Методическая тема «Предупреждение и преодоление орфографических ошибок на уроках чтения и письма»
Методическая тема
«Предупреждение и преодоление орфографических ошибок на уроках чтения и письма»
Выбор методической темы был обусловлен следующими факторами.
1. Результаты анализа контингента (уровень подготовки первоклассников).
2. Результаты анализа уровня языковой компетентности учащихся (уровень развития фонематического слуха, умения слого-звукового анализа, словарный запас).
3. Результаты анализа письменных работ учащихся (сентябрь 2016 г.).
1) Я выявила, что в класс пришли дети с разным уровнем подготовки:
- читают целыми словами - 3 человека;
- читают по слогам и буквам - 14 человек;
- не читают - 8 человек.
Ошибки при чтении допускают 9 человек, нарушения в произношении отмечены у 9 учащихся.
2) Результаты анализа письменных работ учащихся показали значительное количество орфографических ошибок на такие орфограммы, как:
- непроверяемые безударные гласные в корне слова;
- правописание предлогов с самостоятельными частями речи;
- правописание шипящих с гласными (жи-ши, ча-ча, чу-щу).
Наличие данных ошибок говорит о недостаточном уровне правописных умений и необходимости пропедевтико-коррекционной деятельности в этом направлении.
В связи с этим была выбрана методическая тема: «Предупреждение и преодоление орфографических ошибок на уроках чтения и письма».
Я решила опираться на принцип взаимосвязи качества чтения и письма, т.е. от умения читать зависит качество письма. Как изменить ситуацию? По данной теме был методический материал, апробированный мною в классе коррекции в 2005-2007гг. Проведя систематизацию этого материала, наметила направления работы в 1 «б» классе.
Теоретической основой работы по предупреждению и преодолению орфографических ошибок на уроках чтения и письма стал принцип русской графики: читая слог-слияние (с г) смотри на гласную букву, т.к. она является показателем качества согласного, ориентиром («командиром») чтения согласного. Буквы А, О, У, Ы, Э командуют:«Читай предшествующий согласный твердо!», буквы Я, Е, Ю, И, Ё командуют:«Читай мягко!»
Существуют отступления от принципа, которые надо знать при овладении чтением и письмом: слоги с шипящими и ц: жи, ши, ча, ща, чу, щу, ци, це.
На этом принципе основаны методы предупреждения и преодоления ошибок на уроках чтения и письма:
1. Имитативный метод (подражание) «по образцу».
а) Печатание с проговариванием: На - печатаю гласную а;
б) Письмо слогов, слов с проговариванием: ма – твердое слияние – пишу гласную а; ми – мягкое слияние – пишу гласную и;
в) Письмо влажной кисточкой на доске; «в воздухе» за учителем по образцу на доске; «под счет»;
г) Развитие зрительной памяти: упражнение «Осенние листья» (Запоминают и зарисовывают их в тетради);
д) Рисование по образцу Прописи одной рукой, двумя руками.
2. Аналитико- конструктивный метод.
а) Чтение по слогам трудных слов из текста, из предложения, с которыми будут работать ( перед чтением текста ; из предложения – перед записью предложения). Это способствует развитию зрительной памяти.
б) Построение слов из слогов.
Сколько слогов в слове?
Какой первый? Второй?
Прочитаем слово, определим ударный слог, безударный;
в) Составление слов с определенным количеством звуков по схемам (из 2,3,4 звуков).
- Упражнения на замену в слове 1 звука: дом-лом, ком, том, сом
- Чтение слов обычным способом и в обратном порядке: кот – ток, сорт – трос.
– Сравнение слов кот – кит.
- Добавление букв, слогов к одному и тому же слову, чтобы получились новые слова: ко – кот, коза – коса; па – пар, пары, парад, паруса
- Игра «День, ночь»
- Добавление букв в начале, середине, конце слова: тол – стол, рот – крот, дар – удар, сова – слова, рот - рота.
3.Копировальный метод
а) обводим в прописи трудные слова или по кальке (не более 1 раза).
4.Метод анализа.
а) Прием «Лодочка» - выделение карандашом отдельных букв и слияний.
б) Лексический анализ отдельных слов.
Что обозначает это слово?
Что знаете об этом предмете?
Подбираем родственные слова ( с таким же значением)
в) Слоговой анализ
Сколько слогов в слове?
Какой ударный? Какой безударный?
Обратите внимание на гласную букву в безударном слоге («Зажигаем огоньки»)
г) Графический анализ
Подчеркнуть новые буквы в слове, а в некоторых словах указать, какие звуки они обозначают (твердый, мягкий – квадратики).
Эти квадратики я использую и для игры «Камень и вата». Составляем звуковые схемы и печатаем слова и наоборот.
д) Работа со звуковыми схемами
Заполняем звуковые схемы буквой – орфограммой.
е) Комментированное чтение и письмо.
Покажем, как работают пропедевтико-коррекционные приемы на уроке обучения грамоте (В.Горецкий, Русская азбука, программа Школа России) .
Тема: Чтение слогов и слов с буквой С.
Цели: закрепить знания учащихся о согласных звуках [c],[c,] и букве Сс, развивать умения детей распознавать ударный и безударный слоги, роль гласной буквы при чтении и письме; активизировать словарный запас, развивать память, логическое мышление.
Этапы
Содержание деятельности
I. Самоопределение деятельности
Организация учащихся - Какие книги лежат на парте?
- Чему вы учитесь с помощью этих книг?
Актуализация знаний -Прочитайте предложение на доске (3 чел.)
-Что вы заметили ? (1 и 2 слова похожи – с большой буквы, первый звук [ с] )
Это скороговорка.
- Как можно ее прочитать? (сначала медленно, потом быстро).
-Давайте прочитаем скороговорку, выделяя голосом 1-й звук в словах.
После проговаривания скороговорки дают характеристику звуку [с] – согл., глухой. Показывают синюю карточку.
Формулирование учебной задачи - Кто сможет назвать тему урока?
II. Учебно-познавательная деятельность
Восприятие учебного материала Работа со слогами
-Прочитайте «рассыпанные» слоги.
- Что можно составить из слогов? Работаем в группах (печатаем в тетрадях и на доске, «зажигаем огоньки»: зеленый – мягкий согласный, синий – твердый).
Прочитайте получившиеся слова: осина, сосны, сани, насос, усы, сын.
Чтение указанных слов (осина, сосны, сани, насос, усы) с выделением ударного слога.
Игра «Камень и вата»
- Я вам буду показывать изображение предмета, а шепотом произносите его название и определяете характер первого звука. Показываете карточку (синий/зеленый квадрат)
Вывод: С какими звуками работали? Какой буквой они обозначаются? От чего зависит твердость и мягкость согласного звука?
Внедрение знаний в практику - Найдите предметы в классе, в названии которых есть звуки [ с ], [с, ]. Напечатаем слова: стол, стул, доска.
Чтение таблицы слогов с новой буквой в Азбуке (с.50).
Работа с иллюстрациями
Кого вы видите на картинке?
Что случилось?
Почему такое произошло?
Прочитаем предложения.
-О чем 1-е предложение? 2-4 ?
- Кто предупреждает Нину об опасности? С какой интонацией можно прочитать предложения-предупреждения? Почему?
Выразительное чтение истории о Нине.
III. Диагностика качества освоения темы
Самостоятельная работа Работа с анаграммами на с.50. слова-отгадки печатают на доске и в тетради
34512 45123
сосна насос
Творческая работа Сравнение слов, зашифрованных в схемах:
-Что общего? Различного? Почему?
Составление рассказа о слоне (в группах)
Чтение стихотворения учителем В. Берестова.
- В каких странах живут слоны?
- Где в Москве живут слоны?
IV.Рефлексивная деятельность
Самоанализ
(текущий и итоговый) - Что нового узнали на уроке?
-Что получилось?
-Над чем еще надо поработать?
Какие новые слова узнали?
-Как надо вести себя рядом с гнездом ос?