Урок по русскому языку в 9 классе Комплексный анализ текста


Тема урока: Комплексный анализ текста
Цели урока:
Цель: обучение работе с текстом: умение вычленять главную мысль, определять его стиль и тип, совершенствовать речевые навыки, обогащать словарный запас. Обучение навыку работы с тестом.
Ход урока:
Организационный момент
Выразительное чтение текста
(1)И еще один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. (2)В нем вся она  — наша Россия. (3)В нем все дары ее: и ширь неограниченных возможностей, и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и четкость; и простота, и размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность, и красота.
(4)Все доступно нашему языку. (5)Он сам покорен всему мировому и надмирному, и потому властен все выразить, изобразить и передать.
(6)В нем гудение далеких колоколов и серебро ближних колокольчиков. (7)В нем ласковые шорохи и хрусты. (8)В нем травяные шелесты и вздохи. (9)В нем клекот, и грай, и свист, и щебет птичий. (10)В нем громы небесные и рыки звериные; и вихри зыбкие и плески чуть слышные. (11)В нем вся, поющая русская душа: эхо мира, и стон человеческий, и зерцало божественных видений…
(12) Пока звучит он, в своей неописуемой музыкальности, в своей открытой четкой, честной простоте, в своей скромности, в коей затаилась великая власть, в своем целомудрии, в своей кованности и ритмической гибкости, кажется, что это звучат сами именуемые предметы, знаменуя о самих себе и о том большем, что скрыто за ними. (13)А когда смолкают его звуки, столь властные и столь нежные,  то водворяется молчание, насыщенное высказанными несказанностями…
(14)Это язык острой, режущей мысли. (15)Язык трепетного, рождающегося предчувствия. (16)Язык волевых решений и свершений. (17)Язык парения и пророчеств. (18)Язык неуловимых прозрачностей и вечных глаголов.
(19)Это язык зрелого самобытного национального характера. (20)И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую зовет его — его язык…
(21)Горе нам, что не умели мы беречь наш язык и бережно растить его  — в его звучании, в его закономерной свободе, в его ритме и в ризах его органически выросшего правописания. (22)Не любить его, не блюсти его  — значит не любить и не блюсти нашу Родину.
Работа по тексту
Докажите, что данный отрывок является текстом. (Предложения связаны общей темой, идеей. Предложения связаны не только по смыслу, но и грамматически. Материал изложен последовательно, логически связан. Средства связи: местоимения, повторяющиеся слова ( в нем, он, язык). Предложения в тексте соединяются цепной и параллельной связью)
Определите тему, идею (основную мысль) текста ( Тема текста – Россия нам в дар дала дивный, могучий, поющий язык;
основная мысль - носители русского языка должны достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую его зовет – его язык…)
Определите стиль текста, аргументируйте свой ответ
( Стиль речи публицистический, в текста явно проступает авторская позиция. И.А.Ильин поднимает важную проблему бережного отношения к русскому языку. Речь автора призывная, эмоциональная. Для характеристики русского языка используются синонимы – выразить, изобразить, передать; речевые повторы, обратный порядок слов ( « И еще еще один дар дала нам наша Россия…»); лексику высокого стиля – «покорен и властен», «зерцало божественных видений», « в ризах его органически выросшего правописания»… Синтаксический строй текста характеризуется использованием рядов однородных членов «В нем ласковые шорохи и хрусты. В нем травяные шелесты и вздохи», многосоюзием «В нем клекот, и грай, и свист, и щебет птичий», синтаксическим параллелизмом «Язык трепетного, рождающегося предчувствия. Язык волевых решений и свершений. Язык парения и пророчеств. Язык неуловимых прозрачностей и вечных глаголов», неполными предложениями). Какие средства художественной выразительности использует автор в тексте?
( Эпитеты: наш дивный, наш могучий, наш поющий язык; метафоры: ризах его правописания; олицетворения: травянистые вздохи… )С какой целью автор использует их в тексте? (Эти средства помогают передать чувства автора : взволнованность, любовь к русскому языку; воздействуют на читателя, заставляя задуматься над проблемой сохранения русского языка)
Объясните лексическое значение слов: русская душа, национальный характер, блюсти его…)Подберите к словам синонимы: дивный - …, могучий-…, поющий-…Уместна ли замена слов этими синонимами?
Выполните по тексту тест:
1. В каком предложении наиболее полно отражена основная мысль?
1) 2                   2) 3                 3) 10                       4) 20
2. К какому типу речи относится текст?
рассуждение
описание с элементами рассуждения
повествование с элементами описания
повествование с элементами рассуждения
3. Какое предложение связано с предыдущим при помощи личного местоимения?
1) 5                   2)14                 3) 19                       4) 20
4. Укажите способ образования слова предчувствия (предложение № 15).
приставочный
суффиксальный
приставочно-суффиксальный
сложение
5. Какой частью речи является слово бережно (предложение № 21)
наречие
краткое прилагательное
категория состояния
краткое причастие
6. В составе какого предложения есть обособленное определение?
1) 1                          2) 85                          3) 9                     4) 20
7. Какая характеристика предложения № 3 является верной?
Сложносочинённое предложение.
Простое предложение.
Сложноподчиненное предложение.
Бессоюзное предложение.
8. Замените словосочетание «травянистые шелесты» ( предложение № 8), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
9. Выпишите слова с чередующейся гласной в корне слова из предложения № 21.
10. Выпишите грамматическую основу из предложения № 4.
V. Домашнее задание
Напишите данному тексту сочинение-рассуждение (не менее 70 слов), раскрывая смысл высказывания К.Г.Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».