Урок крымоведения Половозрастная структура. Трудовые ресурсы
Завгородняя В.В. 9класс. «Крымоведение».
Урок 11. Анализ п/р 4.
Половозрастная структура населения. Трудовые ресурсы.
Цель: организация деятельности обучающихся по изучению половозрастной структуры населения, трудовых ресурсов и прблем занятости населения Крыма.
Задачи:
Познавательная: способствовать формированию знаний о половозрастной структуре и трудовых ресурсах Крымского полуострова.
Воспитательная: обеспечить условия для формирования гуманизма, толерантности, гендерности, уважения к пожилым людям, женщинам, любви к детям, профориенцация и подготовка к осознанному выбору профессии.
Развивающая: способствовать развитию логического мышления, умений учащихся обобщать полученные знания, делать необходимые выводы по теме, анализировать статистические данные, находить пути решения проблем.
Тип: комбинированный;
Оборудование: учебник «Социально-экономический обзор Крыма 9 класс», автор Супрычев А.В., Швец А.Б.; рабочая тетрадь по крымоведению 9 класс, 2 презентации Крымстата, мультимедийное оборудование.
Методы: исследовательские, интерактивные, словесные, наглядные, практические.
Технологии: личностно-ориентированная, здоровьесберегающая, проблемная, мультимедийная, развивающая, системно-деятельностный подход, работа в группах.
Ход урока:
Организационный момент. Приветствие; фиксирование отсутствующих; проверка готовности обучающихся к уроку; настрой обучающихся на работу. Анализ п/р №4.
Мотивация: по каким ещё признакам отличается население? Для чего изучать половозрастной состав населения?
Обучающиеся формулируют тему и цель урока, планируют деятельность.
Актуализация знаний и умений. Взаимоопрос в группах. Излагают свои мысли, приводят примеры, делают выводы, рассуждают. Оценивают свой результат.
Вопросы к обсуждению:
1) Как связаны между собой понятия «региональная идентичность», «крымчане», и девиз Крыма «Процветание – в единстве!»?
2) Охарактеризуйте современный национальный состав населения полуострова.
3) Раскройте особенности конфессиональной структуры населения.
Физкультминутка
Изучение нового материала:
Актуализация опорных знаний устно фронтально: что такое половозрастная структура, п/в пирамида, трудоспособный возраст, трудовые ресурсы, безработица.
Работа с учебником и ТПО в группах: 1) Доля лиц трудоспособного возраста, младше трудоспособного возраста, старше т.в., их динамика. Построение и анализ диаграммы. Средняя продолжительность жизни в Крыму у женщин, у мужчин.
2) Занятость. Безработица, её уровень Крыму рассчитанный МОТ в 2013 году, скрытая. №4 стр30 ТПО.
3) Структура населения по полу в городской и сельской местности, в целом для Крыма.
Презентация результатов исследования классу.
7. Релаксационная пауза: приведите примеры гуманизма, толерантности, гендерности, уважения к пожилым людям, женщинам, любви к детям, осознанного выбора профессии.
8. Д/З: выучить записи, подобрать доп. информацию по теме этого и следующего уроков.
9. Демонстрация учителем фрагментов двух презентаций Крымстата с результатами переписи 2014 года.
Анализ их обучающимися. Записи в тетрадях.
10. Гимнастика для зрения.
11. Закрепление: взаимоопрос в парах по новому материалу.
12. Рефлексия. Высказывание мнений об уроке:
было интересно
было трудно
теперь я могу
меня удивило
постановка темы и цели, планирование хода следующего урока
мне захотелось..
я чувствую сейчас
13. Само, взаимооценивание результатов работы на уроке, выставление отметок учителем с обоснованием.