История рождения стихотворения вологодской поэтессы Галины Швецовой Георгий Победоносец.


Первые шаги в науку



Бюджетное образовательное учреждение
Сокольского муниципального района
«Средняя общеобразовательная школа №1»






Секция «Родные отголоски»
(литературно-художественное краеведение и топонимика)



История рождения стихотворения Галины Швецовой
«Георгий Победоносец»




Работу выполнила:
Любченко Арина Андреевна
дата рождения – 24.03.2000 г.
свидетельство о рождении – I-ОЕА №732603
домашний адрес: 162130,
Вологодская область, город Сокол,
улица Шатенево, д.49а, кв.11
БОУ СМР «СОШ №1», 6 «Г» класс




Научный руководитель:
Тропина Евгения Александровна,
учитель русского языка и литературы
БОУ СМР "СОШ №1",
Вологодская область, город Сокол
ул. Советская, 55а, т. 2-57-48


-Всей стране надо больше знать о Вологодской области, о её замечательных людях. Открыв когда-то для себя Вологодчину, я полюбила её всем сердцем,- именно такое заявление сделала Людмила Швецова (по материалам газеты «Красный Север» 13 марта 2013г.).

В нашей работе речь пойдёт об однофамилице заместителя председателя Госдумы, сокольской поэтессе Галине Николаевне Швецовой.

Цели:
- познакомиться с биографией поэтессы;
- окунуться в её творческую лабораторию;
- узнать, как рождаются стихи


Галина Николаевна Швецова родилась в г. Сокол Вологодской области. Окончила филологический факультет ВГПИ, художественную школу, студию живописи «Спектр», местную театральную студию, а также курсы гравёров и резчиков по камню. Работала художником-оформителем, гравёром-резчиком. Занималась изданием молодёжной газеты. Преподавала в школе и гимназии литературу, русский язык, мировую художественную культуру и изобразительное искусство. Публиковалась в альманахе «Литературная Вологда» (2007г.), поэтическом сборнике «Только ветер» (В., 2008), журнале «Вологодский ЛАД». Участник двух областных семинаров молодых писателей. Победитель и неоднократный лауреат Всероссийского поэтического конкурса «Звезда полей» Московского Рубцовского центра и лауреат Всероссийского конкурса прозы Московского Рубцовского центра. Печаталась в некоторых центральных и областных журналах и газетах, также в «Российском писателе». Занимается бардовской песней. Лауреат Всероссийского конкурса «Золотое перо» (2006г.) Член Вологодского Союза писателей-краеведов.









Встретившись с поэтессой, мы узнали историю рождения стихотворения «Георгий Победоносец».
«В силу своего менталитета, а значит, и благодаря вере православной, русский народ как старший брат среди остальных: самый бесхитростный, мудрый и добрый. Потому так тяжела судьба русского народа, на который, как известно, весь мир смотрит как на опору, как на последнюю свою надежду. Кроме того, мы видим, какие изменения происходят в России, далеко не благоприятные для её исторического пути развития. Всё это не может не тревожить думающих и пишущих людей. И ни для кого не секрет, как сложно писать на исторические и политические темы. Кроме определённых знаний нужен особый талант, чтобы не скатиться в поэзии к «лозунгам», «сделанности» стихов. Тут уж именно стихов, а не Поэзии с большой буквы. Таковой вид искусства требует виртуозного владения словом и образом, не говоря об особой индивидуальности личности, почерка и свежести идей.
Как облечь в стихи свои мысли, где боль за происходящее, где «со всех сторон нагрянули они, иных времён татары и монголы» (Н. Рубцов), и думы о будущем, которое, как известно, не бывает без прошлого?
Конечно, стихотворение должно родиться как дитя, а не придуматься умом. Иначе оно не будет ни живым, ни живительным, как молитва. Оно не заставит сопереживать читателей, а, значит, и размышлять на данную тему, чтобы что-то в своей жизни изменить не в худшую сторону.
Но, поскольку невозможно не думать, не болеть душой «за судьбы Родины», рука моя сама потянулась к «перу».
На ум пришла картина интересного русского художника, которая называлась «Георгий Победоносец», - Михаила Брагина, любителя творить в стиле сюрреализма. Здесь, по моему пониманию, главное – умение мыслить образами на бумаге, такая «поэзия в красках и линиях». А на холсте был изображён воин. Настоящий, который защитит державу, не струсит, всё выдержит! Да вот беда: он Всадник, а его Конь становится врагом – Змеем. Всё бы ещё полбеды, если бы не был воин безногим»
Именно тогда, утверждает поэтесса, у неё родилось стихотворение «Георгий Победоносец», которое было посвящено Михаилу Брагину. Его напечатал в журнале «Автограф» литературовед Вячеслав Белков, назвав лучшим в поэтическом арсенале и просто лучшим, поместив на первую страницу, как анонс.

Георгий Победоносец
Закрыть глаза и устыдиться дня
Моих потомков – это ли не горе!
И да минует чаша всех сия,
И да живёт средь правнуков Егорий!

Он на коне, и попран змий конём.
Каким крестом с огнём опять креститься,
Чтоб этим самым яростным огнём
Личины вновь преобразились в лица?

Держись в седле, безногий богатырь!
Повержен враг, но яд его ужасен:
Несётся конь, не слушает узды –
Уж друг ли он, когда врагом ужален?

И вот уже ни тропки, ни огня,
Лишь ветер завывает, чуя горе.
Благослови, Господь, сыскать коня
Богатырю по имени Егорий.


Увы, не та судьба была уготована этим строкам в другом литературном журнале, известном всей читающей и пишущей России - «Ладе», в котором Галина печаталась не первый год. «Правда, ощущение чего-то нераскрытого, неточного, будто не на одном дыхании – присутствовало во мне при прочтении «Георгия», словно человеку приставили не его руку или ногу, пусть и не менее красивую, чем родная. Да и стих воспринимался мной как иллюстрация к живописи, может, и достойная, пусть и со своим усмотрением и завершением» В конце концов вещь была заброшена и практически забыта, пока не подошло время подготовки к юбилею Галины Николаевны.
«Просматривая стихи к встрече с читателями города, я натолкнулась на «Георгия Победоносца» и увидела его уже как читатель, по-иному прочувствовала образ, ту недосказанность, что была в стихе и в историческом аспекте, и в его развитии. Безысходность и возможность поменять судьбу, исторические распри в лице «тевтонов» и «татар» «иных времён».
В фильме по роману Бориса Васильева « Не стреляйте в белых лебедей» главный герой – деревенский мужик, любящий всё живое на земле. Вроде бы в ситуациях с ним и нет никаких внешних врагов, и он не на посту с мечом в руках. Никто не требует от Егора Полушкина защищать от иноземцев отечество, да и вовсе не просят мужика кого-то защищать. Но он оберегает природу - «мурашей» и лебедя от своих алчных собратьев, от мира, который катится в своём «развитии» не в том направлении.
Герой фильма – истинно русский человек: некорыстный, честный и бесстрашный, мудрый в своей доброте. Лев Гумилёв в своём философском труде говорит о защитниках рода человеческого, которые нужны людям в моменты бедствий, катастроф. В обычной жизни они не нужны обывателю, мешают ему сладко жить. Такие вот Егоры Полушкины. Приведись – Егор-Георгий отдаст жизнь за Родину, как не пожалел её за прекрасного лебедя. И понятно, почему так нелегко жить на земле настоящему Человеку, а в фильме – тёзке небесного воина – защитника Георгия Победоносца.
Из нашего времени уже видим, как важно было то, что делал герой фильма для нас всех – в прошлом и будущем, к чему ведут людей их пороки».
Так в романе была затронута тема, которая волновала и Галину: « Не случайно наш земляк, поэт Александр Яшин, лирика которого ярко социальная гражданская, с тревогой писал:
В несметном нашем богатстве
Слова драгоценные есть:
Отечество,
Верность,
Братство.
А есть ещё:
Совесть,
Честь
Ах, если бы все понимали,
Что это не просто слова,
Каких бы мы бед избежали,
И это не просто слова!
Вторя ему, добавлял Николай Рубцов: « Россия, Русь! Храни себя, храни!..» и продолжал наш земляк Александр Швецов: «и предстанут вдруг Богатыри православною темою Спаса» А сам художник Михаил Брагин был тоже без ноги, но по духу таким, как и его герой. Так, благодаря людям, что довелось узнать и поучиться у них, немножечко больше «дозрев» к описанному моменту, автор этих строк родил просто другой вариант стиха, который, видимо, пришёлся по сердцу и редколлегии «Лада». Душа поэтессы воспитана на такой великой русской классике в литературе и искусстве « задача коих – созидать жизнь на земле по заповедям небесным. Чтобы защитник наш не был сам беззащитным - безногим, твёрдо стоял на земле, как и его тёзка – наш Ангел-хранитель, - ничем и никем не одурманенный – ни вином, ни подлостью собрата». Галина Швецова приходит к мысли, что «Новый «Георгий» стал не просто иллюстрацией, а её новым пониманием этого образа.
Георгий Победоносец

Закрыть глаза и устыдиться дня
Моих потомков – это ли не горе!
И да минует чаша всех сия,
И да живёт средь правнуков Егорий!

Кривые сабли конницы степной,
Тяжёлые доспехи иноземцев –
Всех одолеет меч его стальной
На выдох
на скаку
пронзая сердце!

Держись в седле, безногий богатырь!
И попран «змий», но яд его ужасен:
Несётся конь, не слушает узды –
Уж друг ли он, когда врагом ужален?

Который век смертельный длится бой,
И, кажется, закончится к рассвету.
Ах, добрый конь гарцует под тобой,
И на сколь вёрст
иного друга
нету

На примере этого стихотворения мы видим, что Галина Николаевна Швецова подбирает родные слова, образы, звуки и краски для выражения тончайших и потаённых ощущений и мыслей.
Хочется пожелать поэтессе, чтобы в её творческой лаборатории снова и снова рождались новые интересные произведения.















































ПРИЛОЖЕНИЕ
15