
3ч
15
Аквариум.
2ч
16
Жираф.
1ч
17
Слон.
2ч
18
Зоопарк.
2ч
19
Цветочная поляна.
1ч
20
Три поросёнка.
1ч
21
Панда.
1ч
22
Жили – были динозавры и не только они.
3 ч
23
Прилетайте, птицы!
1ч
24
Обобщение изученного за год. Выставка работ.
1ч
Всего 33 ч
Используемая литература
Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись.- М.: Издательство «Скрипторий».2009.
Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи – М.: АСТ: Астрель, 2006.
Ляхов П.Р. Я познаю мир: Животные: Дет. Энциклопедия. – М.: Издательство АСТ, 2010.
Богуславская З.М., Развивающие игры для детей младшего школьного возраста. – М.: Просвещение, 2009.
13PAGE 15
13PAGE 14115
15