Рабочая программа по биологии к УМК Н.И. Сонина, 7 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №123»
Рассмотрено и Рассмотрено Утверждаю
рекомендовано педагогическим Директор гимназии
на заседании кафедры советом __________М.В.Холодкова
протокол № ___от протокол № ___ Приказ № ___ от
«_27_» августа 2015 г. «___» августа 2015г. ___ августа 2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
____________ биология____________________
(предмет)
_________ _7 А,Б,В,Г,Д___________________
(классы)
на 2015 – 2016 учебный год
Ф.И.О.
составителя рабочей
программы Мальцева Анастасия Евгеньевна
Должность
составителя рабочей
программы учитель биологии___
Барнаул 2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основании следующих нормативных документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г;
-Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089;
-Положения о структуре, порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных предметов и элективных курсов в МБОУ «Гимназия №123
-Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе на 2015/2016 уч.год;
-Учебного плана МБОУ «Гимназия №123» на 2015/2016 учебный год;
-Примерной программы по биологии для основного общего образования по биологии (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005 № 03 – 1263).
- Авторской программы основного общего образования по биологии, 7 класс, авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова - Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2010; с. 28.
Авторская программа рассчитана на 70 часов учебного времени, из них 4 часа резервное время. В авторскую программу внесены изменения. Из резервного времени один час взят на тему «Тип Иглокожие» и три часа используется на региональный экологический компонент, рассматривается в конце года. Таким образом, рабочая программа предполагает 70 часов, 2 часа в неделю.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Биология», 7 класс
Цели:
овладение учащимися знаниями о живой природе, основными методами ее изучения, учебными умениями;
формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;
подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения.
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Задачи обучения:
привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные работы, -создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
обеспечить усвоение учащимися знаний основ биологии: важнейших факторов, понятий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера в соответствии со стандартом химического образования;
продолжить развивать у обучающихся общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки.
Задачи развития:
создать условия для развития у школьников
интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы,
слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения;
положительного отношения к учебе;
умения ставить цели через учебный материал каждого урока.
Задачи воспитания:
способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей;
формировать у учащихся коммуникативную и валеологическую компетентности;
формировать гуманистические отношения и экологически целесообразное поведение в быту и в процессе трудовой деятельности;
воспитывать ответственное отношение к природе, бережное отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока.
Формы образования – урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся, комбинированный урок, лабораторные и практические работы и т.д.;
Технологии образования – индивидуальная работа, работа в малых и больших группах, поисковая работа, развивающее, опережающее и личностно-ориентированное обучение и т.д.;
Методы мониторинга знаний и умений учащихся – тестирование, устный опрос, диктант, письменный опрос, творческие работы (сообщения, презентации) и т.д.
Виды и формы контроля:
В процессе реализации рабочей программы используются следующие виды контроля: промежуточный (в форме контрольных и проверочных работ), текущий.
Для промежуточного контроля предусмотрено: Контрольных работ – 3 ;
Лабораторных работ – 10. Тематика работ указана в календарно-тематическом планировании. Возможен перенос дат контрольных работ в соответствии с расписанием и требованиями СанПиН.
Для текущего контроля предусмотрен опрос, устный или письменный в форме тестирования, фронтальный опрос, письменные индивидуальные домашние задания, а также, подготовленные учащимися сообщения по темам. Планируется несколько уроков, элементами которых будет самостоятельная работа с текстами учебника и иных источников. Предполагается выборочная проверка рабочих тетрадей учащихся (оценивается выполнение домашних заданий, работа в классе, выполнение лабораторных работ). На уроках организуется работа с опорными конспектами.
Учебно-методический комплекс:
Для учащихся:
В.Б. Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Учеб. для общеобразовательных. учреждений. - М: Дрофа, 2006. - 138с,[2].: ил.
В.Б. Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Рабочая тетрадь» 7 класс: к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. - М: Дрофа, 2012.- 144 с.
Н.Б. Огородова, Н.Б. Сысолятина, Н.И. Сонин «Биология: тетрадь для лабораторных и самостоятельных наблюдений». 7 класс: к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс.- 5-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2014.- 46 с.: ил.
Для учителя:
В.Б. Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Учеб. для общеобразовательных. учреждений. - М: Дрофа, 2006. - 138с,[2].: ил.
В.Б. Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Рабочая тетрадь» 7 класс: к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. - М: Дрофа, 2012.- 144 с.
Н.Б. Огородова, Н.Б. Сысолятина, Н.И. Сонин «Биология: тетрадь для лабораторных и самостоятельных наблюдений». 7 класс: к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс.- 5-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2014.- 46 с.: ил.
В.Н. Семенцова, В.И. Сивоглазов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. Животные». 7 класс: к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс.- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2007.-76 с.: ил.
В.Н. Семенцова, В.И. Сивоглазов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. Бактерии. Грибы. Растения». 7 класс: к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс.- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2005.-96 с.: ил.
С. И. Гуленков, Н. И. Сонин «Биология. Тестовые задания» 7 класс: к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс.- М.: Дрофа, 2011.-208 с.: ил.
Н. И. Сонин, В.Н. Семенцова, В.Н. Мишакова «Биология. Дидактические карточки-задания» 7 класс: к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс.- М.: Дрофа, 2011.-80 с.: ил.
А.В. Марина, В.И. Сивоглазов «Биология. Методическое пособие» 7 класс: к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс.- М.: Дрофа, 2015.-398 с.
Учебно-тематический план
№ раздела
Раздел/Тема
Число часов
Число часов контрольных работ
Число часов лабораторных/практических работ
Введение
3
1
Раздел 1. Царство Прокариоты
3
Тема 1.1: Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов
3
2
Раздел 2. Царство Грибы
4
2
Тема 2.1:Общая характеристика грибов.
3
2
Тема 2.2 Лишайники.
1
3
Раздел 3. Царство Растения
16
1
4
Тема 3.1 Общая характеристика растений
2
Тема 3.2 Низшие растения
2
Тема 3.3 Высшие растения
4
2
Тема 3.4 Отдел Голосеменные растения
2
Тема 3.5 Отдел Покрытосеменные (Цветковые растения)
6
1
2
4
Раздел 4. Царство Животные
38
1
4
Тема 4.1 Общая характеристика животных
1
Тема 4.2 Подцарство Одноклеточные
2
Тема 4.3 Подцарство Многоклеточные животные.
1
Тема 4.4 Двухслойные животные. Тип кишечнополостные.
3
Тема 4.5.Трехслойные животные. Тип плоские черви.
2
1
Тема 4.6 .Первично полостные. Тип круглые черви.
1
Тема 4.7: Тип Кольчатые черви
3
1
Тема 4.8:Тип Моллюски
2
Тема 4.9 Тип Членистоногие
7
1
1
Тема 4.10. Тип Иглокожие
1
Тема 4.11 Тип Хордовые. Бесчерепные животные.
1
Тема 4.12: Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс рыбы.
2
Тема 4.13: Класс Земноводные.
2
Тема4.14:Класс Пресмыкающиеся
2
Тема 4.15: Класс Птицы.
4
Тема 4.16: Класс млекопитающие
4
1
5
Раздел 5. Вирусы
2
Заключение
1
1
Экологические проблемы Алтайского края
3
всего
70
3
10
Содержание тем учебного курса
(70 часов, 2 часа в неделю)
Введение (3 часа)
Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе. Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Царства живой природы.
Раздел 1
Царство Прокариоты (3 часа)
Тема 1.1
Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов (3 часа)
Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойствa прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространенность и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии).
Демонстрация
Схемы возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов; развитие царств растений и животных, представленных в учебнике. Строение клеток различных прокариот. Строение и многообразие бактерий.
Основные понятия.
Безъядерные (прокариотические) клетки. Эукариотические клетки, имеющие ограниченное оболочкой ядро. Клетка элементарная структурно-функциональная единица всего живого.
Умения.
Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом. Характеризовать особенности организации клеток прокариот, анализировать их роль в биоценозах. Приводить примеры распространенности прокариот.
Раздел 2
Царство Грибы (4 часа)
Тема 2.1
Общая характеристика грибов (3 часа)
Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Омикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека.
Демонстрация.
Схемы строения представителей Различных систематических групп грибов. Различные представители царства Грибы. Строение плодового тела шляпочного гриба.
Лабораторные и практические работы
«Строение плесневого гриба «Мукора»».«Распознавание съедобных и ядовитых грибов».
Тема 2.2 Лишайники (1 час)
Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическая роль лишайников.
Демонстрация.
Схемы строения лишайников. Различные представители лишайников.
Основные понятия.
Царства живой природы. Доядерные (прокариотические) организмы; бактерии, цианобактерии. Эукариотические организмы, имеющие ограниченное оболочкой ядро.
Умения.
Объяснять строение грибов и лишайников. Приводить примеры распространенности грибов и лишайников и характеризовать их роль в биоценозах.
Раздел 3
Царство Растения (19 часов)
Тема 3.1
Общая характеристика растений (2 часа)
Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений; фотосинтез, пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения.
Демонстрация.
Рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений. Схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов.
Тема 3.2
Низшие растения (2 часа)
Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.
Демонстрация.
Схемы строения водорослей различных отделов.
Лабораторная работа
«Изучение внешнего строения водорослей»
Тема 3.3
Высшие растения (4 часов)
Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений.
Споровые растения. Общая характеристика, происхождение.
Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение папоротников в природе и их роль в биоценозах.
Демонстрация.
Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов. Различные представители мхов, плаунов и хвощей. Схемы строения папоротника; древние папоротниковидные. Схема пшена развития папоротника. Различные представители папоротников.
Лабораторная работа
«Изучение внешнего строения мхов».
«Изучение внешнего строения папоротника».
Тема 3.4
Отдел Голосеменные растения (2 часа)
Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространенность голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.
Демонстрация.
Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны. Различные представители голосеменных.
Лабораторная работа
«Изучение строения и многообразия голосеменных растений».
Тема 3.5
Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения (6 часов)
Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространенность цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Демонстрация.
Схема строения цветкового растения; строения цветка. Цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение). Представители различных семейств покрытосеменных растений.
Лабораторные и практические работы
«Изучение строения покрытосеменных растений».
«Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения в жизни человека».
Основные понятия.
Растительный организм. Низшие растения. Отделы растений. Зеленые, бурые и красные водоросли.
Мхи, плауны, хвощи, папоротники; жизненный цикл; спорофит и гаметофит.
Голосеменные растения; значение появления семени; жизненный цикл сосны; спорофит и гаметофит.
Высшие растения. Отделы растений. Покрытосеменные растения; значение появления плода; жизненный цикл цветкового растения; спорофит и гаметофит.
Умения.
Объяснять особенности организации клеток, органов и тканей растений. Приводить примеры распространенности водорослей, споровых, голосеменных и цветковых растений и характеризовать их роль в биоценозах.
Раздел 4
Царство Животные (37 часов)
Тема 4.1
Общая характеристика животных (1 час)
Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные.
Тема 4.2
Подцарство Одноклеточные (2 часа)
Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых. Тип Споровики; споровики паразиты человека и животных. Особенности организации представителей. Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.
Демонстрация.
Схемы строения амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки. Представители различных групп одноклеточных.
Лабораторная работа «Строение инфузории туфельки».
Тема 4.3
Подцарство Многоклеточные (1 час)
Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные губки; их распространение и экологическое значение.
Демонстрация.
Типы симметрии у многоклеточных животных. Многообразие губок.
Тема 4.4
Двухслойные животные. Тип Кишечнополостные (3 часа)
Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Роль в природных сообществах.
Демонстрация.
Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.
Тема 4.5
Трехслойные животные. Тип Плоские черви (2 часа)
Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.
Демонстрация.
Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различные представители ресничных червей. Схемы жизненных циклов печеночного сосальщика и бычьего цепня.
Тема 4.6
Первичнополостные. Тип Круглые черви (1 час)
Особенности организации круглых червей (на примере аскариды человеческой). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития аскариды человеческой; меры профилактики аскаридоза.
Демонстрация.
Схема строения и цикл развития аскариды человеческой. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.
Тема 4.7
Тип Кольчатые черви (3 часа)
Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.
Демонстрация.
Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа кольчатых червей.
Лабораторная работа «Внешнее строение дождевого червя».
Тема 4.8
Тип Моллюски (2 часа)
Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы Брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Демонстрация.
Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.
Лабораторная работа «Внешнее строение моллюсков».
Тема 4.9
Тип Членистоногие (7 часов)
Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.
Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах.
Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах.
Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным метаморфозом. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.
Демонстрация.
Схема строения речного рака. Различные представители низших и высших ракообразных. Схема строения паука-крестовика. Различные представители класса. Схемы строения насекомых различных отрядов; многоножек.
Лабораторная работа
«Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих».
Тема 4.10 Тип Иглокожие (1 час)
Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.
Демонстрация.
Схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии. Схема придонного биоценоза.
Тема 4.11
Тип Хордовые. Бесчерепные (1 час)
Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.
Демонстрация.
Схема строения ланцетника.
Тема 4.12
Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (2 часа)
Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.
Демонстрация.
Многообразие рыб. Схема строения кистеперых и лучеперых рыб.
Лабораторная работа
«Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни».
Тема 4.13
Класс Земноводные (2 часа)
Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.
Демонстрация.
Многообразие амфибий. Схема строения кистеперых рыб и земноводных.
Лабораторная работа
«Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни».
Тема 4.14
Класс Пресмыкающиеся (2 часа)
Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.
Демонстрация.
Многообразие пресмыкающихся. Схема строения земноводных и рептилий.
Тема 4.15
Класс Птицы (4 часа)
Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоемов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Демонстрация.
Многообразие птиц. Схема строения рептилий и птиц.
Лабораторная работа «Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни».
Тема 4.16
Класс Млекопитающие (4 часа)
Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, Грызуны, зайцеобразные, хищные, ластоногие, китообразные, непарнокопытные, парнокопытные, приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана цепных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).
Демонстрация
схем, отражающих экологическую дифференцировку млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Схема строения рептилий и млекопитающих.
Лабораторные и практические работы
«Изучение строения млекопитающих».
«Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения и жизни человека».
Основные понятия.
Животный организм. Одноклеточные животные. Многоклеточные животные. Систематика животных; основные типы беспозвоночных животных, их классификация.
Основные типы червей, их классификация. Лучевая и двусторонняя симметрия. Вторичная полость тела (целом).
Моллюски. Смешанная полость тела.
Систематика членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.
Тип Хордовые. Внутренний осевой скелет, вторичноротость.
Надкласс Рыбы. Хрящевые и костные рыбы. Приспособления к водному образу жизни, конечности, жаберный аппарат, форма тела.
Класс Земноводные. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии. Приспособления к водному и наземному образу жизни, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания.
Класс Пресмыкающиеся. Многообразие пресмыкающихся: чешуйчатые, крокодилы, черепахи. Приспособления к наземному образу жизни, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания.
Класс Птицы. Многообразие птиц. Приспособления к полету, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания.
Класс Млекопитающие. Многообразие млекопитающих.
Умения.
Объяснять особенности животного организма. Приводить примеры распространенности простейших и характеризовать их роль в биоценозах.
Объяснять особенности организации многоклеточного животного организма. Приводить примеры распространенности многоклеточных и характеризовать их роль в биоценозах.
Приводить примеры распространенности плоских и круглых червей и характеризовать их роль в биоценозах.
Объяснять особенности организации многощетинковых и малощетинковых кольчатых червей. Приводить примеры распространенности червей и характеризовать их роль в биоценозах.
Объяснять особенности организации моллюсков. Приводить примеры их распространенности и характеризовать роль в биоценозах.
Объяснять особенности организации членистоногих. Приводить примеры их распространенности и характеризовать роль в биоценозах.
Объяснять принципы организации хордовых животных и выделять прогрессивные изменения в их строении.
Объяснять принципы организации рыб и выделять прогрессивные изменения в их строении.
Объяснять принципы организации амфибий, выделить прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой – рыбами.
Объяснять принципы организации рептилий, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой – амфибиями.
Объяснять принципы организации птиц, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой – рептилиями.
Объяснять принципы организации млекопитающих, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой рептилиями.
Раздел 5
Царство Вирусы (2 часа)
Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.
Демонстрация.
Модели различных вирусных частииц. Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи инфекции. Схемы, отражающие процесс развития вирусных заболеваний.
Основные понятия.
Вирус, бактериофаг. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусные инфекционные заболевания, меры профилактики.
Умения.
Объяснять принципы организации вирусов, характер их взаимодействия с клеткой.
Повторение, итоговое тестирование и анализ тестирования (3 часа)
Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 7 класс
В результате изучения предмета учащиеся 7 классов должны:
знать/понимать
особенности жизни как формы существования материи;
фундаментальные понятия биологии;
о существовании эволюционной теории;
основные группы прокариот, грибов, растений и животных, особенности их организации, многообразие, а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;
уметь
пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
владеть языком предмета.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных;
соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
наблюдать -
- результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов.
- приготовить микропрепарат для рассматривания их под микроскопом;
- проводить наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных;
Система оценки достижений учащихся
Критерии оценки разработаны учителями и утверждены на заседании кафедры.
1. Контроль знаний в форме тестов закрытого и открытого типа
Отметка «5» - ставится, если тест выполнен без ошибок (100%)
Отметка «4» - ставится, если выполнено верно 13 QUOTE 1415 теста (75%)
Отметка «3» - ставится, если выполнено верно 13 QUOTE 1415 теста (50%)
Отметка «2» - ставится, если выполнено верно 13 QUOTE 1415менее 13 QUOTE 1415 теста (менее 50%)
Для оценки устных ответов используются критерии из Положения о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБОУ «Гимназия №123»
Критерии выставления отметок за устные ответы:
Отметка «отлично» (5 баллов) выставляется, если учащийся:
последовательно, четко. Связано, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал; дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии
показывает понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий. Взаимосвязей; умеет выделять главное, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами;
самостоятельно анализирует и обобщает теоретический материал, результаты проведенных наблюдений и опытов, свободно устанавливает межпредметные ( на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи;
уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении новых ранее не встречавшихся задач;
излагает учебный материал научным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя;
рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет упорядоченную систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; имеет необходимые навыки работы с приборами, схемами. Чертежами и графиками, сопутствующим ответу;
допускает в ответе недочеты, которые легко исправляет по требованию учителя.
Отметка «хорошо» (4 балла) выставляется, если учащийся:
показывает знания всего изученного материала;
дает в основном правильный ответ; учебный материал излагает в обоснованной логической последовательности с приведением конкретных примеров, при этом допускает одну или не более двух недочетов в использовании терминологии учебного материала, которые может исправить самостоятельно при помощи учителя;
анализирует и обобщает теоретический материал, результаты проведенных наблюдений и опытов с помощью учителя;
соблюдает основные правила культуры устной речи, применяет упорядоченную систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ
Отметка «удовлетворительно» (3 балла) выставляется, если обучающийся:
демонстрирует усвоение основного содержания учебного материала, имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению учебного материала;
применяет полученные знания при ответе на вопрос, анализе предложенных ситуаций по образцу;
допускает ошибки в использовании терминологии учебного предмета;
показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки;
затрудняется при анализе и обобщении учебного материала, результатов проведенных наблюдений и опытов;
дает неполные ответы на вопросы учителя или воспроизводит содержание ранее прочитанного учебного текста, слабо связанного с заданным вопросом:
использует неупорядоченную систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ.
Отметка «неудовлетворительно» (2 балла) выставляется, если учащийся;
не раскрыл основное содержание учебного материала в пределах поставленных вопросов
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.
Критерии оценки разработаны учителями и утверждены на заседании кафедры.
Отметка "5" ставится, если ученик:
правильно определил цель опыта;
выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
или было допущено два-три недочета;
или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
или эксперимент проведен не полностью;
или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности труда.
Оценка деятельности учащихся при работе с рисунками, схемами, таблицами
Отметка «5» - ставится, если работа выполнена точно, есть обозначения и подписи, правильно установлены причинно-следственные, пространственные и временные связи, при описании используются только существенные признаки, сделаны выводы.
Отметка «4» - ставится, если есть неточность при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы, отсутствуют обозначения и подписи; есть ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам.
Отметка «3» - ставится, если при описании объектов преобладают несущественные его признаки, учащийся не может подтвердить свой ответ схемой, рисунком.
Отметка «2» - ставится, если учащийся не знает фактический материал, проявляет отсутствие умения выполнять рисунки, схемы, неправильно заполняет таблицы.
Общая характеристика учебного процесса
При преподавании предмета акцент делается на личностно-ориентированный подход, используются элементы проблемного обучения, элементы системно-деятельностного подхода, при изучении материала, являющегося наиболее сложным для усвоения, применяются приемы технологии полного усвоения.
Основной формой организации образовательного процесса является классно-урочная форма. На уроках организуется индивидуальная, фронтальная, парная и групповая работа.
При выборе методов и форм обучения учитывается тип урока.
На уроках изучения нового учебного материала используются различные методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся:
словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа, рассказ, лекция, доклад ученика);
наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (демонстрация опыта, видеофильм, наблюдение, иллюстрации),
передачи информации с помощью практической деятельности (лабораторный опыт, работа с книгой, анализ таблиц и схем, работа с коллекциями).
На уроках формирования и совершенствования умений и навыков чаще используется практическая деятельность (лабораторные опыты, выполнение упражнений).
На уроках обобщения и систематизации знаний используются словесные методы (дискуссии, беседы), а также практическая деятельность (практические упражнения, анализ таблиц, схем, решение творческих заданий).
На уроках контроля и коррекции знаний, умений и навыков используются как устные методы (индивидуальный, фронтальный опрос, взаимоопрос), так и письменные (контрольная работа, компьютерное тестирование), а также зачетные Практические работы.
Большая часть уроков – это комбинированные уроки, на которых в зависимости от задач этапа урока и характера учебной ситуации, могут использоваться любые методы из методов, описанных выше.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Основная литература для учителя:
В.Б. Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Учеб. для общеобразовательных. учреждений. - М: Дрофа, 2006. - 138с,[2].: ил.
В.Б. Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Рабочая тетрадь» 7 класс: к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. - М: Дрофа, 2012.- 144 с.
Н.Б. Огородова, Н.Б. Сысолятина, Н.И. Сонин «Биология: тетрадь для лабораторных и самостоятельных наблюдений». 7 класс: к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс.- 5-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2014.- 46 с.: ил.
В.Н. Семенцова, В.И. Сивоглазов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. Животные». 7 класс: к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс.- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2007.-76 с.: ил.
В.Н. Семенцова, В.И. Сивоглазов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. Бактерии. Грибы. Растения». 7 класс: к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс.- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2005.-96 с.: ил.
С. И. Гуленков, Н. И. Сонин «Биология. Тестовые задания» 7 класс: к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс.- М.: Дрофа, 2011.-208 с.: ил.
Н. И. Сонин, В.Н. Семенцова, В.Н. Мишакова «Биология. Дидактические карточки-задания» 7 класс: к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс.- М.: Дрофа, 2011.-80 с.: ил.
А.В. Марина, В.И. Сивоглазов «Биология. Методическое пособие» 7 класс: к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс.- М.: Дрофа, 2015.-398 с.
Программа для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонина. Биология. 5-11 классы/ сост. И.Б. Морзунова.- 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 254 с.
М.В. Высоцкая «Биология. Поурочные планы» 7 класс: по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс.- Волгоград.: Учитель, 2008.-447 с.
Дополнительная литература для учителя:
Мамонтов С.Г., Захаров В,Б., Козлова Т.А. Основы биологии: книга для самообразования. М.: Просвещение, 1992.
Медников Б.В. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994
Сонин Н.И. Биология. Живой организм: учебник для 6 класса средней школы. М.: Дрофа, любое издание с 2007
В.Н. Семенцова «Планирование уроков биологии. Мониторинг учебных достижений. Творческие задания». «Паритет» Санкт-Птербург.2002 г.
Козлова Т.А., Кучменко В.С. «Биология в таблицах.6-11 классы: Справочное пособие, -М.:Дрофа, 2002 г.
Научно-популярная литература:
Акимушкин И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). М.: Мысль, 1999.
Акимушкин И. Мир животных (млекопитающие, или звери). М.: Мысль, 1999.
Акимушкин И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные). М.: Мысль, 1999.
Акимушкин И. Невидимые нити природы. М.: Мысль, 1985.
Гржимек Б. Дикое животное и человек. М.: Мысль, 1982.
Евсюков В. В. Мифы о Вселенной. Новосибирск: Наука, 1988.
Уинфри А. Т. Время по биологическим часам. М.: Мир, 1990.
Шпинар 3. В. История жизни на Земле / худож. 3. Буриан. Прага: Атрия, 1977.
Эттенборо Д. Живая планета. М.: Мир, 1988.
Эттенборо Д. Жизнь на Земле. М.: Мир, 1984.
Яковлева И., Яковлев В. По следам минувшего. М.: Детская литература, 1983.
Литература для учащихся:
В.Б. Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Учеб. для общеобразовательных. учреждений. - М: Дрофа, 2006. - 138с,[2].: ил.
В.Б. Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Рабочая тетрадь» 7 класс: к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. - М: Дрофа, 2012.- 144 с.
Н.Б. Огородова, Н.Б. Сысолятина, Н.И. Сонин «Биология: тетрадь для лабораторных и самостоятельных наблюдений». 7 класс: к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс.- 5-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2014.- 46 с.: ил.
Для обеспечения образовательного процесса используются:
оборудование кабинета биологии в соответствии с «Требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования»;
методические разработки учителя на электронных и бумажных носителях;
Печатные пособия:
комплект портретов ученых – биологов (постоянная экспозиция)
Таблицы
таблицы по зоологии 7 класс (для школ)
таблицы по ботанике 7 класс (для школ)
Технические средства обучения
компьютер
мультимедийный проектор
экран проекционный
Учебно- практическое и учебно-лабораторное оборудование
Микроскоп учебный (школьный)
Набор для микроскопирования по биологии (лоток)
Микропрепараты: комплект микропрепаратов "Зоология"
Скелет человека на подставке
Скелеты: млекопитающего, рыбы, птицы, лягушки в наборах
Динамические пособия, муляжи, коллекции
« классификация растений и животных»
« строение клетки»
Календарно-тематическое планирование
Дата
№ урока
Тема
Виды контроля
Примечания
1.09-6.09
1/1
2/2
Введение: 3 часа.
Мир живых организмов. Уровни организации живого.
Основные положения учения Дарвина о естественном отборе.
Фронтальная беседа
Устный опрос
Письменная работа в тетр.
Электр. през.
7.09-13.09
3/3
4/1
Естественная система живой природы. Царства живой природы.
Раздел 1 Царство Прокариоты 3 часа
Тема 1.1: Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов 3 ч.
Происхождение и эволюция бактерий. Многообразие форм бактерий.
Фронтальная беседа
Устный опрос
Письменная работа в тетр.
Элетр. Пр.
14.09-20.09
5/2
6/3
Строение бактериальной клетки. Типы обмена у прокариот.
Экологическая роль и медицинское значение бактерий
Выборочная проверка тетр. Сообщения учащихся.
Электр. пр.
Учеб. фильм
21.09-27.09
7/1
8/2
Раздел 2 Царство Грибы 4 часа
Тема 2.1:Общая характеристика грибов 3 часа
Происхождение и эволюция грибов.
Отдел Настоящие Грибы.
Л\Р.№1: « Строение плесневого гриба».
Работа в тетр
со схемами и табл.
Сам. письм. работа.
Электр. пр.
Раздаточный материал (плесень на хлебе)
28.09-4.10
9/3
10/1
Строение шляпочных грибов. Роль в природе. Л. Р. № 2: « Съедобные и ядовитые грибы Алтайского края».
Тема 2.2 Лишайники. 1 час.
Общая характеристика лишайников. Строение и роль в природе
Проверка тетр.
Фронт. Беседа.
Работа в тетр.
Электр. пр.
Раздаточ. матер. (коллекция)
Электр. пр.
5.10-11.10
11/1
12/2
Раздел 3 Царство Растения 16 часов.
Тема 3.1 Общая характеристика растений 2 часа:
Общая характеристика растений.
Особенности жизнедеятельности растений.
Фронтальная беседа.
Сообщения учащихся
Учеб. фильм
12.10-18.10
13/1
14/2
Тема 3.2 Низшие растения.2 часа:
Водоросли, общая характеристика.
Многообразие водорослей, роль в природе и практическое значение.
Фронтальная беседа.
Работа в тетр.
Электр. пр.
19.10-25.10
15/1
16/2
Тема 3.3 Высшие растения 4 часа:
Общая характеристика подцарства Высшие растения.
Споровые растения. Отдел Моховидные. Л\Р.№3:
«Строение кукушкиного льна».
Проверка тетр. Сообщения.
Работа в тетр.
Проверка тетр. Сообщения.
Учеб. фильм
Демонстрация раздат.мат.
26.10-1.11
17/3
18/4
Отдел Плауновидные, отдел Хвощевидные - строение и жизнедеятельность.
Отдел Папоротниковидные. Жизненный цикл и роль в природе
Л\Р№4: « Строение папоротника»
Проверка тетр.
Фронт. Беседа.
Работа в тетр.
Электр. пр.
Электр. пр.
Раздат.мат. (гербарий)
02.11-08.11
Каникулы
09.11-15.11
19/1
20/2
Тема 3.4 Отдел Голосеменные растения 2 часа:
Особенности строения и жизни голосеменных.
Многообразие и роль в природе. Практическое значение голосеменных.
Фронтальная беседа.
Сообщения
Электр. пр.
16.11-22.11
21/1
22/2
Тема 3.5 Отдел Покрытосеменные (Цветковые растения) 6 часов:
Отдел Покрытосеменные, особенности организации, размножение.
Класс двудольные. Семейство Крестоцветные, Розоцветные Л\Р.№5: « Строение цветка и плода».
Фронтальная беседа
Работа в тетр.
Учеб. фильм
Демонстрация муляжей и живых цветков
23.11-29.11
23/3
24/4
Семейство пасленовые, Бобовые. Класс двудольные.
Класс Однодольные. Семейство Злаковые. Л\Р№6: « Строение злакового растения».
Проверка тетр.
Сообщения.
Работа в тетр.
Электр. пр.
Раздат.мат. (гербарий)
30.11-6.12
25/5
26/6
Класс однодольные. Семейство Лилейные. Обобщение по теме: Царство Растения.
Контрольная работа №1 «Особенности растительного организма и роль растений».
Фронт .беседа
Контрольная работа
Электр. пр.
В тестовой форме
7.12-13.12
27/1
28/1
Раздел 4 Царство Животные 38 часов.
Тема 4.1 Общая характеристика животных 1 час.
Организм животного – единое целое Систематика животных.
Тема 4.2 Подцарство Одноклеточные. 2 часа:
Общая характеристика простейших.
Фронтальная беседа.
Работа со схемами в тетр.
Фронтальная беседа.
Электр. пр.
Электр. пр.
14.12-20.12
29/2
30/1
Разнообразие простейших, роль в
биоценозах, жизни человека.
Тема 4.3 Подцарство Многоклеточные животные. 1 час.
Общая характеристика многоклеточных.
Сообщения.
Сам. работа
в тетрадях.
21.12-27.12
31/1
32/2
Тема 4.4 Двухслойные животные. Тип кишечнополостные. 3 часа:
Особенности строения и жизни.
Многообразие и распространение кишечнополостных.
Проверка тетр., фронт. Беседа.
Сообщения.
Учеб. фильм
28.12-3.01
Каникулы
4.01-10.01
Каникулы
11.01-17.01
33/3
34/1
Роль в природных сообществах и для человека.
Тема 4.5.Трехслойные животные. Тип плоские черви. 2 часа:
Особенности организации плоских червей.
фронт. беседа.
Работа с опорн. конспектом
Электр. пр.
18.01-24.01
35/2
36/1
Плоские черви-паразиты. Меры профилактики. Л.Р.№7 «Изучение цикла развития бычьего цепня».
Тема 4.6 .Первично полостные. Тип круглые черви. 1час.
Особенности организации круглых червей. Цикл развития аскариды.
Сообщения, работа в тетр.
Фронт. Беседа
Электр. пр.
25.01-31.01
37/1
38/2
Тема 4.7: Тип Кольчатые черви 3 ч.
Особенности организации кольчатых червей. Л. Р. №8 «Внешнее строение дождевого червя».
Многообразие червей. Значение в биоценозах.
Фронтальная беседа, работа в тетр.
Сообщения.
Электр. пр.
Электр. пр.
01.02-07.02
39/3
40/1
Класс многощетинковые и малощетинковые, пиявки.
Тема 4.8:Тип Моллюски.2 часа:
Особенности организации моллюсков, их происхождение.
Сообщения.
Фронтальная беседа.
Фильм по гирудотерапии
08.02-14.02
41/2
42/1
Многообразие моллюсков, значение в биоценозах и для человека.
Тема 4.9 Тип Членистоногие 7часов.
Происхождение и особенности организации членистоногих.
Сообщения учащихся.
Фронт. беседа.
Учеб. фильм
Электр. пр.
15.02-21.02
43/2
44/3
Класс ракообразные, общая характеристика, многообразие. Класс паукообразные. Общая характеристика. Пауки и клещи – роль в природе.
Сообщения
Фронтальная беседа..
Электр. пр.
22.02-28.02
45/4
46/5
Класс насекомые. Л.Р.№ 9: «Особенности строения насекомых на примере коллекций».
Отряды насекомых с полным метаморфозом.
Устный опрос, работа в тетр.
Опорный конспект.
Электр. пр.
Демонстрация коллекций
Электр. пр.
29.02-06.03
47/6
48/7
Отряды насекомых с неполным метаморфозом. Роль насекомых в биоценозах.
Контрольная работа №2: «Биологические особенности типа Членистоногие».
Фронт. беседа
Работа в тетр.
Электр. пр.
В тестовой форме
07.03-13.03
49/1
50/1
Тема 4.10. Тип Иглокожие 1 час
Строение иглокожих, их многообразие и экологическая роль.
Тема 4.11 Тип Хордовые. Бесчерепные животные. 1 час.
Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: Ланцетник.
Фронт беседа.
Фронт. беседа
Учеб. фильм
14.03-20.03
51/1
52/2
Тема 4.12: Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс рыбы. 2 часа.
Общая характеристика позвоночных.
Рыбы. Черты приспособленности к среде обитания. Значение рыб.
Опорный конспект.
Сообщения учащихся.
Учеб. фильм
Электр. пр.
21.03-27.03
Каникулы
28.03-03.04
53/1
54/2
Тема 4.13: Класс Земноводные. 2 часа
Класс Земноводные. Общая характеристика. Размножение
Размножение и развитие земноводных, многообразие, экологическая роль.
Фронт. беседа
Сообщения
Учеб. фильм
04.04-10.04
55/1
56/2
Тема4.14:Класс Пресмыкающиеся 2ч.
Общая характеристика рептилий.
Многообразие рептилий, экологическая роль.
Фронт .беседа
Сообщения.
Электр. пр.
11.04-17.04
57/1
58/2
Тема 4.15: Класс Птицы.4 часа. Происхождение птиц. Особенности строения и жизнедеятельности.
Внутреннее строение и размножение птиц.
Фронт. беседа
Опорный конс.
Учеб. фильм
18.04-24.04
59/3
60/4
Экологические группы птиц.
Охрана птиц и роль в природе, жизни человека.
Сообщения.
Сообщения.
Электр. пр.
Учеб. фильм
25.04-01.05
61/1
62/2
Тема 4.16: Класс млекопитающие 4 ч.
Происхождение и строение млекопитающих. Низшие звери.
Плацентарные млекопитающие. Л. Р.№10: «Изучение строения скелета млекопитающего»
Фронт. беседа
Конспект.
Электр. пр.
Учеб. фильм
Демонстрация скелетов
02.05-08.05
63/3
64/4
Размножение и развитие млекопитающих. Забота о потомстве.
Многообразие млекопитающих. Роль в природе и для человека.
Фронтальная беседа.
Сообщения.
Электр. пр.
Учеб. фильм
09.05-15.05
65/1
66/2
Раздел 5. Вирусы 2 ч.
Общая характеристика Вирусов.
Вирусы – возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика
Фронтальная
Беседа.
Сообщения.
Учеб. фильм
16.05-22.05
67/1
68/1
Заключение 1 час.
Контрольная работа № 3 «Многообразие млекопитающих и роль в природе и жизни человека».
Редкие исчезающие виды животных Алтайского края. Красная книга Алтайского края.
Фронтальная беседа.
В тестовой форме
Электр. пр.
23.05-29.05
69/2
70/3
Меры по охране редких видов животных. Заповедники и заказники Алтайского края.
Редкие исчезающие виды растений Алтайского края. Меры по охране.
Сообщения
Сообщения.
Учеб. фильм
Календарно-тематическое планирование индивидуального обучения на дому
Биология 7 класс 2015-2016 учебный год, 0,5 ч. в неделю.
Дата
№ урока
Тема
Виды контроля
Примечания
1.09-
13.09
1
Введение.
Раздел 1 Царство Прокариоты.1ч
Введение. Происхождение и значение бактерий.
беседа
Письменная работа в тетр.
14.09-
27.09
2
Раздел 2 Царство Грибы 2ч
Происхождение, особенности строение грибов.
Работа в тетр
со схемами и табл.
Учеб. фильм
28.09-
11.10
3
Отдел Настоящие Грибы.
Лишайники.
Беседа.
12.10-
01.11
4
Раздел 3 Царство Растения.4ч
Общая характеристика растений.
Водоросли.
Особенности организации, жизненного цикла мхов, плаунов, хвощей, папоротников
беседа.
Работа в тетр.
Электр. пр.
Учеб. фильм
02.11-08.11
Каникулы
09.11-
22.11
5
Отдел Голосеменные
Особенности организации и размножение покрытосеменных.
беседа
Электр. пр.Учеб. фильм
23.11-
06.12
6
Класс двудольные. Семейства розоцветные, крестоцветные, пасленовые
беседа
Электр. пр.
07.12-
20.12
7
Класс Однодольные (семейства лилейные, злаковые)
Контрольная работа №1 «Особенности растительного организма и роль растений».
Контрольная работа
21.12-27.12
8
Раздел 4 Царство Животные.
Систематика животных. Тип Простейшие, особенности строения, многообразие
Тип Кишечнополостные.
Сам. работа
в тетрадях.
Беседа
Учеб. фильм
28.12-03.01
Каникулы
04.01-10.01
Каникулы
11.01-
24.01
9
Тип Плоские черви.
Тип Круглые черви.
беседа
Электр. пр.
25.01-
07.02
10
Тип Кольчатые черви.
Тип Моллюски, многообразие, строение и значение.
беседа, работа в тетр.
Электр. пр.
08.02-
21.02
11
Тип членистоногие, многообразие и особенности организации ракообразных и паукообразных
беседа
Учеб. фильм
22.02-
06.03
12
Класс насекомые.
Контрольная работа №2: «Биологические особенности типа Членистоногие».
работа в тетр.
Контрольная работа.
Электр. пр.
Учеб. фильм
07.03-20.03
13
Тип Хордовые животные. Класс Рыбы. Черты приспособленности к среде обитания, строение, значение
Опорный конспект.
Учеб. фильм
Электр. пр.
21.03-27.03
Каникулы
28.03-
10.04
14
Класс Земноводные.
Класс Пресмыкающиеся
беседа
Электр. пр.
11.04-
24.04
15
Тема 4.15: Класс Птицы.4 часа. Класс Птицы.
беседа
25.04-
08.05
16
Тема 4.16: Класс млекопитающие
Класс Млекопитающие.
беседа
Учеб. фильм
09.05-15.05
17
Домашние млекопитающие
Контрольная работа № 3 «Многообразие млекопитающих и роль в природе и жизни человека».
Контрольная работа
16.05-
29.05
18
Раздел 5. Вирусы. Заключение
Вирусы. Заключительный урок.
беседа
Учеб.фильм
Лист изменений в календарно-тематическом планировании
№ не проведенного урока по порядку
Тема
Причина корректировки, № приказа, дата
Суть
корректировки
13PAGE 15
13PAGE 14515
15