Авторская рабочая программа по основам музейной педагогики.


Муниципальное образовательное учреждение
«Ряжская средняя школа № 2», филиал Салтыковская ОШ
Образовательная программа по основам музейной педагогики «Берегиня»

Автор программы: Крылова Н.Н. учитель истории и географии I квалификационной категории
с.Салтыки Ряжский район 2015г.
Муниципальное образовательное учреждение
Пояснительная записка
Настоящая образовательная программа по основам музейной педагогики «Берегиня» имеет туристко- краеведческую направленность.
Новизна программы заключается в том, что мастер - классы дают жители села, которые владеют определенным ремеслом и могут передать его секреты детям. Большинство занятий имеют практическую направленность.
Актуальность программы заключается в том, что она способствует формированию духовно- нравственных ценностей у молодежи на примере лучших традиций родного края, воспитывает молодого исследователя, способного самостоятельно мыслить и принимать решения.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что данная программа способствует расширению общеобразовательного кругозора, приобщению к общечеловеческим ценностям, формированию специальных знаний, интересов у учащихся, овладению основами музейного дела. Учащиеся приобретают умение вести научно-исследовательскую работу, умение писать свои первых научные работы, все это найдет применение в их учебном процессе. Программа как дополняет так и закрепляет знания и умения, полученные на уроках истории, литературы.
Цель программы состоит в изучении и сохранении элементов народной культуры юга Рязанского края.
Задачи:
обучающие:
-формирование теоретических знаний о народной культуре и
истории родного края;
-формирование через познания народной культуры общей
культуры ребенка, способного адаптироваться в современномобществе;
-учить детей применять имеющиеся и полученные знания о
народной культуре и истории села на практике.
-формирование основ музееведческой работы.
развивающие:
-развивать у учащихся учебно- познавательный интерес к поиску
новых знаний, проявляя творчество;
-содействовать развитию навыка индивидуальной и
коллективной работы;
-способствовать гармоничной социальной адаптации ребенка
через участие в коллективном творчестве.
воспитательные:
- воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;
-воспитание любви к школе, уважение к учителям, работникам школы;
-осознание себя наследником уникальной культуры селянина юга
Рязанской области;
-формирование положительной мотивации в общественно- полезной
деятельности учащихся по сохранению элементов народной культуры
-формирование самосознания, становления активной жизненной позиции,
умения успешно адаптироваться в окружающем мире.
Программа построена на принципах:
развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно- следственные связи, классифицировать;
свободы, сотрудничества, партнерства учащихся, учителей, работников библиотек, краеведческого музея.
формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
Отличительной особенностью данной программы по сравнению с уже существующими, является то, что основной базой для занятий становиться школьный литературно- этнографический кабинет-музей и Ряжский краеведческий музей, который располагают полноценными многотемными экспозициями, школьная библиотека, которая имеет значительные фонды краеведческой литературы . В первый год обучения учащиеся приобретают знания о народной культуре своего края, , а во второй год обучения дети, применяя полученные знания, знакомятся с основами музееведения, организуют выездные выставки в Ряжском краеведческом музее и организуют экскурсии для своих ровесников.
В реализации данной образовательной программы участвуют дети в возрасте от 10 до 15 лет.

Формы занятий: полевая практика, работа с краеведческой литературой, опрос старожилов села, обработка собранного материала, знакомство с экспозициями музея, организация выставок поделок, творческий отчет, Макаровские чтения, мастер - классы для малышей, мастер-классы народных умельцев, встречи с ветеранами труда, экскурсии, работа в научной библиотеке Ряжского краеведческого музея, отчеты о проделанной работе, ролевые игры, создание летописей, хроник событий, посиделки.Прогнозируемые результаты реализации программы:
Промежуточные:
получение представлений об историческом прошлом родного края, о народных промыслах и ремеслах, о народных играх и народном фольклоре, о знаменитых людях родного края;
приобретение учебно- интеллектуальных умений, навыков исследовательской и проектной деятельности;
заинтересованность и активное участие родителей в работе кружка.
Учащиеся должны знать основные элементы народной культуры:
историю освоения и заселения родного края, хозяйственную деятельностьсельчан;
топонимику родного края;
народные промыслы родного края;
праздничную и будничную одежду крестьян села конца 19 века;-народные игры;
-традиции и обычаи земледельческого календаря; -основные приемы создания тряпичных кукол.
- состав фондов школьного музея;
-общие требования к обеспечению сохранности предметов в экспозиции и
фондах;
-методику сбора и фиксации материала;
-приемы построения экспозиции;
-роль и место подлинных и вспомогательных документов; -принципы экскурсионной методики; -экскурсионные объекты села;
-правила составление паспорта музейного предмета.
Учащиеся должны уметь:
- владеть приемами рукоделия;
-мастерить лоскутные куклы;
-организовывать выставки своих поделок;
-составлять отчет о проделанной работе;
-выступать на школьной конференции, исторических вечерах,
заседаниях школьных краеведов;
работать в библиотеке с научной, краеведческой литературой;
вести беседу со старожилами села.
-проводить научную обработку собранного материала;
-оформлять экспозиции по исследуемой теме;
-составлять творческий отчет;
-формировать архив школьного музея;
проводить экскурсию в музее; -проводить работу с фондами;
-составлять библиографию по исследуемой теме;
-принимать участие в разработке и выполнении
проектов.
Для достижений ожидаемых результатов можно применить следующие методы:
- -проектный метод;
-объяснительное- иллюстративный метод;
-частично- поисковый;
-метод игровых элементов;
-метод ситуации успеха;
-метод эмоционального воздействия;
-метод эффекта удивления;
-метод импровизации.
Способы проверки знаний и умений:
-разработка проекта;
-практические работы;
-творческие работы;
-собеседование;
-викторины;
-работа в творческих микрогруппах;
-анализ « продуктов деятельности»
-выставки;
-праздники;
- исследовательские работы.
Формы подведения итогов реализации программы являются тематические вечера, участие в Гаретовских чтениях, в областных краеведческих конференциях, во Всероссийских конкурсах, организация выставок и обмен материалами краеведческой работы с музеями и краеведами района и области, викторины, завершение работы над проектами. продолжение работы над созданием литературно- этнографической гостиной.
Программа по музейной педагогике « Берегиня»
Введение « знакомство с Берегиней»
Раздел 1
Из истории родного края ( 22час.)
Этапы заселения родного края. Влияние природных факторов на хозяйственную деятельность, обычаи и традиции населения родного края. Влияние хозяйственной деятельности на природу родного края.
Славянский след. Топонимика сел, расположенных вдоль реки М.Хупта.
Традиционный образ деревни. Конструкция избы. Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда. Единство пользы и красоты. Украшение избы. Разнообразные сельские постройки.
Творческая работа. Изображение избы и хозяйственных построек.
Экскурсия в школьном музее « В гостях у Марьюшки»
Практическая работа. Выполнить задания рабочей тетради « Из истории народного быта»
Земледельческий календарь. Праздники — это народный образ радости и счастливой жизни. Роль народного праздника в жизни людей. Структура праздника, социальная роль народного праздника. Календарные праздники. Языческие праздники, религиозные праздники. Народные обряды.
Практическое занятие. Ролевая игра « У нас праздник на дворе»
Выполнить задания рабочей тетради « Народный праздник»
Раздел 2
Народные промыслы и ремесла родного края.(60час.)
Земледелие и ткачество. Сельскохозяйственные орудия труда. Технология выращивания льна . Обработка льна. Технология изготовления льняной нити.
Работа над проектом « Как вырастить лен на приусадебном участке»
Практическая работа. Сев льна. Уход за посевами. Уборка льна.

Овцеводство и прядение шерстяной нити.
Разведение овец в домашнем хозяйстве. Стрижка овец и обработка шерсти.
Технология изготовления шерстяной нити.
Практическая работа. Прядение на самопряхе, веретене. Мастер- класс Карамышевой Н.В.
Исследовательская работа « Из истории прядения в селе Салтыки»
Практическая работа. Вертикальное ткачество. Работа на вертикальном ткацком станке. Изготовление шерстяных полотен, изготовление сумочек, накидушек, прихваток для выставки.
Творческая работа. Как полотно в поле родилось.
Экскурсии в школьном музее.
Пошив одежды. Общее представление о конструкции народного костюма женского и мужского. Нательная одежда. Верхняя одежда. Головные уборы. Обувь, украшения.
Праздничная одежда жителей села Салтыки конца 19 века. Комплекс с поневой, комплекс с юбкой, сарафанный комплекс.
Практическая работа. Выполнить задания рабочей тетради
« Праздничный народный женский костюм».
Творческая работа. Праздничная одежда моей прабабушки. Выполнение эскизов народного праздничного костюма. Исследовательская работа
« Знаменитые портные села».
Экскурсия в школьный музей.
Тематическая выставка « Бабушкин сундук»
Сапожный промысел. Технология валки сапог. Пошив кожаной обуви.
Лапти. Онучи.
Творческая работа « Сапожники села Салтыки»
Экскурсия в школьный музей.

Гончарный промысел. Технология изготовления гончарных изделий.
Были в Салтыках гончары? Гончарные изделия в быту. Традиции и обычаи, связанные с гончарными изделиями. Орнаменты гончарных изделий.
Практическая работа. Изготовление ленточным способом гончарной керамики.
Творческая работа. Орнаменты гончарных изделий села Салтыки.
Экскурсия в школьный музей.
Вышивка. Традиции и обычаи, связанные с вышивкой. Орнаменты салтыковской вышивки. Вышивка полотенец. Роль полотенца в жизни крестьян.
Практическая работа.1. Опрос населения. Составление орнамента для полотенца в альбоме.
2.Вышивание по канве крестом.
Мастер- класс Дубыниной З.Т
Экскурсия в школьный музей.

Плетение из лозы.
Посещение школьного музея. Знакомство с образцами плетеных изделий.
Салтыковские умельцы. Традиции и обычаи, связанные с лаптями.
Мастер- класс Корнеева Н.В. Экскурсия.
Скорняжный промысел. Выделка овечьих и телячьих шкур. Пошив одежды и обуви.
Раздел 3.
Народные игры. Забавы.(12ч.)
Из истории народных игр и забав. Традиции и обычаи, связанные с играми и забавами.
Практическая работа. Изучение игр села и разучивание их на занятиях кружка.
Творческая работа. «Игры моей бабушки».
Раздел 4
Народная игрушка.( 44 ч)
Из истории народной игрушки. Типы народной игрушки. Технология изготовления народных игрушек. Традиции и обычаи, связанные с народной игрушкой.
Практическая работа. Составление технологической карты изготовления лоскутной куклы, куклы — пеленашки, куклы — закрутки. Соломенные куклы.
Творческая работа. Придумай свою куклу.
Изготовление лоскутных кукол для выставки, для друзей и родственников.
Организация выставок.
Раздел 5. Из истории православной культуры родного края.( 5ч.)
История построения церкви в селе Салтыки. Судьба церкви Смоленской иконы Божьей Матери в произведениях И.И. Макарова. Роль церкви в жизни сельчан в начале 20 века.
Программа по музейной педагогике « Берегиня»
для учащихся 6-9 классов
Раздел 1. (2ч.)
Теоретический материал. История музейного дела в г. Ряжске. Из истории создания литературно- этнографической гостиной в школе.
Посещение Ряжского краеведческого музея.
Раздел2.( 18ч.)
Теоретический материал. Фонды школьного музея. Музейный предмет как источник научных знаний.
Практическая работа.
Составление паспорта предмета музейного значения.
Творческая работа. Вещи умеют говорить.
Раздел 3.(34ч.)
Тема 1 Поисковая работа.
Теоретический материал. Задачи поисковой работы. Связь с тематикой музея. Основные формы работы. Методика сбора и фиксация материала. Оформление заданий.
Практическая работа. Полевая практика. Сбор фрагментов гончарных
изделий и др. фрагментов на побережье рек и огородов
Обход сельчан. Сбор предметов быта, изделий народного промысла.
Переписка с поэтом И.И. Акуловым, с племянником И.И.Макарова Лавровым П.А., с краеведами Шибковым, Блудовым, с Тульским краеведческим музеем, с В.М. Трубиновой, сбор материала о Семеновых, запросы в архивы страны.
Изучение произведений И.Макарова, поиск информации об истории родного края.
Раздел4.(18ч.)
Тема 1 .Учет и хранение фондов.
Теоретический материал. Задачи учетно- хранительской работы. Инвентарная книга. Научное определение и описание предмета. Организация хранения.
Практическая работа. Посещение Ряжского краеведческого музея.
Ознакомление с учетно- хранительской работой.
Практическая работа. Шифровка и обработка в ходе поисковой работы материала.
Раздел 5.(48 ч.)
Тема 1 Экспозиционная работа.
Теоретический материал. Идейный замысел экспозиции. Тематическая структура. Роль и место подлинного и вспомогательного материала. Пояснительные тексты. Порядок создания экспозиции. Отбор материала. Составление плана. Постоянная экспозиция и временная.
Практическая работа. Посещение Ряжского краеведческого музея и ознакомление с экспозициями и выставками.
Практическая работа. Анализ экспозиций школьного музея.
Раздел 6.(68ч.)
Тема 1. Подготовка музейной экскурсии. Объекты экскурсии. Разработка тематики экскурсии. Прослушивание экскурсии.
Практическая работа. План экскурсии. Составление библиографии по теме. Отбор и систематизация сведений и фактов. Проверка достоверности фактов. Детальное изучение экспонатов, выявление их истории и содержания.
Тема 2. Работа над содержанием экскурсии. Вступительная беседа. Содержание экскурсии. План и порядок проведения. Основная часть. Заключение.
Тема3. Теоретический материал. Экскурсионные методы и приемы. Метод показа. Обязательное сочетание показа и приема с рассказом. Приемы сравнения. Требования к языку экскурсовода.
Тема 4. Отработка и сдача экскурсии. Практическая работа.
Составление текста экскурсий по следующим темам:
Литературные тропы села. Церковно- приходская школа. Церковь Смоленской иконы Божьей Матери. Краснопрудное. Река М. Хупта. Дом поэта И.И. Акулова.
Бунино. П.Н. Семенов. Дулов курган. Панки. И.И.Макаров. Гусев дом.
Тематические экскурсии в литературно- этнографической гостиной:
-крестьянская изба;
-гончарный промысел;
-в гостях у Иванов;
-как полотно в поле родилось;
-лозоплетение;
-мастерская народных промыслов.
Раздел 7 (18)
Культурно- массовая работа
-экскурсии;
-беседы;
-конференции;
-викторины;
-конкурсы;
- ролевые игры «Народный праздник»;
-Макаровские чтения.