Программа факультатива В мире книг
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов
села Шурмы Уржумского района Кировской области
Согласовано:
зам. директора по УВР
Буторина Л.И.______________________
«___» ________ 2014 г.
Утверждаю:
директор МКОУ СОШ с УИОП села Шурмы
Бабунь Р.Э._________________
Приказ № ____ от «___» __________ 2014 г.
Рабочая программа
факультатива
«В мире книг»
для учащихся 1-4 классов
входит в систему «Начальная школа XXI века»
Срок реализации программы – 4 года
Составитель программы:
учитель начальных классов первой
квалификационной категории
Салахеева Марзия Муллахматовна.
Образование – среднее профессиональное.
Стаж – 35 лет.
Шурма
2014год
Пояснительная записка
Рабочая программа факультатива «Вмире книг» составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «В мире книг», автор Ефросинина Л.А. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н. Ф. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2012. –198 с.). Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа «В мире книг» - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
Также данный курс направлен на поддержание традиций семейного чтения, так как предполагает широкое привлечение родителей.
Общая характеристика факультатива
Программа «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.Факультативные занятия помогут решать задачи эмоционального,творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка,а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтениедля ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие,и самовоспитание.
Главные цели:
— создание на практике условий для развития читательских умений иинтереса к чтению книг;
— расширение литературно-образовательного пространства учащихсяначальных классов;
— формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Задачи:
Развивать эмоциональный, творческий, литературный, интеллектуальныйпотенциал у ребёнка.
Решать проблемы нравственно-этического воспитания.
Формировать учебную мотивацию; развивать личностную сферу ребенка.
Формировать универсальные учебные действия познавательного, знаково-символического, логического, регулятивного и коммуникативного характера
Преемственность с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшегошкольника. Программа способствует овладению детьми универсальнымиучебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации занятий могут быть различными: литературные игры,конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницамкниг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.
Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и примененияих в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг,детскими периодическими и электронными изданиями.
Вид программы: модифицированнаяОписание места факультатива в учебном плане
Программа факультатива рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Во 2-4 классах всего 34 часа в год. В 1 классе - 33 часа в год.
Описание ценностных ориентиров содержания факультатива
Содержание программы факультатива «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературусвоей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память,внимание, воображение.
Программа занятий — это создание условий для использованияполученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами:рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива
Личностными результатами изучения данного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности
любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты (формирование УУД)
Регулятивные УУД
пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги; заполнять каталожную карточку
знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные УУД
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные УУД
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
В результате освоенияпрограммы факультатива «В мире книг» формируются следующиепредметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Планируемые результаты освоения программы по факультативу
В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Предметные умения:
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Универсальные учебные действия:
находить книгу в открытом библиотечном фонде;
выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
формулировать и высказывать своё впечатление о прочитаннойкниге и героях;
характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу назаданную тему;
сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
пользоваться аппаратом книги;
овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Система оценки достижений учащихся
Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:
1.Проверка читательских умений: сформированность техники чтения, навыков работы с книгой, знание ее элементов, навыков работы с текстом.
2. Проверка читательского кругозора.
3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения (в конце 2, 3 и 4-х классов)
Содержание тем учебного курса
2 класс (34 ч)
Название раздела,
его основное
содержание Кол-во часов Характеристика
деятельности
детей УУД Формы контроля
Тема 1. Книга, здравствуй Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат.
Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги.
Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации
в книге и их роль. Правила работы с книгой.
Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги. 3 ч
Понять роль книги в жизни человека, рольхудожественной книги. Иллюстрациив книге и их роль.Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформлять рукописную книгу «Мы художники-оформители» Соблюдать правила работы с книгой.Читальный зал: самостоятельно читать выбранную книгу.
Знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;
ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской принадлежности в открытом библиотечном фонде);
пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги;
заполнять каталожную карточку;
систематизировать книги по авторской принадлежности;
составлять список прочитанных книг;
выделять особенности учебной книги;
работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»;
аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);
классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру.
Оформление рукописной книги.
Тема 2. Книгочей — любитель чтения Библиотека. Библиотечный формуляр.
Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой.
Викторина «Что вы знаете о книге?».
Игра «Я — библиотекарь». 2 ч
Посетить библиотеку. Понять что такое библиотечный формуляр, алфавитный каталог, назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой.Викторина «Что вы знаете о книге?».Игра «Я — библиотекарь». Викторина «Что вы знаете о книге?».
Игра «Я — библиотекарь».
Тема 3. Книги о твоих ровесниках Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг.
Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей.
Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железникова«Таня и Юсник» или В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс-
кроссворд «Имена героев детских книг».
Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).
Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских
газет и журналов. Детские журналы (электронная версия).
Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах).
Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях). 4 ч
Посетить библиотеку, выставку книг детских писателей. «Дети — герои детских книг»
Конкурс-кроссворд «Имена героев детских книг».Презентация книг о детях-ровесниках. Инсценировать отдельные эпизоды из рассказов о детях. Знакомиться с книгами-сборниками В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова. Инсценировать отдельные эпизоды из рассказов о детях. Читальный зал. Читать произведения о детях на страницах детскихгазет и журналов. Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (работа в группах). Конкурс-
кроссворд «Имена героев детских книг».
Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях).
Тема 4. Крупицы народной мудрости. Книги-сборники Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы посло-
виц. Путешествие по тропинкам фольклора.
Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку».
Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики».
Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах). 4 ч
Узнать о книгах-сборниках малых жанров фольклора. Путешествовать по тропинкам фольклора
Узнать о значении пословицы, что такое тема пословиц
Знакомиться с загадками. Что такое тема загадок. Игра «Отгадай загадку».
Конкурс скороговорок. «Чистоговорщики». Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах). Игра «Отгадай загадку».
Конкурс «Чистоговорщики».
Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).
Тема 5. Писатели-сказочники Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки.
Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги.
Герои сказок. Викторина.
Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность). 4 ч
Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки.Чтение выбранной книги.
Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде.
Обзор сказок Х.К. Андерсена.
Участвовать в творческой работе «Лукошко сказок» (проектная деятельность). Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Викторина.
Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).
Тема 6. Книги о детях Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.).
Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).
Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто). 4 ч
Знакомиться с книгами-сборниками о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.), книгами о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).
Читать книги-сборники о детях и для детей Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. БартоЛитературный диктант
Тема 7. Старые добрые сказки Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка.
Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов другихстран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка.
Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). Поисковая работа.
Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов. 4 ч
Читатькниги сказок народов мира. Узнавать о переводчиках, пересказчиках и обработчиках сказок народов другихстран.
Читатьсказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народнаясказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.) Вести поисковую работу.
Посетить читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов. Поисковая работа.
Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.
Тема 8. Книги о тех, кто подарил нам жизнь Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы,сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга.
Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть.
Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья». 3 ч
Читатькниги о семье, маме, детях. Знакомиться с жанрами произведений о семье: стихотворения, пословицы,сказки, рассказы, колыбельные песни. Составлять рукописнуюкнигу «Семья».Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказыо семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть.
Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья».
Тема 9. Защитникам Отечества посвящается
Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества.
Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества.
Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом.
Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.
Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки. 3 ч
Работать с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.
Составлятьрукописную книгу «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки. Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.
Тема 10. По страницам любимых книг Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности.
Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам.
Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).
Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории.
Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя». 3 ч
Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам. Вести проектную деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории. Оформлять еженедельник «Летнее чтение» или «Дневник читателя». Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).
Календарно-тематический план
1 час в неделю, всего 34 часа
2 класс
№ Название раздела и темы Кол-во часов Метапредметные результаты
и
деятельность учащихся Дата
Познавательные Регулятивные Коммуникативные план факт
Здравствуй, книга (3 ч) Роль книги в жизни человека. История создания книги. Первая печатная книга на Руси. 1 Формировать умение слушать и слышать художественное слово Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений Анализировать произведения Структура книги (элементы книги). 1 Анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты Удерживать цель деятельности до получения ее результата Выявлять (при решении различных задач) известное и неизвестное;
Учебная книга и её справочный аппарат. Конкурс «Пословицы о книге и учении». 1 Участвовать в первичном (ознакомительном) чтении.
Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); Использовать алгоритм самостоятельной работы Книгочей — любитель чтения (2 ч)
Правила поведения в библиотеке. Алфавитный каталог. Каталожная карточка. 1 Исследовать собственные нестандартные способы решения Сравнивать иллюстрации с содержанием текста Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду); Выставка книг о детях. Структура книги. 1 Анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты Удерживать цель деятельности до получения ее результата Выявлять (при решении различных задач) известное и неизвестное;
Книги о твоих ровесниках (4 ч)
Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг. 1 Анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты; Корректировать деятельность Выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное;
Книги В. Осеевой. Книга-сборник. Книги Е. Пермяка. Титульный лист. 1 Исследовать собственные нестандартные способы решения Корректировать деятельность Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью; Книги Н. Носова. Типы книг. 1 Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; Анализировать эмоциональные состояния Составлять небольшие устные монологические высказывания Книги В. Драгунского. Аппарат книги. 1 Исследовать собственные нестандартные способы решения Читать, выполняя задания ктексту Строить схему (модель) отношений героев Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч)
Книги-сборники. Малые жанры фольклора. 1 Выявлять читательский опыт
Удерживать цель деятельности до получения ее результата Формировать умение слушать и слышать художественное слово Пословицы. Темы пословиц. Рукописная книга «Пословицы о книге и учении». 1 Исследовать собственные нестандартные способы решения Сравнивать иллюстрации с содержанием текста Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду); Загадки. Темы загадок. Конкурс «Отгадай загадку». 1 Выявлять читательский опыт
Удерживать цель деятельности до получения ее результата Формировать умение слушать и слышать художественное слово Скороговорки и чистоговорки. 1 Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; Работа над выразительностью чтения Различать особенности диалогической и монологической речи;
Писатели-сказочники (4 ч)
Книги с литературными (авторскими) сказками. 1 Исследовать собственные нестандартные способы решения Сравнивать иллюстрации с содержанием текста Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду); Писатели-сказочники. 1 Выявлять читательский опыт
Удерживать цель деятельности до получения ее результата Формировать умение слушать и слышать художественное слово Герои сказок. Викторина. 1 Формировать умение слушать и слышать художественное слово Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений Анализировать произведения По страницам сказок Х.К. Андерсена. 1 Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; Работа над выразительностью чтения Различать особенности диалогической и монологической речи;
Книги о детях (4 ч)
Книги о детях. В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др..Выставка книг. 1 Исследовать собственные нестандартные способы решения Сравнивать иллюстрации с содержанием текста Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду); Герои книг В. Осеевой. 1 Исследовать собственные нестандартные способы решения Читать, выполняя задания ктексту Строить схему (модель) отношений героев Книги Н. Носова. Приключение-сказка о Незнайке и его друзьях. 1 Формировать умение слушать и слышать художественное слово Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений Анализировать произведения 1 Книги С. Михалкова, С.Я. Маршака, А. Барто: стихотворения, басни, рассказы. 1 Выполнять задачи, не имеющие однозначного решения Характеризовать образы героев и персонажей.
Сравнивать иллюстрации с содержанием текста Старые добрые сказки (4 ч)
Книги о братьях наших меньших. Художники-оформители. 1 Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; Формулировать главную мысль рассказа: Различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной Сборники стихотворений для детей. Каталожная карточка. 1 Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); Преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать Книги-сборники сказок народов мира. Переводчики, пересказчики и обработчики народных сказок. 1 Исследовать собственные нестандартные способы решения Сравнивать иллюстрации с содержанием текста Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью; Народные сказки на страницах детских журналов. 1 Формировать умение слушать и слышать художественное слово Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений Анализировать произведения Книги о тех, кто подарил нам жизнь (3 ч)
Книги о семье, о маме. 1 Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; Формулировать главную мысль рассказа: Различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. 1 Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); Преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья». 1 Выявлять читательский опыт
Удерживать цель деятельности до получения ее результата Формировать умение слушать и слышать художественное слово Защитникам Отечества посвящается (3 ч)
Книги о защитниках Отечества. Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества. 1 Формировать умение слушать и слышать художественное слово
Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений Анализировать произведения Былины и сказы о защитниках Отечества. 1 Применять таблицы, схемы, модели для получения информациАнализировать эмоциональные состояния Составлять небольшие устные монологические высказывания Книга А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове». 1 Исследовать собственные нестандартные способы решения Читать, выполняя задания ктексту Строить схему (модель) отношений героев По страницам любимых книг (3 ч)
3233 Библиотечный урок «Хвала книге». По страницам любимых книг. Презентация любимой книги. 2 Исследовать собственные нестандартные способы решения Сравнивать иллюстрации с содержанием текста Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью; 34 Летнее чтение. Оформление еженедельника «Книгочей» или «Дневника читателя». 1 Выполнять задачи, не имеющие однозначного решения Формулировать главную мысль рассказа: Различать виды текста, выбирать текст. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Материалы для учителя:
Белоусова Л. Е. Научиться пересказывать? Это просто! – СПб.: Литера, 2009 Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2007
Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2008
Колесникова Е. В. Предмет, слово, схема. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. – М.: Ювента, 2007
Речь. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2008
Сабельников С. И. Проверочные работы по литературному чтению: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2011
Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. :Вентана-Граф, 2011. Учебное издание
Светловская Н. Н., Джежелей О. В. Внеклассное чтение в 1 классе. – М.: Просвещение, 1981
Сухин И. Г., Яценко И. Ф. Азбучные игры: 1 класс. – М.: ВАКО, 2011
Чтение. Работа с текстом: 1 класс/ О. Н. Крылова. – М.: Экзамен, 2011
Чтение. Работа с текстом: 2 класс/ О. Н. Крылова. – М.: Экзамен, 2011
Чтение. Работа с текстом: 3 класс/ О. Н. Крылова. – М.: Экзамен, 2011
Чтение. Работа с текстом: 4 класс/ О. Н. Крылова. – М.: Экзамен, 2011
Материалы для учащихся:
Ефросинина Л. А. Книгочей: словарь-справочник по литературному чтению для младших школьников: 1-4 классы. – М.: Вентана-Граф
Ефросинина Л. А. Литературное чтение: Уроки слушания: комплект учебных хрестоматий для 1-4 классов. – М.: Вентана-Граф
Оморокова М. И. Учимся читать выразительно: 2-4 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф
Специфическое сопровождение (оборудование):
Демонстрационный материал: портреты писателей, поэтов.
Репродукции картин в соответствии с содержанием программы;
Художественные фотографии в соответствии с содержанием программы;
Иллюстрации к литературным произведениям.
Электронно-программное обеспечение:
Электронный образовательный ресурс. Словарь-справочник по литературному чтению
«Книгочей». 1-4 классы/ Ефросинина Л. А. – М.: Вентана-Граф, 2011
Приложение 1
Проверка читательских умений во 2 классе.
В работе с книгой второклассник должен уметь:
использовать в ответе о книге ее справочный аппарат: информацию с обложки и титульных листов, из предисловий, послесловий, аннотаций;
определять примерное содержание книги по иллюстрациям и заголовкам после просмотра оглавления;
пользоваться сносками и примечаниями книги;
отвечать на типовые вопросы о книге;
составить рассказ о книге в целом после рассматривания.
Проверка читательского кругозора
Проверка читательского кругозора второклассников, как правило, обнаруживает знание авторов, жанров и тем детского чтения во всем их многообразии.
Во 2 классе проверить читательский кругозор учеников учитель может с помощью следующих вопросов и заданий:
Что мы узнаем о книге с ее обложки?
Что мы узнаем о книге с титульного листа?
Назови писателей - авторов сказок
Скажи, каких поэтов ты знаешь.
Кто пишет рассказы? Назови фамилии писателей.
О чем мы читали в последнее время? (Темы чтения.)
Какие жанры произведений народного творчества мы знаем? Приведи примеры.
Какие жанры произведений детской литературы мы знаем? Приведи примеры.
Чем отличаются стихи от прозы?
О чем вы любите читать?
Что отличает произведения народного творчества и литературы?
Что вы читали о приключениях и путешествиях? о чудесах и волшебстве? о временах года? о детях? о взрослых? о труде? и т.д. по всем темам чтения
Какие книги вы выбрали для чтения в последнее время?
Список литературы для 2 класса
Русская литература 19 - начала 20 вв.Толстой Л. Рассказы и были; Пушкин А. Стихи и сказки; Ершов П. Конек-горбунок; Крылов И. Басни.
Русская литература 20 векаКуприн А. «Слон», «Сапсан», «Барбос и Жулька»; Волков А. «Волшебник Изумрудного города» и др. сказки;Александрова Т. «Домовёнок Кузька»; Гераскина Л. «В стране невыученных уроков»; Житков Б. «Рассказы о животных»; Прокофьева С. «Приключения желтого чемоданчика»; Успенский Э. «Дядя Фёдор, пёс и кот»; Пивоварова И. «Рассказы Люси Синицыной»;Драгунский В. Рассказы; Давыдычев Л. «Страдания второгодника Ивана Семенова»; Алексеев С. «Рассказы из русской истории»;Дуров В. «Мои звери»Зарубежная литератураХаррис Д. «Сказки дядюшки Римуса»; Свифт Д. «Путешествия Гулливера»; Распе Э. «Приключения барона Мюнхгаузена»; Родари Д. «Путешествие «Голубой стрелы»; Киплинг Р. «Сказки»; Лагерлеф С. «Путешествие Нильса с дикими гусями»