Сценарий заключительного урока темы «Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева» — «Парад химических элементов» — «Менделееву и не снилось».


Сценарий заключительного урока
темы « Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева» :
« Парад химических элементов»-
«Менделееву и не снилось»

Учитель-методист химии
Шмалько Т.В.

Республика Крым
Красногвардейский район
Янтарненская школа
На доске плакат :
«Наука только тогда благотворна, когда мы её
принимаем не только разумом, но и сердцем»
Д.И.Менделеев.
В центре – портрет ученого.
Ведущий:
Мы живем в такую эпоху, когда начинают превращаться в действительность самые фантастические мечты: всевозможные летательные аппараты рассекают космос, атом служит человеку, химия лечит людей, кормит.
Все эти достижения стали возможными благодаря труду ученых, среди которых назовем имя одного из величайших корифеев науки – Дмитрий Иванович Менделеев.
Ученик 1:
Закон великий он открыл,
Наш русский химик Менделеев,
На много лет опередив
Других известных корифеев.
Его закон, как свет большой,
Путь науке осветил,
И мир живой и неживой
Нам тайны атома раскрыл.
Ученик 2: Одним только открытием своего закона он намного опередил свою эпоху и смело бросил взгляд на целые десятки лет вперед.
Менделеев предсказал еще неизвестные в то время элементы, их свойства. Это открытие ученого оценили не сразу.
Только после открытия трех предсказанных им элементов – галлия, скандия и германия стало ясно значение этого закона для науки.
Ученик 3: Помимо открытия периодического закона и периодической системы Менделеев написал около 500 научных работ, в том числе по исследованию растворов, упругости газов, переработки нефти, подземной газификации угля и др. Он изобрел бездымный порох.
А без труда Менделеева о сопротивлении воздуха немыслимо кораблестроение, воздухоплавание и баллистика.
Но больше всего ученого интересовали недра земли с их неисчерпаемыми богатствами.
Многие из проектов ученого претворились в жизнь только в годы советской власти.
Ведущий: (стихи С. Щипачева)
В природе ничего другого нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах.
Всё: от песчинок малых до планет-
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой
Строй менделеевской системы строгий,
Вокруг тебя творится мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай.
Ты знаешь – газ легчайший – водород
В соединенье с кислородом – это
Июньский дождь от всех своих щедрот,
Сентябрьские туманы на рассветах.
Кипит железо, серебро, сурьма
И темно-бурые растворы брома.
И кажется вселенная сама
Одной лабораторией огромной.

Ученик 1: Знаете ли вы, что до Менделеева делали попытку создать систему элементов ученые Доберейнер, Ньюлендс, Мейер, но периодического закона они не открыли.
Ученик 2: Знаете ли вы, что первое сообщение о новой системе элементов за больного Менделеева сделал ученый Меншуткин на заседании Русского химического общества в 1869 году.
Ученик 3: Знаете ли вы, что Менделеев в 1887г один поднялся на аэростате, чтоб наблюдать солнечное затмение, а приземлиться пришлось далеко в другой губернии, в поле, и суеверные люди, сбежавшиеся из ближайших деревень, считали, что это спустился на землю Бог.
Ведущий: А теперь обратимся к периодической системе Д.И.Менделеева. К параду элементов приготовься!
Учитель: Семейка щелочных! Займите первый ряд!
Натрий: Мы здесь! На зов явились.
Наш древний род металлов щелочных
Не забывают близких и родных.
Поэтому сюда поторопились.
Калий: Но вот рубидий, цезий не придут.
Не призывайте их- напрасный труд.
С одним из галогенов брат наш цезий
Вступил в реакцию, и связь их так верна…
Хотя хотел соединиться с серой.
Литий: А вот рубидий, как металл активный родом,
То был задержан вездесущим кислородом
И с ним в соединение вступил.
А вам привет лишь передать просил.
Натрий: А чтобы неметаллы к нам не прицепились,
Под слоем керосина мы сокрылись.
Учитель: Надеюсь, щелочноземельные придут
И ряд второй уж после вас займут.
(Входит Mg в бенгальских огнях, лучистый Ra, белый Ca)
Магний: Я магний! Так же бел и серебрист
Все так же ослепительно пылаю…
Радий: Для глаза незаметные лучи
По – прежнему я –радий – излучаю.
Кальций: (Обнимая радий)
Лучистый это элемент,
Но нам героя жаль:
Он почернеет за момент,
Огонь он даст едваль!
Учитель: Добро пожаловать! Мы вас увидеть рады!
II группа – магний, кальций, радий.
А барий почему же не пришел?
Кальций: Никто свободного его в природе не нашел.
Он как и я, активный очень,
Но с неметаллами расстаться он не хочет.

Учитель: (указывая на два ряда металлов)
S- элементы представляем главных двух подгрупп!
Металлы двух семейств покажем тут!
Радий: Но в наших группах есть побочные металлы:
d – элементами их химики называли.
(входят медь, серебро, золото, цинк, ртуть)
Золото: (обращаясь к меди)
Да, в нашем царстве вечные раздоры
Не доведут, пожалуй, до добра.
Пора кончать, сестра, давно пора.
Мы с серебром решили кончить эти споры,
Суровое решение принять:
Мы принесём конец волнениям народным.
Кому же, как не нам, металлам «благородным»
Вот этой всей таблицей управлять!
Цинк: О золото! Тебе бы знать с твоим умом,
Что есть ряд напряжений,
И ты, мой друг, стоишь последним в нем.
Вы слишком не активны с серебром.
Золото: Пожалуйста, мой брат, без возражений!
Металлы спорили и воевали всласть.
Пора кому-нибудь забрать всецело власть.
Власть должен взять металл активный, твердый.
Покуда галогенов ярых орды
Вот в этот зал не накатили
И всех вас в соль не превратили.
Медь: Да, да, у нас все решено:
Что золото и братик серебро
Таблицей нашей будут управлять
Хочу при них помощником я стать.
Ведь после серебра электроток
Не может провести, как я, никто.
К тому же я ковка, тягуча.
Помощника не будет круче.
И бронза – древний сплав мой – не забудь.
Меня подчас и золотом зовут.
Не настоящим, правда, самоварным.
Но и помощником я буду, ох – исправным!
Серебро: А я – серебро, заявляю вам прямо,
Клянусь вам граверным моим ремеслом,
Что любит меня почти каждая дама
А хим. реакции - это потом.
Я те реакции в толк не возьму:
Я – неактивный, себя я люблю.
(влетает ртуть)
Ртуть: Ну знаешь, я устала, просто страх!
Едва стою, с утра все на ногах.
Такой уж у меня характер лютый,
Что не могу сидеть я ни минуты.
Лишь в 39 градусов мороза тверда я и стойка.
Но чуть теплей – расплавлюсь я.
Меня металлы просто раздражают:
Ведь они царство наше разрушают.
И этому конца не будет никогда.
Расположились все по ряду напряжений!
И вытесняют из соединений
Бессовестно друг друга. Нет житья!
Особенно усердны щелочные – они по ряду первые идут.
Того гляди, в могилу всех сведут!
И так металлы все почти больны:
Коррозии подвержены они.
Я тоже заявляю прямо:
Я многих превращаю в амальгаму.
Вот алюминий очень я люблю…
(вбегает алюминий)
Алюминий: Меня зовут? Уже иду!
Я ваше получил уведомленье
И прибыл к вам без всякого сомненья
Хотя меня и кличут – металлоид.
Но благородных тоже я достоин.
На ртуть я не смотрю:
Я амальгамой быть не очень – то хочу…
А дети знаете, какие у меня?
Рубин, сапфир! Вот гордость – то моя!
Еще рождаю гидроксид.
Хочу поставить вам на вид:
У гидроксида имя – основание.
Хотя второе есть название:
Он алюминиевой зовется кислотой.
Не думайте, что я больной:
И основание, и кислота –
И нашим –и вашим, туда – и сюда!
О свойстве амфотерности вы знаете давно.
Царству металлов не вредит оно
Учитель: Спасибо, алюминий, успокойтесь.
Займите третий ряд.
Пока вы там одни – не бойтесь!
Вы – переходный элемент.
Вам каждый будет рад.
Пора уж неметаллам появиться.
Продолжить Менделеева таблицу.
(входит Углерод, Кремний, Свинец)
Свинец: Простите, элементы мы IV группы.
Среди р-элементов - я – металл.
Для вас не просто «футы – нуты»
Я самый настоящий генерал.
Кто не знаком с генералом Свинцом?
Пулю пощупай – и дело с концом!
Углерод: Я – Углерод – и неспроста
Свет превращаю в зелень листа.
Нефти и газы в недрах прессую.
Углем по извести землю рисую.
Клетка – основа существованья –
Формула есть для всего мирозданья.
В тиглях от жара
Синий угар.
Я из отвара делаю пар.
Я – трансформатор
И фармацевт.
В химии я гениальный поэт.

Кремний: Едва ли знаете свободным
Меня – кремний, – который здесь
Мы обсуждаем очерёдным.
Однако помните, я весь
Скрываюсь от ваших взоров
В стекле, в песках и в хрустале.
И без сомненья, вы найдете
Меня повсюду на земле.
Учитель: А V-ой группы элементы?
Скорей на сцену выходи!
Азот и Фосфор! Жизни ленты
нашей крутили, как могли.
Азот: Я нужен всем, когда лишь связан,
Но я вяжусь с большим трудом.
Весь мир живых существ обязан
Ведь мне – растительным белком.

Фосфор: В борьбе за лучший урожай,
Науку к жизни приближай!
Суперфосфат, селитра, калий,
Немало нам в хозяйстве дали.
Приятель мой давнишний Аммофос
Сказал, что на каком – то дальнем поле
Один осот принялся и пророс
И люди голодают поневоле.
А это значит: нет в земле азота
И фосфора – приволье для осота
Без удобрений хлебу хода нет
Таков уж, люди, мой совет
Учитель: А в VI –ой группе кто живет?
Сера и вездесущий Кислород!
Поэзия есть тот же Кислород:
Рождая жизнь, она ее берет.
Рождая красоту, сгорает в ней,
Во тьме сверкая сотнями огней.
Она, как воздух, просто входит в грудь.
Нельзя дышать, чтоб слова не вдохнуть,
Нельзя вдохнуть, чтоб слова не сказать,
И жить нельзя, когда нельзя дышать.
Кислород: Да, без газа этого на свете
Не жили б звери и народ.
Его назвать могли б и дели.
Ведь это я же – Кислород!
Сера: Газ сернистый извергает
Здесь вулкана жерло.
Хорошо, что избегает
Грамотная жертва.
Учитель: Добрались до VII мы группы.
Семейка галогенов здесь живет:
Фтор, хлор, и бурый Бром и
Склонный к сублимации наш йод.
Хлор: Я известный мастер стирки
А молекула моя
Создавалась не в пробирке –
В пенном море бытия.
Я отбеливаю ткани
И белю бумагу я,
Чтобы шрифта начертанья
Было ясно всем и вся.
Все одежду мне несите,
Чтобы с них я пятна стер.
Лучший пятновыводитель
В целом свете – это хлор.
И как известно любому из нас
Натрий – металл, а хлор – это газ.
Вместе они образуют, изволь
Сам догадаться – столовую соль!
Соли не жалей, так и есть веселей!
Йод: Я йод – великий медик!
Йод в большие люди метит.
Всем советы он дает
Но ужасно едок йод.
Бром: Я тоже так важен для медицины.
Для многих лекарств я основа всегда.
Нервишки залечит микстура отныне
И будешь здоровым, веселым тогда.
(Входит Железо)
Железо: Но почему меня никто здесь не зовет?
Что элемент я тот или не тот?
Шагаю я из недр земных покорно,
Король металлургии черной.
Чугун – мой преданный вассал.
Для маховых колес незаменимый материал.
Чугун идет на плиты.
Из чугуна колосники отлиты.
И люди, знай об этом и гордись,
Без чугуна не могут обойтись.
И сталь,- знай каждый, - без неё
Ведь в жизни и ни то, ни сё…
Учитель:
А теперь, когда мы пробежали по таблице Д.И.Менделеева, давайте поговорим о том, что мы запомнили из темы « Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева».
- Почему щелочные металлы называют себя «братьями»?
- Почему они скрываются под слоем керосина ?
- Почему магний явился весь в бенгальских огнях?
- Почему радий испускает незаметные лучи?
- Почему не пришёл барий?
- К каким элементам относятся элементы двух главных подгрупп?
- А какие d- элементы из этих двух групп присутствуют на нашем
параде?
- Почему золото заявило, что «галогенов ярых орды» все металлы в соль могут превратить?
- Почему серебро заявляет, что « его любит каждая дама, а хим. реакции – это потом»?
- Какой металл находится в жидком виде? Когда он бывает в твёрдом состоянии?
- Почему алюминий боится ртути?
- Почему алюминий гордится своими детьми: рубином и сапфиром?
- Почему алюминий свой гидроксид называет кислотой?
- Вы знаете, что р-элементы – это в основном неметаллы, а какой р-элемент на нашем параде является металлом?
- Почему он назвал себя генералом?
- Почему углерод заявил, что «свет превращает в зелень листа»?
- Почему кремний держит в своих руках стекло и песок?
- Почему азот явился весь в зелени?
- Вы согласны с высказыванием азота, что он нужен нам, когда лишь связан?
- Почему весь мир живых существ обязан азоту?
- А на каком поле пророс лишь осот?
- Почему сера грозится своим сернистым газом?
- Почему хлор машет « Белизной» в одной руке, а глыбой соли в другой?
- Почему иод назвал себя великим медиком?
- Какой галоген тоже важен для медицины?
- А почему натрий пришёл в желтом одеянии? Мы привыкли серу видеть в такой одежде.
- А почему калий в фиолетовом?
- А почему медь вырядилась так: и рыжая, и чёрная, и голубая?
- А почему литий в белом халате? Ладно бы,бром или йод?
- А почему кальций белый?
- Почему кислород одет и в белое, и в синее?
-А почему иод оделся и в серое,
и в фиолетовое?
- Почему хлор в зелёной одежде?
- Так, почему же щелочные металлы, галогены,
щелочноземельные металлы имеют одинаковые свойства в своих семействах, с чем это связано?
- Так что же вы узнали о явлении периодичности?
- А какой металл сильнее: натрий или магний? Почему?
- Какой неметалл сильнее: углерод или кремний?
- Так как читается периодический закон Д.И.Менделеева?
Молодцы. А теперь подведём итоги.
В системе инновационных технологий сценические уроки и внеклассные мероприятия занимают особое место.
Они сочетают в себе коллективные способы работы, интерес к изучению материала, творчество, активизацию познавательной деятельности, партнёрский стиль взаимоотношений, нестандартные методы и приёмы и др.
Очень часто (особенно в американской педагогике) считается, что в ролевых играх её участники должны иметь заранее заготовленные тексты своих выступлений. В этом случае должен существовать полный сценарий, а конечный результат игр заранее известен. Если готовых сценариев не иметь, то ход игры может быть непредсказуем, и при нынешнем интеллекте учащихся и их знаниях по химии время может быть потрачено зря.
Так, в ходе подготовки к сценическому уроку обобщающего повторения «Парад химических элементов» (в системе уроков по теме «Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева») ученики в непринуждённой обстановке запомнили материал о различных химических элементах в стихотворной форме, данный им учителем. Кроме того, каждый должен был найти к этому уроку информацию о своём химическом элементе: его открытии, нахождении в Периодической системе, отношении с «товарищами» по периоду и по подгруппе, свойствах его, включая качественные реакции. Здесь имеет место пропедевтическое обучение.
Подготовка к таким сценическим урокам занимает несколько дней. Специально проводится репетиция с целью более качественного запоминания материала. Слушать и смотреть учеников на уроке будут гости из другого класса. Это повышает ответственность «артистов», и они запоминают не только свой материал, но и роли других учащихся (взаимозаменяемость высокая). То есть во время подготовки таких уроков и идёт усвоение материала, а на самом уроке происходит красочное обобщение. Кроме того, учащиеся сами «оформляют» своё выступление, творчески подбирают одеяние соответственно свойствам своего элемента: калий – одежду фиолетового цвета, натрий – жёлтого, шляпу – в виде цилиндров с надписью «керосин». Кальций – белый, с гипсовой фигурой и пакетом мела в руках. Алюминий в соответствующем одеянии и со своими детьми – «Сапфиром» и «Рубином». И т.д.
Следует учесть, что анализ результатов урока есть важнейшая составная часть ролевой игры независимо от формы её проведения. Перед этим, в конце сценария учащиеся отвечают на вопросы методом «мозгового штурма», независимо от того материала, который был приготовлен тем или иным ребёнком. Так, щелочному металлу попал вопрос: « какой р-элемент на нашем параде является металлом и почему?», фосфору – «почему галогенов «ярых орды» могут все металлы в соль превратить?», хлору –«почему медь так вырядилась: и в рыжем, и в голубом, и в чёрном?» и т. д.
Конечно же, писали электронные формулы химических элементов, формулировали периодический закон, объясняли причину периодичности в свойствах элементов и их соединений, причину изменения свойств в периодах и главных подгруппах.

-308610-15240
-5648325316230

3006090292735-470535207010
1