Поурочное планирование на тему Подлежащее, выраженное именем существительным и местоимением.


План урока русского языка в 7 классе с казахским языком обучения
Тема урока: Подлежащее, выраженное именем существительным и местоимением.
Класс: 7
Преподаватель: Гизетдинова Г.М.
Категория: 1 квалификационная категория
Учебное заведение: ГУ « Озерная средняя школа. Костанайского района Костанайской области Республика Казахстан
Базовый учебник:
Русская речь: Учебник для 7кл.общеобразоват.шк с казахским языком обучения./Кунакова К.У., Искакова З.Ж., Кыдырбаева Р.А.– Алматы: «Атамура», 2007
Содержание урока: Подлежащее, Выражение подлежащего. Подлежащее и сказуемое - грамматическая основа
Каталог компетенций
Базовая компетенция: УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ.
Составляющая компетенция: Как научиться мыслить / элементарные мыслительные операции.
Метод, прием, операция, средство/цикл: прием «Сравнение».
Социализация цели:
«Природа»: обеспечение устойчивого развития.
«Общество»: проявление индивидуального мыслительного потенциала.
«Я»: как научиться мыслить с помощью элементарной мыслительной операции «сравнение».
Учебные задания к уроку на тему «Подлежащее. Выражение подлежащего существительными и местоимениями», разработанные с помощью «Матрицы заданий к учебному занятию по Блуму»
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Игра « Карусель»
№ Учебное задание Время Организационная форма/ форма оценивания
1 Вспомни: Что такое подлежащее и вставь пропущенные слова.
Подлежащее – это …… член предложения, который обозначает ….. и отвечает на вопросы ……? и ……?
Грамматическая основа предложения – это……………. и ………………. .
Перечисли: Чем может быть выражено подлежащее?
1. 4.
2. 5.
3. 2 Индивидуальная/самопроверка
2 Представь информацию из инструктивной карты урока о выражении подлежащего в виде схемы « Кластер»:
5 Индивидуальная/ само-проверка
3 1) Руководствуясь полученными знаниями , вставь слова для справок в художественный текст « Народная песня».Подчеркни грамматическую основу. Прочитай текст « Певец» в информационной карте. Выпиши через запятую подлежащие.
Вопрос? Можно ли назвать данный текст сказкой? Если да, то почему. Почему слово Певец употребляется с большой буквой? Кто помог ему изменить свое отношение к песне? Запиши свое мнение в тетрадь. 10 Преобразуй данные предложения вставляя:
1 вариант – подлежащие, выраженные именами существительными
2 вариант – местоимениями. (Используйте правило - помощник).
- Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями, проверьте друг у друга ошибки.
ФИЗМИНУТКА – 3 минуты 4 Классифицируй подлежащее в предложениях по следующей схеме:
Слово Член предложения Часть речи Число
5 Парная/ проверка учителя
5 Создай словограмму из знакомых вам терминов русского языка.
5 Работа в паре/Самопроверка по ключу учителя/
6 Сделай вывод о роли подлежащего и сказуемого и напиши небольшое мини – сочинение на тему «Весна – чудесное время года», используя подлежащие, выраженные существительными и местоимениями. 10 Индивидуальная/ оценка учителя
Поставь себе оценку! Если ты выполнил верно задания с 1 по 3 = «3», с 1 по 4-5= «4», с 1 по 6= «5».
РЕФЛЕКСИЯ Индивидуальная/ оценка учителя
Инструктивная карта урока в 7 классе по теме « Подлежащее. Выражение подлежащего именем существительным и местоимением»
Первый уровень
Вспомни: Что такое подлежащее и вставь пропущенные слова.
Подлежащее – это …………………… член предложения, который называет о ………. или о ……….. говорится в предложении и отвечает на вопросы……………….? или …………..?
Перечисли: Чем может быть выражено подлежащее?
1.
2.
3.
4.
5.
Второй уровень
Представь информацию о выражении подлежащего из информационной карты урока в виде схемы « Кластер»:
Третий уровень
1) Руководствуясь полученными знаниями , вставь слова для справок в художественный текст « Народная песня».Подчеркни грамматическую основу.
Народная песня
Казахский ………. богат песнями. В этих песнях запечатлены многовековая ……….. народа, его надежды и мечты, горе и радость. ……… звучала всюду: в лачугах и мазанках, на воле и застенках, на ярмарках и бескрайней степи. Жизнь кочевника немыслима без …………… .
Звонкой песней …………. открывал той, песни пели на игрищах за аулом, песней встречали рождение ребенка, с ней провожали человека в последний путь. В дни празднеств за каждой юртой звучал ………………. . «Песня - украшение жигита», - говорит народ.
…………………………… пользовались у народа особым уважением, были самыми желанными гостями. …………………. кичливого бая бледнело перед искусством певца.
Слова для справок: жигит, песня, народ, история, жарапазан, богатство, акыны-импровизаторы, жизнь, песни.
2) 1.Прочитай текст « Певец» в информационной карте. Выпиши через запятую подлежащие.
Вопрос Можно ли назвать данный текст сказкой? Если да, то почему?
Как вы думаете, почему Певец употребляется с большой буквой? Кто помог ему изменить свое отношение к песням?
Запишите ваше мнение в тетради.
3. Преобразуй данные предложения вставляя:
1 вариант – подлежащие, выраженные именами существительными
2 вариант – местоимениями. (Используйте правило - помощник).
- Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями, проверьте друг у друга ошибки.
1 вариант:
1) Музыку любят ……. .
2) В концерте приняли участие ………… .
3) …………. сидели в зале и аплодировали
4) Будет ………, будет и ………….. .
5) ……………… закончил играть на пианино.
2 вариант:
1) ……, кто опоздал, не увидели первого действия пьесы.
2) ……, кто присутствовал на репетиции, горячо поздравил режиссера.
3)……., кто находился в театре, аплодировали артистам.
4) ……., кто был в дозоре, внимательно осматривали окрестность.
5) В палате лежал ….., кого ранило.
Четвертый уровень
Прочти предложения.
Люди собрались в юрте. 2) Они тесно окружили гостя. 3) Гость задумался. 4) Он волновался. 5) Это чувство передалось окружающим. 6) Оно заполняло все вокруг. 7) И вдруг зазвенели, полились звуки. 8) Они звучали как удары сердца музыканта. 9) Полилась песня степного ветра. 10) Она ширилась, росла, превращалась в прекрасную мелодию.
В каждом предложении найдите подлежащее. Классифицируй подлежащее по следующей схеме:
Слово Член предложения Часть речи Число Пятый уровень
Игра « Словограмма»
Создай словограмму из знакомых вам терминов русского языка
п                 о             д                     л               е                               ж               а               щ                        
        е                     е       Особая форма глагола
Слова, совпадающие по звучанию и написанию
Особая неизменяемая форма глагола
Наука, изучающая лексическое значение слова
Часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количество, но не называет их
Основная синтаксическая единица языкового общения
Главный член предложения, обозначающее действие предмета
Часть речи, которая обозначает предмет или лицо
Раздел науки о языке, которая изучает фразеологизмы
Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия и признак лругого признака
Шестой уровень
Сделай вывод о роли подлежащего и сказуемого и напиши небольшое мини – сочинение на тему «Весна – чудесное время года», используя подлежащие, выраженные существительными и местоимениями.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Поставь себе оценку! Если ты выполнил верно задания
с 1 по 3 = «3»,
с 1 по 4-5= «4»,
с 1 по 6= «5».
2. Вставьте слова на месте пропуска. Запишите в тетрадь
С помощью какого местоимения человек указывает на себя?
(…..) варю обед.
С помощью какого местоимения несколько человек указывают на себя?
(…. _) пойдём в школу.
Какое мест-е вы употребляете, если обращаетесь к своему другу?
(….) пойдёшь в кино?
Какое мест-е вы употребляете, если обращаетесь к нескольким одноклассникам?
(…..) придёте на ужин?
С помощью какого местоимения вы укажете на человека мужского пола?
(…..) уехал домой.
Какое мест-е вы используете, если надо указать на человека женского пола?
(…..) испекла пироги.
Какое мест-е вам поможет указать на предмет среднего рода?
(…..) выглянуло из-за туч.
С помощью какого мест-я можно назвать всех или многих, о ком говорят?
(….) приехали с подарками.
К какому разряду относятся выбранные вами местоимения?
Какой вывод из этого следует? ( обратите внимание на подлежащее и сказуемое)

Информационная карта урока
Правило – помощник
Выражение подлежащего
Наиболее распространенным способом выражения подлежащего является Имя существительное в именительном падеже.
( например: Пастух присел около теплички и тотчас вызвал меня на полную откровенность (Сол.)). Подлежащим может любое существительное, которое обозначает конкретное вещественное или абстрактное значение. (например: Воздух повеял дыханием весны)
Кроме существительных, в роли подлежащего используются местоимения-существительные в именительном падеже:
а) личные: Я встретил ее у своего приятеля (Сол.); В гостинице горела одна всего лампочка. Она вспыхнула, когда едко затрещал телефонный звонок (Паст.);
б) неопределенные: Все кто-то ходит, не спит (Паст.); И, мнится, в том уединенье сокрылся некто неземной (П.);
в) отрицательные: Ничто не сблизит больше нас (Л.); Никто не остался после субботника.
г) вопросительно-относительные: Кто не проклинал станционных смотрителей (П.); Не понимаю, что со мною было (П.).
Местоимения других разрядов употребляются как подлежащие, если они выступают в значении имени существительного:
а) указательные: То правда, что петух уж больше не поет (Кр.); Это было в семидесятых годах (Л. Т.);
б) определительные: Этак всякий может петь (Ч.);
в) притяжательные: Пускай мое пропадает (Я. Т.).
Певец
Жил певец. Он пел так, что люди плакали или радовались, слушая его пение. Поэтому его песни называли разноцветными. Юноши и девушки любили розовую песню, а старики – темно – красную песню с синей полосой раздумья и серебристыми нитями мудрости. Люди с веселым характером любили ярко – желтые и малиновые песни. Угрюмые люди слушали песни темных тонов, легкомысленные люди любили пестрые песни.
Певцу нужна была такая песня, которая нравилась бы всем: старым и молодым, жизнерадостным и грустным, задумчивым и бездумным. Певцу никак не удавалось спеть так, как ему хотелось.
- Значит, я плохо пел, если все люди не смогли полюбить какую – нибудь из моих песен, - печально говорил он.
Однажды его слова услышало Солнце и сказало:
- О, Человек! Жизнь остановится, если у людей будут одинаковые вкусы, однообразные чувства и стремления.
Певцу стало светло и радостно. И снова запел он свои разноцветные песни.
Прочтите. В каждом предложении найдите подлежащее. Разберите его по следующей схеме:
Слово Член предложения Часть речи Число