Презентация Схемы проектирования дополнительных образовательных программ (с учетом рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г.)
Схемы проектирования дополнительныхобразовательных программ РАЗРАБОТАНО НА ОСНОВАНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ, УТВЕРЖДЕННЫХ ПИСЬМОМ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ №09-3242 от 18.11.2015г. Оформление титульного листа 1. Титульный лист.2. Пояснительную записку.3. Учебный план.4. Содержание учебного плана.5.Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.6. Календарно-тематический план.7. План воспитательной деятельности.8. Список литературы. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ 1. Титульный лист.2. Пояснительную записку.3. Учебный план.4. Содержание учебного плана.5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.6. Календарно-тематический план.7. План воспитательной деятельности.8. Список литературы. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность.Актуальность/новизна/отличительная особенность. Цель.Задачи.Срок реализации.Возраст, на который направлена программа (ступени, уровни).Основные формы, методы и приемы проведения занятий (согласно ступеням и уровням).Режим проведения занятий.Ожидаемые результаты. Способы и формы проверки выполнения учебного плана (промежуточная аттестация). С ЧЕГО НАЧАТЬ НАПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ Сначала пишется 1-2 абзаца (не более) о Вашем направлении, общие рассуждения на поставленную тему Например, в эпоху информационного общества роль чтения серьезно изменилась… и далее немного из истории и о современном состоянии … НАПРАВЛЕННОСТЬПРОГРАММЫ •техническая, •естественнонаучная, •физкультурно-спортивная, •художественная, •туристско-краеведческая, •социально-педагогическая. НОВИЗНА, АКТУАЛЬНОСТЬ, ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ Педагог должен выбрать, что он описывает или новизну, или актуальность, или отличительную особенность. Формулировки описания можно выбирать из «Схем проектирования дополнительных образовательных программ» МОЖНО НАПИСАТЬ НОВИЗНА ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ АКТУАЛЬНОСТЬ КАК НАПИСАТЬ ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ Цель отвечает на вопрос НА ЧТО НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА? Основным (начальным) словом используется существительное. Цель у программы должна быть ОДНА Цель – это результат освоения программы, т.е. чего Вы хотите добиться от процесса обучения. Например, знакомство / формирование/выявление КАК НАПИСАТЬ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Задача отвечает на вопрос ЧТО НЕОХОДИМО СДЕЛАТЬ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ? Основным (начальным) словом используется глагол. Задача – это этапы к достижению цели, т.е. какие надо сделать шаги, чтобы достигнуть цель.Например, научить / выявить / раскрыть Например, Образовательные задачи:• научить детей отдельным приемам, технике и технологии изготовления поделок из различных материалов;• способствовать формированию знаний и умений в области прикладного творчества.Развивающие задачи:• развивать творческие способности (фантазию, образное мышление, художественно-эстетический вкус и др.);• развивать у детей интерес к познанию окружающего мира, удовлетворять любознательность.Воспитательные задачи:• формировать у учащихся личностные качества (ответственность, исполнительность, трудолюбие, аккуратность и др.) через занятия декоративно-прикладным творчеством;• формировать у учащихся культуру труда. ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РАЗВИВАЮЩИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ОЗДОРАВЛИВАЮЩИЕ КАК НАПИСАТЬ СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Срок реализации программы – это промежуток времени, который необходим для достижения цели программы.Срок реализации - 1 год, 2 года… Обязательно напишите, что между ступенями и годами обучения должны соблюдаться преемственность и уровни освоения. ВОЗРАСТ, ЗАДАЧИ СТУПЕНЕЙ и УРОВНИ ОБУЧЕНИЯ Нужно помнить, что каждому возрасту ребенка соответствует его психофизическое развитие. Вследствие этого, формы и методы работы должны соответствовать этим характеристикам. Во Дворце творчества выделены 5 ступеней, которые и отражают эти способы познания и преобразования мира. СТУПЕНИ 1 ступень «Мир вокруг тебя» 2 ступень «Твой выбор» 3 ступень «В школе мастера» 4 ступень «Самоопределение» 5 ступень «Мастерство» УРОВНИ Стартовый Базовый Продвинутый Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предполагаемого для освоения содержания программы. Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы. Предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к около профессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы. КАК ЭТО ВЫГЛЯДИТ? НАПРИМЕР,1 ступень «Мир вокруг тебя», возраст 5-8 лет. Далее идет описание, что осваивается на 1 ступени. Например, раскрыть внутренний потенциал ребенка при занятии хореографическим искусством, используя при этом игровые формы и методы. Обучить основным движениям танца.Срок реализации: 2 года.Уровень: стартовый. Из программы развития Согласно тестовым заданиям ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ, МЕТОДЫ и ПРИЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ Формы занятий по количеству детей Фронтальная Групповая Индивидуальная Формы занятий по способу коммуникации инструктаж консультация экскурсия беседа круглый стол практикум просмотр фильмов учебная игра, деловая игра психологическое занятие мастер-класс мозговой штурм, мозговая атака лекция и пр. Методы Объяснительно-иллюстративный Репродуктивный Частично-поисковый Исследовательский Прочие Приём-конкретное проявление определенного метода на практике: игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, диалог, устное изложение, беседа, анализ текста, музыкального произведения, показ видеоматериалов, иллюстраций, показ (исполнение) педагогом, наблюдение, работа по образцу, тренинг, вокально-тренировочные упражнения, лабораторные работы и др. Режим занятий Занятия проводятся … раз в неделю, …. часов в год. КАК НАПИСАТЬ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ К окончанию учебной программы учащийся должен обладать следующими компетенциями (рассказывается о том, что должен знать и уметь учащийся):-…Сформированы личностные качества:-… Компете́нция (от лат. competere —соответствовать, подходить) способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области. Например, К окончанию учебной программы учащийся должен обладать следующими компетенциями (рассказывается о том, что должен знать и уметь учащийся):- владеть понятиями о классическом танце, его особенностях;- знать базовые шаги в хореографии и уверенно применять их на практике;- правильно исполнять движения при сохранении осанки.Сформированы личностные качества:- взаимная требовательность,- заинтересованность в совместной деятельности;- уважительно относиться к национальным традициям, фольклору, танцам, костюмам. Способы проверки(промежуточная аттестация) беседа контрольный урок устный опрос игровые задания мониторинг открытые занятия зачет урок-концерт тест устный опрос творческий проект текстовые задания научно-практическая конференция самоанализ деятельности педагога педагогическое наблюдение Для проверки уровня усвоения программы используются … Учебный план № раздела и темы Название разделов и тем Форма занятия Количество часов всего теория практика 1. Вводное занятие. Техника безопасности беседа, просмотр видеоролика 1 1 0 Знакомство с природным материалом. «Здравствуй, осень!» беседа, экскурсия, творческая мастерская 3. … ИТОГО Например, 72 часа Учебный план оформляется в таблицу. Вначале таблицы указывается ступень, уровень, срок реализации, количество часов. Уважаемые коллеги! Обратите, пожалуйста, внимание – ТЕОРИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНА БЫТЬ УКАЗАНА, даже если Вам кажется, что Ваши занятия носят только практический характер. Содержание учебного плана Содержание дополнительной образовательной программы раскрывается через краткое описание тем (теория и практика).Название раздела;Название темы;Теория (основные теоретические понятия без подробной расшифровки и описания);Практика (примерное содержание практической деятельности детей на учебном занятии);Форма занятия;Оборудование и оснащение (если необходимы уточнения);Литература (если есть);Место проведения занятия (если занятие выездное); Например: Тема 3. Работа с природным материалом. «Здравствуй, осень!»Теория: отличие осени от других времен года. Что происходит с природой и животными. Пословицы, поговорки и загадки про осень (форма занятия - лекция, беседа.)Практика: собирание гербария, составление осенней композиции, осенние поделки из природного материал (форма занятия - творческая мастерская, самостоятельная работа). Методическое обеспечение программы Формы, приемы, методы зависят от педагогической целесообразности их применения в данной образовательной программе, поэтому сначала в этом разделе необходимо аргументировать и обосновать выбор тех или иных выбранных форм. Например,реализация данной дополнительной образовательной программы заключается в создании особой развивающей среды для выявления и развития общих и творческих способностей учащихся, что может способствовать не только их приобщению к творчеству, но и раскрытию лучших человеческих качеств, поэтому целесообразно применение …педагогическая целесообразность применяемых методик заключается в том, что знакомясь с _________, дети не только проявляют себя как творческие личности, но и приобретают необходимые в жизни умения и навыки, развивают мелкую моторику…необходимость формирования у детей здорового образа жизни через занятия __самбо__ и их дальнейшую социализацию в обществе определяет целесообразность применения следующих методов и приемов… Методическое обеспечение программы должно включать в себя: Формы занятия;Методы;Приемы;Дидактический материал;Техническое оснащение занятий;Формы подведения итогов (промежуточная аттестация);Материально-техническое обеспечение реализации;Кадровое обеспечение реализации программы;Основные формы воспитательной деятельности. Методы организации учебно-воспитательного процесса Методы, в основе которых лежит способ организации занятия Словесный Наглядный Практический Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей Объяснительно-иллюстративный Репродуктивный Частично-поисковый Исследовательский Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся занятия Фронтальный Коллективный Индивидуально-фронтальный Групповой Коллективно-групповой В парах Индивидуальный Описание методов, приемов и пр. смотри в методических рекомендациях Календарно-тематический план Тема может быть разбита на весь учебный календарный год. В этом и заключается основное отличие календарно-тематического плана от учебного плана. Название программы: «Умелые руки» (художественная направленность). Ступень 2. Уровень: стартовый. Год обучения: первый. 2 часа в неделю. Месяц Название разделов и тем Форма занятия Количество часов всего теория практика октябрь Вводное занятие. Техника безопасности беседа, просмотр видеоролика 1 1 0 Знакомство с природным материалом. «Здравствуй, осень!» беседа, экскурсия, творческая мастерская 3 1 2 Изготовление панно «Дары осени» лекция,самостояте-льная работа 3 1 2 Викторина «Осень золотая» Викторина 1 1 0 Всего часов в месяц: 8 часов … … май Итоговое занятие, или итоги коллективной работы. (Персональная выставка. Тематическая выставка) ИТОГО Например, 72 часа План воспитательной деятельности Направления воспитательной работы Мероприятия Формы проведения мероприятий Задачи Сроки ответственный Гражданское воспитание Участие в акции «Молодые граждане России» флешмоб Формирование активной гражданской позиции декабрь Педагог ФИО Патриотическое воспитание Посещения музея воинской славы экскурсия Знакомство с историей ВОВ февраль Педагог ФИО Социальное воспитание Участие во всероссийском субботнике «Зеленая планета» субботник Воспитание благотвори-тельного труда на пользу общества апрель Педагог ФИО Мероприятия детского объединения Наименование воспитательных программ Дворца творчества Мероприятия Формы участия Сроки ответственный Указываются воспитательные программы Дворца творчества Например,«Здоровым быть здорово!» Конкурс «Формула 1» очная Март-апрель Педагог ФИО Мероприятия, проводимые в рамках воспитательных программ Дворца творчества Группы социальных партнеров Мероприятия Формы проведения мероприятий Задачи Сроки ответственный Родительский актив Родительское собрание Собрание Организация образовательного процесса сентябрь Педагог ФИО Консультации по вопросам режима труда и отдыха ребенка Лекция/беседа Обучить здоровье-сберегающим технологиям В течении года Педагог ФИО Школы, классные руководители Организация праздника ко дню матери в рамках сетевого взаимо-действия Праздник/концерт Организовать единое образовательное пространство ноябрь Педагог ФИО Общественные организации; иные муниципальные и государственные учреждения Экскурсия в ФСКН Экскурсия Провести профилакти-ческую работу с целью предотвращения негативных привычек декабрь Педагог ФИО Предприятия Экскурсия на предприятие «Керек» Экскурсия Профилизи-ровать образова-тельное пространство февраль Педагог ФИО Работа с социальными партнерами Список литературы Правильное написание тех или иных источников смотри в «Шпаргалке». Так нельзя писать:- Другие учебники по физике,- Газета «Жизнь» 205 выпуск,- Прочие источники,- www.gfhfghf.ru ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРОГРАММЫ Основные требования, прописанные в ГОСТе: 1. Оформление работы производится на листах формата А4.2. Текст набирается на компьютере. Печатая содержимое работы, нужно в настройках выбрать шрифт под названием Times New Roman. 3. Размер шрифта устанавливается в кеглях, он должен быть либо 12, либо 14. Допустимы оба варианта. Также требуется установить междустрочный интервал – полуторный.4. Для отступов, или как их еще называют, полей, также нужно задать требуемые государственными стандартами значения. От верха и снизу нужно отступить на 2 см, слева на 2,5-3 см, справа на 1,5 см. 5. После написания каждого абзаца, новый начинается с красной строчки. Ее параметры также задаются в настройках текстового редактора. Значение должно быть равным 1,3 см.6. Нумерация страниц – обязательное условие при написании курсовой работы. Для обозначения используют арабские цифры, которые должны быть расположены по центру внизу. 7. Название заголовков пишется посередине строки. Ни в коем случае не нужно ставить после названий точки. Подчеркивать их также не следует. СРОК СДАЧИ ПРОГРАММ НА ПРОВЕРКУ 22 АПРЕЛЯ 2016 г.педагоги должны сдать программы руководителям структурных подразделений29 апреля 2016 г. программы необходимо сдать научно-методическому совету ГДЕ НАЙТИ МАТЕРИАЛ? ПАПКА «МЕТОДИСТА» ПАПКА «УЧЕБНАЯ ЧАСТЬ» ПАПКА «НАПИСАНИЕ ПРОГРАММ» ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПАПКА «МЕТОДИСТА» ПАПКА «УЧЕБНАЯ ЧАСТЬ» ПАПКА «ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ» САЙТЫ ВЕБИНАРОВ, КОНКУРСОВ, КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ПАПКА «МЕТОДИСТА» ПАПКА «УЧЕБНАЯ ЧАСТЬ» ПАПКА «НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА» УСТАВ,ПОЛОЖЕНИЯ,ПРАВИЛА…и пр.