Программа студии Искусство лоскутного шитья
Областное государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Шуйский детский дом-школа»
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора по УВР Директор ОГКОУ
Шуйского детского дома-школы
О.А. РигинаР.Н.Котляров___________ 2015 г. Приказ №
от _______2015 года
ПРИНЯТО:
На заседании педагогического совета
Протокол № ___ от _______2015 года
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
Студия «Искусство лоскутного шитья»
С 5 - 9 класс
На 2015-2016 учебный год
Рабочую программу составил педагог дополнительного образования: Сушина Юлия Сергеевна
Шуя, 2015г.
Пояснительная записка
Лоскутное шитьё давно стало самостоятельным видом декоративно-прикладного искусства. Это творческое занятие отличается, например, от шитья одежды по выкройкам, так как работа с лоскутами означает работу с цветом, фактурой ткани, с формой фрагментов орнамента. Это творческий процесс, требующий воображения, интуиции, эмоционального самовыражения. Лоскутное изделие, созданное своими руками, согревает, украшает и выражает индивидуальность. Ассортимент изделий из лоскутков разнообразен. Это подушки, коврики, прихватки, салфетки, грелки, скатерти, одеяла, куклы. Шитьё из лоскутков способствует формированию и закреплению практических трудовых навыков, развитию усидчивости, аккуратности, трудовой и творческой активности, художественного вкуса. Лоскутное шитьё помогает воспитывать экологическую сознательность у детей. Ведь для работы можно использовать отходы ткани – меж лекальные выпады, остатки, старую крепкую одежду, которая вышла из моды.
Лоскутная техника не утратила своего обаяния и сегодня. Очень часто на страницах журналов и на улицах городов можно увидеть людей, одетых в изделия, выполненные в лоскутной технике. В ход идут не только ткани, но и пряжа, тесьма, отделочные шнуры, ленты, кружева - словом, всё, что найдётся под рукой; это делает лоскутные изделия неповторимыми.
Именно в этом и заключается актуальность настоящей программы: через знакомство и приобщение детей к искусству лоскутной пластики оказывать влияние на формирование их художественного вкуса, отвечающего национальным традициям, открывающего простор для последующего совершенствования в других областях культуры.
Программа студии рассчитана на учащихся среднего возраста с 11 до 16 лет. Этап занятия рассчитан на три занятие по три часа в неделю с общим объёмом 306 часов в год.
На первом занятии школьники знакомятся с лоскутной техникой «пэчворк», с материалами и инструментами для изготовления поделок, изготавливают небольшие по объёму изделия для кухонного интерьера. На втором этапе знакомятся с технологией изготовления изделий для украшения современной квартиры, создают собственные оригинальные изделия в лоскутной технике.
С первого занятия со студийцами проводится инструктаж по правилам техники безопасности при работе с инструментами и на швейной машине, организации рабочего места.
Для объяснения теоретического материала используют таблицы, инструкционные карты, фотографии, готовые изделия, эскизы. Основными в работе со студийцами становятся словесные методы: беседа, описание, напоминание, направленные на обучение детей анализу, поиску, умению рассуждать, находить причины удачных и неудачных решений.
На практических занятиях студийцы обучаются технологии обработки лоскутков ткани, подбору по цвету и составлению оригинальных композиций. При проведении практических занятий с педагогом обсуждаются различные варианты выполнения заданий по образцу и замыслу, составлению эскизов, поузловой обработке, пошиве изделия.
Цель программы – содействие раскрытию творческого потенциала каждого ребёнка, реализации его творческой индивидуальности в области народного художественного искусства посредством создания высокохудожественных изделий из лоскутов.
Задачи программы:
обучающие:
- способствовать формированию необходимых представлений о лоскутной пластике в области декоративно-прикладного искусства;
- обучение воспитанников специальным знаниям и умениям по выбранному направлению деятельности, технологии изготовления изделий из лоскутов;
- содействовать формированию творческого подхода к изготовлению изделий и индивидуального почерка при выполнении работы;
- обучение практическим навыкам.
развивающие:
- способствовать развитию творческой активности через индивидуальное раскрытие художественных способностей каждого ребенка;
- содействовать развитию художественного вкуса, эстетического восприятия, творческого воображения.
воспитательные:
- способствовать формированию бережливости и аккуратности при работе с материалами и инструментами;
- создать условия для осознанной потребности в здоровом образе жизни;
- воспитание ребенка как творческой личности, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к чужому труду.
Формы и методы работы:
Основными формами занятий в образовательном процессе являются:
•беседы о русском искусстве и красоте;
•индивидуальные и групповые занятия;
•практические занятия;
•экскурсии;
•выставки;
•конкурсы;
•мастер-классы;
•коллективно–творческие занятия.
Используемые формы учебной деятельности воспитанников на занятиях в творческом объединении – совместно-индивидуальная и совместно-последовательная – развивают интерес к творческой деятельности и способность не только воспринимать красоту, но и творить её самому, анализировать свою деятельность и отстаивать своё мнение.
Работая с лоскутами, нитками, учащиеся выполняют различные цветные композиции. Они пытаются найти наиболее рациональное решение, что стимулирует их мыслительную, творческую способность, изобретательность. При создании рисунка эскиза, его выборе развиваются творческие способности, такие как оригинальность, продуктивность. При выборе элементов композиции и их сборке развиваются гибкость в выборе способов обработки, способность усовершенствовать объект, добавляя детали.
Особое внимание на занятиях уделяется групповой деятельности. В творческих коллективах складываются отношения дружбы, взаимных симпатий, эмоциональной притягательности, взаимопонимания, доверия, уважения, где учащиеся ориентируются на продуктивные формы общения и сотворчества.
На занятиях используются различные методы обучения – объяснительные, демонстрационные, практические.
Практические работы включают сборку образцов узоров, графические зарисовки, изготовление изделий (прихватка, декоративная салфетка, диванная подушка, грелка на чайник, панно, подставка под горячее и т.п. по выбору учащихся). Все объекты труда должны быть максимально познавательными, иметь эстетическую привлекательность и давать представление о технике лоскутного шитья.
Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.
Дети учатся изготавливать изделия в лоскутной технике, при этом проявляют изобретательность, фантазию и творчество. Они знакомятся с основами композиции, видами орнаментов, цветовой гаммой и сочетаниями цветов, придумывают свои орнаменты, подбирают ткани по фактуре, волокнистому составу, цвету, учатся делать стёжку изделия, создают индивидуальные, неповторимые изделия. Работая с лоскутками, ищут более рациональные варианты их использования.
Лучшие работы детей выставляются на выставках, ярмарках.
Учебно-тематический план
по студии «Искусство лоскутного шитья»
№
раздела и темы Содержание курса Форма занятия Всего часов Теория Практика
1 Вводное занятие Беседа 1 1 -
2 История возникновения искусства лоскутного шитья в России. Основы лоскутной техники. 13 3 10
2.1 Лоскутное шитье как вид декоративно – прикладного творчества Беседа 1 1 -
2.2 Основы цветовой грамоты Беседа 1 1 -
2.3 Технологии лоскутной техники Беседа 1 1 -
2.4 Выполнение поделок в любой технике Практическое задание 10 - 10
3 Ручные швы 16 1 15
3.1 Ручные швы, их использование в лоскутной технике Беседа 1 1 -
3.2 Выполнение коллективной работы Практическое задание 15 - 15
4 Садимся за швейную машину 17 2 15
4.1 Устройство швейной машины Беседа 1 1 -
4.2 Машинные швы, их использование в лоскутной технике Беседа 1 1 -
4.3 Выполнение поделок Практическое задание 15 - 15
5 Изготовление сувениров и игрушек к Новому году и Рождеству Практическое задание 10 - 10
6 Лоскутная игрушка 18 1 17
6.1 Знакомство с лоскутной игрушкой Беседа 1 1 -
6.2 Изготовление змеи Практическое задание 8 - 8
6.3 Изготовление клоуна Практическое задание 9 - 9
7 Изготовление сувениров к Дню Святого Валентина Практическое задание 8 - 8
8 Геометрические формы 20 3 17
8.1 Изготовление шаблонов простой геометрической формы Беседа, практическое задание 2 1 1
8.2 Выполнение простейших изделий с орнаментом из квадратов Беседа, практическое задание 7 1 6
8.3 Лоскутная геометрия Беседа 1 1 -
8.4 Выполнение изделий с геометрическим орнаментом Практическое задание 10 - 10
9 Изготовление сувениров к 8 Марта Практическое задание 8 - 8
10 Техники лоскутного шитья 16 1 15
10.1 Виды лоскутных техник Беседа 1 1 -
10.2 Выполнение изделий Практическое задание 7 - 7
10.3 Отлетные уголки Практическое задание 8 - 8
11 Изготовление сувениров к Пасхе Практическое задание 8 - 8
12 Цветы из ткани 172 15
12.1 История возникновения цветов из лоскута Беседа 1 1 -
12.2 Технологический процесс изготовления цветов Беседа, практическое задание 5 1 4
13.3 Цветочки с забавным названием «йо-йо» Практическое задание 11 - 11
14 Итоговое занятие Викторина 1 1 -
Итого 153 Содержание программы
Вводное занятие
Правила техники безопасности при выполнении ручных работ, при работе на промышленной швейной машине, с электроутюгом. Правила пожарной и электробезопасности.
История возникновения искусства лоскутного шитья в России. Основы лоскутной техники.
2.1 Лоскутное шитьё как вид декоративно-прикладного творчества.
Развитие лоскутного шитья. Традиционное лоскутное шитьё России
Основы цветовой грамоты.
Цвет. Цветовой круг. Гармоничное сочетание цветов. Контраст цветов. Пространственное смешение цветов.
Технологии лоскутной техники.
Ознакомление с техниками: аппликация, текстильный коллаж, лоскутная мозаика, лоскутное шитье.
Выполнение поделок в любой технике
Практическое задание: Выбор изделия, техники выполнения, подбор тканей. Разработка эскизного проекта, выкроек изделия. Раскрой деталей и их обработка. Сборка деталей в изделие. Окончательная отделка.
Ручные швы
3.1 Ручные швы, их использование в лоскутном шитье.
Виды ручных швов и их применение.
Выполнение коллективной работы.
Практическое задание: Выбор изделия, техники выполнения, подбор тканей. Разработка эскизного проекта, выкроек изделия. Раскрой деталей и их обработка. Сборка деталей в изделие. Окончательная отделка.
Садимся за швейную машину
4.1 Устройство швейной машины.
Знакомство со швейными машинами (ручной и с электроприводом).
Машинные швы, их использование в лоскутной технике.
Виды машинных швов и их применение.
Выполнение поделок
Практическое задание: Выбор изделия, техники выполнения, подбор тканей. Разработка эскизного проекта, выкроек изделия. Раскрой деталей и их обработка. Сборка деталей в изделие. Окончательная отделка.
Изготовление сувениров и игрушек к Новому году и Рождеству.
Практическая работа: Выбор изделия, подбор ткани, выкраивание. Сборка деталей в изделие. Окончательная отделка.
Лоскутная игрушка
6.1 Знакомство с лоскутной игрушкой
История развития лоскутной игрушки. Лоскутная игрушка в современном мире.
Изготовление змеи
Практическое задание: Раскрой деталей змеи, подбор ткани и их обработка. Сборка деталей в изделие. Окончательная отделка.
Изготовление клоуна
Практическое задание: Раскрой деталей клоуна, подбор ткани и их обработка. Сборка деталей в изделие. Окончательная отделка.
Изготовление сувениров к дню Святого Валентина
Практическое задание: Выбор изделия, подбор ткани, выкраивание. Сборка деталей в изделие. Окончательная отделка.
Геометрические формы
8.1 Изготовление шаблонов простой геометрической формы
Практическое задание: Выполнение шаблонов (трафаретов): квадрат, ромб, треугольник и т.д.
Выполнение простейших изделий с орнаментом из квадратов
Практическое задание: Технология сборки изделия по схеме «Шахматка». Цветовое решение композиции. Выполнение изделий сборки по схеме «Шахматка».
Лоскутная геометрия
Технология сборки изделия по схемам «Мельница», «Звезда», «Квадрат в квадрате». Цветовое решение композиции.
Выполнение изделий с геометрическим орнаментом.
Практическое задание: Выбор изделия, техники выполнения, подбор тканей. Разработка эскизного проекта, выкроек изделия. Раскрой деталей и их обработка. Сборка деталей в изделие. Окончательная отделка.
Изготовление сувениров к 8 Марта
Практическая работа: Выбор изделия, подбор ткани, выкраивание. Сборка деталей в изделие. Окончательная отделка.
Техники лоскутного шитья
10.1 Виды лоскутных техник
Ознакомление с техниками: быстрые квадраты, акварель, полоска к полоске, бревенчатая изба, волшебные треугольники, лоскутные уголки и т.д.
Выполнение изделий
Практическая работа: Выбор изделия, техники выполнения, подбор тканей. Разработка эскизного проекта, выкроек изделия. Раскрой деталей и их обработка. Сборка деталей в изделие. Окончательная отделка.
Отлетные уголки
Рассмотрение 4 способа сборки отлетных уголков.
Практическое задание: Изготовление изделия одним из способов.
Изготовление сувениров к Пасхе
Практическое задание: Выбор изделия, подбор ткани, выкраивание. Сборка деталей в изделие. Окончательная отделка.
Цветы из ткани
12.1 История возникновения цветов из лоскута.
Цветы - один из разделов лоскутной пластики. История возникновения и развития цветов из лоскута. Ассортимент цветов из лоскута. Инструменты и материалы для изготовления цветов.
Технологический процесс изготовления цветов
Практическая работа: Подготовка лоскутов, выбор ткани по цвету и фактуре, инструменты и их применение, изготовление выкроек и шаблонов, изготовление основных деталей цветов, сборка цветов, отделка и составление букета.
Цветочки с забавным названием "йо-йо"
Практическая работа: Эти цветы из ткани «йо-йо» начали называться не сразу. Первое их название — «Саффолкские пуфы» — родом из Англии, а именно из графства Саффолк. Выбор изделия, техники выполне-ния, подбор тканей. Разработка эскизного проекта, выкроек изделия. Раскрой деталей и их обработка. Сборка деталей в изделие. Определение качества готового изделия. Окончательная отделка. Влажно-тепловая обработка.
Используемая литература
Литература для педагога
1. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура. М.: Эллис Лак.1997-735с.
2. Бабушкины уроки. Народное искусство Русского Севера. Занятия с младшими школьниками: Учеб-метод. Пособие/ Под. ред. 3. Т.Я. Шпикаловой. М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС.2001-224с.
4. Белецкая Л.Б. Пресованная флористика: картины из цветов и листьев. М.: Издательство Эксмо. 2006-64с.
5. Горожанина С.В., Зайцева. Л.М. Русский народный свадебный костюм. М.: «Культура и традиции».2003-550с.
6. Грин М.Э. Шьем из лоскутков. М.: «Просвещение».1981-33с.
7. Денисова Л.Ф. Лоскутная мозаика. М.: «Интербук- бизнес», 2005-112с.
8. Древности славян и Руси. М.: «Наука».1998-115с.
9. Иванова Ю.Б. Лоскутная мозаика России. Иваново, 2005-400с.
10. Коллаж. Шаг за шагом: пер.с англ. М.: АСТ: Астрель. 2006-112с.
11. Короткова М. В. Мужской костюм // Традиции русского быта : [энциклопедия]. – М. : Дрофа-Плюс, 2008. – C. 8 – 38.
12. Костикова М.Ю.Школа лоскутной техники. М.,1997-200с.
13. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М.: «Экономика». 1993-135с.
14. Кудряшова Т. Великолепные украшения для дома в технике «Терра». М.: Издательство Эксмо. 2006-96с
15. Лоскутная мозаика России-2007: Альбом. / Составитель Ю. Иванова, М.: ГРДНТ, 2007- 60с.
16. Лоскутная мозаика- 2011 Альбом – каталог. – Москва: ГРДНТ, 2011- 92с.: ил
17. Максимова М., Кузьмина М.Лоскутные подушки и покрывала. М.:«Эксмо».2006- 95с.
18. Максимова М, Кузьмина М. Лоскутики. М.:«Эксмо».2005-109с.
19. Чудесные мгновения.№7-8.М.,2007-25с.
20. Магия лоскутка. М.,1999-250с.
21. Мазурик Т.А. Лоскутное шитье: от ремесла к искусству. Спб.,2001-150с.
22. Малышева А.Н. Работа с тканью. Ярославль, 2001-260с.
23. Нагель О.Н. Художественное лоскутное шитье. Основы лоскутного шитья и традиции народного текстильного лоскута: Учеб. метод. пособие для учителя М.: Школа-Пресс. 2000-96с.
24. Очерки русской культуры 18 века. М.: «Московский университет».1985-98с.
Электронные ресурсы
1.http://raduga.m-of.ru/about.html - Лоскутная радуга
2.http://www.pechwork.ru/tradus.html - Озорные лоскутки
3.http://www.quilters.ru – Ассоциация мастеров лоскутного шитья России
4. http://www.cross-kpk.ru/ims/02908/los/HTML/istor/2.htm - История лоскутного шитья
5. http://www.ivkult.ru/clubs.php?ELEMENT_ID=171 – Автономное Государственное учреждение Ивановской области. Областной координационно – методический центр культуры и творчества
6. http://www.iv-obdu.ru/content/view/1134/36/ - Ивановская областная библиотека для детей и юношества
Литература для обучающего1. Традиционный Русский костюм XIX-XX века из собрания Сергея Глебушкина. М.: Северный поломник, 2008-736с
2. Чудесные мгновения. № 1-2; 3-4.М.,2006-25с.
3. Чудесные мгновения. № 1-2; 3-4;5-6.М.,2007-25с.
4. Чудесные мгновения. № 1-2; 3-4; 5-6; 7-8; 9-10; 11-12.М.,2008
5. Щебликин И.К., Романина В.И., Каганова И.И. Аппликационные работы в начальных классах: Пособие для учителя по внекл. работе. М.: «Просвещение».1983-160с.