Программа дополнительного образования спортивной секции по мини-футболу
Краевое государственное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Камчатский дворец детского творчества»
Отдел учебно-спортивной работы
Утверждена методическим советом
от « ____»______________ 2015____
протокол № ____________________
Председатель методического совета
___________ И.Б. ПетранковскаяПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
спортивной секции по мини-футболу
программа рассчитана на детей 15-20 лет,
срок реализации 3 года
Педагог дополнительного образования
Исанбаев Николай Исадыковичг. Петропавловск-Камчатский – 2015 год
I. Пояснительная записка
Учебная программа спортивной секции по мини-футболу составлена на основе директивных и нормативных документов, регламентирующих работу спортивных школ, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом от 04.12.2007 № 329 - ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (постановление Правительства РФ от 07.03.1995 г. № 233), нормативными документами Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту, Устава краевого государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Камчатский дворец детского творчества».
Футбол – спортивная командная игра. Систематические занятия футболом благоприятно влияют на укрепление здоровья и совершенствование основных физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости).
С самого начала занятий данным видом спорта дети, а в данном случае студенты, начинают осознавать причастность к коллективу и в соответствии с правилами и распоряжениями учатся управлять своими действиями, соотносить их с действиями других. Так укрепляется воля, дисциплинированность, формируется привычка к соблюдению норм поведения, укрепляются такие важные нравственные качества, как ответственность перед коллективом, чувство долга, гордость за успехи команды.
Основополагающие принципы построения программы.
- комплексность (предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля).- преемственность (определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствия его требованиям высокого спортивного мастерства, чтобы обеспечить в дальнейшем многолетнем учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей уровня физической и технико-тактической подготовленности).
- вариативность – предусматривает, в зависимости от уровня физической подготовки, индивидуальных особенностей спортсмена, включение в тренировочный план разнообразного набора тренировочных средств и изменения нагрузок для решения одной или нескольких задач спортивной подготовки.
Максимальный численный состав группы определяется полезной площадью спортивного сооружения, общепринятыми санитарно-гигиеническими нормами и требованиями техники безопасности, однако не может превышать двукратного минимального количества обучающихся.
Количество обучающихся в группе 11-14 человек в возрасте 15-20 лет. Занятия проходят три раза в неделю по 2 часа, всего 6 часов в неделю. Годовой цикл обучения 216 часов.
Соревновательный период является необходимым условием подготовки обучающихся, помогающий скорректировать учебно-тренировочный процесс согласно результатов соревновательной деятельности.
Основными задачами соревновательного периода являются – повышение достигнутого уровня тренированности, совершенствование техники и тактики игры, проведение анализа игровых ситуаций и исправление тактических и технических ошибок.
Методы обучения
Используемые на занятиях методы обучения подразделяются на три группы:
- словесные: рассказ, объяснение, указание, беседа, разбор, анализ игровых действий и результатов;- наглядные: показ спортивных упражнений и их элементов, демонстрация кино-видеоматериалов, рисунков, фотографий, схем тактических взаимодействий, использование демонстрационных стендов, плакатов.
Так же к наглядным методам относятся методы ориентирования: линии разметки, переносные стойки, ориентиры на щите, зрительные и звуковые сигналы;
- практические: базируются на активной двигательной деятельности обучающихся, включают в себя обучение технике и тактике игры в баскетбол.Формы организации учебного занятия
Эффективность процесса обучения определяется уровнем его организации. На учебных занятиях по мини-футболу используются несколько форм организации занимающихся: групповая, фронтальная, поточная, проходная, форма круговой тренировки и индивидуальных занятий.
При фронтальной форме проведения занятия упражнения выполняются одновременно или посменно всеми учениками, расположенными в одну или несколько шеренг.
При поточной форме предполагается выполнение одного и того же задания одновременно или посменно всеми учениками, расположенными в одну шеренгу.
При проходной форме выполняются упражнений при передвижении обучающихся одновременно, используя всю площадь спортивного зала.
Для групповой формы характерно распределение обучающихся на несколько групп. Задания для каждой группы дифференцируются и выполняются поочередно.
При применении формы круговой тренировки распределение учащихся по группам проходит в зависимости от их спортивной подготовки, разнонаправленные задания выполняются на специально отведенных участках (станциях) в определенной последовательности, смену станций производят через заданные интервалы времени с продвижением по кругу. Количество пройденных кругов варьируют в соответствии с поставленными задачами.
Форма применения индивидуальных заданий предполагает самостоятельное выполнение их каждым учеником.
Выбор формы организации обучающихся на занятии зависит от уровня их подготовленности, степени поставленных решаемых задач, используемых педагогом средств и методов обучения, условий проведения занятия, наличия в достаточном количестве спортивного инвентаря.
Для успешной реализации данной программы необходимо:
- спортивный зал;
- футбольные мячи по количеству детей;
- футбольные ворота;
- мецинболы;
- скакалки по количеству обучающихся;
- стойки;
- гимнастические палки;
- обручи;
- гимнастические маты;
- учебные, магнитные доски, магниты;
- иллюстративный материал.
Программа рассчитана на 3 года обучения.
1 год. Данный этап включает в себя общефизическую подготовку, начальные навыки технической и тактической подготовки. Количество обучающихся в группе – 10-15 человек, в возрасте от 15 до 16 лет. Дети первого года обучения занимаются 6 часа в неделю. Продолжительность занятий – 2 часа. Годовой цикл обучения 216 часов.
2 и 3 год. Данный этап включает в себя более глубокое изучение тактико-технических действий с мячом и без мяча. Количество обучающихся в группе 2-3года обучения - от 10 до 15 человек, в возрасте от 16 до 20 лет. Количество часов в неделю: 2-3 года обучения – 6 часов, Продолжительность занятий – 2 часа. Годовой цикл 2-3 года обучения - 216 часов.
Этапы обучения различаются ставящимися задачами и объёмом полученной информации и требованиями к качеству её усвоения. Запись в секцию мини-футбола проводится по желанию детей, предоставлению медицинской справки и заявления от родителей. Состав группы зависит от степени подготовленности детей и их возраста. При необходимости могут формироваться разновозрастные группы. Распределение учебного времени по темам является примерным и может корректироваться педагогом в зависимости от уровня подготовленности детей.
Цель: всестороннее физическое развитие, укрепление здоровья, создание условий для сплочения ребят в дружный коллектив.
Задачи:
Обучать основам техники и тактики игры.
Формировать потребность в регулярных занятиях физической культурой и спортом.
Укреплять здоровье, содействовать гармоническому физическому развитию.
Воспитывать волевые качества: целеустремлённость, решительность, выдержку, самообладание.
Пропагандировать здоровый образ жизни.
Развивать силу, быстроту, ловкость, гибкость, выносливость, скоростные качества.
Способы проверки реализации данной программы:
Тематический (осуществляется с помощью вопросов в конце изученной темы, а также с помощью тестовых заданий, билетов);
текущий (беседы в форме «вопрос-ответ» с ориентацией на сравнение, сопоставление, выявление общего и особенного);
итоговый (контрольный, соревнования, выставки и т.д.);
тестирование (по правилам соревнований);
задания по карточка (выполнение упражнений на практике);
тесты по ОФП (в начале года и в конце года);
контрольные нормативы (прилагаются к программе).
В результате реализации данной программы учащиеся овладевают:
информационным компонентом
(знания об истории спортивной игры мини-футбол; правила соревнований по мини-футболу; умение использовать полученные знания на практике в условиях тренировочных занятий);
операционным компонентом
(овладевают основами техники спортивной игры; тактики игры как в защите, так и нападении; приобретают соревновательный опыт, путём участия в соревнованиях);
мотивационным компонентом
(повышают уровень разносторонней физической и функциональной подготовленности; развивают и совершенствуют специальную физическую подготовку).
Методическое обеспечение
1-го года обучения
Учебно-тематический план 1 года обучения
№ Тема занятия Количество часов
теория практика всего
1 Вводное занятие
(инструктаж по Т.Б., знакомство с коллективом, культура общения, обсуждение программы 1 года обучения, знакомство с историей мини-футбола) 2 - 2
2 Физическая подготовка
Тема № 1. Комплекс упражнений № 1 на грудной отдел.
Тема № 2. Комплекс упражнений № 2 на плечевой пояс и туловище.
Тема № 3. Комплекс упражнений № 3 для ног.
Тема № 4. Комплекс упражнений № 4 для мышц стопы.
Тема № 5. Комплекс упражнений № 5 виды бега.
Тема № 6. Контрольное занятие. Приложение № 1 2 28 30
3 Техническая подготовка
Тема № 1. Удары по мячу ногой.
Тема № 2. Удары по мячу головой.
Тема № 3. Остановка мяча.
Тема № 4. Ведение мяча.
Тема № 5. Обманные движения (финты).
Тема № 6. Отбор мяча.
Тема № 7. Введение мяча в игру.
Тема № 8. Контрольное занятие. Приложение № 2 12 118 130
4 Тактическая подготовка
Тема № 1. Индивидуальные действия с мячом.
Индивидуальные действия без мяча.
Тема № 2. Групповые действия с мячом и без мяча.
Тема № 3. Контрольное занятие. 6
36
42
5 Итоговое занятие
Участие в соревнованиях по мини-футболу 1 11 12
23 193 216
Программа 1-го года обучения
1.Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности.
Знакомство с коллективом.
Обсуждение программы первого года обучения.
Культура общения.
Знакомство с историей мини-футбола
2. Физическая подготовка. Общеразвивающие упражнения.
Тема № 1. Комплекс упражнений №1 на грудной отдел.
Сгибание и разгибание рук.
Движение кистями.
Круговые движения одной рукой.
Поочередное движение руками.
Тема № 2. Комплекс упражнений №2 на плечевой пояс и туловище
Движения плечами (вверх, вниз, вперед, назад).
Наклоны туловища (вперед, назад и в стороны).
Тема № 3. Комплекс упражнений №3 для ног.
Попеременные махи ногами (вперед, назад, в стороны).
Сгибание и разгибание ног в положении сидя.
Приседание и переход в стойку на коленях.
Вставание из положения, сидя, скрестив ноги.
Прыжки на месте на обеих ногах скрестно.
Прыжки на одной ноге с продвижением вперед.
Тема № 4. Комплекс упражнений № 4 для мышц стопы.
Ходьба на носках с высоко поднятыми коленями.
Ходьба на пятках.
Ходьба на наружных сторонах стопы.
Тема № 5. Комплекс упражнений №5. Виды бега.
1. Знакомство с видами бега.
2 Челночный бег.
3. Бег с ускорением.
4. Бег на 30 метров на время.
5. Кросс без учета времени.
Тема № 6. Контрольное занятие по теме: Физическая подготовка. Термины: челночный бег, кросс.
3.Техническая подготовка.
Тема № 1. Удары по мячу ногой.
1. Удар внутренней стороной стопы.
2. Удар средней частью подъема стопы.
3. Удар внешней частью подъема.
4. Удар прямым подъемом.
5. Удар носком стопы.
6. Удары с небольшого разбега в стену по мячу, накатываемому партнером, стоящим с боку.
7. Удары по мячу, набрасываемому партнером.
8. Удары с разбега по неподвижному мячу в ворота с расстояния 8 м.
9. Удар по падающему мячу. Удар по мячу с ходу.
10.Отработка всех видов ударов по неподвижному мячу
11. Отработка передачи мяча между партнерами разными видами ударов.
12. Жонглирование мячом левой и правой ногой.
13. Контрольное занятие по теме: удары по мячу ногой.
Тема № 2. Удары по мячу головой.
1. Удар головой с места. Удар головой с разбега.
2. Удар головой вверх. Удар головой в прыжке.
3. Жонглирование мяча головой.
4. Отработка всех видов ударов головой
Тема № 3. Остановка мяча.
1. Остановка мяча внутренней стороной стопы.
2. Остановка катящегося мяча подошвой.
3. Остановка летящего мяча внутренней стороной стопы.
4. Передача мяча между партнерами низом: внутренней стороной стопы и остановка мяча подошвой.
5. Остановка мяча грудью.
Удар по мячу после остановки мяча грудью.
6. Остановка мяча подошвой, с последующим ударом внутренней стороной стопы в цель.
7. Отработка остановки мяча различными способами.
Тема № 4. Ведение мяча.
1. Ведение мяча внутренней стороной стопы.
2. Ведение мяча внешней стороной стопы.
3. Ведение мяча носком.
4. Ведение мяча средней часть подъема стопы.
5. Ведение мяча по прямой, ускоряя и замедляя бег.
6. Ведение мяча по кругу попеременно то одной, то другой ногой.
7. Отработка ведения мяча разными способами.
Тема № 5. Обманные движения.
1. Остановка мяча ногой после замедления бега и ложной попытки остановки мяча - выполняется рывок вперед с мячом.
2. Имитация удара по мячу ногой с последующим уходом от соперника вправо или влево.
3. Бег змейкой между стойками.
4. Бег в квадрате.
5. Внезапные рывки вперед и в стороны после медленного бега.
6. Отработка всех видов обманных движений.
Тема № 6. Отбор мяча.
I.Отбор мяча выбиванием и выпадом у соперника, движущегося на встречу, слева или с права от игрока. Отбор мяча во время медленного бега.
2. Отбор мяча толчком плеча в плечо.
3. Игра "бой петухов".
4. Отработка всех видов отбора мяча.
Тема № 7. Введение мяча в игру.
1. Введение мяча в игру.
Тема № 8. Контрольное занятие по теме: Техническая подготовка. Термины: финты, отбор, открывание.
4. Тактическая подготовка.
Тема № 1. Индивидуальные действия с мячом и без мяча.
1. Передача мяча по воздуху.
2. Передача мяча соответствующей силы.
3. Передача мяча низом.
4. Передача мяча по заданному направлению.
5. Продольные передачи мяча.
6. Диагональные передачи мяча.
7. Поперечные передачи мяча.
8. Передача мяча на заданное расстояние.
9. Короткие передачи мяча.
10. Средние передачи мяча.
11. Длинные передачи мяча.
Тема № 2. Групповые действия с мячом и без мяча.
1. Групповые тактические действия: взаимодействие двух, трех и более игроков.
2.Взаимодействие игроков в упражнениях в парах, тройках вигре "квадрат" - 4x1, 5x2, 3x1.
Тема № 3. Контрольное занятие по теме: Тактическая подготовка. Термины: взаимодействие, открывание, однокасание.
5. Итоговое занятие.
1.Соревнования по мини-футболу.
К концу I года обучения учащиеся должны:
Знать: комплексы упражнений на грудной отдел, на плечевой пояс и туловище, для ног, для мышц стопы; термины: челночный бег, кросс, финты, подбор, добивание мяча, взаимодействие, отрыв от защитника, выход на свободное место; приёмы страховки и самостраховки; упрощённые правила игры в мини-футбол; правила личной гигиены. Уметь: сохранять стойку игрока; быстро и ловко передвигаться по площадке; выполнять удары по воротам с близкого и среднего расстояния; оказывать первую помощь при травме; пользоваться современным спортивным инвентарём и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности занятий; вести мяч правой, левой ногой; выполнять передачи партнёру различными способами; контролировать мяч; взаимодействовать в команде.
Методическое обеспечение
2-го года обучения
Учебно-тематический план 2 года обучения
№ Тема занятия Количество часов
теория практика всего
1 Вводное занятие
(инструктаж по Т.Б., культура общения, обсуждение программы 2 года обучения) 2 - 2
2 Физическая подготовка
Тема № 1. Комплекс упражнений № 1 для рук и плечевого пояса (Приложение № 3)
Тема № 2. Комплекс упражнений № 2 для ног (Приложение № 4)
Тема № 3. Комплекс упражнений № 3 для шеи и туловища (Приложение № 5)
Тема № 4. Комплекс упражнений № 4 для всех групп мышц (Приложение № 6)
Тема № 5. Беговые упражнения
Тема № 6. Контрольное занятие (Приложение № 7) 2 28 30
3 Техническая подготовка
Тема № 1. Удары по мячу ногой.
Тема № 2. Удары по мячу головой.
Тема № 3. Остановка мяча и перевод мяча.
Тема № 4. Ведение мяча.
Тема № 5. Обманные движения (финты).
Тема № 6. Отбор мяча.
Тема № 7. Контрольное занятие. Приложение № 2 8 118 126
4 Тактическая подготовка
Тема № 1. Действия защитников в обороне и в атаке.
Тема № 2. Действия нападающих в обороне и в атаке.
Тема № 3. Индивидуальные тактические действия.
Тема № 4. Групповые тактические действия.
Тема № 5. Контрольное занятие. 10
36
46
5 Итоговое занятие
Участие в соревнованиях по мини-футболу 1 11 12
23 193 216
Программа 2-го года обучения
Вводное занятие – 2 ч.
Инструктаж по технике безопасности.
Обсуждение программы второго года обучения.
Культура общения.
Физическая подготовка – 33 ч.
Тема № 1. Комплекс упражнений № 1 для рук и плечевого пояса
Тема № 2. Комплекс упражнений № 2 для ног
Тема № 3. Комплекс упражнений №3 для шеи и туловища
Тема № 4. Комплекс упражнений № 4 для всех групп мышц
Тема № 5. Беговые упражнения
Повторный бег.
Попеременный бег.
Рывки.
Ускорения.
Челночный бег.
Кросс без учёта времени.
Тема № 6. Контрольное занятие – тест Л. Ларсона
Термины: повторный бег, попеременный бег.
3.Техническая подготовка.
Тема № 1. Удары по мячу ногой.
Удар с лёта и полулёта.
Удар с лёта (с поворотом).
Удар с полулёта (после отскока).
Удар через себя.
Удар через себя в падении и в прыжке (ножницами).
Удар пяткой.
Тема № 2. Удары по мячу головой.
1. Удар головой с места. Удар головой с разбега.
2. Удар головой вверх. Удар головой в прыжке.
3. Жонглирование мяча головой.
4. Отработка всех видов ударов головой
Тема № 3. Остановка и переводы мяча.
Остановка мяча бедром.
Остановка мяча лбом.
Остановка мяча грудью.
Остановка опускающихся мячей головой.
Остановка мяча головой в прыжке.
Перевод, мяча назад (за спину) внутренней стороной стопы.
Перевод мяча в сторону.
Перевод внутренней частью подъёма.
Перевод внешней частью подъёма.
Перевод мяча грудью.
Тема № 4. Ведение мяча.
1. Ведение мяча внутренней стороной стопы.
2. Ведение мяча внешней стороной стопы.
3. Ведение мяча носком.
4. Ведение мяча средней часть подъема стопы.
5. Ведение мяча по прямой, ускоряя и замедляя бег.
6. Ведение мяча по кругу попеременно то одной, то другой ногой.
7. Отработка ведения мяча разными способами.
Тема № 5. Обманные движения.
Финт уходом.
Уход выпадом.
Уход с переносом ноги через мяч.
Финт ударом.
Финт ударом по мячу головой.
Финт остановка мяча ногой.
Финт «остановка» мяча грудью и головой.
Тема № 6. Отбор мяча.
Отбор мяча в выпаде.
Отбор мяча в подкате.
Отбор толчком мяча.
Тема № 7. Контрольное занятие по теме: Техническая подготовка. Термины: финты, отбор, открывание.
4.Тактическая подготовка.
Тема № 1. Действия защитников в обороне и в атаке.
Правильный выбор позиции.
Переход на плотную опеку.
Страховка партнёра.
Противодействие передачам и ударам соперника.
Передача мяча партнёрам после отбора у соперников.
Открывание на флангах.
Неожиданное подключение к атаке.
Тема № 2. Действия нападающих в обороне и в атаке.
Выбор позиции.
Скоростной индивидуальный маневр.
Взаимодействие с партнёром по линии нападения.
Участие в завершении атаки.
Тема № 3. Индивидуальные тактические действия.
«Закрывание игрока».
«Перехват мяча».
Действия без мяча: «открывание», отвлечение соперника, создание численного преимущества.
Действия с мячом: ведение мяча, обводка, удары по воротам.
Тема № 4. Групповые тактические действия.
Противодействия комбинациям: «в стенку», «двойная стенка», «скрещивание», «пропуск мяча».
Передачи по назначению: в ноги, на ход, на свободное место, за спину, под удар, прострельная и полупрострельная.
Передачи по направлению: продольная, поперечная, диагональная.
Передачи по траектории: низом, верхом, по дуге.
Передачи по способу выполнения: мягкая, жёсткая, резаная, откидка.
Тема № 5. Контрольное занятие по теме: Тактическая подготовка. Термины: взаимодействие, открывание, однокасание.
5. Итоговое занятие.
1.Соревнования по мини-футболу.
К концу II года обучения учащиеся должны:
Знать: технику выполнения передач и ударов по мячу различными способами и своевременность их применения; индивидуальные и групповые тактические действия в нападении и в защите; правила игры в мини-футбол.
Уметь: производить остановку и перевод мяча изученными способами; выполнять удар по мячу изученными способами; применять финты в игровых ситуациях; применять тактические схемы в защите и в нападении в игре.
Иметь навыки: владения мячом; переключения к действиям; слаженного коллективного командного действия в нападении и в защите; взаимодействия в команде.
Методическое обеспечение
3-го года обучения
Учебно-тематический план 3 года обучения
№ Тема занятия Количество часов
теория практика всего
1 Вводное занятие (инструктаж по технике безопасности, культура общения, обсуждение программы 3 года обучения) 2 2
2 Физическая подготовка
Тема № 1 Комплекс упражнений для развития силы (приложение № 7).
Тема № 2 Комплекс упражнений для развития быстроты (приложение № 8).
Тема № 3 Комплекс упражнений для развития гибкости (приложение № 9).
Тема №4 Комплекс упражнений для развития ловкости (приложение № 10).
Тема № 5 Комплекс упражнений для развития специальной выносливости (приложение № 11)
Тема № 6 Беговые упражнения
Тема № 7 Итоговое занятие 2 28 30
3 Техническая подготовка
Тема № 1. Удары по мячу ногой.
Тема № 2. Удары по мячу головой.
Тема № 3. Остановка мяча и перевод мяча.
Тема № 4. Ведение мяча.
Тема № 5. Обманные движения (финты).
Тема № 6. Отбор мяча.
Тема № 7. Итоговое занятие 8 118 126
4 Тактическая подготовка
Тема № 1. Защита против быстрого нападения.
Тема № 2. Защита против позиционного нападения.
Тема № 3. Командные действия.
Тема № 4. Быстрое нападение.
Тема № 5. Позиционное нападение.
10
36
46
5 Контрольные игры, соревнования
Участие и посещение соревнований по мини-футболу. 2 13 15
ВСЕГО: 23 193 216
Программа 3-го года обучения
1. Вводное занятие - 2 ч.
Инструктаж по технике безопасности.
Обсуждение программы третьего года обучения.
Культура общения.2. Физическая подготовка - 33 ч.Тема № 1. Комплекс упражнений для развития силы (приложение № 7).
Тема № 2. Комплекс упражнений для развития быстроты (приложение № 8).
Тема № 3. Комплекс упражнений для развития гибкости (приложение № 9).
Тема № 4. Комплекс упражнений для развития ловкости (приложение № 10).
Тема № 5. Комплекс упражнений для развития специальной выносливости
(приложение № 11).
Тема №6 Беговые упражнения
Повторный бег.
Попеременный бег.
Многоскоки.
Рывки.
Ускорения.
Челночный бег.
Бег спиной вперёд, скрестный бег.
Бег 30 м с ведением мяча.
Кросс без учёта времени.
Эстафеты (встречная, круговая).
Тема № 7 Контрольное занятие - тест «Индекс физической подготовленности
К. Зухоры» (приложение № 6).
Термины: многоскоки, скрестный бег.
3.Техническая подготовка.
Тема № 1. Удары по мячу ногой.
Удар с лёта и полулёта.
Удар с лёта (с поворотом).
Удар с полулёта (после отскока).
Удар через себя.
Удар через себя в падении и в прыжке (ножницами).
Удар пяткой.
Тема № 2. Удары по мячу головой.
1. Удар головой с места. Удар головой с разбега.
2. Удар головой вверх. Удар головой в прыжке.
3. Жонглирование мяча головой.
4. Отработка всех видов ударов головой
Тема № 3. Остановка и переводы мяча.
Остановка мяча бедром.
Остановка мяча лбом.
Остановка мяча грудью.
Остановка опускающихся мячей головой.
Остановка мяча головой в прыжке.
Перевод, мяча назад (за спину) внутренней стороной стопы.
Перевод мяча в сторону.
Перевод внутренней частью подъёма.
Перевод внешней частью подъёма.
Перевод мяча грудью.
Тема № 4. Ведение мяча.
1. Ведение мяча внутренней стороной стопы.
2. Ведение мяча внешней стороной стопы.
3. Ведение мяча носком.
4. Ведение мяча средней часть подъема стопы.
5. Ведение мяча по прямой, ускоряя и замедляя бег.
6. Ведение мяча по кругу попеременно то одной, то другой ногой.
7. Отработка ведения мяча разными способами.
Тема № 5. Обманные движения.
Финт уходом.
Уход выпадом.
Уход с переносом ноги через мяч.
Финт ударом.
Финт ударом по мячу головой.
Финт остановка мяча ногой.
Финт «остановка» мяча грудью и головой.
Тема № 6. Отбор мяча.
Отбор мяча в выпаде.
Отбор мяча в подкате.
Отбор толчком мяча.
Тема № 7. Контрольное занятие.
4. Тактическая подготовка.
Тема № 1. Защита против быстрого нападения.
Борьба за мяч
Концентрация игроков на опасных участках поля.
Нейтрализация разыгрывающего игрока.
Тема № 2. Защита против позиционного нападения.
Занятие выгодных позиций.
Борьба за мяч и пространство.
Стройность оборонительных линий, страховка.
Тема № 3. Командные действия.
Против высокотехничного соперника.
Против соперника лучше физически подготовленного.
Построение игры соответственно действиям соперника.
Персональная защита.
Зонная защита.
Передача «подопечных» друг другу.
Комбинированная защита.
Сочетание различных систем обороны.
«Прессинг».
Тема № 4. Быстрое нападение.
Быстрая передача.
Прорыв обороны.
Завершение атаки.
Тема № 5. Позиционное нападение.
Взаимодействие игроков в атаке.
Начало атаки.
Атака при трёх нападающих.
Атака при двух нападающих.
Преодоление зонной обороны.
Преодоление комбинированной обороны.
5. Контрольные игры, соревнования
Участие и посещение соревнований по мини-футболу.
К концу III года обучения учащиеся должны:
Знать: технику выполнения передач и ударов по мячу различными способами и своевременность их применения; индивидуальные и групповые тактические действия в нападении и в защите; правила игры в мини-футбол.
Уметь: производить остановку и перевод мяча изученными способами; выполнять удар по мячу изученными способами; применять финты в игровых ситуациях; применять тактические схемы в защите и в нападении в игре.
Иметь навыки: владения мячом; переключения к действиям; слаженного коллективного командного действия в нападении и в защите; взаимодействия в команде.
Список используемой литературы
Аганянц Е.К., Бердичевская Е.М., Демидова Е.В. Физиологические особенности развития детей, подростков, юношей: Учебное пособие. – Краснодар: КубГАФК, 1999. - 70с.
Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1994. - 223 с.
Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. - М., 1998.
Васильков Г.А., От игр к спорту. - М., 1992.
Гандельсман А.Б., Смирнов К.М. Физиологические основы методики спортивной тренировки. - М.: ФиС, 2000 г.
Гриндлер К., Пальке Х., Хеммо Х. Физическая подготовка футболистов. Пер. с нем. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – С.12-26.
Денни Милке, Футбол. Основы игры. Самый короткий путь к изучению основ футбола; перевод с англ. В.И. Бродецкого. - М.: АСТ, 2007.
Коротков И.П., Подвижные игры в занятиях спортом. — М., 1991.
Кузнецов А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера - III этап (13-15 лет)/Организационно-методическая структура учебно-тренировочного процесса в футбольной школе - М.: Олимпия, Человек, 2007.
Локтев С.А., Алексанянц Г.Д., Сулимова Т.Г. Особенности тестирования общей физической работоспособности у детей и подростков. //Теория и практика физической культуры. – 1991. - №10. – С.53.
Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. – М.: Педагогика, 1998. – 128с.
Николаева Л.В. Знаете ли Вы, что такое круговая тренировка. – Физическая культура в школе. – 1967. – №7. – С.11-15.
Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1972. – С.45-58.
Футбол. Учебник для физ. ин-тов. Под ред. Казакова П.Н. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 256 с.
Футбол: Учебник для институтов физической культуры. Под ред. Полишкиса М.С., Выжгина В.А. – М.: Физкультура, образование и наука, 1999. – 254 с.
Шестаков М.М., Красюк Г.В. Футбол. Методические основы учёта индивидуальных особенностей игроков при планировании нагрузки: Учебно-методическое пособие. - Краснодар: КГАФК, 1995. - 24 с.
Приложение № 1
Контрольно-переводные нормативы
по общей физической подготовке для юношей
Группы, возраст Упражнения общей физической подготовки
оценка Подтягивание,
Кол-во раз Отжимание от пола, кол-во раз Прыжок в длину, смПриседание, кол-во раз Бег 100 м, сБег 3000 м, мин
УТ 15-16 лет 5
4
3
14
11
9 22
20
18 197
180
170
45
40
35 14,2
14,4
14,6 12,30
12,50
13,10
УТ 17-20 лет 5
4
3 15
12
10 24
22
20 200
190
180 50
45
40 13,2
13,6
14,0 12,15
12,30
12,45
Приложение № 2
Нормативы по технической подготовке.
1. Жонглирование. Жонглирование мяча ногами, головой в любой последовательности. Фиксируется время до первой потери мяча. Даётся две попытки.
2. Ведение мяча 30 м. Тест выполняется с высокого старта, делается не более трёх касаний мяча, последнее на отрезке от 20 до 30 метров. Даётся две попытки.
3. Удары в цель.
Процедура тестирования: с линии штрафной площадки в ворота, разделённые на три части пробиваются по 5 ударов ногой. Мяч должен пересечь линию ворот по воздуху. За попадание в крайние зоны (2 м) начисляется -3 очка, в среднюю - 2очка, в штангу - 1очко. Суммируется общая сумма очков (т.е чем больше очков, тем лучше результат).
4. Комплексное испытание. Выполняется в течение 22— 25 мин.
1. Разминка (10 мин). Ходьба, бег, подскоки, махи, наклоны.
2. Бег 400 м со скоростью пробегания 1,5 мин.
3. Отдых 1 минута.
4. Два ускорения по 30 м с высокого старта. Пауза для возвращения — 20 сек.
5. Бег 400 м со скоростью пробегания 1,5 мин.
6. Отдых 1 минута.
7. Два ускорения по 30 м с ведением мяча. С высокого старта, не менее 3-х касаний мяча. Пауза между стартами — 30 сек.
8. Жонглирование мяча ногами, головой в любой последовательности — 45 сек.
9. Бег в течение 3-х мин. с заданием — пробежать как можно больше.
10. Отдых 1 минута.
11. Бег слабой интенсивности 1-2 минуты с переходом на ходьбу.
При оценке результатов принимаются во внимание показатели:
а) скорости пробегания двух 30-метровых отрезков без мяча;
б) двух ускорений по 30 м с ведением мяча;
в) трехминутного бега.
В период отдыха в экспериментальной группе активно применялись средства восстановления – упражнения на расслабление, на восстановление дыхания, самомассаж тех групп мышц, которые больше были задействованы в конкретных упражнениях. Также в период отдыха фиксировалась частота сердечных сокращений (Кузнецов А.А., 2007)
5. Комплексное упражнение футболиста.
Процедура тестирования. Выполняется на отрезке в 30 м. Подбрасывается мяч над головой не ниже 2 м; ударом головы послать его вперёд, принять любым способом; обвести 4-е стойки и финишировать, остановив мяч ногой за линией финиша. Даётся две попытки, учитывается лучшая. Секундомер включается по касанию мяча головой и останавливается в момент прекращения движения мяча за линией финиша. Время засекается с точностью до 0,1 секунды.
6. Тест на специальную координацию.
Слаломное ведение мяча (дриблинг) с обводкой пяти кругов. Дается две попытки. Не разрешается заходить с мячом в площадь круга.
Приложение № 3
Тест по физической подготовке Л. Пирсона и Л. Денисюка 1.Ходьба с переходом на бег на дистанции 1000 мТест проводится на стадионе. Испытуемые начинают все с ходьбы, затем переходят на быструю ходьбу, медленный бег с ускорением перед финишем.
2.Бег на дистанции 50 м с высокого стартаТест проводится на беговой дорожке, на которой обозначены линии старта и финиша. Испытуемые бегут поодиночке и только один раз. Время бега измеряется с точностью до 0,1 с.
3.Подтягивание на перекладинеИспытуемый в висе сгибает руки (подтягивается), пока его подбородок не окажется на уровне перекладины, затем возвращается к полному вису (руки выпрямлены в локтевых суставах). Упражнение выполняется до отказа. Оценивается количество подтягиваний.
4.Прыжок в длину с местаВыполняется с места, толчком двух ног, стоящих врозь. Испытуемый становится на линию, ноги врозь. Согнув ноги в коленях, отведя руки назад, сделать ими энергичный мах вперёд, в сочетании с мощным толчком ног. Приземление происходит на обе ноги. Прыжок выполняется трижды, засчитывается лучший результат. Длина прыжка измеряется от линии отталкивания до крайней точки следа, оставляемого пятками или другими частями тела.
5.Измерение силы с помощью динамометраДинамометр берётся в руку, которая свободно опущена вниз и не касается бедра. Сжать кисть с максимальной силой и держать в таком положении не менее 2 с. Тест повторяется дважды с небольшим перерывом. Результаты регистрируются с точностью до 1 кг.
6.Челночный бег 4x10 мВ зале или на беговой дорожке отмеряется отрезок 10 м. В начале и конце отрезка чертятся линии старта и финиша. На линии старта лежат два кубика. По команде бежит с кубиком до конца отрезка и кладёт его за линию финиша, затем возвращается за вторым кубиком и также кладёт его за линию финиша. Бросать кубик и класть его перед линией финиша запрещается. Время фиксируется с точностью до 0,1 с.
Приложение № 4
Индекс физической подготовленности К. Зухоры.
1.СкоростьБыстрый бег на месте в течение 10 с, высоко поднимая бёдра и хлопая в ладони под коленом маховой ноги. Результат оценивается количеством хлопков.
2.ПрыгучестьПрыжок в длину с места. Результат измеряется ступнями. Полученный результат округляется - остаток меньше половины ступни - отбрасывается, больше половины - считать как целую.
3.Сила (плечевой пояс)Хват за перекладину или ветку дерева двумя руками сверху - вис не касаясь ногами пола. Упражнение с возрастающей трудностью (вис хватом двух рук - вис на одной руке - вис, согнув руки).
4.ГибкостьОсновная стойка - медленный наклон туловища вперёд, не сгибая ноги в коленях.
5.ВыносливостьБег до предела возможностей.
а)бег на время на месте, делая около 120 шагов в минуту
б)бег на дальность, в котором учитывается пройденная дистанция
6.Сила (мышцы живота)Лёжа на спине, руки вдоль туловища. В быстром темпе сводить и разводить скрестно прямые ноги, меняя их положение. Испытуемый выполняет упражнение, пока хватит сил.
Приложение № 5
Комплекс упражнений для развития силы.
Упражнения с преодолением собственного веса; подтягивание из виса, отжимание в упоре, приседания на одной и двух ногах. Преодоление веса и сопротивления партнёра. Переноска перекладывание груза. Лазание по канату, шесту, лестнице. Перетягивание каната. Упражнения на гимнастической стенке. Упражнения с набивными мячами.
Приложение № 6
Комплекс упражнений для развития быстроты.
Повторный бег по дистанции от 30 до 100 м со старта и с ходу с максимальной скоростью. Бег по наклонной плоскости вниз. Выполнение общеразвивающих упражнений в максимальном темпе.Приложение № 7
Комплекс упражнений для развития гибкости.
Общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движения. Упражнения с помощью партнёра (пассивные наклоны, отведения ног, рук до предела, мост, шпагат). Упражнения с гимнастической палкой или сложенной вчетверо скакалкой: наклоны и повороты туловища с различными положениями предметов (вверх, вниз, за голову, на спину), перешагивание и перепрыгивание.Приложение № 8
Комплекс упражнений для развития ловкости.
Кувырки вперёд, назад, в стороны с места, с разбега и с прыжка. Перевороты вперёд, в стороны, назад. Стойки на голове, руках и лопатках. Прыжки опорные через козла, коня. Упражнения в равновесии на гимнастической скамейке. Жонглирование двумя, тремя теннисными мячами. Метание мячей в цель. Метание после кувырков, поворотов.
Приложение № 9
Комплекс упражнений для развития специальной выносливости.
Многократные повторения упражнений в беге, прыжках, технико-тактических упражнениях с различной интенсивностью и различной продолжительностью работы и отдыха.