Разработка к каникулярным мероприятиям. Экскурсия «Традиции, быт и культура кубанского казачества».
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества ст-цы Петропа вловскойЭкскурсия:
«Традиции, быт и культура кубанского казачества».
Педагог дополнительного образования
Костарнова Ольга Александровна
2015г.
Тема занятия: Традиции, быт и культура кубанского казачества.
Вид деятельности: беседа, поход в музей.
Цель: познакомить с традициями, бытом и культурой кубанского казачества.
Задачи:
Учебные: Обобщить знания детей о жизни казаков на Кубани; закрепить знания об особенностях быта, традициях, культуре кубанского казачества.
Развивающие: Развитие речи; активизация словесно-логического мышления; формирование абстрактного мышления, устойчивости внимания; интеллектуальное развитие за счёт нового организации учебного процесса.
Воспитательные: Воспитание товарищества, взаимопомощи; уважение к своей Родине.
Оборудование: музейная экспозиция на базе Петропавловского ЦДТ.
Ход занятия:
I. Организация.
Проверка готовности обучаемых.
Напоминание о порядке работы и поведении на занятии: приветствие; выкрики с места ответом не считаются, право слова предоставляется только тем, кто поднимает руку; инструктаж по технике безопасности.
II. Сообщение темы занятия.
- Сегодня мы с вами проведем занятие не в учебном кабинете, а в музее. Как думаете, о чем мы с вами сегодня поговорим?
- Может кто-нибудь знает, что напоминает это помещение?
III. Изучение нового материала.
Вступительное слово педагога:
-Уточним наш адрес. (Наша планета);
-Страна. (Россия);
-Столица нашего государства. (Москва);
-Край. (Краснодарский);
-Краевой центр. (Краснодар);
-Район. (Курганинский);
-Районный центр. (ст. Петропавловская);
-Образовательное учреждение. (Центр Детского Творчества);
-Объединение. («Акварелька»).
- Сегодня мы вспомним, как жили, какие традиции были в старину у кубанских казаков. И для этого мы совершим экскурсию в прошлое, чтобы узнать о быте казаков: их жилище, утвари, одежде, традициях.
- А почему вы должны это знать, почему это нужно знать каждому жителю Кубани? (ответы детей).
- Так с чего же начинается Родина для каждого из нас? С родного города, села. С весёлого шума деревьев на улицах нашего детства. С золотого моря пшеницы на бескрайних кубанских полях. С задорной казачьей песни. С рассказов дедушки-ветерана Великой Отечественной войны. Всё это ваше, самое близкое и дорогое. Здесь ваши корни. Родина начинается здесь.
1. Вступительное слово обучаемых.
1 ребёнок: В ковылях средь серебряной рани, В цветущей душистой степи Казаки себе стан выбирали.У извилистой тихой реки. 2 ребёнок: Первым делом коней напоили, На треноги повесив казан. О минувших сраженьях судили.
И весёлый сидел атаман. 2.Беседа по теме «Казачий быт»:
Для жилья казаки строили себе хаты – мазанки, низкие, с маленькими окошками, крытые соломой. Полы были глинобитные, т.е. помазанные глиной и посыпанные соломой или душистой травой. Специальные обряды при закладке дома.
«На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья - "чтобы всё водилось».
«Обряд при строительстве жилья». В передний угол, в стену вмуровывали деревянный крест, призывая этим Божье благословение на обитателей дома. После окончания строительных работ хозяева устраивали угощение вместо платы (её не полагалось брать за помощь). Внутреннее убранство казачьей хаты.
Интерьер кубанского жилища был одинаков для всех районов Кубани. В доме было две комнаты: великая (вылыка) и малая хата. В малой хате находились печь, длинные деревянные лавки, стол (сырно). В великой хате стояла мебель: шкаф для посуды, комод для белья, сундуки и т.д. Центральным местом в доме был "Красный угол"-"божница". "Божница" оформлялась в форме большого киота, состоящего из одной или нескольких икон, украшенных рушниками. Часто иконы и рушники украшались бумажными цветами. В "божнице" сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение, венчальные свечи, молитвы, поминальные книжки.
Иконы из святого угла по давнему обычаю снимали для благословения молодого воина на службу, для встречи его после окончания службы. Благодарили Бога за спасение сына.
Рушники-традиционый элемент украшения кубанского жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали кружевами и вышивали крестом или гладью. На вышивке преобладал растительный орнамент.
Наши предки верили, что вышитые полотенца и скатерти в доме ограждают дом от всякого зла, а вышивка на одежде хранит того, кто её носит. Когда казаки уходили на войну, женщины им дарили вышитые своими руками рубашки, полотенца, чтобы вдали от дома те охраняли их и напоминали о родных.
III. Физкультминутка.
(Дыхательная гимнастика)
Передо мною Родина моя: Бескрайние пшеничные поля: Вдохну я запах хлеба и цветов, Увижу вдалеке родимый кров. Вдохну - и руку к сердцу приложу, Я ветром этим очень дорожу. И с ним вдыхать всю жизнь готов Я запах этот хлеба и цветов! Продолжение работы по теме занятия. 3. Беседа по теме: «Обряды и традиции».
На Кубани бытовали различные обряды: свадебный, родильный, имянаречение, крестины, проводы на службу, похороны. Свадьба - сложный и длительный обряд, со своими строгими правилами. Строго соблюдался запрет устраивать свадьбы в посты. Самым предпочтительным временем года для свадеб считались осень и зима, когда не было полевых работ. Так же запрещалось выдавать замуж девушку в другие станицы, если в своей было много холостяков или вдовцов. Решающее слово в выборе жениха и невесты оставалось за родителями. Сваты могли явиться без жениха, а только с его шапкой, поэтому девушка вплоть до свадьбы не видела своего суженого.
4. Беседа по теме «Народные промысла и ремёсла».
Коренные жители станицы – казаки – занимались земледелием и скотоводством. Повсеместно встречались кузнецы, сапожники, овчинники (выделывали овечьи шкуры), портные. Из собственного сырья ткали холсты, шили рукавицы, одежду, изготовляли орудия земледельческого труда (деревянные и железные).
IV. Просмотр экспонатов.
V. Рефлексия. Итог занятия.
- Итак, давайте вспомним, что нового мы сегодня услышали?
- Весело или грустно вам было сегодня?
- Надеюсь, что сегодня у вас у всех было хорошее настроение.
Прогнозируемый результат: Привитие интереса к изучению истории и культурно-национальных особенностей быта людей, проживающих на территории нашего края. Умение выражать свои чувства, эмоции.