Презентация к уроку русского языка в 10-ом классе Виды сложных предложений
Цель: обобщить и закрепить знания учащихся по теме урока.Повторение. Виды сложных предложений. Учитель русского языка и литературы МБОУ «Кыллахская СОШ» Олекминского района Республики Саха (Якутия)Фокина Варвара Васильевна
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
Тема урока: «Повторение и обобщение знаний о сложных предложениях и знаках препинания в них».Исходя из темы урока , какими должны быть цели нашего урока?Цели: ● Закрепить знания о ССП, СПП, БСП, уметь определять их, ставить знаки препинания .● Уметь определять значения в БСП.● Готовиться к ЕГЭ.
А ) Лингвистическая разминка.Поставьте ударение в словах: августовскийанатомбрала (уроки музыки)бензопроводваловойгналазавидныйзанятьзанялаизбаловать
Проверяем!АвгустовскийанАтомбралА (уроки музыки)бензопровОдваловОйгналАзавИдныйзанЯтьзанялАизбаловАть«5» – 10;«4» - 8;«3» - 6;«2» - 5 и меньше.
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕСОЮЗНОЕ БЕССОЮЗНОЕСложносочиненноеСложноподчиненное
Отсутствие запятой в ССП.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Запятая не ставится, если части ССП имеют :Примеры- Общий второстепенный член:[Вскоре после восхода набежала туча] и [брызнул короткий дождь].- Общую придаточную часть:[Уже совсем рассвело] и [народ стал подниматься] , (когда я вернулся домой).- Общее вводное слово (словосочетание) или частицу:[Как это часто бывает, вспоминается хорошее] и [забывается плохое].[Да здравствует солнце] и [скроется тьма! ].- Если соединяются два вопросительных предложения:[Это кто такие] и [что им надобно?]- Два восклицательных предложения:[Как он смешон] и [как глупы его выходки!]- Два побудительных предложения:[Подпустить врага] и [дать огонь по команде!]- Два назывных предложения:[Мороз] и [солнце]… (Пушкин)
ЗаданиеГрафически покажите, почему поставили или не поставили запятые в предложениях.
Кажется, лист не шелохнется и веточка не скрипнет.Когда началась гроза, игра прекратилась и дети бросились домой.Прогулка в зимнем саду и катание на санках.Который теперь час и сколько времени нам еще осталось ждать.Нужно написать работу и следует объяснить допущенные в ней ошибки.
[Кажется, лист не шелохнется] и [веточка не скрипнет]. ССП(Когда началась гроза), [игра прекратилась] и [дети бросились домой]. СПП[Прогулка в зимнем саду] и [катание на санках]. ССП[Который теперь час] и [сколько времени нам еще осталось ждать]? ССП[Нужно написать работу] и [следует объяснить допущенные в ней ошибки]. ССП«5» -0; «4» - 4; «3» - 3; «2» - далее
Отсутствие запятой в СПП.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Запятая не ставится:Примеры- Если придаточная часть состоит из одного только союзного слова (местоимения или наречия):[Трудно сказать] (почему).Если позвонят - узнай ( кто и зачем).- На стыке двух подчинительных союзов или сочинительного и подчинительного, если придаточную часть нельзя изъять или переставить в другое место (это сопровождается обычно наличием второй части союза – то, но, так):[Мы вошли в лес], и (хотя нас одолевали комары), но [мы быстро достигли цели].[Он сказал], (что (если будет свободен вечером), то придет ко мне).(ср.: Он сказал, что, если будет свободен вечером, придет ко мне.){5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} после присоединительного сочинительного союза И, А, НО, стоящего в начале СПП:(А когда взошло солнце), [перед нами открылся вид на долину].
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.Но было страшно подумать (1) что (2) как бы скоро он ни бежал (3) его будут провожать все дома (4) и он успеет задохнуться (5) прежде чем выбежать за город.1) 1,3,4 2) 2,3,5 3) 1,3,5 4) 1,2,3,4,5 Ответ: 42. Но многие (1) вероятно (2) остались в твердом убеждении (3) что (4)если б гарнизон показал более храбрости и поспешности (5) то (6) по крайней мере (7) десятка два хищников остались бы на месте. (М.Ю.Лермонтов).1) 2,3,5,7 2) 1,2,3,4,5 3) 1,2,3,5,6,7 4) 3,4,5,7 Ответ: 3Он обещал скоро вернуться (1) но (2) не уточнил (3) когда.1) 1 2) 1,2 3) 1,3 4) 1,2,3 Ответ: 1
Знаки препинания в БСПБСП – это такая синтаксическая структура, в которой составляющие ее части соединены по смыслу и с помощью интонации. В таких предложениях нет ни союзов, ни союзных слов.
Знаки препинанияЧем заменить знак в БСППримеры[ ], [ ] Перечис.фактовИЛуна сияла, июльская ночь была тиха.[ ]; [ ], [ ].Перечисление фактовИВсе сугробы да овраги; поминутно сани опрокидывались, поминутно он их подымал.[ ] : [ причина ]потому чтоВдруг потемнело : набежала на солнце туча.[ ] : [ пояснение ]а именноУтро было чудесным : умытый лес улыбался, пели птицы.[ ] : [ дополнение ]чтоЯ знаю : в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.[ ] – [ ] Противопост.аЛето запасает – зима поедает.[ время ] – [ ]Когда(в начале пред.) Кончил дело – гуляй смело.[ условие ] – [ ]Если( в начале пред.)Посеешь ветер – пожнешь бурю.[ ] – [ вывод, следствие]так чтоДети стали большими – им надо серьезно учиться.[ ] - [ ] смена событийРаздался выстрел – зверь упал. [ ] - [ сравнение ]Как, словно, будтоСкажет слово – соловей запоет.Знаки препинания в БСП
Будьте внимательны: некоторые значения БСП могут совпадать (например, условия и времени; следствия и быстрой смены событий). Смысл предложений может зависеть от конкретной интонации, поэтому допускаются разные толкования:Село опустело, молодежь разъехалась (перечисление).Село опустело: молодежь разъехалась (причина).
Практическая работаЗадание: укажите смысловые отношения между частями БСП и расставьте недостающие знаки препинания.Быстро прибывала вода заплескивала землю, смывая грязь, грязь расходилась темным дымом по мутно-синей воде.Утром просыпаемся снег валом валит.Леонтьев услышал свист крыльев, поднял голову с лесных болот большими стаями летели дикие утки.Многое изменилось в хуторе. Похоронив друзей, заметно сдал и неузнаваемо изменился дед Щукарь он стал нелюдим, неразговорчив, еще более, чем прежде слезлив.О многом хотелось спросить Тихона, но Артамонов молчал все равно у Тихона ничего не поймешь.
.Ответы: 1. Быстро прибывала вода, заплескивала землю, смывая грязь, грязь расходилась темным дымом по мутно-синей воде (перечисление) 2. Утром просыпаемся - снег валом валит (смена событий) 3. Леонтьев услышал свист крыльев, поднял голову: с лесных болот большими стаями летели дикие утки (дополнение)4. Многое изменилось в хуторе. Похоронив друзей, заметно сдал и неузнаваемо изменился дед Щукарь: он стал нелюдим, неразговорчив, еще более, чем прежде слезлив (пояснение)5. О многом хотелось спросить Тихона, но Артамонов молчал: все равно у Тихона ничего не поймешь (причина).Оценки: «5» - 0; «4» - 4; «3» -3; «2» - 4 и более.
Домашнее задание: Упражнение 451Стр. 315.
Дополнительно:
Полосы света распластались на припорошенной снегом дороге и вокруг фонарей задрожали темные круги.В то время как она выходила из гостей послышался звонок.Внимание матросов привлекла мачта корабля на верхушке которой орал черный кот.Только днем в саду было тихо беспокойные птицы улетели на юг.То ветер подует и тронет верхушки берез то лягушки зашелестят в прошлогодней траве.Жужжат пчелы летают хлопотливо шмели порхают бабочки.
Сотников догнал его и они вместе пошли по склону. (В.Быков). (предложение состоит из двух частей, соединенных сочинительным союзом И, значит, предложение ССП, между частями предложения ставится запятая).2. Когда развеялся дым на равнине билось несколько лошадей. (А.Толстой)(предложение состоит из главного и придаточного времени, которое стоит в начале предложения, отвечает на вопрос КОГДА ; запятая ставится после придаточного). Слышалось хлопанье пастушьего кнута мычали коровы скрипели ворота. (А. Толстой).( предложение состоит из трех частей, которые тесно связаны по смыслу, произносятся с интонацией перечисления, между частями предложения ставятся запятые).От ветра дрожали стекла и громыхала дверь. (А.Толстой).(части предложения соединены сочинительным союзом И, но имеется общий второстепенный член – дополнение (от ветра), который относится к обоим предложениям, поэтому запятая не ставится).
Волошин стоял в стороне, понимая уже, что это начальство и что немедленно следует доложить. (В.Быков).( предложение состоит из трех частей – главного предложения и двух придаточных , оба придаточных –определительные, зависят от главного предложения, следовательно, предложение с однородным подчинением, поэтому запятая перед И не ставится).Ты давно сказал себе красоту распределяет бог, волю – ты сам. (С.Дангулов).(вторая часть предложения разъясняет то, о чем говорится в первой. Можно подставить союз ЧТО).Он спустил курок ружье дало осечку. (А.Чехов).( происходит быстрая смена событий. Между частями предложения можно подставить союз И).Он знал только что если нагрянут немцы придется отбиваться пока хватит патронов… (В.Быков).(предложение состоит из трех придаточных (изъяснительное, условное, времени), между рядом стоящими подчинительными союзами запятая ставится, так как далее в предложении нет второй части союзов – так, то, но).
Взаимопроверка выполненного задания и выставление отметок в лист само контроля.Ответы:ССП – 1, 4СПП – 2, 5, 8БСП - 3, 6, 7
Самостоятельная работа. Предложения распечатаны на листках.Задание: реально оцените свои способности и выберите посильное предложение для синтаксического разбора.
«3»Принесен был к чаю черничный пирог от вида которого все оживились задвигались и весело заговорили.« 4»Впереди показалась река и когда всадники подъехали и спешились то увидели что мост снесло наводнением.« 5»(1) Приближалась праздничная ночь (2) вечерние тени играли свою игру (3) и вероятно усталому прокуратору померещилось (4) что кто-то сидит в пустом кресле. (М.Булгаков).
«3»Принесен был к чаю черничный пирог, от вида которого все оживились, задвигались и весело заговорили.( Предложение состоит из главного и придаточного определительного, отвечает на вопрос какой?, союзное слово которого стоит внутри придаточного предложения, запятая ставится после слова ПИРОГ).« 4»Впереди показалась река, и когда всадники подъехали и спешились, то увидели, что мост снесло наводнением.(между рядом стоящими союзами нет запятой, так как далее в предложении следует вторая часть союза ТО).« 5»Приближалась праздничная ночь, (2) вечерние тени играли свою игру, (3) и, вероятно, усталому прокуратору померещилось, (4) что кто-то сидит в пустом кресле. (М.Булгаков).( Предложение состоит из четырех частей. Между 1 и 2 частью связь бессоюзная, между 2 и 3 – сочинительная (и), между 3 и 4 – подчинительная (что), значит, предложение с бессоюзной , сочинительной и подчинительной связью).Для проверки: