Презентация по русскому языку на тему Повелительное наклонение глаголов (6 класс)
Двадцать первое апреля.Классная работа. №1. Выберите и запишите правильный ответ.Глагол – это…:а) самостоятельная часть речи, которая обозначает действие, отношение как процесс;б) самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета, его свойства и качества;в) самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет.2. В неопределенной форме глагол не указывает:а) род, число, падеж; б) время, лицо, число; в) лицо и число.3. Глаголы совершенного вида указывают:а) на действие, имеющее предел;б) на длительное, повторяющееся действие. 4. Какие глаголы разноспрягаемые?а) хотеть, вертеть; б) есть, бежать; в) хотеть, бежать.5. Укажите глагол в изъявительном наклонении:а) бросил; б) бросил бы; в) брось.6. Укажите глагол в условном наклонении: а) встань; б) буду вставать; в) встал бы. ВЗАИМОПРОВЕРКА 1. а)2. б)3. а)4. в)5. а)6. в) Критерии оценивания:0 ошибок – «5»;1 ошибка – «4»;2 ошибки – «3». МИГНе привыкайте к чудесам -Дивитесь им, дивитесь!Не привыкайте к небесам,Глазами к ним тянитесь.Приглядывайтесь к облакам,Прислушивайтесь к птицам,Прикладывайтесь к родникам,Ничто не повторится.За мигом миг, за шагом шагВпадайте в изумленье.Все будет так - и все не такЧерез одно мгновенье. Прочитайте выразительно стихотворение Вадима Шефнера. Не привыкайте к чудесам -Дивитесь им, дивитесь!Не привыкайте к небесам,Глазами к ним тянитесь. Приглядывайтесь к облакам,Прислушивайтесь к птицам, Прикладывайтесь к родникам,Ничто не повторится. За мигом миг, за шагом шаг Впадайте в изумленье. Все будет так - и все не так Через одно мгновенье. С помощью каких слов автор призывает нас внимательнее относиться к каждому мгновению жизни? МИГНе привыкайте к чудесам -Дивитесь им, дивитесь!Не привыкайте к небесам,Глазами к ним тянитесь.Приглядывайтесь к облакам,Прислушивайтесь к птицам,Прикладывайтесь к родникам,Ничто не повторится.За мигом миг, за шагом шагВпадайте в изумленье.Все будет так - и все не такЧерез одно мгновенье. МИГНе привыкайте к чудесам -Дивитесь им, дивитесь!Не привыкайте к небесам,Глазами к ним тянитесь.Приглядывайтесь к облакам,Прислушивайтесь к птицам,Прикладывайтесь к родникам,Ничто не повторится.За мигом миг, за шагом шагВпадайте в изумленье.Все будет так - и все не такЧерез одно мгновенье. Сформулируйте тему урока. Повелительное наклонение глагола. Задачи:узнать, что обозначают глаголы в повелительном наклонении;выяснить, как изменяются глаголы в повелительном наклонении;узнать, как образуется форма повелительного наклонения;где употребляются глаголы в повелительном наклонении. №2. Выпишите в столбик выделенные глаголы, задайте к ним вопрос. МИГНе привыкайте к чудесам -Дивитесь им, дивитесь!Не привыкайте к небесам,Глазами к ним тянитесь.Приглядывайтесь к облакам,Прислушивайтесь к птицам,Прикладывайтесь к родникам,Ничто не повторится.За мигом миг, за шагом шагВпадайте в изумленье.Все будет так - и все не такЧерез одно мгновенье. Не привыкайтеДивитесьТянитесьПриглядывайтесьПрислушивайтесьПрикладывайтесьВпадайте Что делайте? Что обозначают данные глаголы?В каком они числе?Поставьте эти глаголы в единственное число. Не привыкайтеДивитесьТянитесьПриглядывайтесьПрислушивайтесьПрикладывайтесьВпадайте Что делайте? Как изменяются глаголы в повелительном наклонении? Не привыкайДивисьТянисьПриглядывайсяПрислушивайсяПрикладывайсяВпадай Как образуется форма повелительного наклонения?Откройте учебники на стр. 116. Найдите ответ на вопрос. Работа с правилом:«+» – это я уже знаю; «-» – это мне было неизвестно. №3. Работа по вариантам (1,2). От данных слов образуйте глаголы в форме повелительного наклонения в единственном числе. Графически обозначьте суффикс (если он есть) и основу глаголов в настоящем (будущем) времени.1 Вариант: молчит, кричит, сядут.2 Вариант: ищет, встанут, смотрит. Проверьте себя! 1 Вариант.Молчит - молчи, кричит - кричи, сядут - сядь.2 Вариант.Ищет - ищи, встанут - встань, смотрит - смотри. Продолжаем наблюдения Образование форм повелительного наклонения 2 л., ед.ч. Основа наст. или буд. времени + Ш суффикс.2. Основа наст. или буд. времени + суффикс и. 2 л., мн.ч. Форма 2-го л., ед.ч. + окончание –те. 3 л., ед.ч. и мн.ч. Пусть (пускай) + форма изъявительного наклонения. 1 л., мн.ч. Давай (давайте) + форма изъявительного наклонения. №4. Используя материал учебника стр.116 – 117, составьте схему «Способы образования форм повелительного наклонения». Способы образования формповелительного наклонения. В каких случаях используют повелительное наклонение? Памятка«Правила поведения в школе»Уважай учителей.Не оставляй дома тетради, учебники, дневник и пенал.Следи за собой на уроках.Отключай звук мобильного телефона на уроке.Не позволяй лишнего на переменах.Относись подобающим образом к одноклассникам и другим ученикам. №5. Составьте памятку «Как вести себя в лесу», обязательно используйте глаголы в повелительном наклонении. Н. – 4 предложения, П. – 5-6 предложений, М. – 7 предложений. НЕ РУБИ БЕРЕЗЫ!Не руби березы белой,Не губи души лесной,Не губи и зла не делай,А особенно весной,Не губи, не тронь березы,Обойдись с ней по-людски,А иначе брызнут слезы,Сам засохнешь от тоски.Пусть береза, как невеста,Бережет свою красу,Ей не в печке жаркой место,Место ей всегда в лесу!В. Боков Задачи:узнать, что обозначают глаголы в повелительном наклонении;выяснить, как изменяются глаголы в повелительном наклонении;узнать, как образуется форма повелительного наклонения;где употребляются глаголы в повелительном наклонении. Рефлексия Продолжите фразу:Сегодня на уроке я понял (поняла)…Я считаю, что важной была информация о …Сегодня на уроке я работал (работала) …