Методическая разработка классного часа Не забывайте о птицах зимой (2-3 класс)
Тема классного часа: «Не забывайте о птицах зимой»
Форма проведения:
час общения
Класс: 2-3
Цель:
создать условия для воспитания активной жизненной позиции учащихся
Задачи:
расширить знаний учащихся о зимующих птицах;
воспитывать бережное, гуманное отношение к природе родного края;
развивать и демонстрировать творческие способности учащихся, их речь и чувство уверенности в себе, коммуникативные умения через работу в группе.
Оборудование:
кормушка, картинки птиц
Ход занятия.
I. Организационный момент.Учитель:
Когда ты идёшь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно “почему” меж деревьями мчится,
Другое пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеёк.
Пойдём - ка, дружок, по тропинке с тобой
Ответы поищем под снежным шатром.
II. Постановка проблемного вопроса.
Учитель:
- Ребята, а что это за шум?
Появляется взъерошенный воробей (роли исполняют пятиклассники)
- Ой, спасите! Караул!
Кто в меня снежком пульнул?
Эти скверные мальчишки
Жить мешают воробьишкам.
То снежками, то рогаткой!
А ведь нам и так не сладко!
Появляется синичка:
- Бр- р! Какой мороз трескучий!
Где бы спрятаться получше?
Замерзаю на лету!
Может быть, согреюсь тут? (Замечает воробья)
Чик-чирикин! Что с тобой?
Ты взъерошенный такой!
Может, кто тебя обидел?
Или ты кота увидел?
Воробей:
Ой, соседка! Тише! Тише!
Видишь там троих мальчишек
Бессердечных, злых и грубых?
Хорошо им в теплых шубах,
В шапках, в куртках меховых!
Еле вырвался от них!
Синичка:
Я, сосед, с тобой согласна!
Птичья жизнь зимой ужасна!
Против нас мороз, бураны,
Да еще и хулиганы!
Нас выслеживают кошки,
И во рту с утра не крошки!
Червячков и мошек нет,
А без них какой обед?
Ой, как трудно жить на свете!
Что нам делать? Кто ответит?
Появляется ворона:
Ну, морозы! Ну, морозы!
Нос наружу – ой-ой-ой!
Даже белые березы
В серой корке ледяной.
И голодная синица
Тихо плачет у окна:
«Негде греться и кормиться,
Ни козявки, ни зерна.
День дымится морозной далью
Ночи снежны и темны,
Замерзаю, голодаю, не дожить мне до весны!
Учитель:
- Сформулируйте тему занятия (ответы детей)
- Уточняю: не забывайте о птицах зимой!
Монтаж (читают ученики)
Как птицам перезимовать?
Известно, что у птах
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу, и в град,
И под дождём, и в холода
На ветках сидя спят.
Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.
Другие – те народ иной:
В мороз над лесом кружат.
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
Сидят вороны по столбам,
Галдят на ветках галки.
Привольно прыгать воробьям,
Как бы крутя скакалки.
Но если долго снег идёт
И долго длится вьюга.
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.
Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки.
Не могут пташки отыскать
Ни зёрнышка, ни крошки.
И вот летают всё слабей
Ворона, галка, воробей.
Кормите их, согрейте,
Повесьте домик на суку.
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки
И оживут бедняжки
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют чирикая:
«Спасибо вам великое!»
Учитель:
- На занятии вы узнаете много интересного о зимующих птицах и о том, как можно помочь пернатых друзьям пережить суровую зиму.
III. Беседа «Знакомьтесь! Зимующие птицы!»
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
Прыг-скок! Не робей!
Я бывалый …. (воробей)
Рассказ подготовленного ученика: - Обычно воробьи гнездятся поселениями, редко - отдельными парами. Для зимних морозов воробей "одет" легко и ночевать зимой под открытым небом не может. Устраивается там, где хоть немного веет теплом, поэтому и держится вблизи жилья человека. В рацион воробья входят семена сельскохозяйственных культур, отбросы различных продуктов, которые он подбирает в человеческих поселениях, хлебные злаки в полях, ягоды вишни, смородины.
На кормушку возле нашей форточки
Села удивительная птица:
В чёрной шапочке и желтой кофточке.
Птица называется... (синица)
Рассказ подготовленного ученика:
Синица - попадается нам на глаза чаще осенью. Лето же она проводит в лесах, где вьёт гнездо в дуплах старых деревьев. Синицы полезны нашим лесам, они истребляют в гнездовой период гусениц, а также яички и куколки насекомых. Синица собирает 500-600 гусениц в день. Пара синичек, поселившись в саду, может сохранить от вредных насекомых до 40 плодовых деревьев. Даже в декабрьскую стужу стайки синиц тщательно обследуют дерево за деревом в поисках зимующих насекомых. Недаром стайки синиц называют "крылатой милицией леса". Синица всеядна, она ест семена, тыквы и подсолнечника, кусочки сала, мясо, рыбу.
Окраска - сероватая,
Повадка вороватая.
Крикунья хрипловатая-
Известная персона.
Это... (ворона.)
Рассказ подготовленного ученика:
Вороны - массивные, крупные птицы с большими чёрными клювами и сами совершенно чёрные. Строят птицы своё жилище из крупных веток и травы, центральную часть обмазывают глиной и утепляют толстым слоем шерсти, кусочками шкур животных и другими мягкими материалами. Птицы эти - отличные летуны. Отлично охотятся и обладают прекрасной способностью обнаруживать падаль. Пища вороны крайне разнообразна, ест всякие зерна, плоды, орехи, вишни и другую растительную пищу.
Верещунья, белобока,
И зовут её ……… (сорока)
Рассказ подготовленного ученика:
"Сорока-белобока" - самое дружеское прозвище этой птицы. А то ведь и трещотка она, и сплетница, и воровка, и даже разбойница. Но и добрые дела сороки делать успевают - всю весну, лето, осень они уничтожают большое количество насекомых и грызунов. Зимой сороки ищут съедобные отходы, и в их рационе становится больше зерен и семян растений.
В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
"Здорово, дрозд-приятель!"
И ставит подпись... (дятел)
Рассказ подготовленного ученика:
Дятел - лесная птица, ведущая древеснолазающий образ жизни. Дятлы свободно передвигаются по стволу дерева, цепляясь когтями за неровности коры. Дятлы - птицы оседлые, то есть живут в наших лесах постоянно. Зимой перемещаются в сосновые леса. Гнездятся в дуплах. Дятлы предпочитают семена тыквы и подсолнечника, кусочки сала.
Зимой на ветках яблоки!
Скорее собери!
И вдруг вспорхнули яблоки…
Да это ж…(снегири)
Рассказ подготовленного ученика:
Снегирь - птица, хорошо знакомая многим. Он чуть побольше воробья. Самцы издали бросаются в глаза своей ярко-красной окраской нижней стороны тела. Самки имеют более скромный наряд. В солнечные дни февраля нередко удаётся услышать негромкую скрипучую песнь снегиря, представляющую собой неторопливые хрипловатые высвисты, воспроизводимые в разных тонах. Если внимательно понаблюдать за тем, как снегири едят рябину, можно увидеть, что они выбрасывают мякоть ягоды и поедают только семена. Поэтому под деревом, на котором кормились снегири, всегда можно найти ягоды рябины с выеденной серединой. Снегирь питается семенами и гроздьями ягод рябины, бузины, калины. Мерзлые ягоды хорошо поддаются мощному, хоть и короткому клюву.
Не страшны ему метели, Гнезда вьет зимой на ели, Крик его отрывист, прост, Кривоносый красный ... (клёст)
Клёст - селится только в хвойных лесах. На елях и соснах клесты гнездятся, семенами ели и сосны питаются сами и выкармливают своих птенцов. Концы верхней и нижней частей клюва у клестов перекрещиваются. Гуляя по лесу, можно увидеть, как время от времени с елей падают шишки. Это завтракают клесты. Клесты выводят птенцов зимой, в самые сильные морозы. Устраивая зимнее гнездо, клесты делают его массивным и толстым, чтобы оно не промёрзло. Гнездо строят оба родителя. Держатся клесты обычно стайками в 15-20 птиц. Чаще всего мы видим их летящими над лесом. Летят они волнообразным полётом, всё время, перекликаясь высокими отрывистыми голосами: "тик-тик-тик". Когда клесты рассядутся на вершину ели, увешанную шишками, и приступят к кормёжке, голос их становится более низким, цокающим: "цок-цок-цок". Иногда клесты кормятся также и на соснах и лиственницах.
IV. Физкультминутка.
V. Практическая работа в группах «Меню для птицы»
Учитель:
- Зимняя пора - трудное время для пернатых. Много их гибнет от бескормицы. Птицы перемещаются ближе к жилью человека. Постарайтесь организовать подкормку. Подойдут для кормушки и пакеты из-под молока. Надо только вырезать два-три отверстия и, насыпав корм, подвесить пакет к дереву. Синицам, поползням эта кормушка понравится. Они не боятся, что кормушка качается на ветру. Можно использовать бутылки. Между сучьями закрепить кормовой столик с бортиками, а бутылку наполнить кормом и подвесить почти вплотную к нему.
- Задача каждой группы составить меню для птицы (выбор птицы методом жеребьёвки)
Защита работы.
VI. Итог занятия.
Стихи читают хорошо читающие дети.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна -
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет - не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К вашему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
VII. Рефлексия.
- Посмотрите, у нас в классе появилась кормушка. Посадите в неё синичку, если наше занятие было для вас интересным и познавательным. Снегиря, если многое для вас было известным. Воробья, если занятие вам не понравилось, было скучно и не интересно.
Фоторепортаж «Не забываем птиц зимой!»
Литература:
Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2004.
Горьканова, А.Н. Перелетные и зимующие птицы России. [Текст]: Тематический словарь в картинках / А.Н. Горканова - М.: Изд. Школьная пресса, 2008.
Плешаков А.А. "От земли до неба" Атлас-определитель Москва "Просвещение" 2011 г.
Плешаков А.А. "Зеленые страницы" Москва "Просвещение" 2009 г.
Сборник загадок: Пособие для учителя/ сост. М.Т. Карпенко - М.: Просвещение, 1988.
Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
Интернет-ресурсы:
http://festival.1september.ru/articles/611128/http://pedsovet.su/load/143-1-0-9833http://vremyazabav.ru/zanimatelno/rebusi/rebusi-slova/62-rebusi-pro-ptic.html