Конспект урока русского языка в 3 классе по УМК Школа России Тема Глагол.Обобщение
Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Глагол. Обобщение»
Пояснительная записка
Преподаватель: Щеколдина Лилия Михайловна,
учитель 1 квалификационной категории.
Предмет: русский язык
Тема: Глагол. Обобщение
Цели: Сформировать чёткое грамматическое понятие “глагол”, знание его грамматических признаков и синтаксической роли в предложениях, правил правописания.
Задачи:
Предметные:
повторить и обобщить теоретические сведения о грамматических признаках глаголов, об их синтаксической роли и правописании.
Метапредметные:
развивать умения грамматического, синтаксического, орфографического анализа слов;
развивать учебно-организационные навыки (уметь планировать свою деятельность, ставить перед собой задачи, делать выводы, контролировать свои действия, осуществлять самоконтроль и самооценку)
Личностные:
Формировать интерес к языку, предмету, через использование различных форм обучения и создания ситуации успеха.
Продолжительность: 40 минут
Класс: 3
Образовательное учреждение: МАОУ-СОШ № 2, г. Богданович Свердловской области
Оборудование: картина «Весна», табличка для игры, карточки для схемы, тексты на отдельном листочке, листики.
Ход урока.
1. Организационный этап.
Весна! Мы не деревья, и не птицы,
Не счесть людских забот и дел,
Но как похорошели лица,
Как взгляд у всех похорошел!
Весну любят все. Весна – самое красивое время года. С каждым днём всё живое больше и больше радуется приходу весны и солнышку. У человека, который смотрит на эту красоту, поднимается настроение. Посмотрите и вы!
Показ презентации. (Музыкальная презентация о весне, о красоте природы. Самое главное- воздействие на чувства детей)
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Почему так светло и радостно кругом?
Посмотрите на картину и составьте предложения с весенними глаголами.
Кто скажет тему нашего урока?
Сегодня мы обобщим свои знания о глаголах.
3. Актуализация знаний.
Я предлагаю вам поиграть в игру «Верно-неверно». Если утверждение верно, поставьте «+», если неверно - « -«
1. Глаголы отвечают на вопросы кто? что? 2. Глаголы изменяются по временам. 3. Глаголы не изменяются по числам. 4. Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы что делать? что сделать? 5. Глаголы прошедшего времени изменяются по родам. 6. В предложении глаголы являются определением. 7. «Не» с глаголами пишется отдельно. 4. Обобщение и систематизация знаний
1. Верно ли 1 утверждение? Докажи, приведи примеры.
На доску вывешивается карточки( что делал?, что делает?, что будет делать?), из которых к концу урока получается схема.
Глагол
Что делал? Что делает? Что будет делать?
настоящее прошедшее будущее
единственное множественное
женский род мужской род средний род
Найдите глаголы в пословицах.
Весною сверху печет, а снизу морозит.
Увидел грача-весну встречай.
Апрель-батюшка в поле зовет.
Была бы апрельская водица, а зелень народиться.
2.Верно ли 2 утверждение? Докажи, приведи примеры.
На доске появляется продолжение схемы.
Спишите текст, определите время глаголов.
Пришла радостная весна. Ласково пригревает в лесу весеннее солнышко. На деревьях надулись душистые клейкие почки. С ветки березы течет сладкий сок. Скоро распустятся кустики ивы. Скоро зазвенят синицы, запоет овсянка.
Физминутка.
Я называю глагол, а вы выполняете действия: встали, потянулись, распрямились, присели, поднялись, улыбнулись, сели.
3.Верно ли 3 утверждение? Докажи, приведи примеры.
На доске появляется продолжение схемы.
В тексте найдите глаголы во множественном числе.
4.Верно ли 4 утверждение? Докажи, приведи примеры.
Какие глаголы написаны в тексте в скобках? Докажите.
Весна! По широкой улице(побежать) весенний ручей. Из дальних стран (прилететь) перелётные птицы. (Задуть) свежий ветер. Синее небо (стать) высоким и чистым. (Развернуться) клейкие листочки. (Зазеленеть) молодая травка, (распуститься) медуница и мать – и мачеха.
Запишите текст в тетрадь, ставя глаголы в прошедшее время.
5.Верно ли 5 утверждение? Докажи, приведи примеры.
На доске появляется продолжение схемы.
1 ряд найдет женский род глаголов прошедшего времени, 2 ряд- мужской, 3 ряд- средний.
Выполним морфологический разбор глагола «побежал»
Физминутка.
Если я называю глагол настоящего времени- вы стоите на месте, если прошедшего- приседаете, если будущего- прыжок на месте.
Наступила, светит, засияло, появился, пригреет, пробуждается, зазеленеет, распустился, щебечут, радуются.
6.Верно ли 6 утверждение?
Разберем по членам 3 предложение, докажем.
7.Верно ли 7 утверждение? Докажи, приведи примеры.
Придумайте побудительное предложение с частицей «не» Запишите.
8.Расскажите о глаголе все, что мы знаем. Вам поможет схема.
9.Измените глагол «сверкать», запишите.
Замените суффикс на окончание «ют»
Добавьте приставку «за»
Замените окончание «ют» на «и» и добавьте суффикс «л»
Уберите приставку, а окончание замените на такое, какое бывает у глаголов прошедшего времени среднего рода.
Замените суффикс «а» суффиксом «ну»
Разберите получившееся слово по составу.
Сверкать, сверкают, засверкают, засверкали, сверкало, сверкнуло
5.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Тест.
1.Глаголы отвечают на вопросы:
а) кто? что?
б) какой? какая? какое? какие?
в) что делает? что сделает?
2.Глагол обозначает:
а) действие предмета
б) признак предмета
в) предмет
3. Укажи слово, которое является глаголом
а) беговая
б) бежать
в) бег
4. В предложении глагол бывает:
а) подлежащим
б) определением
в) сказуемым
5. Укажи глагол неопределенной формы
а) нюхает
б) ворчать
в) блестела
6. Укажи глагол прошедшего времени среднего рода
а) летело
б) ожила
в) синеет
7. Выберите правильное написание:
а) не жужжат
б) нелетают
в) нецветет
Проверь себя: В, А, Б, В, Б, А, А.
6. Рефлексия
Я предлагаю каждому оценить свои знания по изученной теме « Глагол».
Прикрепите листочки к нашей картине, пусть появятся первые листочки!
Светло-зеленый возьмет тот, кто при изучении темы «Глагол» получил прочные знания и не допускает ошибки при выполнении заданий.
Тёмно-зеленый возьмёт тот, кто имеет хорошие знания, но иногда допускает ошибки.
Желтый - тот, кто еще испытывает трудности при выполнении заданий.
Вы высоко оценили свои знания. Я рада за вас! Спасибо за урок!
4) Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу