Технологические карты, презентации уроков изобразительного искусства, 5 класс
Технологическая карта урока по технологии деятельностного подхода
Предмет: Изобразительное искусство
Класс: 5 класс
Учебная тема: Зачем людям украшения. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества
Тип урока Урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)
Дидактическая цель Выполнить эскиз украшения - пекторали в стиле древнеегипетского искусства по представлению.
Сделать вывод о роли украшений в жизни древних египтян.
Планируемые результаты Личностные УУД:
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера.
- Развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Метапредметные УУД:
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Предметные УУД:
- характеризовать особенности декора костюма не только как украшения, но и как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя).
- воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, давать им эстетическую оценку.
- выявлять в призведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных элементов, а также единство материалов, формы и декора.
- пользоваться средствами художественной выразительности.
Основные понятия Эскиз, калазирис, схенти, древнеегипетские символы, ускх, пектораль
Ресурсы:
основные
дополнительные - учебник: Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / Н.А.Горяева, О.В.Островская; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2012. – 192 с.
- альбом, гуашь, кисти, баночка с водой, салфетка, простой карандаш, ластик
- карточки
- презентация к уроку
- мелодии на египетские мотивы
Организация пространства Фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока Дидактические задачи
I. Мотивация к учебной деятельности
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- установить тематические рамки;
- уточнить тип урока;
- наметить шаги учебной деятельности.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии - организовать актуализации умений - организует выполнение учащимися пробного учебного действия;
- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения;
- уточнить следующий шаг учебной деятельности.
III. Выявление места и причины затруднения - выявить место (шаг, операция) затруднения;
- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
IV. Построение проекта выхода из затруднения
- организовать постановку цели урока;
- организовать составление совместного плана действий;
- определить средства;
- уточнить следующий шаг учебной деятельности.
V. Реализация построенного проекта
- реализовать построенный проект в соответствии с планом;
- зафиксировать новое знание в речи и знаках;
- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;
- уточнить тему урока.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
- организовать самопроверку по эталону;
- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
VII. Включение в систему знаний и повторение - организовать повторение
VIII. Рефлексия учебной деятельности
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности
Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроке ОНЗ в технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон
Этапы урока Формируемые умения Деятельность учителя Деятельность обучающихся Мотивация к учебной деятельности
Регулятивные: волевая саморегуляция.
Личностные: действие смыслообразования.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем Рассмотрите слайды №1, №2.
- Попробуйте определить, о чем будем говорить на уроке? На какие вопросы хотели бы получить ответ?
Слайд №3. Сегодня постараемся ответить на вопросы: Зачем людям украшения? Какую роль играет декор в положении человека в обществе?
Люди украшали себя с давних времен. Когда еще не было никакой другой одежды, кроме шкур животных, были украшения из ракушек и клыков животных.
– Представители древних африканских племен наносили на тело шрамы с целью обозначения своего социального статуса или в процессе ритуальных обрядов. Ритуал нанесения шрамов был у них развит для отличия принадлежности человека к какому- либо племени. У некоторых племён он был ритуалом принятия в мужчины и воины.- Какие украшения сейчас используют люди?
– В наше время, где можно встретить роспись по телу, лицу?
- С какой целью ее делают?
Вывод: В древности росписью по телу и лицу люди пытались защитить себя и устрашить врагов. А в современном мире – для красоты, привлечения к себе внимания. Рассматривают слайды, делают вывод: речь пойдет об украшении тела и костюма.
Перечисляют современные украшения.
Отвечают на вопрос.
В цирке, театре, на вечеринках, футбольных матчах, профессиональных конкурсах и фестивалях т.д. Роспись используется для эстетических целей
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии
Познавательные:
общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
логические: анализ, синтез
Регулятивные:
контроль, коррекция;
прогнозирование Прослушайте стихотворение и определите, о какой стране идет речь?
На плите, на саркофаге,
на папирусной бумаге
и на всем, что видит взгляд,
иероглифы пестрят.
Рыбы, звери, птицы, точки,
загогулины, кружочки...
Все знакомое почти, а попробуй-ка, прочти!
- Эта страна – родина одной из самых древних культур. Наш путь лежит в Древний Египет – удивительную, полную загадок и чудес страну, одну из первых цивилизаций, отдаленную от нас несколькими тысячелетиями. Именно с нее вы начинаете изучать историю древних государств.
- Скажите, благодаря чему мы имеем информацию о жизни древних египтян, ведь они жили так давно?
-Верно, благодаря им, мы очень многое сейчас знаем о том, как жили египтяне, в каких богов верили, какую одежду носили.
Слушают стихотворение, определяют название страны – Египет.
О том, как жили древние египтяне, во что верили, какую носили одежду, мы узнаем, рассматривая и изучая дошедшие до нас рельефы и росписи на стенах пирамид, храмов, саркофагов Древнего Египта.
III. Выявление места и причины затруднения
Познавательные:
умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Слайд № 4.
Звучит народная египетская музыка «Египетская кобра».
-Что вы знаете о Древнем Египте?
- Где находится Египет?
- Кто такой фараон?
- Что такое пирамида?
- Каждый фараон старался поразить величиной своей пирамиды и роскошью. Как вы думаете, зачем?
- Почему в гробницах фараонов хранились вместе с мумией несметные сокровища: браслеты, подвески, кинжалы, мебель, посуда?
- Какие украшения, одежду носили в Древнем Египте?
Рассказывают
Царь, правитель.
Гробница фараона. Культ мертвых.
IV. Построение проекта выхода из затруднения
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,планирование, прогнозирование.
Познавательные:
общеучебные: знаково-символические – моделирование;
выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.
Слайд № 5.
Групповая работа (учитель раздает карточки с иллюстрацией и вопросом).
1 группа: Можем ли мы определить по мужскому костюму социальную принадлежность человека?2 группа: Можем ли мы определить по женскому костюму социальную принадлежность человека?3 группа: Можем ли мы определить по украшениям, головным уборам социальную принадлежность человека?
Корректирует работу каждой группы наводящими вопросами, по ходу ответа демонстрируются слайды.
Слайд № 6.
-Мужчины в период Древнего и Среднего царства носили простую набедренную повязку, схенти. Туловище было свободно от одежды.
-Почему, как вы думаете?
Схенти фараона был сделан из тонкого, хорошо отбеленного полотна – льняного или хлопкового (хлопок в то время ещё называли «шерстью дерева»). Украшали схенти цветным поясом и геометрическим узором.
Бёдра ремесленника покрывал грубый и довольно толстый холст натурального цвета
Мужчины тщательно брили волосы и для защиты от жарких солнечных лучей носили парики из овечьей шерсти или растительных волокон.
Обувь имели право носить только фараоны – сандалии. Из пальмовых листьев, а затем и кожи.
Традиционным украшением и мужчин и женщин был ускх - воротник – ожерелье из золотых пластин, драгоценных камней, жемчуга.
Слайд № 7.
- Женский костюм отличался предельной простотой: «шитая по мерке» прямая длиной до лодыжек рубашка калазирис. На одной или двух бретелях. Иногда шили рубашку с глубоким вырезом на груди. Дома египтянки одежду не носили, но украшали себя ожерельями, браслетами и цепочками. Вот такие особенности древнеегипетского костюма.
Слайд № 8.
- Особое место в костюме занимал головной убор. Двойная шапка египетского, фараона символизирует его власть над Верхним и Нижним Царствами.
Вывод: одежда имеет важное значение в жизни человека, определяет его статус и означало разницу между отдельными классами и род занятий; только украшения, головные уборы, отделка костюма и качество ткани. Работая в группах, пределяют принадлежность к разным сословиям.
Каждая группа отвечает на поставленный вопрос. Платье фараона и царицы отличалось от платья рабов качеством ткани; отличия в форме головных уборов и украшениях.
V. Реализация построенного проекта
Познавательные:
общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Слайд № 9, №10, №11.
Давайте познакомимся с искусством древних ювелиров, работавших при дворе фараона. Это нагрудные украшения, подвески, ожерелья, браслеты, серьги. Материалом для них служили золото, драгоценные камни, цветная смальта.
Рассмотрите их на слайдах.
- Гармонично ли сочетаются цвета изделий, подчеркивают ли они сияние золота?
- Какие символы они включают в себя? Что изображено на этих украшениях?
Слайд № 12.
- Откройте учебник на с. 115-116. Рассмотрите древнеегипетские символы, прочитайте, что они обозначают. Цвет тоже имеет символическое значение. Прочитайте в учебнике символическое значение цвета.
Сегодня на уроке перед вами стоит задача выполнить эскиз украшения по представлению. Называется оно – пектораль - это новое для вас слово означает нагрудный амулет. Как он выглядит на самом деле, я вам покажу в конце урока, а сейчас могу только описать: «Пектораль состоит из нескольких символов, соединенных воедино - символа плодородия, вечной жизни, и символа воскрешения в центре него, т.к. пектораль клали на грудь уже умершему фараону». Попробуйте представить, как оно могло выглядеть. А в конце урока мы посмотрим, кто был наиболее близок к оригиналу. Используйте в декоративной композиции знаки-символы, выстраивая их в причудливый узор. Отвечаю на вопрос.
Работают с учебником.
Рассматиривают изделия, называют древнеегипетские символы.
На них можно увидеть знаки-обереги, знаки-пожелания, древние символы, выстроенные в узоры-тексты с символическим значением.
Рассказываают о символическом значении цвета.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.
Познавательные:
общеучебные: умение осознанно и произвольно составлять план работы Слайд №13.
А сейчас составим план, проанализируем последовательность вашей работы:
Замысел
Расположение композиции на листе
Выполнение рисунка в карандаше
Выполнение рисунка в цвете
Слайд № 14.
- Рассмотрите на слайде великолепные работы мастеров Древнего Египта. Проанализируйте работы в соответствии с поставленной задачей: выполнить эскиз украшения - пекторали по представлению.
Анализ работ. Критерии анализа:
Аккуратность
Эстетичность
Соответствие полученным знаниям
Цветовая гамма
Оригинальность Составляют план, анализируют последовательность выполнения работы.
Анализируют детские рисунки, соотносят изображение настоящей пекторали с выполненными изображениями. Учащиеся выбирают рисунок, наиболее похожий на настоящую пектораль.
VII. Включение в систему знаний и повторение
Регулятивные: прогнозирование.
Учитель организует повторение, раздает памятки учащимся с кратко изложенным материалом урока.
Египет – это страна, которая находится в Африке. Развитие цивилизации Древнего
Правителей Древнего Египта называли фараонами. Они строили пирамиды – гигантские гробницы. Самая высокая пирамида - пирамида Хеопса. Её высота составляет 146.6 м. предшественницей пирамиды была мастаба.
Из-за жаркого климата одежда египтян была лёгкой. Мужчины носили схенти (набедренную повязку), ускх (ожерелье – воротник), сандалии (носили только фараоны), а так же парики из овечьей шерсти или растительных волокон.
Женщины носили калазирис (рубашка до лодыжек, повторяющая силуэт, поддерживаемая 1 или 2 бретелями – лямками), а дома они ходили обнажёнными.
Предлагает заполнить кроссворд (приложение), выполнить взаимопроверку.
По горизонтали:
Традиционная одежда женщин Древнего Египта.
Самая высокая пирамида Древнего Египта.
Обувь Древнего Египта, которую имели право носить только фараоны.
По вертикали:
Воротник – украшение мужчин и женщин Древнего Египта.
Набедренная повязка мужчин Древнего Египта.
Предшественница пирамиды.
Предмет, который носили на голове древние египтяне.
Царь, правитель Древнего Египта. Изучают памятку, заполняют кроссворд, взаимопроверка (приложение)
VIII. Рефлексия учебной деятельности
Познавательные:
общенаучные: умение структурировать знания;
оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. Учитель организует рефлексию и самооценку собственной деятельности.
Слайд № 15.
Сегодня я узнал …
Теперь я могу…
Меня удивило…
Через украшения древние египтяне выражали…
Украшения в Древнем Египте выполняли роль…
Звучит мелодия на египетский мотив «Фараон».
Искусство Древнего Египта создавалось во славу царей. Через него выражали идеи могущества, силы, бессмертия фараона и представления египтян о вечной жизни.
Отвечают на вопрсы, делают выводы.
Памятка ученику:
Египет – это страна, которая находится в Африке. Развитие цивилизации Древнего Египта делится на такие периоды как:
Древнее царство – 30 – 23 вв до н. э
Среднее царство - 22 – 18 вв до н.э.
Новое царство - 16 – 11 вв до н.э.
Позднее время – 11вв – 320г до н.э.
Правителей Древнего Египта называли фараонами. Они строили пирамиды – гигантские гробницы. Самая высокая пирамида - пирамида Хеопса. Её высота составляет 146.6 м. предшественницей пирамиды была мастаба.
Из-за жаркого климата одежда египтян была лёгкой. Мужчины носили схенти (набедренную повязку), ускх (ожерелье – воротник), сандалии (носили только фараоны), а так же парики из овечьей шерсти или растительных волокон.
Женщины носили калазирис (рубашка до лодыжек, повторяющая силуэт, поддерживаемая 1 или 2 бретелями – лямками), а дома они ходили обнажёнными.
1 3 1 2 2 4 5 3 По горизонтали:
Традиционная одежда женщин Древнего Египта.
Самая высокая пирамида Древнего Египта.
Обувь Древнего Египта, которую имели право носить только фараоны.
По вертикали:
Воротник – украшение мужчин и женщин Древнего Египта.
Набедренная повязка мужчин Древнего Египта.
Предшественница пирамиды.
Предмет, который носили на голове древние египтяне.
Царь, правитель Древнего Египта.
Список информационных источников, использованных при подготовке урока
Матъе М.Э. Искусство Древнего Египта. М.,- Л.: Искусство, 1961. 591 е., ил.
Кларк Р. Священные традиции Древнего Египта. — М.: Фаир-пресс, 2002
http://www.itogi.ru/paradox/2012/17/177190.html. Унесенные солнцем
http://oldegypt.info/article-special-92.html. Амулеты и символы египтян