Формирование универсальных учебных действий при интегрированном подходе в преподавании географии
Формирование универсальных учебных действий при интегрированном подходе в преподавании географии
Шиженская Н.Н.,
Учитель географии ГБОУ школы № 104
Санкт-Петербурга
«Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся».
Самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьезные трудности в формировании целостной картины мира у учащихся. Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускников школ, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Поэтому назрела необходимость в интеграции школьных предметов.
Кроме того, интеграция предметов в школе позволяет наиболее эффективно организовать учебную деятельность и создавать условия в формировании УУД на разных этапах урока: на уровне целей, мотивов, рефлексии и т.д.
Интегрированный урок — это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов и направлена на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющей наиболее эффективно формировать и развивать универсальные учебные действия.
Необходимость обращения к интегрированному обучению вызвана рядом объективных причин. Одной из важнейших проблем является заметное снижение интереса учащихся к предметам естественного цикла, что во многом связано с большим объемом содержания учебных программ.
Практика показывает, что нередко одно и то же понятие или учебное действие в рамках каждого конкретного предмета определяется по-разному — такая многозначность научных терминов затрудняет не только восприятие учебного материала, но развитие УУД. Несогласованность предлагаемых программ приводит к тому, что одна и та же тема по разным предметам изучается в разное время. Эти противоречия легко снимаются в интегрированном обучении, которое решает также ещё одну проблему — экономии учебного времени.
Положительные моменты интегрированного подхода в формировании УУД:
интеграция дает возможность показать учащимся «мир в целом», преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам.
планировать предметные цели и результаты обучения на уровне учебных действий, которыми овладевают обучаемые в процессе освоения содержания по данной теме.
создавать благоприятные условия в формировании универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, личностных и коммуникативных.
использовать высвобождаемое за этот счет учебное время для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении.
Наравне с положительными моментами от использования интегрированного подхода есть и определенные трудности:
не все темы можно интегрировать по данным предметам в рамках одного урока, чаще это могут быть лишь элементы на определенных этапах.
необходимо уделять достаточно много времени для формирования и развития предметных учебных действий.
обучающиеся должны иметь навыки самостоятельной работы.
большая подготовительная работа педагогов.
Однако, не смотря на сложности, я считаю необходимым продолжить работу по внедрению и освоению интегрированного подхода в формировании УУД. По сравнению с традиционными формами обучения данный подход гарантирует рост качественной успеваемости, повышение прочности знаний обучающихся, повышение уровня сформированности ключевых компетентностей, меняется мышление ученика: оно становится рефлексивным, то есть нацеленным на результат, качественную подготовку к сдаче ЕГЭ.
Какую же функцию выполняют универсальные учебные действия в интегрированном уроке:
во-первых, обеспечивают возможность учащимся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
во-вторых, создают условия для развития личности и ее самореализации, толерантных установок личности, обеспечивающих ее жизнь в поликультурном обществе;
в–третьих, обеспечивают успешное усвоения знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Среди основных видов УУД можно выделить четыре блока:
1.Личностные.
2.Регулятивные.
3.Познавательные.
4.Коммуникативные.
Представление о функциях, содержании и видах УУД должно быть положено в основу построения интегрированного урока. Отбор и структурирование содержания урока, выбор методов, определение форм обучения – все это должно учитывать цели формирования конкретных видов УУД.
Условия, обеспечивающие развитие УУД.
Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:
Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетентности учащегося, в том числе социальной и личностной.
Для того чтобы сформировать у учащихся любое универсальное учебное действие необходимо:
сформировать первичный опыт выполнения этого действия при изучении различных учебных предметов и мотивацию;
основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД (или структуры учебной деятельности в целом);
сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организовывать самоконтроль его выполнения и при необходимости – коррекцию;
организовать контроль уровня сформированности данного УУД.
Учащиеся овладевают основными видами УУД (личностными, регулятивными, познавательными и коммуникативными) посредством географического, исторического, химического знаний. Безусловно, каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, его функцией и предметным содержанием, но на интегрированном уроке значимость УУД более актуальна.
Овладение УУД в конечном счете и ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, овладевать умениями и компетентностями, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
познавательные и учебные мотивы;
учебную цель;
учебную задачу;
учебные действия и операции;
контроль и оценка;
рефлексия.
Все эти компоненты формируются у учащихся на уроке. Для того чтобы это происходило качественно, чтобы ребёнок активно участвовал в учебном процессе, а УД стала действительно совместной деятельностью учителя и ученика, необходимо целенаправленно учитывать возрастные особенности детей, состояние межличностных отношений в классе, определять «трудности» подростков в той или иной сфере (в учении, общении, поведении и т.п.), свойства характера (характерологический тип) ребёнка, способности ребёнка к обучению и т.д. Иными словами, чтобы научить ребёнка, надо учитывать его возрастно-психологические особенности .
География настолько универсальна, что при желании учителя может интегрироваться с любым предметом (биология, история, информатика, химия и др.) Идеально было бы проведение интегрированных уроков совместно с другими учителями. Но элементы интеграции можно использовать и самому. В каждом уроке географии можно найти связь с какой-либо дисциплиной. Богатое содержание курса географии и требования к метапредметным результатам обучения посредством географического знания предоставляет учителю широкие возможности для организации процесса формирования УУД, в выборе методов и средств обучения. Но синтезированная интеграция является наиболее эффективной, так как объединяет знания разных наук при раскрытии какого-то общего вопроса, и тем самым достигаются метапредметные результаты.
Главной идеей данной технологии является раскрытие личности ученика в школе, воспитание потребности в образовании и духовном росте. Налаживание доброжелательной среды в школьном коллективе невозможны без общения учителя с учеником, учениками между собой. Общения вербального и невербального, спонтанного и хорошо спланированного, но главное равноправного, являющегося фактором интеллектуального развития ребенка, становления его личности. Поэтому в системе работы большое место занимает личностно - ориентированное взаимодействие, «педагогика сотрудничества», основанная на принципах гуманистического обучения.
В основу интеграции заложен традиционный деятельностный подход, но технология реализации является достаточно современной, актуальной и инновационной для достижения целей образования, обозначенных в новых стандартах и закрепленных в государственных документах в области образования.
Роль учителя на интегрированном уроке меняется, его главной задачей становится организация такого познавательного процесса, при котором обучающиеся осознают взаимосвязь всех областей знаний, полученных ими на уроках предметов школьного курса, так и кропотливой работы с дополнительными источниками информации. Во время подготовки и проведения интегрированного урока происходит взаимодействие нескольких учебных дисциплин, и учащийся здесь выполняет новую, более активную и значимую для самого себя роль, повышая тем самым самооценку и понимание необходимости пополнения своих знаний за пределами материала учебника. Кроме того, при планировании урока большое внимание уделяется организации работы детей на уроке, предполагается смена деятельности учащихся, четко распределяется время на каждый вид деятельности. Основной задачей обучающегося становится выработка индивидуального пути освоения и применения знаний. К учащемуся при проведении интегрированного урока предъявляются следующие ключевые компетентности: умение выдвигать гипотезу и видеть проблему, умение находить и использовать различную информацию, умение предъявлять и обсуждать собственные выводы, сделанные на основе полученной информации, вступать в дискуссию, выслушивать и принимать во внимание выводы других, выступать публично, литературно выражать свои мысли.
Соединение разных видов деятельности является продуктивным. Деятельность в своём процессе рождает и внутренние побуждения школьников (мотивы), и отношение их к учению, к общению в коллективе, к учителю, отчего часто зависят и результаты обучения и учения. Она оказывает влияние не только на личность ученика, но и на процесс сплочения и развития ученического коллектива. При этом важны отношения и зависимости между учениками, ведь общение – атрибут всякой деятельности.
Общими рекомендациями по формированию УУД в ходе образовательного процесса на интегрированных уроках, являются следующее:
Необходимость выделения цели формирования УУД, четкого выделения их функций в образовательном процессе, их содержания и требуемых свойств в соотнесении с обусловленными возрастом психологическими особенностями учащихся.
Определение ориентировочной основы каждого УУД, обеспечивающей его успешное выполнение, и организация ориентировки учащихся в его выполнении.
Поэтапная отработка универсальных УУД, обеспечивающая переход, во-первых, от выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной форме выполнения действия и, во-вторых, от совместного выполнения действия с учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции.
Определение связи каждого УУД с предметной дисциплиной. Выделение предметных дисциплин, наиболее адекватных (благоприятных) для формирования конкретных видов УУД и создающих для них зону ближайшего развития. Определение конкретной формы УУД применительно к предметной дисциплине, описание свойств действия.
Разработка системы рекомендаций разработчикам и авторам учебников и учебных пособий по школьным предметам с целью обеспечить формирование конкретных видов и форм УУД в данной предметной дисциплине. Включение в качестве критерия экспертной оценки учебника и учебного пособия наличия рекомендаций и учебных заданий, направленных на формирование УУД.
Опыт работы по предлагаемой системе позволяет сделать выводы о результатах и значении интегрированного обучения, которые сводятся к следующему:
способствуют развитию научного стиля мышления учащихся;
планировать предметные цели и результаты обучения на уровне учебных действий, которыми овладевают обучаемые в процессе освоения содержания по данной теме.
создавать благоприятные условия в формировании универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, личностных и коммуникативных.
формируют комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;
повышают качество знаний учащихся;
повышают и развивают интерес учащихся к предметам естественного цикла;
позволяют использовать авторские компьютерные программы учащихся (созданные на базе интеграции) в дальнейшем учебном процессе;
расширяют кругозор учащихся, способствует развитию творческих возможностей учащихся, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала на уровне применения знаний, умений, навыков в новых условиях;
приобщают школьников к научно-исследовательской деятельности.
Исходя из анализа проведенных уроков, критериями эффективности являются:
Высокая мотивация учащихся по предметам;
Овладение УУД:
умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
умение вести самостоятельный поиск, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию;
умение взаимодействовать в коллективе, вести себя, представлять себя.
Интеграция — необходимое условие современного учебного процесса, её возможная реализация была бы переходом на новый качественный уровень образования, позволяющей активно формировать универсальные учебные действия.
2. Учебная игра как современная образовательная технология
Игра – одна из древнейших средств воспитания и обучения детей. Игры в сочетании с другими методическими приёмами и формами повышают эффективность преподавания географии. Игры разнообразны по содержанию, целям проведения, организации. Игры обучающего характера с творческим подходом: к ним относятся настольные и подвижные на местности. К настольным относятся ребусы, кроссворды, чайнворды, лото, домино и т. д. Настольные игры развивают воображение, сообразительность и наблюдательность. В них присутствует элемент соперничества (кто быстрее, кто больше знает, кто правильнее ответит). В результате школьники учатся быстро и логично рассуждать.
В этих играх закрепляются умения применять полученные ранее знания, умения пользоваться справочной, научно-популярной литературой, географической картой. А главное – в процессе игры школьники получают знания, испытывая удовольствие. Положительные эмоции способствуют лучшему усвоению изучаемого материала, влияют на развитие личности ученика в целом.
Для ребенка игра – увлекательное занятие. Этим она и привлекает учителей. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказывается порой более важным, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность и благотворно сказывается на результатах обучения.
Характерная черта игры в том, что она одновременно ставит человека в несколько позиций. Личность в игре находится одновременно в двух планах: реальном и условном. И именно на эту черту должен обратить внимание учитель. В процессе игры он может по новому открыть ребенка для себя, т.к. в игре оба плана заметно переплетаются и ни один не исчезает.
Спектр целевых ориентаций:
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие географических умений и навыков; развитие трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Ученики сами формируют цель, выявляют проблемы, анализируют информацию, вырабатывают критерии и возможные пути решения проблем. Применяют свой жизненный опыт. Ученик превращается в главную фигуру всего учебно - воспитательного процесса, что и делает обучение по- настоящему личностно - ориентированным. Личность ребёнка в современной образовательной технологии - субъект учебной деятельности. В традиционной педагогике - как объект.
Использование игр в обучении географии решает множество задач одновременно:
игры способствуют становлению творческой личности ученика;
формирование умения выделять проблемы;
принимать решения;
развивают познавательный интерес к предмету;
оказывают сильное воздействие на учащихся;
формируют черты характера;
стимулируют к поиску решений, формированию собственных позиций.
Игра на уроке – комплексный носитель информации. В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации. Выучить необходимый материал ученика можно либо заставив, либо заинтересовав его. Игра же предполагает участие всех учеников в той мере, на какую они способны. Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации, причем делается это непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащихся носит творческий, практический характер. Происходит стопроцентная активизация познавательной деятельности учащихся на уроке. Соперничество в работе, возможность посовещаться, острейший дефицит времени – все эти игровые элементы способствуют активизации учебной деятельности учащихся, формируют интерес к предмету.
Функции игры:
Обучающая - развитие общих географических умений и навыков (память, внимание, восприятие);
Развлекательная - создание благоприятной атмосферы на занятиях, превратить урок в увлекательное приключение;
Коммуникативная - объединяет учеников и учителя, устанавливает эмоциональные контакты, формирование навыков общения;
Релаксирующая - формирование навыков подготовки своего психо- физического состояния, для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения;
Функция самовыражения - стремление ребёнка;
В процессе игровой деятельности происходит формирование всех четырёх компонентов содержания образования: ЗУН, опыта творческой деятельности и опыта эмоционального отношения к миру и к себе.
Значение игровой деятельности в формировании знаний и умений:
в процессе игры выявляются уровень знаний и умений применять их в новой, сложной ситуации;
активизации обучения, наличие элемента состязательности, эмоциональности деятельности приводят к повышению качества учебного процесса (в ходе игры усваивается 90 % учебного материала против 20-3-% на обычном уроке);
проблемное содержание в игре активизирует мыслительную деятельность школьников;
учащиеся ощущают практическую значимость знаний основ географической науки;
формальные знания превращаются в действенные;
Значение игровой деятельности в усвоении опыта творческой деятельности:
происходит приобщение к исследовательской деятельности;
раскрываются и развиваются творческие способности личности;
ученики получают возможности применять воображение, развивать ораторские способности;
Значение игровой деятельности в приобретении опыта эмоционально - ценностного отношения к миру, к деятельности, друг к другу:
игра отражает различные мотивы поведения;
происходит раскрепощение личности: преодолеваются неуверенность в себе, застенчивость, робость и развиваются такие качества личности, как самостоятельность, коммуникабельность, контактность;
эмоциональные переживания в ходе игры оказывают влияние на формирование мировоззрения;
расширяются кругозор и общая культура;
формируется нестандартное, критическое отношение к действительности.
Недостатки и достоинства игровой деятельности на уроках географии:
Достоинства Недостатки
1. Повышение интереса 1. Сложность в организации
2. Активизация учащихся2. Занимают много времени3. Лучшее усвоение3. Не для любого материала4. Объединение коллектива4.Требуют длительной подготовки5. Развитие мышления5. Сложности в оценке учащихся6. Разрядка напряжения, смена деятельности6. Не позволяет формировать систему знаний
7. Соревновательность, доступность7. Работа одних и тех же учащихся
8. Развитие творческих способностей8.Проблемы с дисциплиной
9. Формирование ответственности3. Информационные технологии.
Одним из способов повышения интереса к урокам географии, углубления знаний учеников по этому предмету является использование современных информационных технологий, в частности компьютерных, на различных стадиях учебного процесса.
Компьютерные технологии обучения - это процессы сбора переработки хранения и передачи информации обучаемому посредством компьютера. К настоящему времени наибольшее распространение получили такие технологические направления, в которых компьютер является:
Средством для предоставления учебного материала учащимся с целью передачи знаний;
Средством информационной поддержки учебных процессов как дополнительный источник информации;
Средством для определения уровня знаний и контроля за усвоением учебного материала;
Универсальным тренажером для приобретения навыков практического применения знаний;
Средством для проведения учебных экспериментов и деловых игр по предмету изучения;
Одним из важнейших элементов в будущей деятельности обучаемого.
С помощью ИКТ ученики выполняют домашние самостоятельные и творческие задания с последующей демонстрацией их на уроках или внеклассной работе. Компьютер позволил разработать новые типы учебных задач, в частности задачи исследовательского характера, задачи, направленные на рефлексию учащимися своей деятельности, на её саморегуляцию.
Уроки с использованием ресурсов Интернет представляют собой сплав новых информационных технологий с новыми педагогическими: меняется собственная позиция (я перестаю быть «источником знаний», а становлюсь соавтором, организатором процесса исследования, поиска, переработки информации, создания творческих работ в осуществлении деятельного подхода к образованию).
Для успешного сотрудничества учителя и учащихся на уроках с использованием ресурсов Интернет я придерживаюсь определенных условий:
уроки провожу в компьютерном классе, где у каждого ученика современный персональный компьютер;
предоставляю полный доступ к техническим средствам обучения;
предоставляю учебное время для самостоятельной работы учеников на компьютере;
создаю обстановку сотрудничества, доброжелательности.
Реализация возможностей средств Интернет позволяет организовывать такие виды деятельности, как умение накапливать, осуществлять сбор, обрабатывать информацию, анализировать и интерпретировать ее.
По объему информации Интернет опережает все мыслимые источники. Зачастую, из Интернета можно быстро получить информацию, которую из других мест получить очень сложно. Использование этой информации возможно по нескольким направлениям:
Интегрированные уроки.
Интерес к изучению предмета во многом зависит от того, как проходят уроки. Поэтому я на своих уроках применяю нетрадиционные формы — интегрированные уроки: география — информатика. Применение компьютерной техники на уроках позволяет сделать урок нетрадиционным, ярким, насыщенным. Я считаю, что задача учителя на этих уроках — сформировать у ученика информационную компетентность, умение преобразовывать на практике информационные объекты с помощью средств информационных технологий. Эти уроки так же позволяют показать связь предметов, учат применять на практике теоретические знания, отрабатывают навыки работы на компьютере, активизируют умственную деятельность учеников, стимулируют их самостоятельному приобретению знаний. На этих уроках каждый ученик работает активно и увлеченно, у ребят развивается любознательность, познавательный интерес.
В рамках интегрированных уроков информатики и географии я организую самостоятельную работу учащихся с компьютером. На таких уроках мои ученики непосредственно на компьютере выполняют программные практические работы. Электронные таблицы Excel помогают мне организовать в классе практическую работу по анализу статистических данных с построением картограмм и картодиаграмм. В этом случае картограммы и картодиаграммы выполняют функции не только средства наглядности, но и источника географических знаний. Одна из самых распространенных форм организации учебной деятельности на уроке — индивидуальная самостоятельная работа ученика, имеющая большое значение для отработки умений и навыков, развития творческих способностей. Это подготовка докладов, построение графиков, диаграмм, сообщений, презентаций.
Технологическая карта интегрированного урока
Название урока Внутренние воды и моря. Особенности водных природных комплексов России.
Предметы География, химия, ИКТ, история.
Класс 8 класс
Тип урока Закрепление изученного материала, применение знаний на практике
Форма урока Урок – экспедиция, урок-игра
Форма работы Групповая, индивидуальная, звеньевая
Технологии Информационно - коммуникационная, игровая, интегрированного обучения
Цели урока Для учителей
Отработать практические навыки применения знаний по темам: «Внутренние воды России», «Моря, омывающие Россию», «Химические свойства воды», «Экологические проблемы России», решение экспериментальных задач и задач по уравнению химических реакций, «Освоение и изучение территории России», формирование УУД.
Для ученика
Воспитание экологической культуры личности.
Повышение интереса к природе России.
Применение предметных знаний для формирования целостного образа природных объектов России.
Применение правил делового сотрудничества в группе.
Образовательные
результаты ПРЕДМЕТНЫЕ УУД
География Отработать практические навыки характеристики объектов гидросферы, анализируя карты атласа, выявить причины загрязнения воды, составить прогнозы экологического состояния водных объектов.
ИКТ Отработать умения находить нужную информацию на сайтах Интернета, отбирать важный материал для создания презентации, изготовить красивую видеоработу.
Химия Повторить химические свойства воды, закон Авогадро, способы разделения смесей, жесткость воды и способы ее устранения, генетическую взаимосвязь классов неорганических соединений.
История Повторить знания по теме «Освоение и изучение России».
Литература Создать литературный образ водных объектов России.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД
Межпредметное понятие: вода и сферы ее применения
Познавательные:
Применение предметных знаний в моделировании маршрута экспедиции
Выбор эффективных способов решения поставленных задач в зависимости от конкретных условий
Работа с различными источниками информации
Учиться отделять значимую информацию от второстепеннойПрезентовать полученную информацию в устной и наглядной форме
Коммуникативные:
Определение функций участников группы и способов их взаимодействия
Планирование и согласование общих способов работы в группе
Обмен знаниями между членами группы для эффективного выполнения поставленных задач (решение экспериментальных задач, создание презентации, выработка единого мнения для ответов на вопросы игры)
Работая в группах, научиться аргументировать и отстаивать свою точку зрения, четко и полно выражать свое мнение
Сотрудничество с преподавателями
Умение корректно вести диалог
Регулятивные:
Определять цель выполнения задания
Корректировать свою исследовательскую деятельность. Вносить изменения в работу с учетом возникших трудностей и ошибок
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД
Создание историко-географического образа России. Проявлять интерес к природе родного края.
Оценивать собственную учебную деятельность с точки зрения самостоятельности.
Применять правила делового сотрудничества в группе; считаться с мнением другого человека, проявлять доброжелательность и терпение в споре, доверие к собеседнику
Формировать экологическую культуру
Образовательная
среда урока Географический атлас России 8-9 класс
Карточки-задания по географии, истории, химии, экологии, ИКТ
Физическая карта России
Схемы «Свойства воды», «Природный комплекс»
Оборудование для проведения химических экспериментов, химические реактивы
Электронное приложение к учебнику «География» 8 класс
Компьютеры, интерактивная доска
Флажки, морские фуражки, гюйсы, пилотки, эмблемы, модели кораблей,
Музыкальное сопровождение «Вода. Вода…», «Яблочко» CD
Форма работы
на уроке 4 группы постоянного состава по 7-8 человек
Этапы урока Деятельность учителей Деятельность обучающихся1.Вводный.
Вызов. 1.Приветствуют учащихся и гостей.
2.Сообщают, что урок-экспедиция будет посвящен участию в экоакции «День Воды».
3.Подводят учащихся к формулированию темы урока.
4. Показ видеоролика «Вода, вода…» в сопровождении музыки. Погружение в тему.
5.Объявление урока интегрированным.
6.Объявление главной цели урока.
7.Объясняют условия и правила экспедиции.
8.Розыгрыш водных объектов.
9.Предлагают представить название шхун, девиз или стихи.
10.Работа со схемой ПТК.
11.В составе экспедиций представители разных наук: географы, историки, химики, экологи, биологи, фотокорреспонденты.
1.Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на активную учебную деятельность.
2.Высказывают мнение и формулируют тему урока.
3.Определяют задачи урока с точки зрения географии и химии.
4.Капитаны вытягивают карточки.
5.На сайтах Интернета отыскивают стихи, поговорки, песни о водных объектах России.
6.Называют компоненты ПТК
7.Распределяются в группах по профессиональным специальностям,
надевают разноцветные пилотки и представляются.
2. Основной этап.
Осмысление. 1.Выдача пакетов с заданиями гидрохимикам.
2.Задания фотокорреспондентам и ВЭБ-дизайнерам.
3.Выдача заданий экологам
4.Выдача заданий историкам.
5.Выдача заданий географам.
6.Отчеты историков, географов, экологов
7.Отчет гидрохимиков.
8.Отчет фотокорреспондентов.
1.Гидрохимики проходят в химическую лабораторию, где проводят решение экспериментальных задач и задач по уравнению химических реакций.
2.Проходят к компьютерам, отыскивают необходимую информацию, создают компьютерную презентацию 6-10 кадров.
3.Чтение и анализ карт атлас.
4.Работа с тектонической, геологической картой России. Возможна работа с Интернетом.
5.Работа с физической картой России.
6.Слушают и оценивают ответы (оценка вносится в специальную таблицу)
7.Показ фотозарисовок и презентаций.
8.Группы задают вопросы. Специалисты отвечают на вопросы.
Физкультминутка После трудной вахты морякам необходимо отдохнуть. Предлагаем исполнить пляску моряков «Яблочко». Лучшие танцоры награждаются коробками конфет. Танцуют все желающие из всех команд.
Игра «Что? Где? Когда?» Задают вопросы. За каждый правильный ответ - жетон-конфета.
Количество вопросов может варьироваться, в зависимости от времени длительности урока. На обдумывание и обсуждение- 1 минута. Ответ фиксируется письменно и передается жюри.
Заключительный этап.
Рефлексия. Благодарим за сотрудничество.
Просим прокомментировать ответы специалистов из других групп.
Просим заполнить лист самоконтроля, оценив свою деятельность на уроке.
Объявление оценок, выдача дипломов и наград за особые успехи. Дают оценку деятельности групп на уроке: что не удалось, что понравилось.
Заполняют лист самоконтроля.
Интегрированный урок по географии, химии, ИКТ, истории 8 класс
Учитель географии высшей категории Шиженская Нина Николаевна,
ГБОУ школа №104 Санкт-Петербурга.
Обобщение по теме: «Внутренние воды и моря. Особенности водных природных комплексов России"
/ использованы 2 урока - география и химия в рамках экоакции «День Воды» /
Цели и задачи:
1. Показать отличительные особенности водных природных комплексов на примере некоторых рек и озер России;
активизировать знания, полученные школьниками на уроках химии и географии, о воде и ее свойствах;
установить межпредметные связи: химия-география - биология – экология – история – литература – ИКТ.
2. Продолжить формирование навыков обработки географической информации, умение обобщать и делать выводы из полученных результатов;
отработать практические навыки и умения при решении расчетных задач, при работе с химическими реактивами, соблюдая технику безопасности.
3. Продолжить формирование экологической культуры личности, вызывать чувство сопричастности в решении экологических проблем своей страны; воспитывать чувство любви к природе своей Родины.
Оборудование: физическая карта России; схема "Свойства воды" (на доске), схема "Природный комплекс", иллюстрации, образцы воды, пробирки, штативы, спиртовка, индикаторы, раздаточный материал, красные флажки, атласы, компьютерные презентации, учебник географии «Сферы» стр.130, атлас 8-9 класс «Сферы», электронное приложение к учебнику географии, модели кораблей, офицерские фуражки, гюйсы, музыка для танца «Яблочко», компьютеры.Урок проводится в кабинете информатики, перед каждой командой персональный компьютер)Дополнительная литература: журналы “География в школе, “Химия в школе", БСЭ, Тындсепп В.Г. “Мы изучаем химию".
Методы: исследовательский, иллюстративный, репродуктивный, практическая работа, самостоятельная работа.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Форма урока: урок – экспедиция.
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Предварительная подготовка и организация урока: класс заранее разделен на 4 группы. Учитель предлагает капитанов шхун, кандидатуры обсуждаются в коллективе. Капитаны сами собирают экипаж по дружбе. Капитаны - в форменных морских фуражках, а остальные – гюйсах. Капитанам извещаются тема урока, профессиональная специализация состава команды: географ, историк, химик-гидролог, биолог, эколог, ВЭБ-дизайнер). Матрос каждой специальности одет в пилотки разного цвета. Каждая шхуна самостоятельно разучивает танец «Яблочко» и изготовляет макет корабля.
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие гостей.
2. Подготовка к активному усвоению материала, погружение в тему.
Показ видеофрагмента: компьютерная презентация: «Вода, вода…» (звучит музыка песни, слышен плеск воды) (см. скриншот в приложении)
У. Х. Учитель: Ребята, как вы поняли, мы будем говорить сегодня о ……..(пауза) воде, и рассматривать воду с точки зрения двух наук: географии и химии, т.е. урок у нас интегрированный.
Тема: Особенности водных комплексов России.
У. Г. Цель урока: На примере озера Байкал, Азовского моря, реки Енисей, источников минеральных вод показать взаимосвязь всех компонентов природы в ПТК
У. Х. Закрепить знания об особенностях, химических свойствах воды, отработать умение решения задач; выявить причины экологического загрязнения данных водоёмов.
/капитаны вытягивают конверты с названием водного объекта/
У. Г. Урок будет проходить в форме игры. Четыре шхуны отправляются в экспедицию.
Капитаны, представьте названия ваших шхун /подготовка 3 мин./
Капитаны представляют названия, девизы (стихи) - (стихи, девизы можно отыскать на Интернет - сайтах ) 1. Шхуна "Байкал"
Тешу сердце игрою слов, что сам отыскал…
Это кто за горою? За горою Байкал. /А. Прокофьев/
2. Шхуна «Азов»
Азовское море - Родной океан –
Ты - пашня, ты - поле, ты - синий наш дом /Н. Доризо/
3. Шхуна "Енисей"
На огромном просторе ты рокочешь, как песня,
Горы вбив под себя, в себе отразив города,
Это ты, Ионесси, это ты, Ионесси,
Енисей – Ионесси, Большая вода! /А. Прокофьев/
4 .Шхуна "Алькор"
Родник – не просто источник питьевой воды,
Это – живая нить, которая связывает нас
Не только с прошлым, но и с будущим. /Народная мудрость /
У. Г. Ребята, скажите, из каких компонентов природы состоит ПТК? /работа со схемой ПТК/
У. Х. Учитель: Поэтому на каждой шхуне есть ученые, занимающиеся изучением расположения водного объекта (встают географы), истории его формирования (историки), гидрологии и химических свойств воды (химики), биологического мира (биологи), а также экологических проблем (экологи).
У. Г. Учитель: В обязанности капитана шхуны входит следить за выполнением заданий каждого исследователя. По окончании исследования капитан выбрасывает зеленый флажок, и другие команды прекращают выполнение задания.
Мы – учителя, будем курсировать по акватории, и, в случае затруднения, вы можете обращаться за помощью, выбросив красный флажок.
У. Х. Пакеты заданий, которые необходимо выполнять – на столах. Каждая шхуна идет по своему водному пространству, и ученым-химикам нужно исследовать воду, взятую за бортом.
/ Пройдите в химическую лабораторию./
У. Г. В помощь ученым для исследовательской работы предоставлены инструктивные карточки, дополнительная литература, графики, карты.
У.Г. Исследователи и естествоиспытатели – люди тонкой души. Они умеют жить в гармонии с природой, чувствуют ее прелесть и неповторимость. С ними всегда в экспедициях – фотоаппарат и видеокамера. Постарайтесь показать нам всю прелесть изучаемого района, чтобы и нам захотелось там побывать.
/ на компьютере создаются видеоролики или презентации о районе экспедиции 8-10 кадров /
Итак, капитаны дают команду: “Поднять паруса!" и экспедиция отправляется в дальний путь: ведь ребятам придется пройти под парусами от южных окраин России к ее крайнему северу.
Удачи вам, попутного ветра!
3. Этап закрепления изученного материала. / Учащиеся открывают пакеты. Выполняют задания, указанные в карточках./
Задания для экологов:
Задания экологу шхуны “Байкал"
Назвать три крупных промышленных центра (города) на берегах о. Байкал (используя карту атласа для 8-9 классов на с. 60).
Назовите вид транспорта, который загрязняет воду озера.
Определите по карте атласа, есть ли на берегах о. Байкал гидроэлектростанции.
Определите по карте атласа, какие сельскохозяйственные районы расположены на берегах озера.
На основе полученных данных сделайте вывод, в результате каких причин ухудшается экологическое состояние о. Байкал.
Задания экологу шхуны “Енисей"
Назовите три крупных промышленных центра (города) на берегах р. Енисей, используя карту атласа для 8-9 классов (с.60).
Определите по карте атласа, есть ли в бассейне реки гидроэлектростанции. Назовите несколько.
Определите по карте атласа, какие сельскохозяйственные районы расположены в южной части бассейна р. Енисей.
Назовите вид транспорта, который загрязняет воду реки.
На основе полученных данных сделайте вывод: в результате каких причин ухудшается экологическое состояние р. Енисей.
Задания экологу шхуны “Азов"
Назвать три крупных промышленных центра (города) на берегах Азовского моря (используя карту атласа для 8-9 классов с.53).
Определите по карте атлас, есть ли на побережье моря электростанции.
Определите по карте атласа , какие сельскохозяйственные районы расположены на побережье моря.
Назовите вид транспорта, который наиболее загрязняет воду Азовского моря.
На основе полученных данных сделайте вывод: в результате каких причин ухудшается экологическое состояние Азовского моря.
Задания экологу шхуны “Алькор"
Добыча каких видов полезных ископаемых производится в Норильском Промышленном Районе? (используя карту атласа для 8-9 классов с.60)
Назовите несколько промышленных предприятий гг. Норильска, Талнаха, которые отрицательно влияют на состояние подземных вод НПР.
На основе полученных данных сделайте вывод, в результате каких причин ухудшается экологическое состояние подземных вод.
Задания для историков /возможно использование компьютера/
Задания историку шхуны “Енисей"
Какое название в древности имела р. Енисей?
По геологической карте атласа (с. 12) определите, в какой период развития Земли образовалось русло р. Енисей.
Назовите имена путешественников исследовавших бассейн реки
Задания историку шхуны “Байкал"
Какое название в древности имело о. Байкал?
Используя тектоническую карту (с.12), определите, когда и в результате каких причин сформировалась котловина о Байкал.
Когда и кем было открыто о. Байкал?
Задания историку шхуны “Азов"
Какое название в древности имело Азовское море?
Используя тектоническую карту (с.12), определите, когда и в результате каких причин сформировалась котловина Азовского моря?
Объясните этимологию слова «Азов»?
Задания историку шхуны “Алькор"
Каково происхождение названий норильских минеральных вод?
Когда началось производство столовых минеральных вод на норильских предприятиях?
Когда и под руководством какого геолога были выявлены уникальные богатства района Норильска?
Задания для географов:
Задания географу шхуны “Байкал"
Байкал - это самое …………. и самое …………озеро мира.
Определите, в какой части России расположено озеро.
По физической карте России определите, между какими градусами широты и долготы расположено озеро и его протяженность с Севера на Юг.
Задания географу шхуны “Енисей"
Енисей – это самая ……….река России.
Определите географическую широту и долготу истока р. Енисей (от истока р. Мал. Енисей (Ка-Хэм)).Определите, куда впадает Енисей.
Определите географическую широту и долготу устья р. Енисей и протяженность с Севера на Юг.
Задания географу шхуны “Азов"
Азовское море – это самое……….и самое ………….море России.
Определите, в какой части России расположено море.
По физической карте России определите, между какими градусами широты и долготы находится море и его размеры.
Задания географу шхуны “Алькор"
Определите, в какой части России расположены гг. Норильск, Талнах , а, следовательно, и источники минеральных вод.
По физической карте России определите географическую широту и долготу г. Норильск.
Вода артезианских источников очень ………….для здоровья норильчан.
Задания для химиков:
Задания химику шхуны «Алькор»
1. Даны три пронумерованные пробирки, в которых содержатся растворы хлорида бария, хлорида кальция, хлорида аммония. С помощью реактивов определить эти вещества.
2. В Сибири, близ города Талнах, есть знаменитые целебные источники, богатые растворенными в них солями и газами. Определить объем сероводорода выделившегося при взаимодействии 60 г. 8% раствора соляной кислоты с раствором сульфида натрия?
Задания химику шхуны «Азов»
Даны три пронумерованные пробирки, в которых содержатся следующие растворы: сульфат аммония, сульфат калия, сульфат меди (II). С помощью реактивов определить эти вещества.
Издавна человек получал пищевую соль путем выпаривания морской воды. Особенно развиты морские соляные промыслы в тропических странах, где соль получают, отгораживая дамбами мелководные участки вблизи берега. Концентрация поваренной соли выше, чем остальных солей, поэтому она первая выпадает в осадок при выпаривании. Определить сколько граммов поваренной соли можно получить из 1 литра морской воды, учитывая ,что концентрация поваренной соли в ней 78%. Плотность воды составляет 1,022 г/ см3 .
Задания химику шхуны «Байкал»
С помощью химических реактивов осуществить следующие превращения:
Оксид кальция → гидроксид кальция → хлорид кальция → карбонат кальция
При постоянной циркуляции и перешивании ветровыми течениями химический состав озера Байкал постоянен и однороден. Байкальская вода соответствует стандартам самой высококачественной питьевой воды. Рассчитайте массу гидрокарбоната кальция, содержащегося в 1 литре байкальской воды, если массовая доля соли в ней составляет 84%.
Задания химику шхуны «Енисей»
С помощью химических реактивов осуществить следующие превращения:
Сульфат магния → гидроксид магния → нитрат магния → карбонат магния
Содержание в воде солей кальция придает воде так называемую жесткость. Постоянное употребление жесткой воды приводит к накоплению солей в организме, что в конечном итоге приводит к заболеванию суставов (артриту). Но оказывается в быту можно применять жесткую воду. Предлагается новый метод хранения яблок. Перед укладкой на хранение, яблоки на несколько секунд погружают в раствор хлорида кальция. Вычислите массовую долю (%) соли в растворе, если на приготовление раствора расходуется 800г. воды и 1,5 г. хлорида кальция.
Отчёты групп.
У. Х. Ребята, мы прослушали мнения всех специалистов, кроме экологов. Давайте, в помощь им определим соленость воды исследуемых вами водоемов, решив задачи.
Ответы задач (химики);
Отчет экологов (солёность, температура , органический мир)
У.Г. Видеооператоры и ВЭБ-дизайнеры подготовили свои зарисовки уникальной природы. Давайте посмотрим и оценим мастерство команд. /Просмотр компьютерных презентаций / (см. скриншоты)
У. Г. Ребята, наша экспедиция подходит к концу. Давайте проверим , с каким багажом знаний сходим мы на берег. Вы прекрасно поработали, и сейчас должны пройти квалификационный тест юного исследователя.
Здоровьесберегающая технология - физкультминутка
( исполняется матросский танец «Яблочко»)
Игра Брейн - Ринг «Что? Где? Когда?»
/За каждый верный ответ команде выдаются жетоны-конфеты. Команда-победитель награждается дипломом/
В былые времена знатные особы в дальние походы брали с собой серебряную посуду. (Между прочим, современные туристы используют для этого перманганат калия, а вот древние греки использовали для этого вино).
Для чего?
Кстати, одна известная русская сказка имеет в основе сюжета факт употребления непригодной для питья воды.
Назовите сказку.
Да, древние греки были умнее нашего сказочного персонажа. В длительных плаваниях у берегов, лишенных пресной воды, они кипятили морскую воду и собирали пар в губки, из которых потом высасывали воду, чтобы утолить жажду.
Как называют этот метод опреснения воды в наше время?
Михаил Васильевич Ломоносов писал об этом явлении так: «…вода, когда горы проницает, тончайшие земляные частицы. Из которых камни сседаются, в себе разводит и от тех силу получает другие тела превращать в камень, оставя их в скважинах оные частицы, которые прежде из каменной горы взяла с собой. Доказывают сие многие пещеры, в которых капающая вода оставляет нарослый камень по стенам и сводам».
Дайте название этому явлению. Как называем мы эти «наросты»?
«Машук, податель струй целебных;
Вокруг ручьев его волшебных
Больных теснится целый рой;
Кто жертва чести боевой,
Кто почечуя, кто Киприды;
Страдалец мыслит жизни нить
В волнах чудесных укрепить,
Кокетка злых готов обиды
На дне оставить, а старик
Помолодеть хотя на миг»
О чем идет речь в этом отрывке? Назовите литературное произведение.
Итак, минеральную воду можно купить в магазине, дистиллированную – в аптеке, а вот морскую в магазинах не продают. Правда, говорят, есть в нашем городе очень дорогой магазин, где можно купить нечто, чье название с латинского переводится «морская вода». Да и магазин называется так же.
Назовите это нечто.
В некоторых северных странах, в частности в Финляндии, до недавнего времени можно было видеть крестьян, занимающихся интересном делом: в трещины валунов или в специально высверленные отверстия они тщательно заливали воду. (Кстати, подобное проделывали первые поселенцы Новой Англии в Америке).
Что делали эти люди? Почему именно воду использовали?
Расцвела в саду у Ивана Царевича яблонька. Так зацвела, что глаз не оторвать. Да на беду к ночи заморозок будет. Спросил он у Василисы Премудрой совета, а та отвечает: «Облей ты её, Иванушка, холодной водой, авось до утреннего солнца не замерзнет!» Взял Иван кадушку с водой, вышел в сад, да боязно, жалко яблоньку.
Дайте Иванушке свой совет!
В древнем русском городе Суздале, который славился мастерами по выделке кож, еще в XVII веке на берегу небольшой речки Каменки происходили ожесточенные схватки между горожанами и монахами соседских монастырей.
Что же не поделили горожане и монахи?
Итак, представьте себя членами команды одного из кораблей «Гринписа». Ваше судно получило задание измерить прозрачность воды в различных точках акватории мирового океана. Но прибор, современнейший прибор, затонул во время недавнего шторма. Я предлагаю вам: черпак, бутылку на веревке, кастрюлю с крышкой, увеличительное стекло.
Выберите необходимое, опишите метод.
Даже в старину люди строили свои поселения вблизи того источника, который более удовлетворял их требования. Перед вами вода из двух источников и два абсолютно одинаковых холщовых лоскута.
Как определяли в старину более пригодный источник?
О бережном отношении к воде можно рассуждать много. Внимание! «Черный ящик», а в нем: экспонат, который служит примером бережного отношения к воде.
Кто этот незнакомец?
Несомненно, первым экологическим российским указом об охране водных ресурсов был такой: «… недозволительно нечистотами Неву и другие реки загрязнять… , повинных наказывать же розгами, а офицеров повинных в солдаты разжаловать».
Чья подпись стоит под этим указом?
1 августа 1720 года. Петр I в сопровождении архитектора Браунштейна выехал в район Ропшинской мызы к деревне Забородье. Царь сам обследовал местность, чтобы определить количество вод, выходящих на поверхность северных склонов Ропшинских высот. Родники, которые осмотрел Петр I… достаточно мощными, способными…
Продолжите фразу. На что оказались способны родники?
Известно, что у древних греков особой любовью и почитанием пользовалась богиня здоровья. Её изображали в виде прекрасной молодой женщины с чашей воды в руках. Имя богини теперь – корень целой науки!
Как называли греки свою богиню?
Обратимся к Библии. Экклезиаст/книга I, стих 7/ описывает нам явление, которое достаточно хорошо изучено и знакомо вам: «Все реки текут в море, но море не переполняется; к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы снова течь».
Как мы называем описанное явление?
Название какой реки на юге России носит имя хищного животного? (Медведица, приток реки Дон)
Название какой реки можно найти во рту? (Десна)
Какую реку срезают перочинным ножом? (Прут)
Назовите реку, которая летает? (Ворона, протекает в Тамбовской и Пензенской областях)
Какой уральской рекой можно играть в шахматы? (Тура)
Если от названия этой птицы, убрать одну букву, она превратится в самую большую в Европе реку. (Иволга - Волга)
К какой постройке нужно прибавить букву «А», чтобы получилось название большой и быстрой реки? (Ангар-а)
Назовите зверя, который всегда бежит только под уклон? (Река Тигр, как любая другая река, течет (бежит )под уклон)
25. Назовите реки России, названия которых входят в слова со следующими значениями: 1) певчая птица, 2) небольшое возвышение, холм, 3) башенные часы с музыкой, 4) народная плясовая песня, 5) хлопчатобумажная ткань, 6) птица, 7) женское имя. (Иволга, Бугор, Куранты, Камаринская, Бумазея, Ворона, Лена)
26. Какая река умеет «плавать»? (Река Гусь)
27. Личное местоимение - начало,
Второе – предлог,
Целое найдешь в Сибири, среди камней рекой течет.
(Я – на )
Ты меня, наверно, знаешь, я сказки Пушкина герой.
Но если «л» на «н» ты поменяешь
То сразу стану я рекой.
(Елисей – река Енисей)
Я – сибирская река, глубока и широка.
Вместо «е» ты «у» возьми – стану спутником Земли.
(Река Лена – луна.)
К животному - трудяге
Добавь одну из мер –
Получишь полноводную
Реку в России.
(Вол – га )
Междометие мой слог первый.
Среди птиц найди второй.
Третий – буква. На Урале
Ты найдешь меня рекой.
(Чу-сова-я)
Какая большая река не имеет стока в океан? (волга)
Объясните поговорку: «Река Ока – Волги правая рука». Что вы назовете левой рукой Волги? (Самый крупный левый приток Волги - Кама)
Таблица для оценивания ответов. Самооценка и взаимооценка.
Специалист «Байкал» «Азов» «Енисей» «Алькор»
Эколог Историк Географ Химик Вэб-дизайнер 3
5
4
Условные обозначения:
12890567246500Рефлексия. Ученики заполняют лист самоконтроля. Высказывают свои мнения и впечатления об уроке, знакомят с оценкой деятельности других групп.
6. Заключение
В чём заключается роль учителя географии в переходе школы на работу по новым ФГОСам? Самое главное то, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели. Учитель должен не только дать какую-то сумму знаний, но и должен привить две группы новых умений. Во-первых, это УУД, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у учащихся мотивацию к обучению. Таким образом, формирование универсальных учебных действий возможно на уроках географии при использовании различных современных педагогических технологий, при условии готовности учителя к сотрудничеству с учащимися и другими учителями предметниками.
Список использованной литературы:
1. Огородникова Н.В. “Проектная деятельность старшеклассников” журнал “География в школе” №1,2006 г.
2. Болотникова Н.В. География. Интегрированные уроки. 6-10 кл. – Волгоград: учитель, 2004. – 100с.
3. Сергеева М.Е. «Игровые технологии на уроках географии 5-9 классы» М.:-2007
4. Калинина М.П. «Универсальные учебные действия школьников», СПб, ООО «Архей»,2012.- 144с.
5. http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-15896. http://do.gendocs.ru/docs/index-117063.html7. http://diplom-legko.ru/download/free-author/pedagogika-author/iktvogr.html8. http://www.metod-kopilka.ru/page-udd-1.html