Урок-игра Обобщение и систематизация по теме «Глагол»


Урок-игра "Обобщение и систематизация по теме «Глагол»
Автор:Яндемирова Р.И.,учитель русского языка и литературы
Класс:6
Цель урока:
1.Обобщить , систематизировать и углубить полученные знания по теме «Глагол»
2. Мотивировать учащихся к изучению русского языка при помощи игровых форм.
Задачи урока:
1. образовательная:
- повторить, обобщить и систематизировать изученный материал о глаголе;
- закрепить теоретический материал на практике при выполнении различных
заданий;
2. развивающая:
- содействовать развитию мыслительной деятельности учащихся;
- развивать орфографические умения;
- работать над развитием речи.
3. воспитательная:
- воспитывать бережное и сознательное отношение к языку;
- воспитывать чувство коллективизма, ответственности, товарищества,
взаимовыручки
Тип урока: систематизация и обобщение изученного.
Форма урока: дидактическая игра.
Оборудование: компьютер, экран, презентация,
Раздаточный материал: шаблоны палатки, костра ,лодки ,рыб, карточки 3-х
цветов, карточки с гласными.

Ход урока
1. Организация класса. Сообщение темы и цели урока.
(Звучит фрагмент музыкального сопровождения телевизионной игры « Последний герой».)
У. - У нас сегодня необычный урок, наверняка, вы догадались из какой телевизионной передачи эта музыка.
(игра «Последний герой»).
- Вот и мы сегодня поиграем в эту игру. У нас тоже есть два племени.
(ставлю таблички « Барракуды», « Пеликаны»).
- В конце игры мы узнаем, какое племя самое дружное, сообразительное, выносливое, и кто в племени - самый, самый…
Чтобы преодолеть каждое испытание, нужно выполнить задание, показать насколько вы знакомы с глаголом, ведь у нас урок-обобщение по теме «Глагол». За быстрое и правильное выполнение задания - жетон. Кто их наберет больше, тот и победитель.
2. Итак, мы с вами попали на остров.
(муз. сопровождение: шум моря, крики чаек.)
- И первым делом - нужно построить жилище, чтобы укрыться от дождя и ветра.
- Вам необходимо выполнить задание: составить четверостишие.
(у каждого на парте карточки со строками стихотворения)
Мы веселые ребята. В шестом классе уч…мся. Подружи(т)(ть)ся все успели. Все нам в школе нравится. (1 команде)
Никто из нас не упадет. В беде никто не пропадет. Мы в дружбу вер…м горячо. И друга чувству..м плечо. (2 команде)
Проверка
(поставили палатки).
3. - Без чего не сварить обед, не обогреться? (огонь).
Второе испытание - добудь огонь. 
(на листочках в стихотворении записаны слова с пропущенными орфограммами). - Какой части речи эти слова? Докажите. Определите спряжение и вид глаголов, вставьте пропущенные буквы. Докажите.
(проверка с помощью карточек)
(огонь добыли)
4. - Пока мы с вами строили жилище, добывали огонь, лодки унесло в море. Необходимо их скорее вернуть. А поможет нам световая дорожка.
(у ребят на партах цветные карточки с напечатанными глаголами разных наклонений).
поймал поймал бы поймай
наблюдает наблюдал бы наблюдай
победит победил бы победи
- Поднимите карточку, где записаны глаголы изъявительного наклонения (все поднимают желтые карточки), повелительного (зеленые карточки), условного (оранжевые)
- Молодцы! Вернули лодки.
5. - Пора и поесть. Давайте наловим рыбы.
Работа с текстом. (текст на доске и на партах у учащихся).
Кислая и п...лезная ягода р...стёт в б..лотах.
В Сл...пой елани немало зат...нуло в б.. .лота людей и скота. Б.. .льшой ч.. .рный пень соб.. .ра.. .т в себе лучи солнца и вот уже начинает в.. .череть. [1]
а) Читаем текст.
Я считаю, что это текст, а вы? Докажите.
- Из какого произведения предложения? (« Кладовая солнца» М.Пришвина)
Кто является главными героями? (Настя и Митраша).
Почему случилась беда? (ссорились).
Какой же вывод мы должны сделать, если берёмся за какое- то дело?
(Всё делать вместе, сообща, дружно, не ссориться, и тогда никто не останется один на один с бедой).
Работа над текстом.
1) Списать и вставить пропущенные буквы, знаки препинания. (Проверка с помощью карточек).2) Я считаю, что все предложения простые, так ли это? (нет...)3) Докажите4) Подчеркните глаголы. Все ли они личные? Докажите.5) В первом предложении найти слова, где звуков больше чем букв.
Работа в тетрадях.
6) Первое предложение разобрать по членам предложения, дать характеристику. 7) Морфологический разбор глаголов: Собирает (1 племя), затянуло (2 племя)
(по 1 уч-ся у доски)
6. Физкультминутка.
На доске написаны слова: встать, идти, бежать, прыгать, встать, нагнуться, сесть.Учитель: Давайте попросим одного ученика провести физкультминутку, только с этими словами.
7. - Какая вода в море? (соленая) Подберите к этому слову антоним (пресная). - Кто больше наберёт пресной воды. <слайд 6>
8.
Исправь ошибки (слова перепутаны)
Нельзя говорить! Говори правильно!
вылазьвылезай
езжу ездиюлягу ляжухочемхотим
кладу ложу
Проверка
8. Отдохнём. Игра «Крестики — нолики».
(На полу квадратное поле, выбирайте квадратик, где поставите Х или О, но прежде ответьте на вопросы и выполните задания, написанные на обратной стороне каждого квадратика).
«Спустя рукава»
Что это за выражение? Подберите антоним. Составь пословицу из слов: друг, двух, лучше, старый, новых.
(Старый друг - лучше новых двух.) Назови глаголы – исключения из 1 спряжения
Назови 6 слов на тему « Вежливые слова» Образуй от слова ласковый глагол неопределенной формы, возвратный
(ласкаться) Спеть 1 куплет песни о дружбе.
Одеть или надеть:
(Ребенка, больного, платье, туфли) Скажи правильно
(кушать, есть)
я….. (ем)
вы …..(кушаете) Какая часть речи может похвастаться?
«Что без меня предметы? Лишь названья, а я приду - все в действие придет. Летит ракета, люди строят зданья, цветы цветут, и хлеб в полях растет..» [2]
(Кто быстрее и правильнее выполнил задание - победил).
9. Итог урока
- Приближается совет племени- Но перед советом скажите, что нового о глаголе мы узнали в 6-м классе?- Узнаем племя, которое победило. (считаем жетоны).- У каждого на столе листочки:
Напишите имя своего соплеменника, которого вы считаете « Последним героем».
Кто был самым, самым ...
10.Рефлексия.
Ребята, понравился ли вам урок?
Что показалось сложным, интересным, необычным?
Какой вывод мы можем сделать?
(Выставление оценок.)
11. Домашнее задание: написать письмо друг другу.
Итак , игра окончена. Спасибо всем.
Закончим урок нашим девизом: Нам нет преград на суше и на море.
Это вы сегодня доказали.
Используемая литература:
1.Русский язык. 6 класс, учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях.
Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранова. Л.А.Тростенцова и др.М.:Просвещение 2016.2.]- В. Волина. Веселая грамматика- М . : Знание , 1995
3.М.М.Пришвин.Сказка «Кладовая солнца».